Кейс «Утконос Онлайн»: как дважды за 5 лет поменять BI-систему и прийти к демократизации данных

За последние пять лет в «Утконос Онлайн» поменяли две BI-системы (Business Intelligence, системы для визуального анализа данных) и создали Офис данных, который объединил 24 сотрудника – аналитиков из бизнес-департаментов, дата-инженеров и data science специалистов. Рассказываем об опыте внедрения Qlik Sense в одном из крупнейших игроков российского сегмента e-grocery (продажу товаров повседневного спроса в интернете).

Кейс «Утконос Онлайн»: как дважды за 5 лет поменять BI-систему и прийти к демократизации данных

В 2019 году в компании создали Офис данных, который объединил три подразделения: аналитический центр, отдел хранения и обработки данных и отдел data science. В команде появился CDO, которому до внедрения продвинутой аналитики в бизнес-процессы, предстояло:

  • построить аналитическое хранилище данных,
  • автоматизировать и масштабировать BI-отчетность,
  • развить практику инжиниринга данных – обеспечения надежной инфраструктуры, сбора, обработки и хранения.

Вместе с этим пришло понимание, что BI-системы QlikView, которая использовалась для анализа и визуализации данных с 2015 года, в текущем виде стало недостаточно. В компании начали планировать полноценную платформу данных, которая стала бы основой для моделей прогнозирования и продвинутой математики.

В качестве новой BI-системы рассматривали и Qlik Sense. Во многом, благодаря тому, что миграция на Qlik Sense могла произойти относительно быстро и безболезненно – система работает с теми же моделями данных, что и QlikView.

Что было дальше?

Подробнее о проделанных в компании шагах на пути к self-service аналитике можно узнать из видео-кейса. Данила Наумов (Директор управления данными) и Алексей Голубев (руководитель аналитического центра) рассказывают о том, как в «Утконос Онлайн» используют данные сегодня.

Поиск поддержки проекта и первый успешный кейс

Команде необходимо было найти поддержку для нового BI-инструмента. Как убедить топ-менеджмент в том, что именно Qlik Sense подходит для автоматизации и масштабирования интерактивной отчетности внутри компании?

Мы решили показать все преимущества новой системы на практике. В компании еженедельно проводили операционный совет директоров на основе презентации. Аналитики тратили на подготовку презентации 2 дня. Мы перевели эту презентацию на триальную версию Qlik Sense и помогли провести совещание на основе разработанного аналитического приложения

Алексей Голубев, Руководитель аналитического центра «Утконос Онлайн»

Это был новый опыт для топ-менеджмента – ведь теперь стало возможным исследовать данные самостоятельно и быстро. Если пользователь замечает новое отклонение по ключевому показателю эффективности, он может открыть детальные данные и найти причину отклонения.

Необходимость ставить отдельные задачи аналитикам для объяснения отклонений по KPI отпала – их ручной труд стал полностью исключен. Это позволило быстро стартовать с внедрением Qlik Sense.

Для чего компании нужно 200 аналитических приложений?

После успеха у топ-менеджмента, нужно было получить первый положительный опыт использования нового BI-инструмента в каждом из бизнес-подразделений компании. И как только эта преграда была пройдена, спрос на интерактивную отчетность на основе Qlik Sense только увеличивался.

Всего за три месяца после старта проекта по миграции на Qlik Sense были автоматизированы 23 регулярных отчета, что позволило высвободить у аналитиков 4 часа в день. Это время теперь можно уделять тестированию полезных гипотез, а не подготовке регламентной отчетности.

Кейс «Утконос Онлайн»: как дважды за 5 лет поменять BI-систему и прийти к демократизации данных

Сегодня в «Утконос Онлайн»:

  • реализованы 200 приложений по коммерции, финансам, цепочке поставок, сервису, HR, собственной марке и многим другим направлениям,
  • все совещания проводятся с использованием Qlik Sense в качестве инструмента для интерактивной работы с данными,
  • настроена интеграция Qlik Sense с Telegram-ботом, который присылает уведомления при отклонениях важных KPI,
  • в Qlik Sense визуализируются данные data-science проектов по целевому маркетингу, ассортиментному планированию и качеству сервиса.

Мы следуем парадигме, что все решения нужно принимать на основе данных. Бизнес будет работать эффективно, когда каждое решение подкрепляют данными

Данила Наумов, Директор управления данными «Утконос Онлайн»

Из пользователя в BI-разработчики: как устроено обучение?

Чтобы обеспечить сотрудников техническими навыками работы в Qlik Sense, команда Офиса данных проводит непрерывное обучение. В специальном модуле «BI Академии Утконос Онлайн» доступно три образовательных курса по работе в инструменте:

  • Базовый курс знакомит пользователей с интерфейсом и основными элементами системы.
  • Продвинутый курс учит созданию визуализаций на основе существующих моделей данных. Это «быстрый старт» для аналитиков на пути к self-service. Команда создает облегченные витрины с уже агрегированными данными, поэтому аналитикам нужно только начать задавать свои вопросы.
  • Профессиональный курс обучает созданию отчетов с нуля, включая загрузку и подготовку данных в приложение Qlik Sense.

Кроме программ обучения, специалисты Офиса данных проводят непрерывное ревью кода – систематическую проверку написанных приложений Qlik Sense на ошибки и поиск возможностей для оптимизации. Это позволяет поддерживать BI-экосистему в полном порядке: легко масштабировать аналитику, не теряя в качестве.

Сегодня в «Утконос Онлайн» с данными работают не только аналитики или дата-инженеры, но и бизнес-пользователи. Они самостоятельно разрабатывают модели данных, создают визуализации и публикуют дашборды, обеспечивая – вместе с Qlik Sense – непрерывную и качественную работу с данными.

33
6 комментариев

А я так и не понял для чего компании нужно 200 аналитических приложений

как правило, что бы не работать

1
Автор

Просто приложение в Qlik Sense – это аналог отчета или дашборда (или серии дашбордов по бизнес-теме). Приложения использовались для аналитики "...по коммерции, финансам, цепочке поставок, сервису, HR, собственной марке и многим другим направлениям".

А про какую задачу или бизнес-приложение было бы интересно почитать подробнее? Спросим у коллег из Утконос ОНЛАЙН и расскажем!

Для двух вещей: 

1) Автоматизация регламентной отчетности (всякие регулярки в стандартной форме) в том числе всякие презентации для отчета перед высшим руководством. В легком варианте подчиненные отчитываются с помощью дэшборда, в ультимэйт варианте такая отчетность не нужна так как руководство само может быстро увидеть ключевые метрики: погрузиться в них и принять УР
2) Объединение данных и сквозная аналитика по всему контуру данных организации. Условно связь логистики, маркетинга, производства, поставок, бухгалтерии и прочего чтобы при анализе проблемы можно было рассмотреть ее со всех сторон а не сидеть в изолированной песочнице с ограниченным объемом данных.

Ну а всего их 200 потому что сами сотрудники из уже готовых блоков могут собрать свое рабочее место в виде дэшборда с показателями которые нужны именно им для работы. Изначально таких приложений может быть 10-15 но они всеобъемлющи и не всегда удобны для персонального ежедневного использования