Как пользоваться Московскими центральными диаметрами

Устранили ли проблемы, и что нужно знать, чтобы начать пользоваться МЦД.

Как пользоваться Московскими центральными диаметрами

Материал подготовлен при поддержке Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

Что такое МЦД?

МЦД — Московские центральные диаметры — это обновлённые маршруты пригородных электричек, которые связывают столицу с подмосковными городами. Иногда МЦД называют «наземным метро», однако поезда ходят по привычным железнодорожным маршрутам. Просто к ним добавились новые станции, а на вокзалах больше нет конечных остановок — весь город теперь можно пересечь на электричке.

С 21 ноября в Москве и Подмосковье работают два маршрута МЦД. Первый — от Одинцово до Лобни, второй — от Нахабино до Подольска. Планируется, что в будущем заработают еще три маршрута: от Зеленограда до Раменского, от Железнодорожного до Апрелевки и от Пушкино до Домодедово.

Кроме привычных, «старых» электричек по маршрутам МЦД ходят новые сквозные поезда «Иволга». В них есть система обеззараживания воздуха, Wi-Fi и розетки. В туалетах — жидкое мыло и пеленальные столики.

Как пользоваться Московскими центральными диаметрами

На МЦД-2 также ходят два поезда «Ласточка» — это скоростные поезда с мягкими сиденьями и климат-контролем, их и раньше можно было встретить на подмосковных маршрутах.

По МЦД-1 также ходит «Аэроэкспресс». На нём можно доехать от Одинцово до Окружной по тарифу МЦД. Правда, до аэропорта по этому же тарифу доехать нельзя — придется покупать обычный билет на «Аэроэкспресс».

Как пользоваться Московскими центральными диаметрами

Сколько стоит проезд на МЦД и как его оплатить?

На МЦД три тарифные зоны:

  • «Центральная» — включает в себя станции от Волоколамской до Остафьево и от станции Марк до станции Сетунь. Проезд в этой зоне стоит 38 рублей по карте «Тройка», если пассажир пользуется билетом «Кошелёк».
  • «Пригород» — это тарифная зона от Остафьево до Подольска, от Сетуни до Одинцово, от Волоколамской до Нахабино и от Марка до Лобни. Проезд в этой зоне, а также между этой зоной и зоной «Центральная» стоит 45 рублей. То есть даже от Подольска до Нахабино можно доехать за эту сумму.
  • «Дальняя» включает в себя все зоны за пределами МЦД. В ней действуют те же тарифы, что и раньше — 23 рубля за зону. То есть, если сесть в электричку в «Дальней» зоне, а выйти в пределах МЦД, стоимость поездки будет складываться из стоимости обычного билета на электричку и билета на МЦД. Например, если пассажир проехал одну зону в пределах «Дальней» и въехал в зону МЦД, получится 68 рублей.

Чтобы ездить по МЦД, можно использовать карту «Тройка». Перед первой поездкой её нужно активировать: прийти в кассу метрополитена, отдать «Тройку» кассиру и попросить ее перекодировать (или активировать). Это бесплатно и займёт не больше минуты. Лучше всего напомнить кассиру, что активировать нужно оба сектора — «Кошелек» и «Абонементы». Тогда получится и пополнять «Тройку» на любую сумму денег, и покупать безлимитные абонементы — например, на 30 или 90 дней.

Можно не приходить в кассу, а просто пополнить «Тройку» через терминал для оплаты проезда — тогда «Кошелек» или «Абонемент» на ней активируется автоматически. Если пополнить «Тройку» удалённо через мобильное приложение, «Кошелек» активируется после прикосновения к желтому терминалу в вестибюле любой станции. Все карты, выпущенные после 21 ноября, уже перекодированы — их активировать не надо.

Социальные карты учащегося или студента тоже нужно активировать. Для этого стоит обратиться в кассу метрополитена. Но абонемент будет действовать только в «Центральной» зоне. Чтобы выехать за ее пределы, нужно записывать на карту льготный билет на станции пригородной электрички.

При этом все действующие тарифы для проезда на пригородных электричках останутся. Если пассажиру они выгоднее, он может продолжать ими пользоваться. Однако в этом случае не будет бесплатной пересадки с МЦД на метро и МЦК.

Могу ли я бесплатно пересесть на метро или МЦК?

Да, но нужно запомнить несколько простых правил.

  • Когда вы входите и выходите с МЦД, нужно обязательно приложить карту к турникету или валидатору — так же, как при выходе с обычной железнодорожной станции. Иначе система не «закроет» вашу поездку и при пересадке снова снимутся деньги.
  • Чтобы бесплатно пересесть на метро или МЦК, нужно пользоваться пересадочными станциями — они отмечены на карте, а также перечислены в разделе МЦД на сайте Мосметро. Если вы решите прогуляться пешком до следующей станции метро, система не засчитает это за пересадку. То есть, если вы, например, вышли на платформе «Красный строитель» и решили пройтись до метро «Улица академика Янгеля», вам придется снова платить за вход в метро — официально это не пересадочная станция.
Как пользоваться Московскими центральными диаметрами

Почему с запуском МЦД было столько сложностей?

В первые дни не удалось донести до всех пассажиров, что «Тройку» нужно приложить к валидатору и на входе, и на выходе. Из-за этого у многих появились вопросы и претензии. Ещё одна проблема — на станциях скапливались толпы людей из-за того, что не все знали, какие электрички относятся к МЦД, а какие — «обычные».

Часть пассажиров думала, что, чтобы попасть на МЦД, нужно сесть в поезд «Иволга». На самом деле к МЦД относятся все электрички, которые ходят по этим маршрутам. Чтобы не было путаницы, на них наклеили крупные логотипы.

Как пользоваться Московскими центральными диаметрами

Другая сложность — не все турникеты работали на вход и выход. Некоторые были односторонними. Из-за этого вырастали большие очереди. Например, на станции Пенягино из семи турникетов только четыре работали на вход, и в час-пик на станции собралось большое количество людей. То же самое произошло на станции Опалиха.

Теперь все турникеты перепрограммировали — они могут одновременно работать на вход или выход, в зависимости от того, куда двигается пассажиропоток. На станции Опалиха поставили семь дополнительных валидаторов. Теперь в самые загруженные часы турникеты стоят открытыми и не создают очередей. Карты можно валидировать уже на станции на валидаторах.

Что делать, если у меня возникли проблемы?

На станциях МЦД работают больше 500 дежурных — к ним в любой момент можно обратиться за помощью. Если вы пополнили карту, но деньги не пришли, или у вас не сработала бесплатная пересадка, карту нужно сдать на экспертизу в кассу метрополитена. Проверка займет не больше суток. Если окажется, что с вас действительно списали лишние деньги, вам подарят новую карту «Тройка» с балансом 100 рублей и сувенир.

Поможет ли МЦД разгрузить метро?

Новыми маршрутами уже воспользовались больше 10 млн человек. В сутки поток составляет примерно 550 тысяч пассажиров. Если раньше выгоднее всего было доезжать на электричке до ближайшей пересадочной станции, то теперь можно ехать дальше — стоимость проезда в «Центральной» зоне не зависит от длины маршрута. Станции метро Кунцевская, Фили, Царицыно и деловой центр уже разгрузились на 5-12%.

61 комментарий

За 30 миллионов как-то жиденько выходит. Видимо все как обычно: "миллион вам, миллион нам, а на оставшийся миллион китайцы построят"

4
Ответить

А почему не написали что с запуском МЦД закрыли Белорусскко-Курское направление? (с помощью которого действительно можно было пересечь город) 

16
Ответить

Это вообще потеря года :(
Когда учился в институте, а потом ещё ездил на первое место работы каждый день ездил этим маршрутом 

2
Ответить

На станциях МЦД работают больше 500 дежурных — к ним в любой момент можно обратиться за помощью

П#здеж. Их любимая фраза "ничем не могу помочь". Отвечают на любой вопрос.

карту нужно сдать на экспертизу в кассу метрополитена

П#здеж. В кассе говорят, обратитесь к чувачкам на станции МЦД. Про чувачков читайте выше.

Но самая жопа - до сих пор валидаторы МЦД не видят безлимитные проездные на Тройке. Списывают деньги с кошелька при пересадке. Так что вы бы не на пярчик деньги тратили, а на инфраструктуру.

10
Ответить

Вообще смотрю на дежурных метро с предельной брезгливостью. Люди тупо сидят на месте. Бесполезные, никому не нужные, за зарплату. Рядом перекрыли эскалатор, просто по графику, и на второй эскалатор километровая толпа. А этот сидит. Тупо. В упор не видит. Отсиживает время. Зачем? Найди себе нормальную работу, хоть дворником - будешь приносить реальную пользу людям, всегда на свежем воздухе, здоровье - во! Не понимаю.

5
Ответить

Но самая жопа - до сих пор валидаторы МЦД не видят безлимитные проездные на Тройке.

Вроде пофиксили, вчера прошел по проездому на месяц (ст. Царицыно).

1
Ответить