Мотивация в обучении программированию

Недавно меня позвали выступить перед методсобранием местных учителей информатики – рассказать на примере «Хуториума», как можно обучать школьников языкам программирования.

Один из заданных вопросов – как мотивировать школьников, потому что учиться они ни черта не хотят – спровоцировал довольно эмоциональное обсуждение.

Учителя информатики перенимают опыт Хуториума

Это натолкнуло на мысль рассказать о нашей обучающей концепции в целом. У нас своя небольшая теория насчет построения эффективных обучающих систем, и мотивация – один из ее ключевых факторов.

С точки зрения этой теории, любой процесс обучения можно представить как некую точку в трехмерной системе координат. Осями при этом будут три направления – стратегия, тактика и мотивация. Чем дальше точка от нуля по всем этим направлениям, тем эффективнее система.

Вопрос на собрании натолкнул на идею поделиться этой концепцией с сообществом, рассказав о ней в цикле из трех статей. В первой из них речь пойдет о мотивации, о чем можно догадаться, внимательно прочитав заголовок.

Естественная и искусственная мотивация

Мотивация – это ответ на вопрос “зачем”. Зачем студенту двигаться по обучающему процессу, вникать в материалы, выполнять задания и вообще напрягаться. Эти причины мы делим на две группы – естественную и искусственную мотивацию.

Естественная – это собственно сама цель, ради которой студент пришел заниматься.

Искусственная – это набор дополнительных уловок, которые помогают обмануть человеческую лень и превратить учебный процесс в удовольствие, а не работу.

С нашей точки зрения, естественная мотивация первична для любого процесса – не только для обучающей системы. Например, если вы делаете туалет в аэропорту, вам не обязательно заботиться о геймификации этого процесса и давать бонусы за каждое успешное попадание – естественной мотивации будет вполне достаточно.

А вот если с естественной мотивацией не очень, то и искусственная не очень поможет. В качестве примера можно посмотреть на современные школы – в большинстве своем школьники не понимают, зачем им учить нелюбимые предметы.

Школьная система пытается подменить эту мотивацию искусственной. Ее основной элемент – геймификация с бонусами в виде оценок и боссом в виде ЕГЭ. Но играть в одинаковую игру 10 лет подряд надоедает даже последним ботаникам. Без естественной мотивации процесс страдает и идет кое-как..

В общем, на наш взгляд, искусственные приемы мотивации – это как специи, которые имеют смысл только в сочетании с основным блюдом. Если блюдо не фонтан – специи конечно помогут скрыть вкус, но добром это не кончится.

Проблема мотивации на уроках информатики

Возвращаясь к выступлению в школе – после заданного вопроса у нас состоялся примерно такой диалог:

— Так все-таки, а как нам заставить школьников изучать языки программирования?
— Во-первых, не надо заставлять. Выберите только тех, у кого технический склад мышления и кто сам к этому тянется. Во-вторых, расскажите им про деньги – сколько они смогут зарабатывать. У вас ведь есть живой пример – как ученик этой школы спустя два года после нашего курса зарабатывал как четыре учителя.
— Хм, деньги? А как без денег мотивировать?
— Погодите, а в чем проблема с деньгами? Программирование – это прикладная вещь, и имеет смысл, только когда приносит пользу. Эквивалент пользы – деньги. Про это и надо говорить.
— Нам надо по-другому. Мы должны общечеловеческим ценностям учить.

Для детей в глубинке возможность зарабатывать деньги удаленно – это потрясающий шанс изменить жизнь свою и окружающих. Это самый мощный стимул освоить профессию, который только может быть. Но доносить эту мысль до них должны учителя информатики – которым государство платит копейки. Как, черт побери, школьнику им поверить?

Более того, естественная мотивация, как мы видим, считается чем-то зазорным. Приходится подменять ее искусственными штуками вроде “Часа кода” – но к сожалению, это не работает. Ситуацию в школах нужно менять более кардинальными средствами – и это одно из направлений, над которым мы сейчас работаем в Хуториуме.

Мотивация в онлайн-курсе Хуториума

Как вы уже поняли, в Хуториуме мы делаем упор на естественную мотивацию. Один из главных ее аспектов – это поиск правильной целевой аудитории.

Наш идеальный клиент – это инженер техподдержки или сисадмин – человек с техническим складом ума, которого перестала устраивать зарплата. Курс тоже сфокусирован на скорейшем получении скиллов для заработка. Поэтому естественной мотивации таких ребят обычно хватает, чтобы пролететь все задания в турбо-режиме и перейти к практике.

Сейчас мы работаем над подробными success stories наших клиентов. Мы думаем, что такие рассказы помогут создать необходимый настрой в начале работы. Некоторые из ребят трудятся в open-source проектах, так что скоро мы сможем показать результаты их труда.Кроме создания начального “заряда”, мы стараемся заботиться о том, чтобы поддерживать мотивацию на нужном уровне в течение всего курса. Для этого мы стараемся предотвращать ситуации с “залипанием”, когда студент слишком долго не может пройти какое-то задание. Мы мониторим такие ситуации, разбираемся в причинах и дорабатываем объяснение.

Еще один аспект – это интересность заданий. Конечно, некоторые вещи сложно сделать интересными – в программировании, как и в любом другом деле, встречаются скучные, но необходимые для понимания аспекты. Но в целом – мы стараемся выстроить обучающий процесс вокруг создания одного проекта (на данный момент это примитивный интернет-магазин). Следить, как он постепенно обрастает новыми деталями и превращается в что-то рабочее – довольно интересно.

При запуске летнего лагеря мы допустили несколько ошибок. Но по крайней мере одну вещь мы сделали правильно – не поставили вокруг учебного класса ни одной ванны с водой. Мы сделали это намеренно. У некоторых студентов после преодоления сложных заданий случались проявления синдрома Архимеда, а нам хотелось избежать беготни по поселку в обнаженном виде – тут все-таки дети.

В общем, пока мы обходимся естественными средствами мотивации и не планируем внедрять геймификацию. Вместо этого мы сейчас работаем над улучшением двух других составляющих нашей образовательной системы – тактикой и стратегией, о которых расскажем в следующих статьях.

Апгрейд онлайн режима

Сегодня мы существенно доработали онлайн-режим. Мы переделали навигацию, сделали собственную песочницу и редактор кода, вытащили курс на главную и сократили количество всей информации – чтобы студенты могли начинать заниматься уже через минуту после первого посещения сайта.

Кроме того, задания первого юнита теперь можно пройти бесплатно. Мы проверим правильность их выполнения так же тщательно, как проверяем задания зарегистрированных студентов.

Подписывайтесь на наш канал в телеграме @hutorium (запрещен к использованию на территории РФ), и заходите на сайт, чтобы попробовать первый юнит – https://hutorium.ru

0
33 комментария
Написать комментарий...
Artem Reva

так как детей то мотивировать?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

игры, делать игры, и играть в игры, так меня мотивировали в детстве

Ответить
Развернуть ветку
Artem Zyryanov

Ну Алексей вот считает, что нужно рассказывать про деньги :)

"— Программирование – это прикладная вещь, и имеет смысл, только когда приносит пользу. Эквивалент пользы – деньги. Про это и надо говорить.

— Нам надо по-другому. Мы должны общечеловеческим ценностям учить."

В этом, видимо, основной конфликт с точкой зрения учителей и состоял.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крылатов

Здесь просто надо было сразу договориться о терминах. "Что такое общечеловеческие ценности? Любовь к Родине? Тогда, извините, вам надо было не организатора курсов по разработке, а политрука из ближайшей в/ч приглашать на обмен опытом, это его профиль. Помогание слабым? Любой с опытом волонтёрской работы опять же будет здесь более на месте".

А если с точки зрения учителя способность обеспечить себя и свою будущую семью средствами к достойному существованию в рамках действующего законодательства таки подпадает под фразу "общечеловеческие ценности", то вроде и недопонимания не должно возникнуть.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Zyryanov

Учить любви к Родине сейчас обязан каждый учитель, по любому предмету, это у них в нормативах прописано, как я понял.

Касательно второго абзаца: тоже считаю, что достойное существование -- общечеловеческая ценность, но в голову к учителям это сложно уложить. Возможно, опять же, из-за того, что какой-то бюрократ из минобра так не считает и воплотил свое мнение в норматив.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Конышев

Именно так. Когда я их спросил, не являются ли, по их мнению, деньги общечеловеческой ценностью – они сказали что-то вроде "там такого написано не было"

Ответить
Развернуть ветку
КоНфЕтА***

Очень похоже, что у автора довольно поверхностные знания в этом вопросе. Удивляет другое - что учителя получившие профильное образование, привлекают для консультаций менее компетентного "специалиста", у которого в портфолио только поделка в виде палаточной школы программирования. Абсурд какой то.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Конышев
Очень похоже, что у автора довольно поверхностные знания в этом вопросе.

Обоснуйте, пожалуйста, откуда такое мнение?

Удивляет другое - что учителя получившие профильное образование, привлекают для консультаций менее компетентного "специалиста"

Серьезно?? Вы всерьез считаете, что ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ значит больше, чем реальная практика профессиональной разработки?

У которого в портфолио только поделка в виде палаточной школы программирования

Даже смешно :) Простите, откуда вы взяли, что это единственный проект в моем портфолио? И почему вы называете рабочий проект поделкой?

> Абсурд какой то.
Соглашусь, комментарий действительно абсурден.

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana

Тем не менее, судя по всему, у этого «менее компетентного» специалиста результаты мотивации заметно выше, чем у «более компетентных» коллег

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Конышев

Извините, но большинство ваших выводов совершенно непонятны и выглядят как высосанные из пальца.

Что-то у меня пригорело.

Используйте таймер в следующий раз или подсолнечное масло получше.

Вся концепция курсов сводится к тому, что профессия дрянь, но там же деньги. Поэтому идите к нам и заплатите за курсы.

С какой это стати вы называете нашу профессию дрянью? Это отличная профессия – в первую очередь потому, что она позволяет получать нормальные деньги – это критерий выбора #1. Пусть он и не единственный, но мы считаем, что он главный – и для мотивации нужно использовать именно его.

Что за дерьмовая фотография села снятая на фронтальную камеру мобильника? Что вы хотели этим показать?

Да, предыдущая версия сайта была посвящена летнему лагерю, поэтому содержала довольно много фоток. Пока мы не достроили хостел для круглогодичной работы, решили переориентировать сайт полностью на курсы. Легаси кое-где осталось.

Отзывы - кладезь аутистов и лентяев.

Во-первых, на вашем месте я бы не стал публично оскорблять незнакомых вам людей. Как минимум, это демонстрация плохого воспитания. Взрослому человеку должно быть просто стыдно позволять себе такие высказывания в паблике.

Во-вторых, обратите внимание – это реальные отзывы. Мы не пишем их сами, а передаем в том виде, в котором они поступили от клиентов – поэтому как минимум странно критиковать компанию за их контент. Или у вас "не пригорает" только от рафинированных отзывов , написанных копирайтерами по заказу компании?

В-третьих, совершенно непонятно, откуда выводы про аутизм и лень. Перечитал еще раз отзывы, признаков ни того, ни другого не нашел. Может быть, вы по каким-то причинам во всем склонны видеть эти признаки?

а теперь давайте говнокодить на React, это ведь модно, стильно, молодежно

Я так понял, React вызывает у вас какое-то раздражение? Зря вы так, это отличная технология. Как все современные технологии, она сокращает размер кода и позволяет улучшить его качество. Вообще, фактор стильности, модности и молодежности вы преподносите как негативный, а совершенно зря. Причина до банальности простая – чем современнее технология, тем больше на ней можно зарабатывать.

Очень сомнительно и поверхностно.

Вы можете сомневаться сколько хотите, но у нас окончившие курс студенты практически сразу же участвуют в реальной разработке и зарабатывают. Как я уже упоминал, скоро мы сможем показать некоторые разработанные ими opensource продукты.

Статья повторяет текстовые блоки на сайте: "Никто не идёт на наши курсы. А давайте скажем, что они будут получать 100-200 тысяч в месяц!"

Вот этот вывод просто совершенно непонятен – это-то вы откуда взяли? Онлайн-курс неплохо продается, летний лагерь тоже проблем с продажами не испытывал. Если у вас от мероприятий со школьниками такой вывод, так мы вообще школы не рассматриваем как ЦА – а мероприятия с учителями информатики проводили исключительно по просьбе местного министерства образования, с продажами это никак не связано.

Ответить
Развернуть ветку
КоНфЕтА***

Если автор отвечает, тогда позволю себе задать вопрос:
На каких условиях оказываются услуги? Есть ли лицензия на образовательную деятельность, учебные планы, образовательная программа и т.д.?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Конышев

Юридические вопросы освещены на сайте в разделе Документы – https://www.hutorium.ru/documents
Учебного плана в виде какого-то формализованного документа не существует. Если вас интересует обучающая программа – прокликайте на странице курса https://www.hutorium.ru/course цифры-названия юнитов. По каждому дается подробное описание изучаемого в нем материала

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Мотивация с деньгами сейчас не очень актуальна для молодёжи.
Сейчас важна профессиональная тусовка - единомышленники, красивый офис или же возможность работать с таиландского пляжа.

Программист кроме денег - это кто?
1. Он обладает уникальными знаниями, и его за это уважают. Он востребован.
2. Может на пустом месте из цифр-букв сделать что-то, что облегчит жизнь людям (эдакий фокусник).
3. Программист мало общается с другими людьми (например, в отличие от менеджера).
Он вхож в профессиональную тусовку. Профессиональное сообщество очень активное, значит в нём нет тухляка и застоя. Можно посещать конференции по всему миру.
4. Он не привязан к офису 24\7, может работать из любой точки мира. Если заболел - работай спокойно из дома. Надо срочно к родителям в деревню - пожалуйста, езжай и работай там с ноута. Друзья взяли отпуск и собрались поехать на курорт отдыхать - пожалуйста, езжай с ними и работай там с ноута когда будет удобно.
5. Ему не надо работать на улице в -35, ему не надо дышать вредным воздухом на заводе, ему не надо сидеть в офисе с текущей крышей - встал, ушёл и нашёл более комфортное место, хоть дома.
6. Он может работать с зарубежными компаниями. Ему легче уехать работать за границу.

Программист - это комфортные условия, это независимость в перемещениях.
Кроме денег, конечно же.
Расскажите детям об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крылатов

Ох, как же ж это люто... Особенно лют п.4:

— Василий Семёныч, у меня температура 41°C, лапы ломит и хвост отваливается.
— Ниипёт, дедлайн завтра! Глюки в башке есть? Ноут в зубы и излагай их в код из дома! Завтра не будет готово — вылетишь отседа как пробка от шампанского, окружённая брызгами судебных исков.

— Василий Семёныч, у меня батя помирает, ухи просит!
— Ниипёт, дедлайн завтра! Ноут в правую руку, свечку в левую, попечатаешь и языком!

— Василий Семёныч, у меня по графику отпуск, мы с пацанами собрались на курорт, я билеты купил!
— Ниипёт, дедлайн через две недели! Если, сцуко, не будешь пахать их все как про́клятый — вылетишь отседа как пробка от шампанского, окружённая брызгами неустоек!

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Можно подумать, что на Василие Семёныче свет клином сошёлся и нет больше работы, кроме как у него)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крылатов

И дедлайны тоже есть у всех.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey K

чё, "рынок работников" уже закончился, что Василий Семёныч такой борзый стал?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ivanov

Хаха, сын как раз и говорит - закончу школу, выучусь на программиста и поеду из России, тут жить дорого.
Сравнивал Белоруссию и Тайланд. Тайланд выиграл - там дешевле))

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Меня, в свое время, мотивировала возможность общение с более сильными и развитыми сверстниками в летних математических лагерях. Но тогда не было онлайн и связи за год рвалась. Сейчас нужно чередовать сбор офлайн стимулирующи групп и их общение онлайн между офлайн сессиями.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Zyryanov

Мне кажется, подобный подход имеет склонность вырождаться в "игру в бисер"; сильные математики и олимпиадные программисты, конечно, нужны, и хорошо, что у некоторых детей получается в этих сферах реализоваться, но навыки разработки, востребованные рынком -- более надежный билет в большой мир.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

По поводу денег - это работает не со всеми детьми. Совершенно точно не работает со многими детьми, у которых в семье все в порядке и у них нет острой нужды в чем-то, им не говорят родители "нет денег, нет денег".

Это работает, но плохо, для подростков.

Это начинает работать практически для всех после 20 лет. Но если ребенок просрал годы, учиться именно в этом возрасте ему уже тяжело.

Так что, давайте без иллюзий, мотивация деньгами работает, и это одна из самых действенных, и что самое важное - известных методик. Но не для всех.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Конышев
Это начинает работать практически для всех после 20 лет. Но если ребенок просрал годы, учиться именно в этом возрасте ему уже тяжело.

Это точка зрения, с которой трудно не согласиться. К сожалению, статус-кво сейчас именно такой – большинство школьников, даже из небогатых семей, вообще не понимают, что такое деньги и зачем они. И это статус, который мы хотели бы изменить – потому что от такого отношения страдают в итоге все.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Аликин

А вообще, Алексей, вы молодец.
Следующим летом достроим дом, и поедем попутешествовать. Ваш поселок - первая остановка на пути из Свердловской области в Ленинградскую.
Семья программиста (2+3) ищет релевантное окружение. В первую очередь - для детей.
Удачи. Искренне надеюсь, что вы не забросите поселок в связи с перемещение на пару-тройку тысяч километров на запад ;)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Bulatov

Мне понравилась статья в целом. Только мотивация о деньгах - мне кажется , это как раз и относится в данном случае к «искусственной мотивации». Естественная происходит изнутри.

Желаю успехов в вашем проекте.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Аликин

Это все, что нужно знать о мотивации. Когда ты потратил некие ресурсы, то ценность услуги будет намного выше, чем когда ты получаешь (имитируешь) просто так.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Zyryanov

"Школьная система пытается подменить эту мотивацию искусственной. Ее основной элемент – геймификация с бонусами в виде оценок и боссом в виде ЕГЭ. Но играть в одинаковую игру 10 лет подряд надоедает даже последним ботаникам..."

TF2 уже больше 10 лет, второй доте - 5 или 6 что ли. Знаю немало людей, которым пока не надоело, и косметику они покупают исправно. Думаю, в тот же classcraft можно играть 10 лет спокойно, если в это гоняют всей школой :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Konyshev

Ну, такие примеры – скорее исключения из правил :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Солнечный

Мне нужна мотивация, чтобы заставить дочитать себя этот бесконечный "мануал"

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

Я зашел на Хуториум, написал плашку в первом блоке, отправил на проверку, а мне пишут

"Failed to create taskstate"

Сначал я был не залогинен, потом залогинился, но плашка осталась. Там ручная модерация тасков? Точнее, я хочу спросить - таск уже отправлен и фейлится именно повторная отправка, или все-таки это не фича, а баг?

Firefox, Windows 8, desktop

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Конышев

Сергей, мы разбираемся с этим кейсом. Да, вы правильно поняли насчет ручной модерации – сейчас у вас 2 таск проверен, 3-й пока не был отправлен на проверку.

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда