Что нужно знать о системе электронных чаевых

Почему она повышает лояльность сотрудников и гостей

Материал подготовлен при поддержке Банка ПСБ

Осенью 2020 года ПСБ запустил новую услугу — сервис электронных чаевых. Владельцы кафе и ресторанов получили возможность перенастроить терминалы оплаты так, чтобы официанты могли получать вознаграждения от клиентов в безналичной форме.

Никита Хомутов
заместитель директора департамента электронного бизнеса ПСБ

Видит ли банк преобладание безналичных транзакций в заведениях? Как ситуация меняется, насколько быстро и что нас ждёт в будущем?

Заведения можно разделить на два типа: рестораны и небольшие кафе — фаст-фуды с невысоким средним чеком. В последних доля безналичных платежей всегда была выше — как правило, на уровне 70–80%. В ресторанах со средним чеком 2500–3000 рублей, по оценкам аналитиков ПСБ, летом прошлого года банковскими картами расплачивались 60–65% посетителей.

После первой волны пандемии доля безналичного расчёта в дорогих ресторанах увеличилась до 80%. В будущем, по нашим ожиданиям, эта цифра дойдёт до 85–90% и закрепится на этом уровне.

По статистике Центробанка, по всей России доля безналичных платежей за товары и услуги в первом квартале 2020 года составила 69%. Объём рынка безналичных чаевых сейчас составляет порядка 20 млрд рублей, а к 2023 году по некоторым оценкам экспертов может вырасти в 2,5–3 раза, до 50–60 млрд рублей.

Насколько востребована сейчас услуга электронных чаевых?

Надо отметить, что эта услуга востребована не только со стороны заведений и официантов, но и со стороны клиентов. Достаточно часто возникают ситуации, когда после обеда или ужина в ресторане клиент хочет оставить чаевые, но у него нет с собой наличных. Или же это неудобно чисто технически: например, при оплате с помощью QR-кода, если не привязан электронный кошелёк, нужно будет вводить номер карты. А если оплачивать кредитной картой, то банк возьмёт с клиента комиссию.

Сотруднику ресторана, в свою очередь, придётся заплатить проценты при снятии денег с электронного кошелька. В итоге официант так или иначе теряет дополнительный заработок полностью либо частично.

Какой максимальный размер чаевых можно оставить через электронную систему? А если гость захочет оставить больше?

Максимальный размер на этапе запуска был 20%, сейчас он составляет 30% от счёта. Мы будем развивать сервис, чтобы появилась возможность дальнейшего увеличения процента чаевых.

Если я оставил официанту 100 рублей, какую сумму он получит?

У платёжных систем Visa, Mastercard, «Мир» есть свои тарифы, поэтому банк берёт комиссию 5% или минимум 50 рублей. Но не на одну сумму, а на чаевые за день. Если официанту за весь день оставили 1000 рублей, то комиссия банка составит 50 рублей, 950 рублей пойдут на счёт.

Как защищены деньги официанта на электронном счету? А вдруг их кто-то украдёт?

Чтобы пользоваться этим сервисом, официант регистрирует свою личную карту в POS-терминале, через чип-ридер с неё запоминается фамилия, имя и номер. Здесь нет электронных счетов, электронных кошельков, а деньги приходят напрямую на банковский счёт официанта. Так что система защиты такая же надёжная, как и у банковских карт.

Можно ли вывести на карту банка другой страны?

Деньги можно получить на любую карту любого банка, но только открытую в России.

Облагаются ли электронные чаевые каким-то налогом? Это ведь тоже доход.

Чаевые налогами не облагаются и не являются доходом для физического лица — согласно письму Минфина они отвечают признакам договора дарения.

Какие нюансы вывода средств есть для получателя, берёт ли банк комиссию?

Никаких нюансов. Если у официанта карта Visa или Mastercard, то в районе полуночи банк зачислит ему денежные средства. С платёжной системой «Мир» получение происходит четыре раза в день. Комиссия банка — 5% или минимум 50 рублей, если это Visa или Mastercard. Если получатель использует карту «Мир» — до конца февраля зачисление бесплатно. При выводе средств никаких комиссий нет. Система такая же, как, например, при зачислении зарплаты и снятии денег из банкомата.

А как эта услуга выглядит для посетителя заведения?

Для гостя фактически это обычная оплата, как и при любых других покупках. Путь клиента выглядит так: официант спрашивает, каким способом удобно расплатиться, и сообщает о возможности оставить чаевые с помощью карты без комиссии.

Далее официант выбирает в терминале способ оплаты с чаевыми, выбирает себя, подтверждает, вбивает сумму чека и по умолчанию предлагает гостю оставить 10% чаевых — на усмотрение клиента, как и всегда. Сверху на дисплее при этом есть пометка, что максимальный лимит составляет 30%. В рамках этих процентов клиент может оставить чаевые. Сумма чаевых на этом этапе не указывается, она появляется только в процентах. Дальше официант нажимает зелёную кнопку, высвечивается финальная сумма, и гость ресторана прикладывает карту к терминалу.

Что нужно, чтобы настроить систему приёма чаевых? Требуется ли менять терминалы на новые или что-то покупать дополнительно?

Сервис интегрирован в POS-терминал — устройство для приёма безналичной оплаты. Для подключения системы чаевых нужно обновить дистанционно уже установленные терминалы или получить новые с этой функцией. Подключение услуги — бесплатное. Никакого дополнительного оборудования не нужно.

ПСБ запустил проект совсем недавно, сейчас к нему подключено шесть ресторанов Ginza Project и ещё несколько московских заведений, и пока мы целенаправленно его не масштабируем — он находится на стадии отлаживания процессов. Но уже сейчас система электронных чаевых получила отличную обратную связь от официантов, большой спрос со стороны ресторанов. А для ПСБ это новый продукт, который позволит увеличить количество клиентов и ресторанов в портфеле за счёт сервиса и его удобства.

Сколько стоит обслуживание системы — целесообразно ли ей пользоваться, если у меня небольшое кафе на несколько столиков?

Расходы владельца заведения с подключением сервиса не изменятся. Оплата такая же, как за обычный эквайринг. Ресторатор благодаря этой системе увеличивает лояльность своих сотрудников, позволяя им зарабатывать и получать дополнительный доход. А клиентам предоставляет удобство для совершения оплаты.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Перси Джексон

Про 5% со стороны банка деликатно умолчали, с суммы за день, как у платёжной системы,  или с каждого чека

Ответить
Развернуть ветку
iii iii

Почему умолчали?
"не на одну сумму, а на чаевые за день. Если официанту за весь день оставили 1000 рублей, то комиссия банка составит 50 рублей, 950 рублей пойдут на счёт."

Ответить
Развернуть ветку
Повелитель Ондатр

нет чаевых - нет проблем

Ответить
Развернуть ветку
Артур Малосиев

Уже оставлял чаевые в Шоколаднице. Но, видимо, через ваших конкурентов. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kapustin

Вариант с QR намного предпочтительнее, нежели когда официант сам спрашивает.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

тут интеграция в POS, видимо

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Загоруйко

Электронные чаевые, можно запустить также через сервис "Чаевые просто" и минимального платежа нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Michael Shramko

Было бы кому чаевые оставлять, единичные заведения имеют классных уважаемых официантов!!!

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

Чаевые? Мне кажется тут единственное верное решение это их не платить. 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда