«Что за сыр-бор? Во всём разберёмся»

Представители Aviasales, Yota, «Ситимобил» и «Рокетбанка» о стрессовых ситуациях в социальных сетях.

Материал подготовлен при поддержке сервиса Angry.Space

Неждана Момоткова, глава клиентской поддержки Aviasales

Aviasales — метапоисковик, то есть мы показываем пользователям информацию, которую отдают партнёры. Нас часто обвиняют в «кликбейте» за то, что не всегда возможно обновлять стоимость билетов в реальном времени, хотя мы уже много раз объясняли, как всё устроено.

Иногда клиенты замечают разницу, только когда пришло сообщение со списанием денег. Шаблонного решения нет, каждый кейс нужно рассматривать отдельно: изучать историю действий на сайте, запрашивать информацию у агентства.

Яркая история произошла с девушкой из Украины, которая покупала билет с Бали. Из-за сбоя у агента ей не пришло уведомление о переносе рейса, о чём она узнала только на регистрации в Денпасаре. Улететь в другой день без нарушения визового режима было невозможно, поэтому путешественница написала огромный текст в Facebook, весь большими буквами.

Это происходило в разгар обострения отношений между Россией и Украиной, что отразилось на посыле: «Ничего хорошего от москалей ждать не стоит, я застряла на Бали: денег нет, визы нет, ненавижу вас» — риторика была очень жёсткая.

Мы моментально купили обратные билеты, забронировали гостиницу в Дубае, где была стыковка — сделали всё, чтобы сначала помочь человеку и уже потом разобрались, кто виноват.

В общении с раздражёнными клиентами, на мой взгляд, не стоит идти по ложному пути и пытаться во что бы то ни стало успокоить пользователя. Реплика в духе «приносим извинения за доставленные неудобства» приводит к ещё большему кипению. Мы сразу стараемся общаться по делу — просим подробную информацию, обещаем разобраться и вернуться.

Это не всегда приводит к снижению накала, но между проклятиями в наш адрес пользователи вставляют номер рейса, дату поиска, название агентства — и мы приближаемся к разрешению конфликта. Если клиент продолжает сыпать деструктивом, лучше выключиться из ситуации, пока не появятся вводные. Может это и жёсткая позиция, но она позволяет сохранить лицо и не реагировать на вбросы.

Многих специалистов поддержки учат работать с эмоциями пользователя, но лучше не забывать главное: человеку нужно решение, конструктив, а не подыгрывания. Уже потом можно выйти на личное общение, вместе поиронизировать над ситуацией.

Иван Фёдоров, руководитель группы публичных коммуникаций Yota

В последнее время у нас нет каких-то ярких и заметных кейсов. Можно связать это с развитием нашего сообщества, в котором пользователи сами отвечают на вопросы друг друга и делятся опытом — негатив перестаёт выплёскиваться в социальные сети.

Гневные сообщения чаще появляются в Twitter, Facebook и на сервисах-отзовиках. Одна из последних запоминающихся историй произошла осенью 2017 года. Клиентка приобрела в партнёрском магазине наш роутер, который спустя несколько дней перестал ловить сеть.

Наша служба поддержки признала его неисправность и направила пользователя в магазин, чтобы вернуть деньги. Но проблема усложнилась тем, что в магазине предложили провести свою очень длительную экспертизу. В итоге генерального директора Yota отметили в гневном посте на Facebook с описанием всей истории.

Ситуация нестандартная, поэтому мы постарались оперативно на неё среагировать: один из топ-менеджеров, который находился недалеко, сам привёз ей новый роутер и подарил цветы в качестве извинений за потраченное время. Ситуацию разрешили за один день и на том же Facebook получили сообщение с благодарностями.

Когда клиенты сталкиваются со сложностями, они теряют доверие к компании и становятся более эмоциональными. На наш взгляд, нужно не только устранить причины проблемы, но и внимательно отнестись к эмоциями, по-человечески сгладить негативные впечатления от ситуации.

Владислав Кузьменко, руководитель отдела SMM в «Ситимобил»

Работа любого сервиса, а уж тем более сервиса по заказу такси, во многом сопряжена с большим количеством букетов эмоций. Кто-то недоволен тем, что ему попался говорливый водитель, у кого-то возникает проблема при оплате: естественно, в таких случаях не до шуток.

Человек пишет для того, чтобы ему помогли, причём быстро и без заигрываний. Для всех этих случаев у нас заранее заготовлена стратегия реагирования. Каждая ситуация маркируется, а затем последовательно разрешается по нескольким заготовленным вариантам.

Как правило, на водителей жалуются уже после поездки, поэтому мы можем позволить себе ответить в больший промежуток времени, если остаёмся в рамках соглашения об уровне сервиса. А когда проблема связана с оплатой или произошел какой-то личностный конфликт, есть шанс разрастания в скандал, крики и взаимные оскорбления. Здесь оперативное вмешательство избавит от многих проблем.

Бывают и совершенно бесцельные и забавные обращения: кто-то хочет узнать, как у нас дела, кто-то просит промокод. Бывает, приходится помогать с математикой: нам присылают школьные задания с уравнениями — вот тут, конечно, сложнее всего.

Оперативная реакция — это то, чего ждут люди, которые обращаются к брендам в социальных сетях. Если сервис не может предоставить такую возможность, нужно задуматься, так ли качественны его услуги.

Дмитрий Шатаев, SMM-специалист «Рокетбанка»

Чаще всего посты недовольных пользователей распространяются в Facebook и Twitter. Причиной публикации может стать всё, что угодно: от проблем с обслуживанием до плохого настроения.

Чтобы не дать одному негативному посту превратиться в лавину, нужно оперативно на него отреагировать. Помогает простой способ: встать на место человека, посмотреть на ситуацию его глазами. Нет плохих или злых клиентов, бывают только те, кто столкнулся с проблемой или непониманием.

В конце прошлого года из-за небольшого бага все суммы по операциям отображались увеличенными в сто раз, а люди активно начали делиться скриншотами с многомиллионными поступлениями и тратами. Кто-то чуть не заработала микроинфаркт от обеда на десятки тысяч рублей в университетской столовой.

Большую часть негатива удалось обратить в позитив благодаря быстрой реакции, честному объяснению причин и ответам на все сообщения. Мы не копировали один и тот же ответ, а действовали по ситуации: перед кем-то извинились, другим — объясняли, с третьими — шутили.

Довольно часто нам пишут, чтобы просто пообщаться, спросить, как дела, куда пойти, что мы думаем об этом или том. Мы всегда с удовольствием отвечаем на такие сообщения и не ленимся делать это креативно. Так мы повышаем общую лояльность к бренду и создаём позитивный фон.

Работу с клиентами в шести социальных сетях можно собрать в сервисе Angry.Space. Он объединит все новые сообщения, комментарии и упоминания компании в одной вкладке, а также подсветит обращения, оставшиеся без ответа.

Отвечать клиентам можно из одного окна, без перехода в социальные сети. Аналитика тоже есть: можно изучить активность в своих сообществах и отследить время реакции на обращения.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Пользователь Один

Про седину было в сторону Тинькофф банк направлено? Тонко)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Chorni

спасибо......

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Ну а про кого ещё :)

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Sukhachev

Коротко о поддержке «Ситимобил»:

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Я постоянно езжу на такси и 3 месяца назад у меня перестало работать приложение Ситимобил. До этого я пару месяцев активно ездил на Ситимобил, тк не люблю монополию Яндекса.

Так вот. Приложение перестало работать, я стал честно писать в чат в приложении, прикладывал скриншоты, показывал, что каждый день пробую и каждый день не работает, а они теряют деньги.

Писал 2 (два) месяца. Почти каждый день.

Так ничего не исправили.

Я плюнул и вернулся на Яндекс.

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Sukhachev

Интересный факт: из 3 минусов комментарию - 2 оставили сотрудники «Ситимобил». (SMM и Хэд спец.проектов)

Ответить
Развернуть ветку
Pondylini

Приторно-сладкие рекламные слоганы и общение в сети (я про Йоту, если кто еще не понял) отталкивают меня от пользования ее услугами.
*Интересно, как ниже отреагирует Йота? Наверняка у них есть программа, которая сама выдает набор "сладких" слов*

Ответить
Развернуть ветку
Yota

Над написанием приторных рекламных слоганов у нас работает обычно искусственный интеллект обученный на терабайтах фотографий с котятами. А можете написать о каких именно "приторно-сладких" слоганах идет речь? Мы его попробуем подкрутить на основе ваших рекомендаций:)

Ответить
Развернуть ветку
Pondylini

Ваши программеры раньше в Икее не работали? Там тоже программа названия создает )))))))))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Yota

Они не работали в Ikea, мы их там собрали

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Fakhrutdinov

Пользуйтесь инструкцией, когда их собирали)

Ответить
Развернуть ветку
Миша Берггрен

сахар, пряник, леденец

Ответить
Развернуть ветку
Pondylini

Отпустило тебя после того как мне минус поставил?) Ставь-ка еще!)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Круглов
Мы моментально купили обратные билеты, забронировали гостиницу в Дубае, где была стыковка — сделали всё, чтобы сначала помочь человеку и уже потом разобрались, кто виноват.
«Ничего хорошего от москалей ждать не стоит

А где продолжение?

Yota

один из топ-менеджеров, который находился недалеко, сам привёз ей новый роутер и подарил цветы в качестве извинений за потраченное время. Ситуацию разрешили за один день и на том же Facebook получили сообщение с благодарностями.

Это нифига не решение проблемы, а дикий костыль. Просто откупились от претензий. Точно также как делают богачи, когда нарушают законы. Подавать это как интересный кейс очень странно.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Алексеева

Евгений, история с поломавшимся модем имела продолжение. Да, изначально она была решена "руками". Но благодаря ей мы увидели, что плохо работает и как это надо поменять, чтобы не пришлось каждый раз доставать костыль.

Ответить
Развернуть ветку
Yota

Евгений, в кейсе описано, что речь идет о ошибке партнера и ни о каком подкупе не идет речь. Со своей стороны мы сделали все возможное, чтобы решить проблему пользователя и после решения не захотели оставлять девушку в плохом настроении подарив ей цветы:) Что касается самого кейса, то мы проработали все негативные моменты с партнером и после этого подобных кейсов не возникало:)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Круглов
Со своей стороны мы сделали все возможное, чтобы решить проблему пользователя и после решения не захотели оставлять девушку в плохом настроении

Сколько ещё топ-менеджеров Йоты разъезжает по стране и дарит людям симки, потерявшийся баланс, роутеры, модемы?

Ответить
Развернуть ветку
Yota

Ни одного, но мы подумаем о таком кейсе:)

Ответить
Развернуть ветку
Ronald Notreigan

Авиасейлс редкая помойка, печально "прославившаяся" дебильным хайпом на "горяченькой" теме про феминисток и геев (кто не помнит, они решили поиронизировать над росс.реалиями сидя в Таиланде). Извинения приносить отказались. С тех пор их игнорю. P.S. И, кстати, будь они приличной конторой, хохлуху бы оставили сидеть под пальмой и дальше за оскорбление России и её народа.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Свяжин

как связано оскорбление народа и техническая неполадка внутри компании, которой ты заплатил деньги?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Draganov

Тебя б под пальмой оставить.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Ларин

Познавательная статья.

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Sukhachev

Приятно видеть сотрудников «Ситимобил», минусующих негатив про них, в треде.

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

подумаю.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Берггрен

Блин, забыл, что я уже не в Yota

Ответить
Развернуть ветку
Данил Семёнов

Скрины норм

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

С девушкой из Украины было всё так, как описано в её посте в Фейсбучике, https://www.facebook.com/photo.php?fbid=825968700809426&set=a.265417393531229&type=3&sfns=mo
Мы тогда знатно решили вопрос в ночи.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Дорофеев

Yota, желаю стараться лучше!!!)

Ответить
Развернуть ветку
НечеловеческаяЛогика

Любой продукт требующий обращения в поддержку - гамно. :)

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда