Максим Россошанский, руководитель проекта Dizkon.ru, поделился цифрами своего сервиса, рассказал нам про связь Dizkon с известной биржей фрилансеров FL.ru и про средний чек дизайнерского конкурса.
Максим, добрый день. Что это за Dizkon, откуда проект возник, и почему вы решили реализовывать не самую, скажем откровенно, свежую идею?
Способ решения графических задач с помощью онлайн-конкурсов очень эффективен – мы увидели это на примере конкурсов, проводившихся на Free-lance.ru. Чтобы «универсализировать» и упростить конкурсы для рунета и всех категорий заказчиков, мы решили сначала исследовать опыт западных конкурсных бирж, и месяца полтора изучали 99designs и Designcrowd.
Эти компании уже обросли разными нишевыми фичами, типа вайтлейбл-кабинетов для заказчиков из агентств, и нам пришлось детально поработать над приоритезацией проекта, чтобы MVP получился действительно востребованным. Большой частью проекта, которой мы гордимся, является полностью легальная схема проведения конкурса и распределения денежных средств, включая случаи когда заказчик пропал. Под легальностью я имею в виду соответствие операций на сайте налоговому и гражданскому кодексу РФ, плюс юридическую значимость принятия договоров и оферт на сайте. Аналогичной прозрачной схемы, которая, к тому же, подразумевает работу с бухгалтерией юрлиц, нет ни у одной фриланс или дизайн-биржи в рунете.
Работать с сайтом очень просто на самом деле: составляешь бриф, выбираешь срок конкурса и бюджет, резервируешь средства и ждешь лучший вариант, подсказывая участвующим дизайнерам в каком направлении двигаться. Если за четыре дня ничего толкового не прислали – отменяешь конкурс и получаешь деньги обратно.
Какое отношение проект имеет к бирже фрилансеров FL.ru?
Сейчас с FL.ru у нас порядка половины клиентского трафика и почти все из трех с половиной тысяч дизайнеров. Причем с ФЛ приходят не только те, кто думал там конкурс по старинке замутить, но и те, кто опубликовал объявление о своей задаче, но понял что выбрать исполнителя – еще далеко не конец истории. При наличии заинтересованности заказчика в конечном результате получить решение на Дизконе действительно может быть проще и быстрее чем искать фрилансера на биржах.
В целом, Dizkon - это проект, на 100% принадлежащий бирже FL.ru, но имеющий свою стратегию развития.
Чего вам удалось добиться за первые месяцы работы?Первый конкурс открылся на сайте в начале декабря, а полноценно мы запустились в середине января. С тех пор зарегистрировалось более 3.5 тыс. дизайнеров, больше тысячи заказчиков, открыто более 100 конкурсов. Денег мы выплатили за работу около 500 тыс. уже и вышли на уровень 5-7 конкурсов в день, бывает даже 12. Средний чек (бюджет) составляет 9 тыс. рублей. Отменяется каждый десятый конкурс – это чаще всего означает что либо ТЗ было слабым и непроработанным либо действительно варианты были не самыми качественными. Зарабатываем на комиссии (10%) и разных 500-рублевых допуслугах. Про комиссию, кстати, история противоречивая. Тот же популярный в Америке и прибыльный 99designs берет от 30 до 38% от бюджета за проведение конкурса. Представляете что будет с репутацией сервиса который поставит комиссию в 33% в рунете?
По такой комиссии работают соцсети, например, никто не жалуется. Кто ваши клиенты? Малый бизнес, стартаперы, корпорации?
У нас 5 категорий клиентов:
- малые и средние предприятия с действующим юрлицом,
- крупные b2c компании с сильным брендом,
- цифровые агентства (готовые отдать задачу по дизайну на аутсорс),
- частные лица, которым по какой то причине нужен логотип, сайт или какая то картинка,
- стартапы - в модном смысле этого слова.
По факту проведенных операций мы видим что порядка половины платежей проходят от клиентов Яндекс.Денег, остальные 50% - с расчетных счетов физ и юрлиц. Двигаться будем именно в сторону юридических лиц, и для них у нас все прозрачно: отправку закрывающих документов на всю сумму мы обязаны осуществлять по НК, а получить официальный договор на отчуждение исключительного права на коммерческое использование работы стоит 500 руб.
В чем принципиальное отличие дизайнера в штате, фрилансера и ваше биржи?
Отвечу слайдом из нашей презентации:
То есть минусы есть как у дизайнера в штате, так и у агентства и тем более у фрилансера. Мы снимаем все эти проблемы.
Есть мнение, что сервисы вроде вашего негативно влияют на общую инфраструктуру - дешевые дизайнеры из нищих стран отбирают работу у респектабельных и сытых дизайнеров, которые с огромными планшетами сидят перед супердорогими мониторами в дизайнерских лофтах и рисуют логотипы за сотни тысяч долларов. Что вы думаете по этому поводу?
Более 70% из зарегистрированных у нас дизайнеров это россияне. Есть белорусы, литовцы, казахстанцы. Да, при этом москвичей и питерцев не так много. Но требуется ли на самом деле вариться в столичной арт-хипстерской тусовке чтобы быть в курсе мировых дизайн-трендов? Я сомневаюсь. Да и известные столичные школы дизайна не всегда помогают. Насчет нищих стран работающих на богатых клиентов – это скорее про недавно слившихся Elance и oDesk история. Можно конечно экстраполировать США-Индию на Москва-Липецк, но как мы видим по окружающим нас в офисах «москвичам», качество работы людей из провинций не хуже и не лучше московских.
Как вы привлекаете дизайнеров?
На FL.ru зарегистрировано около 40 тыс. фрилансеров, указавших свою специализацию в одной из дизайнерских категорий, именно они и составляют основную базу с которой мы работаем. Мы уже привлекли 3.5 тысячи дизайнеров, на отметке в 5 тыс. целенаправленную работу по регистрациям дизайнеров скорее всего прекратим. 5-7 тысяч это уже достаточно для обслуживания 700-800 заказчиков в месяц. Есть проблема с низкой квалификацией части дизайнеров, но во-первых, люди учатся и растут, во-вторых, через 3-4 недели мы запустим категорию Золотых конкурсов, куда работы смогут подавать только проверенные нами люди с высокой степенью адекватности и компетенции. Летом буду и на дизайнерские слеты и конференции ездить – но для этого надо четко понимать сколько в среднем хороший дизайнер у нас зарабатывает, а для этого нужна статистика.
Покажите пару лучших кейсов, если такие есть?
Лучшие кейсы у нас, в первую очередь, связаны с отличной реализацией связки цены и качества. Вот несколько примеров логотипов, разработанных за 6-9 тыс.
Напомню новым читателям, что около двух лет назад мы писали про появления нового (на тот момент) стартапа GoDesigner, который тоже является биржей для дизайнерских конкурсов. Можете объяснить, в чем ваши принципиальные отличия от них?
Мы за два месяца привлекли больше дизайнеров чем они за два года. В целом, с GoDesigner существует целый ряд юридических и налоговых проблем, особенно для работы юрлиц. Не буду говорить о том, что слово “питч” не имеет отношения к онлайн-конкурсам даже для носителей английского.
Главная сложность в работе с ними - это отсутствие правильных документов для проведения расходов по конкурсам. Не знаю как сейчас, но осенью они вообще не предоставляли закрывающие документы в бумажном виде, были только электронные версии сформированных на сайте актов и отчетов. Если юрлицо учтет такие расходы в бухгалтерии, то может попасть на штраф. Также они предоставляют свои акты на всю сумму, хотя сами дизайны не делают и деньги за них не получают, то есть это опять не соответствует НК. Кроме того, у них нет легального и простого способа получения договора об отчуждении права на коммерческое использование дизайна, так как та оферта, что есть, не включает выбранный в итоге вариант в виде приложения.
Владельцы проекта тоже рискуют, так как не платят НДФЛ за победителей-физлиц из России, хотя сами являются налоговым агентом. Плюс у них какая-то странная история по отмене конкурса заказчиком с необходимостью набирать какие-то баллы от дизайнеров, хотя Гражданский кодекс РФ четко прописывает что любой публичный конкурс может быть отменен в течение первой половины срока.
Воу воу, вот это то, что я называю "отличный анализ конкурентов". Спасибо, очень интересно. Успехов с Dizkon!