Слишком увлекаются технологиями и мало работают

Сооснователь инвестиционного фонда TMT Investments о ключевых ошибках стартаперов.

Материал подготовлен при поддержке TMT Investments

С 2011 года венчурный фонд TMT Investments инвестировал в 43 стартапа, в том числе в такси-сервис Taxify, CRM-систему Pipedrive и фотобанк Depositphotos. Фонд сделал восемь полных и пять частичных выходов, продав свои проекты Monsanto, Yahoo, AOL и другим крупным компаниям. За семь лет фонд увеличил стоимость своего портфеля в 3,3 раза. TMT Investments — открытая компания, которая получила листинг на Лондонской фондовой бирже.

В своей колонке сооснователь и управляющий партнер фонда Артём Инютин рассказывает об основных ошибках новичков и делится советами, как их избежать.

Среди российских стартапов, в которые мы инвестировали, я могу выделить эти три:

  • Wrike — входит в десятку лучших мировых систем проджект-менеджмента. Инвестировали в отличный продукт и прекрасную команду Андрея Филева.
  • Scentbird — подписка на пробники духов и косметику. Отличный быстрорастущий проект и профессиональная команда единомышленников: Марии Нурисламовой, Сергея Гусева и Андрея Реброва.
  • Anews — новостная платформа со своим контентом и материалами других СМИ на пяти языках. Перспективное многоканальное новое медиа.

Все они добиваются успеха благодаря упорству и правильно выстроенной работе. Но большинство команд на старте совершают ошибки, которые мешают привлекать инвестиции и развиваться.

Отсутствие конкретных целей

Перед привлечением инвестиции основателю и команде проекта надо четко понимать, какие KPI они перед собой ставят, какая у них маркетинговая стратегия и дорожная карта. Методы работы и численность команды, конечно, сильно зависят от стадии, на которой находится проект. Если это просто идея, она не стоит ничего. Идеи носятся в воздухе и повторяются многими людьми. Гораздо ценнее конкретное воплощение.

Если проект находится на очень ранней стадии (он ещё не готов или готов, но не продвигался), то я бы рекомендовал команде поучаствовать в хакатонах, конкурсах стартапов или поучиться в хорошем инкубаторе. Это помогает искать идеи, правильные технологические решения и, в том числе, находить инвесторов.

Наши портфельные проекты Scentbird и проект облачных вычислений Sixa прошли через Y Combinator. Консультанты помогли им отстроить маркетинг, технологии, бизнес-план, завести связи в отрасли. Профессиональные менторы помогут избежать большого количества ошибок и уменьшат количество итераций на поиск правильного решения.

Естественно, количество извлечённых знаний и правильный подбор менторов зависит только от желания самой команды. В YCombinator от ребят потребовали конкретные показатели по количеству клиентов и другие KPI по уровню дохода, стоимости привлечения клиента и LTV, которых нужно достичь после трёхмесячной программы. И участники по-хорошему одержимы этими KPI. Некоторые даже развешивают по квартире бумажки с цифрами, которых надо достичь на этой неделе. Но игра стоит свеч: после демо-дня один из проектов получил приглашение пообщаться более чем с сотней инвесторов.

Нацеленность только на внутренний рынок

Когда проект начинает зарабатывать деньги, правильно понимает свои методы монетизации и может масштабироваться, он становится интересен не только ангелам, но и венчурным фондам. Наибольший интерес для них вызывают проекты, которые не ограничены рамками одной страны.

Интернет не имеет границ, поэтому фонду хочется, чтобы стартап мог масштабироваться на несколько территорий. Кроме того, в России сейчас сложилась ситуация, когда западные венчурные фонды практически полностью ушли из страны из-за санкций. Соответственно, и потенциальный объём денег для инвестирования уменьшился в разы.

Предоставление инвесторам неполной информации

Команды отправляют презентацию без финансовых показателей и считают, что этого вполне достаточно. Инвестор просит дослать показатели, и на этом процесс затягивается, либо заканчивается совсем. Нужно просто добавить одну страницу презентации с данными о доходах, зарплатах, затратах на маркетинг и общем объёме затрат в месяц.

Увлечение технологией в ущерб бизнесу

Это происходит, когда основатель больше технарь, чем бизнесмен. Он бьётся за идеальный в его понимании продукт. Сколько хороших проектов, которые развалились по этой причине я видел! Выигрывает тот, кто в течение краткого срока выпускает пусть и «на четвёрку» собранный продукт, но тут же получает обратную связь и оперативно меняет всё под потребности клиента. Мне всегда хочется сказать таким упёртым продуктологам: «Посмотрите, даже Facebook часто глючит, но зато мгновенно исправляет ошибки».

Расслабленность основателей

После достижения первых незначительных успехов основатели начинают работать меньше. Это очень быстро сказывается на проекте. Такое может произойти из-за усталости, но иногда это осознанное желание «пожить, как все». Когда основатель начинает работать меньше 10–12 часов в сутки, хочет путешествовать, отдыхать и тусоваться, всё заканчивается плачевно. Тот, кто хочет заработать миллионы, должен и работать как миллионеры. Успех в ИТ требует фанатизма и жертв.

Как фонд выявляет проекты с потенциалом

Для выявления и предугадывания этих ошибок инвесторы стараются понять для себя, насколько талантливы, адекватны и работоспособны основатель и его команда. Иногда очень многое говорят о человеке даже его аккаунты в соцсетях. Например, я знал проект, в котором дела стали резко ухудшаться из-за того, что фаундер слишком увлекся частной жизнью. Он проводил огромное количество времени в путешествиях со своими маленькими детьми. На его странице в Facebook стало появляться все меньше информации о бизнесе и всё больше — о развлечениях в кругу семьи в разных странах.

Инвесторы обычно прилагают огромное количество усилий, чтобы разыскать хороший проект. У каждого свои способы, но большое количество стартапов можно получить в свою базу через демо-дни, профильные конференции, знакомства и сайт фонда. В TMT Investments, например, сотрудники наших портфельных компаний иногда приводят своих друзей с неплохими проектами.

Методы расчёта потенциала проекта у каждого фонда свои. Мы каждый год определяем для себя сегменты для инвестирования, прикидываем примерные темпы роста и мультипликаторы лидеров сегментов: например, Slack, Lyft, Coinbase.

В этом году мы делаем упор на инвестиции в облачные сервисы, маркетплейсы, электронную коммерцию и блокчейн.

Зная текущие темпы роста, мы считаем для себя, как будет расти проект в ближайшие три года. Применяем мультипликаторы сегмента и потом делаем скидку на географию и стадию развития проекта. Заодно прикидываем, что может случиться с компанией, если она попадёт в двухлетний кризисный цикл. Эти расчёты применяем не только входя в проект, но и при частичных выходах.

Обычно фонд инвестирует в проекты в случаях, если они соответствуют его метрикам, у фонда есть экспертиза в этом сегменте, а команда стартапа талантлива. Бывает, что фонд не может договориться о цене, но это редкость. Как правило, инвесторы ещё на этапе сделки определяют, в каких раундах проекта они будет участвовать, сколько денег потратят на инвестиции в текущем раунде и сколько в последующих.

Планировать выход из проекта сложно: это уравнение с большим количеством неизвестных. В этом плане частичные выходы сделать легче, так как многие поздние раунды предполагают не только cash in, но и cash out. То есть, деньги будут не только инвестированы в компанию, но и часть средств получат фаундер и ранние инвесторы.

Не только фонд выбирает проект, но и проект выбирает фонд. Между ними должно быть взаимопонимание, они должны быть одной крови. Все хотят получить «умные» деньги — финансирование вместе с экспертизой фонда в финансовых и юридических вопросах, маркетинге, связями на рынке, помощью в последующих раундах и продаже компании. Поскольку фонды работают в своих сегментах по несколько лет, у них есть уникальные знания и опыт, которые пригодятся портфельным проектам и предостерегут их от ошибок и денежных потерь.

Я часто наблюдал ситуацию, когда компания достигала рубежа в $20 млн дохода и как бы застывала в своём развитии.

На этом этапе начинается выработка новой стратегии развития, которая должна превратить компанию в большую. Основателю понадобится взгляд со стороны и хорошие мозги людей, которые заинтересованы в успехе компании. Часто именно в этот момент проект начинает нанимать людей из больших корпораций с уникальным опытом и знаниями. Но работа с ними несёт как большой потенциал, так и большие риски. Тут-то фонды и проявляют себя в полной мере. Это важный этап развития, на котором представитель фонда на борде проекта должен быть человеком, ориентированным на бизнес, а не обычным чиновником.

На что обратить внимание при выходе на международный рынок

Когда проект вырастает и планирует масштабировать бизнес на другие страны, структура компании меняется. И от основателя в этот момент требуются мужество, изменение стиля жизни и принципов управления компанией. Он выходит из своей привычной зоны комфорта: встаёт вопрос о переезде в другую страну, улучшении уровня английского и смене быта семьи. Самые серьёзные вопросы, естественно, связаны с детьми.

Наиболее распространены две модели масштабирования проекта: создание филиалов в разных странах и переезд головного офиса. Хороший пример построения эффективных филиалов реализовали, например, микросток Depositphotos и облачная CRM Pipedrive. Продакшн и маркетинг Depositphotos находится в головном офисе в Киеве, а отделы продаж — в США, Лондоне, Италии и Польше. Головной офис Pipedrive расположен в Таллине, маркетинг — в Лондоне, финансы — в США, а разработка — в Португалии и Эстонии.

Офис Depositphotos в Киеве

Конечно, такая распределённая структура требует высочайшей культуры общения и технологии ведения бизнеса. Например, все документы должны быть в облаке, а взаимное обучение разных подразделений компании — хорошо развито.

Примеры эффективного переезда головного офиса в другую страну — проджект-менеджмент Wrike и e-commerce проект Scentbird. Основатель Wrike Андрей Филев вместе с семьёй несколько лет назад переехал в Силиконовую Долину, поэтому здесь находится головной офис компании. Часть подразделений работают из Сан-Диего, а продакшн — из Ирландии и России.

Ещё одна важная задача, которая стоит перед проектом, который начал масштабироваться на несколько территорий — усиление кадров. В этот период роста в компанию привлекают специалистов из известных корпораций. От основателя требуется особая мудрость, чтобы нанять подходящего сотрудника.

Например, в Германии практически невозможно уволить человека — трудовые договора всегда не в пользу компании.

В Штатах, например, сотрудник вообще может засудить компанию на огромные суммы. Знаю случай, когда проект взял сотрудницу из большой корпорации за $240 тысяч в год. Она оказалась совсем никчёмной, и руководство попыталось её уволить. Девушка сразу же подала заявление в суд с какими-то безумными формулировками: что её не ценят, притесняют и т.п. Суд обязал компанию при увольнении выплатить ей зарплату почти за два года!

С ростом компании и переходом в новую стадию на основателя ложится непропорционально большая нагрузка. Иногда акционеры или сам фаундер осознают, что его компетенций недостаточно для перестройки и ускорения компании. Приходится нанимать нового CEO, а основатель становится акционером. Правда, в ИТ-бизнесе эта замена редко бывает эффективной. Гораздо чаще при замене основателей компания замедляет рост и ухудшает качество продуктов.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Николай Морозкин

что-то мне не нравится акцент этого чувака на сожалении, что в развитых странах нет возможности просто дать пинка под зад неугодившему сотруднику

Ответить
Развернуть ветку
Julia Ponomareva

Подтверждаю этот факт. Особенно трудно уволить в Европе типа Франции и Германии.
У нас стартап в Англии. Там все слишком хорошо знают свои права. Удалось уволить некомпетентную сотрудницу в испытательный срок. Позже было бы сложно и дорого.

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

У нас ничем не проще, если по закону. Кроме прогулов, не на мнимую аттестацию же рассчитывать, которую к тому же в первый год вообще нельзя проводить.

Ответить
Развернуть ветку
Julia Ponomareva

И это правда. Но в Росии законы работают много хуже, чем в Европе. Здесь из маленькой компании можно уволить без выплаты зарплаты. У нас зарплаты серые до сих пор. В Европе это все гораздо сложнее сделать.

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

Зарплаты серые не в таком большом объеме, как это кажется ;) В моем окружении и окружении друзей и работающих родственников максимум одних знаю, работающих как ИП, которые мало проводят офиц, остальные все работают по-белому.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anatoly Tuleninov

Юридически подкованный офисный хомячок это довольно опасная штука)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Морозкин

А девушка не такая уж и никчемная - таки она заработала полмиллиона

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисовский

Все очень водянисто описано, очевидные мысли без инсайтов. "сделайте kpi, мыслите глобально, выходите на зарубежные рынки". Нет инсайтов. Сделали бы TL;DR в духе:
Проблема = варианты решения

Мне кажется очевидным, что команды добиваются успеха благодаря упорству и работе.

Все они добиваются успеха благодаря упорству и правильно выстроенной работе.
Отсутствие конкретных целей, надо четко понимать, какие KPI они перед собой ставят

Все хотят заработать денег.
Делим на две группы - с подтвержденной гипотезой по заработку и неподтвержденной(pre-seed).
С подтвержденной все понятно, если не подтвержденная бизнес-модель, то где брать ресурсы, на время обкатки моделей? Или как лучше построить работу?

Перед привлечением инвестиции основателю и команде проекта надо четко понимать, какие KPI они перед собой ставят, какая у них маркетинговая стратегия и дорожная карта.

Общие слова про стратегию, KPI и карту. Действия порождают шаги, а не красивый план.
Накидали мы план захвата мира, но ничего не сделали - вот проблема на мой взгляд.
Или придумали невыполнимый KPI.

Нацеленность только на внутренний рынок

Как целиться на другие рынки, не зная их особенностей? А стартапу без средств? Об этом рассказывайте.

Когда проект начинает зарабатывать деньги ... он становится интересен

Это элементарно. Как выйти то на другой рынок, пребывая в одних реалиях?

Интернет не имеет границ, поэтому фонду хочется, чтобы стартап мог масштабироваться на несколько территорий. Кроме того, в России сейчас сложилась ситуация, когда западные венчурные фонды практически полностью ушли из страны из-за санкций. Соответственно, и потенциальный объём денег для инвестирования уменьшился в разы.

У интернета нет границ, западные фонды ушли, объем уменьшился. И что делать? Где решение?

И, конечно, призываем

Артём Инютин

к ответу.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда