Экономия времени, денег и сокращение ошибок — как Fintech API Сбербанка помогает бизнесу
Программный интерфейс для работы с банком из собственной учётной системы.
Материал подготовлен при поддержке команды Fintech API Сбербанка
С помощью API можно выполнять в автоматическом режиме многие действия, которые раньше отнимали время на выполнение запросов и согласования.
Fintech API — это программный интерфейс, который при помощи простых команд позволяет учетной системе бизнеса или B2B-SaaS партнёра напрямую «общаться» со Сбербанк Бизнес Онлайн — экосистемой продуктов и сервисов.
Для пользователей это означает, что получать и передавать информацию из банка и в банк становится проще. Сокращаются рутинные процедуры, освобождается время, снижается риск простых ошибок при работе с данными и документами.
Партнёрам Сбербанка Fintech API позволяет обмениваться информацией с банком и развивать собственные проекты на базе продуктов и решений банка.
Ежедневно 60 тысяч уникальных клиентов используют продукты, сервисы и услуги, интегрированные через Fintech API, осуществляя более 4 млн технических запросов.
Традиционно, чтобы провести банковскую операцию, требуется сделать много шагов:
- Создать документы в учетной системе, сохранить их и экспортировать, например, в виде файлов.
- Импортировать документы в клиент-банк, перепроверив на отсутствие ошибок.
- Подписать документы.
- Снова зайти в банковскую систему и подождать, когда изменится статус документа.
Если в этой длинной цепочке произошла ошибка, то в банке документ не примут. Придется делать все заново. На крупных предприятиях всё ещё сложнее. Когда процессов и документов — десятки тысяч в день, их сложнее обрабатывать. Из-за потери времени и ошибок бизнес терпит убытки.
В таких условиях предложить контрагентам новую услугу или обеспечить новый канал взаимодействия — сложнейшая задача, выполнение которой растягивается на месяцы.
С Fintech API сотрудники продолжают работать в привычной учётной системе предприятия, внутри которой возможно совершать необходимые банковские операции. Можно получать выписки, оплачивать счета, взаимодействовать с партнерами и клиентами — то есть настраивать связку «система и банк» так, как это нужно бизнесу. Фактически клиент получает все возможности по работе с продуктами банка в своей учётной системе. Всего для взаимодействия с банком через Fintech API доступно более 60 различных методов. Самые востребованные такие:
1. Методы получения информации по счетам
Многие решения API подсмотрели в сегменте b2c работы и перенесли их в b2b коммуникацию. Например, процедуру расчетов с юридическими лицами. Теперь, чтобы провести оплату контрагенту, достаточно добавить на сайт кнопку «Оплатить через Сбербанк Бизнес Онлайн». Процесс оплаты счета будет таким же простым, как процесс перевода денег с карты на карту физлица.
2. Методы получения информации по счетам и операциям (выписки)
Это методы, которые позволяют учётным системам бизнеса и В2B-SaaS партнёрам (банковским и небанковским сервисам) предложить услуги клиентам на базе информации о движении денежных средств.
3. Методы для организации зарплатного проекта
Работать с зарплатным проектом можно прямо в учетной системе организации, передавать ведомости напрямую в банк без дополнительной выгрузки в файл. Еще методы позволяют работать с зарплатными картами. Есть прямое взаимодействие с ERP-системой клиента и интеграция с сервисами облачной и аутсорсинговой бухгалтерии.
4. Методы для работы поставщиков услуг
Это методы, которые позволяют работать с реестрами задолженностей и платежей, передавать данные о поставленных услугах и формировать личные кабинеты клиентов, в которых аккумулируются сведения об их потреблении. Например, благодаря применению этих методов клиенты могут оплачивать услуги прямо из банкоматов Сбербанка или в приложении «Сбербанк онлайн».
5. Методы для работы с международными платежами
Сюда входят все операции, необходимые для внешнеэкономической деятельности: переводы, конверсии, валютный контроль.
6. Метод корпоративных подписок
Метод дает возможность оформить расчеты с юридическими лицами по подписке — организовать юридически значимое безакцептное списание с заданной периодичностью — то есть работать с юрлицами получается так же просто, как с «физиками».
7. Авторизация
СберБизнес ID — метод авторизации, который позволяет автоматически получать информацию о юридическом лице и по согласию клиента выполнять от его имени запросы информации из банка.
Как выглядит подключение к Fintech API для бизнес-партнёра Сбербанка
Владельцу бизнеса необходимо зайти в Сбербанк Бизнес Онлайн, подписать заявление о присоединении к Fintech API и там же получить для своего разработчика технические настройки. Дальше дело за разработчиком, который проведет интеграцию учетной системы предприятия и Fintech API.
Как выглядит подключение к Fintech API для разработчика
Для разработчика созданы все условия, чтобы начать работу после получения технической спецификации и настроек. Нет никаких специальных требований к технической инфраструктуре и системному ПО.
Для реализации интеграции с Fintech API не требуются разработчики с уникальной экспертизой. Для этого есть подробные инструкции по реализации, которые экономят время на подключение к API и снижают количество потенциальных ошибок. В документации для разработчиков нет многотомных описаний, за 15 минут можно оценить весь масштаб работ и даже получить отклик API без написания кода.
Команда Сбербанка создала тестовый полигон, заточенный под работу с внешними разработчиками. В песочнице развёрнут SWAGGER — набор правил и спецификаций для формата, описывающего взаимодействие компонентов API. Такое тестовое пространство поможет моделировать бизнес-процессы работы и получить результат на начальных этапах разработки, что существенно снизит сроки интеграции с Fintech API.
Технические решения, на которых построен Fintech API:
- REST — архитектура поверх HTTP без дополнительных сложностей.
- Полностью синхронная работа бухгалтерской учётной системы с банком.
- Формат JSON.
После того как разработчик всё установил, отладил и проверил, можно начинать эксплуатацию Fintech API.
Конечному пользователю не нужно никаких технических или информационных знаний. Специалист продолжит работать с банковскими операциями в своей учетной системе, так что ему не придется осваивать новые инструменты.
Безопасность при работе с API
При обмене данными между автоматизированной системой клиента и Fintech API используется асимметричное шифрование. Двухсторонний TLS (протокол защиты данных при работе через интернет) даёт доступ к сведениям только проверенным автоматизированным системам. Дополнительно могут использоваться рекомендованные ФСБ средства защиты передаваемой информации.
Сколько стоит Fintech API
Стоимость обслуживания сервиса зависит от количества направленных в банк документов и запросов выписки в течение расчётного периода, который составляет 30 дней. Линейка тарифов начинается от 50 тысяч рублей в месяц, за эту стоимость клиент может отправить 20 000 запросов в банк в месяц, например, отправить 10 000 платёжных поручений и получить 10 000 выписок по счету.
Fintech API интегрирует банковские услуги в учётную систему предприятия. При этом:
- Сотрудники не тратят огромное количество времени на обмен документами, а ручной труд минимизируется.
- Количество ошибок при передаче данных сводится к минимуму за счёт автоматизированного взаимодействия учётной системы организации и Fintech API.
- Повышается уровень безопасности передачи данных.
Но упрощение работы с банком — не единственный вариант применения технологии API. Сейчас по методам Fintech API Сбербанк работает с более чем 40 компаниями, которые предоставляют сервисы бухгалтерии, системы финансовой аналитики и документооборота, даже сервисы лояльности клиентов. Методы Fintech API открывают возможности для создания и развития собственных продуктов.
Отлично. Пользователи сбербанка получили функционал точки 5-летней давности, тинькоф-бизнес и модуля четырехлетней давности.
Причём не бесплатно, а за 50к в месяц. Отличная цена для тех, кому надо 31(+-) раз в месяц получать выписку. Чуть больше тысячи за запрос.
Пока все интеграции со сбером у меня выглядят через большую жопь: свой вебсервис парсит выписку которую пересылает бухгалтер на спец мыло и затем эмулирует ответы точки или превращает в вебхук с повторением протокола РФИ.
Интересно, если я запилю на движке хрома (режим хеадлес) бота, который будет делать тоже самое без АПИ за 50 000 руб. Меня забанят? Вопрос к команде этого АПИ и их эффективным менеджерам. Чтобы заранее сделать бота не отличимым от пользователя, если что.
Я так пробовал и получил по голове (директору пришлось выниматься из отпуска и писать унизительные бумажки в отделении в базовом регионе).
Забанят 100%. Даже если вы так пойдёте в физлицовый сберонлайн. Если интересно как и по каким признакам — F12 и вперёд.
Вот адон к нормальном хрому это было получше.
Все эти ваши(хотя наверное "наши") headless chrome-ы вычисляются на раз, а прокси уж и подавно, спасибо разрабам хрома(думаю, неспроста там так оставлено).
Самое стабильное и простое это парсинг выписок которые бух вынужден заказывать руками (а там и пересылка всё умеет, но иногда бухгалтеру не нужно проводить счета в биллинге прямо сейчас, поэтому пересылка на спец ящик не такое идиотское решение как кажется на первый взгляд).
Спасибо, тогда чуть поднапрягусь и напишу бота, который будет не вычислим (для небольших объемов). Ждите на просторах опенсорц.
У меня есть бот на питоне, собирает статистику по оплатам за домовую квартплату у соседей через веб-интерфейс сбера. Ходит по страницам сбера, более 500 квартир перебирает. Только раз в час сессия рвется и все.
Добрый день Алексей, удалось разработать ?
Добрый день Алексей . Получилось запилить бота ?
Еще нет
Пoмню, кoгда мы презентoвали свoи прoекты перед мэрoм нашегo гoрoда, был представитель Сбербанка, oн презентoвал прoдукты и сoвершеннo не пoнимал не пoтребнoстей, не че oн ваще несёт. Все oтвернулись за стoликами и ждали кoгда пoскoрее закoнчится этoт мoнoлoг.
Врoде представитель банка, а oт бизнеса так далек
Точка - API бесплатно
Модуль - API бесплатно
Тинькофф - API бесплатно
Альфа - API бесплатно (было год назад, в начале года что то переделывали, сейчас не знаю)
Сбербанк - от 50 000 ₽ в месяц. А на словах все мы слышим про поддержку малого бизнеса ) Как минимум, нужно сделать 30 запросов в месяц бесплатно, чтобы тем, кому достаточно обменяться 1 раз в сутки и тем, кто не нуждается в 10 000 запросах, можно было использовать сервис бесплатно.
В целом сбер продолжает политику монетизации. Были переводы внутри региона бесплатными? Давайте с этого заработаем! Были push уведомления бесплатными (не смс, а push, КАРЛ!), давайте с этого заработаем. To be continued...
С таким подходом, не удивлюсь , если и push буду платные - типа за использование их аналога firebase)
Вообще, лучше не писать такие предложения, не нужно отбирать "хлеб" у продуктологов сбера))
В сбере и так пуши платные
Это была ирония, но оказалась каким то ужасным фарсом....=(
У них можно было смс или пуш включить отдельно. Но за это деньги надо платить. Есть тариф эконом, когда пуш или смс прилетает только по одной какой то операции, вроде пополнения. А так чтобы запустить бесплатные пуши (как это делал рокетбанк) на все операции нельзя, плати. Им ещё 3 года назад писал, они ответили платно и выберите в настройках только пуш)
Там от карты ещё зависит, но не суть, то что пользуют больше всего то и платно принцип навинчивания тарифов как у обсоов
Сложно представить, что банк, работающий с широким кругом клиентов может не иметь торчащих наружу API. Теперь только их все надо стандартизировать, чтобы при смене банка не пришлось ничего переписывать
Дико дорого для малого бизнеса, надеюсь сделают предложение более комфортным, ведь малым не нужны 10000 обращений!
Это не дико дорого, это форменный идиотизм. Такие вещи должны бесплатно поставляться.
Поддерживаю.
пока такие вот инновации в шбере
Очень круто. 5 лет назад в банке N я предлагал сделать такое API для интеграции с системами клиента, но на тот момент никто не понимал зачем, проще посадить тетеньку переносить данные вручную из ERP в онлайн банк
"Формат JSON...."
Старый добрый....
Но, Сбре же рассчитывает на массовость (вопрос завышенной цены , сейчас не берём в рассчет)
Почему , не proto, ведь это бинарник =>легче и быстрее запросы проходят
Любитель превращать простые решения в олимпиадные задачи?
Сами понимаете , когда число запросов (планово) измеряется миллиардами .....зачем столько трафика ? В Alfabet хорошая документация, и принимая во внимание , тот объем айтишников, которые на кутузовском. . все было бы вполне по-силам, принимая во внимание, тот факт, что даже там, стараются на железе и лицензиях экономить....
ПЫСЫ: диссонанс , с образом инновационной компании , и тем ,что и как , реализуют на самом деле.....
Ярослав, когда вы говорите о возрастании нагрузки и миллиардах запросов, нужно приводить конкретные количественные характеристики. Согласитесь, что на миллиард запросов, лишние 1кб в пакете погоды не сделает, а вот легкость интеграции с тем же 1с (который в основном и будет использовать это апи) сильно сэкономить количество денег.
точно! 1С! теперь пазл сложился =))
А ты думаешь хипстеры на питоне и жс будут его использовать? Я тебе открою секрет, у нас весь бизнес работает так или иначе на 1С, потому что аналогов нет ;)
круто же всего 50к в месяц и вы на 2 кнопках
представили если к вам прибыл вирус зевс который скликивает платежыыыы?
но идея то красивая
для малого предприятия такой большой функционал и не нужен, там вручную все можно сделать, а вот для крупной компании автоматизация процессов будет полезна.
Малый бизнес к таким решениям может подключаться через технологических партнеров Сбера, которые выкупают большой объем запросов и могут предложить меньшие пакеты
API за деньги - дичь. Как и отсутствие бесплатной возможности получать пуш-уведомления о входящих платежах. Стоит услуга немного - 200 рублей в месяц, но из принципа не подключаю, нечего поощрять кретинизм.