Доверяй, но проверяй: когда отзывы бывших сотрудников не помогут устроиться в хорошую компанию

Реальные отзывы работников интересуют соискателей при трудоустройстве очень часто, каждый хочет оказаться в стабильной компании с дружелюбным нетоксичным коллективом и возможностями роста. По данным опроса сервиса Работа. ру, 63% респондентов заявили, что доверяют информации в вакансиях, только прочитав отзывы о работодателе.

Чтобы повысить прозрачность сервиса, на Работа. ру в разделе «Компании» есть возможность оставлять реальные отзывы о взаимодействии с работодателями. Сделать это можно на сайте и в мобильном приложении Работа. ру. Благодаря объективным оценкам кандидатов компании смогут укрепить свой бренд работодателя и конкурировать за лучших сотрудников.

Юлия Санина 
директор по персоналу и организационному развитию сервиса Работа.ру

Чаще всего реальные отзывы и комментарии сотрудников помогают ориентироваться и отдавать предпочтение той единственной и неповторимой работе мечты. Однако верить отзывам нужно с осторожностью. Юлия Санина, директор по персоналу и организационному развитию сервиса Работа.ру, рассказала, на какие моменты стоит обращать внимание при мониторинге комментариев и как не стать жертвой дезинформации.

Доверяй, но проверяй: когда отзывы бывших сотрудников не помогут устроиться в хорошую компанию

Откуда берутся плохие отзывы?

Причин появления плохих отзывов о компании, где когда-то трудился человек, может быть несколько:

  • Реальные проблемы. Не все работодатели имеют безупречную репутацию и достойные условия труда. Поэтому часть претензий от сотрудников могут быть обоснованы. Как правило, такие комментарии описывают конкретные минусы компании, называют проблемные отделы или руководителей, с которыми были сложности.
  • “Вы все не так поняли”. Это случай, когда соискателю на этапе собеседования не сказали всей правды об условиях работы (“серая” заработная плата, неоплачиваемый больничный или отпуск, ненормированный рабочий день). Когда такой сотрудник сталкивается с неприемлемой для него правдой уже на рабочем месте, это вызывает острый всплеск негатива.
  • Мы друг другу не подходим”. Такое тоже случается. Сотрудник может не сработаться с кем-то из коллег или с руководством, что оставит у человека неприятный осадок. Возможно, он захочет этим поделиться в сети. Особенно, если у него нет понимания, что просто так сложились обстоятельства и в этом нет вины бывших коллег.
  • “Я просто такой человек”. Бывший сотрудник может писать плохие отзывы необоснованно, из-за своего непростого характера. Даже при положительном опыте в компании, работник найдет минусы и укажет именно на них. За комментарий в сети редко бывают последствия. Это ощущение безнаказанности провоцирует негатив на различных площадках с возможностью оставить обратную связь.
  • Заказ конкурентов. Это нередкое явление, когда компания, которая соперничает с организацией, куда вы планируете трудоустроиться, дает задание — создать в сети неблагоприятный образ работодателя. Авторы негативных комментариев, как правило, получают за это деньги.

Если вы следите за отзывами о компании при трудоустройстве, не стоит верить всему написанному. Есть несколько нюансов, на которые необходимо обратить внимание при принятии решения.

Доверяй, но проверяй: когда отзывы бывших сотрудников не помогут устроиться в хорошую компанию

Анонимность, эмоции, срок давности

Если проанализировать отзывы работников в сети, можно убедиться, что большинство из них — анонимные. Это может объясняться тем, что сотрудник опасается какого-то рода мести от бывшего руководителя. Но есть и ещё одно толкование: когда за словами не стоит конкретное лицо, нет уверенности, что этот человек вообще существует и что он действительно работал в данной компании. Это может быть бот или отзыв, за который заплатили конкуренты.

Второй момент, который должен заставить задуматься — слишком эмоциональные отзывы. Если бывший сотрудник подробно описывает, несправедливость, которая совершалась на его рабочем месте в данной компании, но не приводит конкретных фактов, вполне может оказаться, что он просто обижен. А, может быть, и сам виноват в этом инциденте.

Третье — работодатель проверяет отзывы бывших сотрудников и ведет работу с негативом. Это говорит о том, что компании небезразлична её репутация, она планирует присутствовать на рынке долго и конкурировать за квалифицированные кадры. Но проанализируйте, как написаны ответы: это автоматические сообщения-отписки, ответный негатив или попытки разобраться в ситуации.

Доверяй, но проверяй: когда отзывы бывших сотрудников не помогут устроиться в хорошую компанию

И, наконец, обратите внимание на давность комментариев. Часто выходит так, что с момента написание последнего гневного отзыва прошло 3-5 лет, а это значит, что ситуация в компании могла измениться. Именно поэтому поток негативных отзывов прервался — хорошее, как правило, воспринимается, как должное, и об этом не пишут на сайтах отзывов.

Кстати, должна насторожить обратная ситуация — если на странице работодателя вы нашли слишком много положительных сообщений и восторженных слов.

А что кроме отзывов?

Чтобы не попасть на уловки работодателей-мошенников или просто в неблагополучную компанию, существуют более объективные способы проверки, чем отзывы бывших сотрудников.

Проверка в налоговой

Если у вас есть подозрение, что работодатель — мошенник, можно проверить его в официальных источниках. Например, запросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на сайте ФНС. В выписке будут указаны дата регистрации, данные о владельце компании и виды экономической деятельности, которыми может заниматься фирма или ИП. Делайте выводы на основе полученных данных. Если компания появилась 2 недели назад, занимается всем и сразу, это повод задуматься.

Также при изучении работодателя можно обратиться в Единый реестр сведений о банкротстве и на сайт Генеральной прокуратуры. Там хранится информация о проверках в отношении данной компании, их причины и результаты, а также сведения о том, не находится ли организация в стадии банкротства.

Black-листы и списки недобросовестных

Сейчас подобные функции внедряют многие джобборды, чтобы уже на этапе просмотра вакансии соискатель понимал, кто предлагает эту работу: проверенная компания или работодатель с сомнительной репутацией.

На сайте и в мобильном приложении Работа.ру в разделе «Компании» соискатели могут найти всю открытую информацию о работодателях: дату регистрации, число сотрудников, статус организации, включение в реестры, наличие исполнительных производств, размер выручки и др. Также у компаний отдельно отмечаются негативные факторы, на которые стоит обратить внимание. Это помогает соискателям найти работу в надежных и проверенных компаниях.

Вопросы на собеседовании

Если отзывы сотрудников не помогли принять решения, лучше поговорить с потенциальным работодателем лично. Сходите на собеседование и задайте вопросы о тех условиях, которые вас интересуют. По ответам представителя компании на встрече с вами, можно будет составить свое мнение об организации и принять решение о трудоустройстве. Приоритетные или спорные моменты лучше зафиксировать для себя в блокноте, вернуться к ним в более спокойной обстановке и проанализировать.

Доверяй, но проверяй: когда отзывы бывших сотрудников не помогут устроиться в хорошую компанию

Чек-лист: 10 вопросов, которые нужно обязательно задать на собеседовании

1. Каким вы видите идеального кандидата на эту должность?

2. Какие цели и задачи будут ставиться перед специалистом данной позиции в ближайшие 2 / 3 / 5 лет?

3. По каким KPI в вашей компании оценивают работу специалиста этой должности?

4. Какие возможности роста у данной позиции?

5. Почему появилась эта вакансия? По какой причине ушёл человек, занимавший эту должность?

Как часто сотрудники компании перерабатывают? По какой причине происходят переработки и как оплачиваются?

Как вы можете описать корпоративную культуру в компании?

Как, кому и с какой периодичностью сдаются отчёты о работе?

Каких результатов вы ждёте от меня по истечении испытательного срока/первых 3 месяцев/полугода работы?

Какая сумма заработной платы будет прописана в договоре?

66
10 комментариев

Как же у них бомбит от этих отзывов. Конкуренты, токсичные сотрудники...
Да, я соглашусь что бывают безрукие и туповато токсичные сотрудники. Но когда в десятке подробных отзывов с выборкой за несколько лет большая часть бывших пишет одно и тоже - так оно, скорее всего, и есть.

2
Ответить

Вы правы: если много негативных отзывов об одной компании - скорее всего, это правда. Если один-два негативных отзыва - люди бывают разные, и негативщиков тоже хватает в жизни. Не стоит прямо всё принимать за истину.

Ответить

Если взять и свериться по тем компаниям в которых я работал с отзывами в интернете, то получим плюс минус правду. Везде одно и тоже - хамство, переработки, невыплата вовремя з/п, неимоверные штрафы, несоответствие заявленных условий труда.

1
Ответить

Алексей, ну Вы же не работали в этих компаниях как сотрудник, верно? А со стороны не всегда видна вся картина. Бывают случаи, когда компания столько делает для сотрудников, сколько другим и не снилось: и бесплатное 3-х разовое питание, и развозка, и проживание в гостинице со всеми удобствами, и зарплата вовремя, но он, этот чел, все равно оставил не очень хороший отзыв. Это был программист станков с ЧПУ, весь в бородавках и с проблемами со здоровьем. Это был единственный отзыв за 5 лет, и что - теперь верить только ему? А всем остальным, кто работал на этом предприятии по 15 лет, отзывы писать ни к чему, им и так хорошо. Такое тоже бывает!

Ответить

Корги классные!

Ответить

Я недавно оставила отзыв на свое прошлое место работы. Вроде прям совсем плохого не писала, но отметила, что им следовало бы посмотреть на уровень зарплат и соотнести его с размером и характером задач, которые они дают (слишком много разношерстных задач на одного человека, а дохода едва хватает на оплату жилья и еды). Но мне до сих пор стремно, потому что несмотря на то, что отзыв отправлялся анонимно, там нужно было указать должность... а работала я там одна на такой должности, так что сто пудово знают, что я.

Ответить

Значит, у них есть реальная возможность подкорректировать те условия, в которых работает сотрудник на данной должности.
По логике - они должны быть благодарны Вам за возможность внести необходимые изменения.
И, потому, считаю, что Вам не д.б. неудобно. Всё нормально, если отзыв весьма объективен.

Ответить