Ускоряем запуск продукта: количественные исследования, которые помогут бизнесу

Практика Discovery — часть большого red_mad_robot — работает над сложными проектами: помогает запускать новые бизнесы, проверяет гипотезы продуктов и отдельных фичей, разрабатывает стратегии выхода на высококонкурентные рынки, поэтому для нас важны точность данных и глубина анализа.

Ускоряем запуск продукта: количественные исследования, которые помогут бизнесу

Независимо от глубины и сложности, количественные исследования применяются везде: при создании продуктов, проверке спорных гипотез, проведении внутренних опросов. Чтобы быстро и качественно решать задачи, мы развили собственную экспертизу и подобрали удобные инструменты для исследований. Рассказываем на примере реальных кейсов, как собрать анкету для тестирования, провалидировать ценностные предложения, сформировать репрезентативную выборку и почему мы проводим опросы на платформе Fabuza.

Мы собрали бенчмарк из восьми важных для нас критериев при выборе инструментов для количественных исследований:

  1. Разграничение доступа;
  2. Стоимость решения;
  3. Качество поддержки;
  4. Создание сложных анкет и опросов;
  5. Тестирование фичей по Кано;
  6. Брендирование анкеты;
  7. Наличие своей панели;
  8. Дополнительные возможности: UX-исследования и интервью.

Ниже приведем таблицу со сравнением сервисов по всем критериям, а пока расскажем, какие задачи решают количественные исследования и как их правильно проводить.

Определение приоритетной группы пользователей: что делать со спорной гипотезой

На одном из проектов, после серии кабинетных исследований, мы выдвинули гипотезу, что новое решение будет востребовано у широкой аудитории приложения банка. Однако гипотеза оказалась спорной, и мнения разделились. Глубинные интервью показали, что потребности пользователей зависят от их финансовой грамотности, поэтому подходы к реализации для разных групп должны отличаться.

Мы выделили пять портретов аудитории — по общим паттернам поведения. Чтобы определить на какую группу ориентироваться в первую очередь, нужно было узнать долю каждого портрета среди всей аудитории приложения. Для этого мы провели количественное исследование.

Сбор данных

Для исследования мы использовали платформу Fabuza, которая закрывала все наши задачи. Особо стоит отметить поддержку сервиса: создание анкеты в фирменном стиле банка — с логотипом и корпоративными цветами — было обязательным условием, так как рассылка шла через пуши в приложении банка, и тут важно сохранить доверие пользователей. Настройкой дизайна занимался специалист со стороны платформы, что сэкономило нам время и позволило сосредоточиться на ключевых задачах исследования.

Лиза Скрыль (Косырева), методолог практики Discovery by red_mad_robot

Выборка

Мы сформировали три приоритетных сегмента пользователей, соответствующих стратегическому фокусу банка и провели опрос среди них. Важно помнить, что портрет — не равно сегмент: мы сегментировали пользователей по доходу, а портрет выделял группы людей на основе общих паттернов поведения.

Для репрезентивного распределения респондентов по сегментам, выбрали такой путь:

  1. Определили минимальную планку выборки. Чтобы поддерживать допустимый уровень ошибки выборки (±4,38%) для принятия бизнес-решений нужно опросить от 500 человек в самом малочисленном сегменте.
  2. Рассчитали количество респондентов на 1%. Для этого 500 человек (минимальная планка) делим на процентную долю самого малочисленного сегмента. Например, этот сегмент составляет 20% : 500 чел./20% = 25 чел./% — это стало нашим ориентиром для остальных сегментов.
  3. Рассчитали выборку для каждого сегмента. Зная, сколько людей требуется на 1% (25 чел.), умножаем это число на процентную долю каждого интересующего сегмента, например:

    Сегмент 1 — 50% * 25 = 1250 чел;

    Сегмент 2 — 20% * 25 = 500 чел;

    Сегмент 3 — 25% * 25 = 625 чел;
    (оставшиеся 5% — неприоритетные сегменты).

Результаты опроса отражают мнения большинства в рамках репрезентативной выборки по сегментам.

Механика опроса

Первичное распределение: каждая карточка портрета содержит набор характеристик (пример — в схемах ниже). Конечно, респонденты не хотят подробно изучать карточки и предпочтут просто не отвечать, соответственно, мы не получим достаточно данных. Поэтому для упрощения взаимодействия мы использовали User Story — описывали задачи с точки зрения пользователя по трём ключевым элементам: кто (роль/категория пользователя), что (цель/действие) и зачем (желаемый результат). Так мы дифференцировали портреты, немного адаптировав User Story, чтобы формулировки лучше описывали пользователей.

Пример шаблонов для составления портрета
Пример шаблонов для составления портрета

Верификация распределения: дополнительная проверка самоопределения респондентов — предлагаем оценить по десятибалльной шкале ключевые потребности и боли для выбранного портрета. При оценке в пять баллов и меньше, респондент переходит к портрету на уровень ниже. Когда и здесь получаем низкие оценки — предлагаем посмотреть ещё один портрет — на уровень выше изначального. Если все оценки по каждому из портретов меньше или равны пяти баллам, значит выбранные потребности не соответствуют респонденту. Преобладание таких случаев говорит, что исследование нужно провести повторно.

Респонденты выбирали портреты, исходя из своих потребностей и болей — это был решающий критерий распределения пользователей.
Респонденты выбирали портреты, исходя из своих потребностей и болей — это был решающий критерий распределения пользователей.

Количественный опрос помог нам определить долю каждого портрета среди аудитории мобильного банка, выбрать приоритетные группы пользователей и адаптировать стратегию под их потребности. Так бизнес смог направить усилия и ресурсы на привлекательные для него сегменты, создавая максимально востребованные решения.

Чтобы вам было удобнее проводить опросы, делимся полезным чек-листом, в котором собрали все важные этапы создания опроса: от организации процесса до формулировок вопросов.

Валидация ценностных предложений перед запуском нового банка на высококонкурентном рынке Казахстана

После серии глубинных интервью с предпринимателями наша начальная гипотеза — потребности бизнеса в банковских продуктах отличаются в зависимости от отрасли — не подтвердилась. Зато выяснилось, что продукты и сервисы банков часто не отвечают запросам малого бизнеса. Мы выделили такие продукты-локомотивы, доработали с учётом инсайтов и сформулировали шесть ценностных предложений. Осталось понять, чтобы снизить риски — с каким предложением эффективнее выйти на рынок.

Когда цена решения очень высока, не стоит полагаться исключительно на мнение экспертов, даже если их суммарный опыт в отрасли превышает столетие. Если можно валидировать предположения на потенциальных клиентах, всегда делайте это.

Итак, у нас шесть ценностных предложений. Как спроектировать исследование, которое поможет принять обоснованное решение? Мы проверяем ценностные предложения несколькими инструментами, один из них — быстрый опрос потенциальной аудитории продукта.

Соберите выборку: респонденты должны быть вашими потенциальными клиентами

  • Определите существенные критерии и признаки своей аудитории, в нашем случае это: ведение бизнеса в Казахстане, юридическая форма бизнеса, его возраст, годовой оборот, принадлежность к сегменту B2B или B2C. Респонденты не соответствующие критериям, не допускаются к опросу.
  • В инструментах для проведения онлайн-опросов можно отсеивать неподходящих респондентов, чтобы получать целевые ответы.
  • Создайте скринирующие вопросы, чтобы определить соответствие критериям.
  • Для исключения искажений в результатах определите квоты по критериям. Например, предприниматели в Казахстане — 100%, из сегмента B2B — 50%, из сегмента B2C — 50%.
  • Нужен достаточный размер выборки, то есть количества респондентов, для принятия решений. Обычно ошибка в 4-5% считается приемлемой, её можно рассчитать в онлайн-калькуляторе.
  • В Fabuza квоты можно настроить прямо в конструкторе анкеты. Когда одна из квот выбрана, респонденты с соответствующим признаком исключаются из опроса.

Сформулируйте ценностные предложения: коротко, ёмко, простым и понятным языком.

Респондент может поставить низкую оценку, если не поймёт смысл или ценность предложения. Перед запуском опроса важно проверить ясность формулировок с потенциальными клиентами или пользователями.

Таня Беспалова, старший исследователь практики Discovery by red_mad_robot

При формулировании ценностных предложений важно учесть три условия:

  • Конкретность: покажите преимущества, которые получит клиент;

  • Понятность: говорите на языке целевой аудитории;

  • Уникальность: подчеркните отличия от конкурентов.

Определите метод оценки

Из множества методов — оценка по шкале, матричный анализ, ранжирование с прямым или параллельным сравнением, conjoint-анализ, А/Б тесты — мы использовали шкалу Лайкерта из пяти пунктов и прямое ранжирование предложений. Так можно оценить уровень интереса респондентов (или его отсутствие) к ценностному предложению. Шкала простая для восприятия, а полученные данные легко интерпретировать.

Предлагали такие варианты ответов:

  1. совершенно неинтересно, точно не воспользуюсь;
  2. неинтересно, скорее не воспользуюсь;
  3. нейтрально;
  4. интересно, возможно воспользуюсь;
  5. очень интересно, обязательно воспользуюсь.

В Fabuza можно настроить шкалу с любым количеством пунктов и вариантов ответов, а также ограничить выбор только одним вариантом ответа («Сделать ответ исключающим»).

Дополнительно спрашивали, какое предложение заставит предпринимателя сменить банк обслуживания. Можно было выбрать не более трёх вариантов ответа. Ранжирование помогает выявить предпочтения в явной однозначной форме.

Разместите описание сути задания: в начале страницы перед формулировками вопросов

Например: посмотрите на описание шести различных банковских предложений и оцените степень заинтересованности в каждом из них по шкале от 1 до 5, где 1 – «Совершенно неинтересно, точно не воспользуюсь», а 5 – «Очень интересно, обязательно воспользуюсь».

Если предлагать респондентам по одной формулировке на странице, нужно включить рандомизацию вопросов — формулировки будут выводиться в случайном порядке, чтобы снизить возможные искажения.

В конструкторах анкет можно включить рандомизацию для случайного вывода вопросов или вариантов ответов. Также рандомизация может называться «ротацией» (rotation), «перемешиванием» (shuffling), «случайной сортировкой» (random sorting).

Анализ результатов: когда ответы собраны, можно приступать к анализу.

Обычно инструменты визуализации результатов встроены в платформу для исследований. Если требуется более сложный анализ, например, сравнение данных в разрезе сегментов — можно выгрузить файл XLS и собрать кросс-таблицы, чтобы выявить связи между двумя и более параметрами.

Важно помнить, что при анализе в разрезе сегментов растёт ошибка выборки, так как респондентов в сегменте меньше, чем всех участников опроса. На этапе проектирования дизайна исследования лучше использовать онлайн-калькулятор для определения приемлемых размеров сегментов.

По итогам анализа: для выхода на рынок было выбрано сразу три ценностных предложения для целевых сегментов. Банк запущен летом 2023 года и успешно работает для малого и среднего бизнеса Казахстана. Так количественная валидация помогает при оценке привлекательности ценностных предложений и для быстрой проверки идей или гипотез.

Как правильно собрать анкету для тестирования функций продукта по методологии Кано

В наших проектах мы часто используем методологию Кано, чтобы узнать, какие функции продукта сильнее всего интересуют и повышают удовлетворенность пользователей. Методология помогает понять, какой функционал стоит развивать в первую очередь, а что можно вообще не делать или добавить значительно позже. Однако эффективность этого инструмента зависит от корректного сбора данных и правильной интерпретации результатов, ошибки на этих этапах могут привести к неверным выводам во всём исследовании.

Где и как собирать данные?

Для тестирования фичей мы выбрали платформу Fabuza из-за возможности тонкой настройки метода. На рынке есть и альтернативные решения: от коробочных до бесплатных, отечественные и зарубежные, но возможностей для кастомизации больше всего в Fabuza И вот зачем это нужно.

Подготовка текстов анкеты или как донести до респондента свою мысль?

Прозрачное и понятное для респондентов описание фичей — первое и важное условие успеха. Наша команда выработала несколько правил:

  1. Прежде чем делать формулировку для анкеты, фича должна быть описана в формате User Story. Формулировка в анкете будет чуть проще, но важно, чтобы и команда продукта и респонденты имели в виду одно и тоже.
  2. Упрощаем язык и избегаем специфичных терминов, чтобы респонденты без труда могли понять, о чём идет речь.
  3. Приводим примеры, если нам кажется, что краткой формулировки будет недостаточно. В этом случае мы описываем конкретные ситуации, где функция может быть полезна. Это помогает респондентам представить, как они сами могли бы использовать эту фичу.
  4. Всегда делаем предварительные тесты формулировок. Это могут быть быстрые опросы среди коллег или небольших групп пользователей.
  5. И добавляем уже в саму анкету вопрос со шкалой оценок: «Насколько понятно вам описание этой функции?». Это исключает из анализа ответы респондентов, которые не поняли фичу и обеспечивает более точные итоговые результаты.

Дизайн анкеты или как упростить жизнь респонденту?

Внешний вид анкеты довольно сильно влияет на результаты исследования. Она должна быть простой и интуитивно понятной для пользователя, а также адаптированной под разные устройства. Fabuza позволяет значительно переработать дизайн анкеты, меняя встроенный компонент для Кано.

Рома Симуков, методолог практики Discovery by red_mad_robot

Наш подход к дизайну анкеты:

  1. Визуально выделяем блок с описанием фичи. Приводим дополнительные примеры использования. И ставим счетчик, чтобы респондент видел, сколько ещё будет вопросов.
  2. Чуть иначе формулируем ключевые вопросы метода про наличие и отсутствие фичи в продукте. И выделяем слова «БУДЕТ» и «ОТСУТСТВОВАТЬ». По нашим наблюдениям, так респондентам проще на лету понять суть вопроса.
  3. Добавляем вопрос про понимание — это помогает исследователю быстро отреагировать, если большая часть респондентов при запуске анкеты не понимает формулировку, а также отсечь при обработке нерелевантные данные.
В результате мы получаем дружелюбную анкету, повышающую доверие респондентов и достоверность их ответов.
В результате мы получаем дружелюбную анкету, повышающую доверие респондентов и достоверность их ответов.

Итог

Тестирование функций по методологии Кано — мощный инструмент для понимания потребностей пользователей и принятия обоснованных продуктовых решений. Однако успех зависит от тщательной подготовки анкеты и правильного сбора данных. Уделив внимание деталям и следуя приведенным рекомендациям, вы сможете эффективно использовать метод Кано в своих исследованиях.

Проведение внутренних HR-опросов в компании

В red_mad_robot много отдельных команд и практик, и для каждой мы проводим внутренние опросы. Команда Discovery пришли к HR с собственной экспертизой, инструкциями и чек-листами, чтобы улучшить этот процесс.

Так мы отказались от стандартных форм, где можно собирать только прямые опросы и перешли на платформу Fabuza — тут есть развилка по направлениям ответов, можно выстраивать логику опросов и получать больше данных для исследований. За несколько коротких встреч ребята из Discovery рассказали о правилах формирования вопросов и ответов в анкетах, чтобы отклик респондентов был максимально точным. Благодаря этому мы повысили процент заполняемости анкет, а ответы в них стали более релевантными.

HR — про работу с людьми. Поэтому важно действовать, исходя из их потребностей, внутренних мотивов, личных барьеров, взглядов и подходов. Опросы помогают не генерить надуманные решения, а реализовывать действительно полезные и нужные проекты. Мы корректируем текущие программы и запускаем новые на основе фидбэка команды, опыта сотрудников внутри компании, настроения в коллективе.

Аня Любимова, руководитель корпоративной культуры и внутренних коммуникаций

Какие инструменты использует Discovery для проведения количественных исследований

За всё время работы мы попробовали несколько решений для проведения количественных исследований. И около года назад выбрали Fabuza в качестве основного инструмента. Чтобы сделать правильный выбор, мы сравнивали разные платформы по ключевым для нас критериям. Бесплатные сервисы, такие как Google Forms, не рассматривались, так как они не отвечали нашим требованиям безопасности.

Всего было восемь критериев:

  1. Разграничение доступа. Нам нужен сервис, в котором легко создавать анкеты и удобно работать с внутренними и внешними командами.
  2. Стоимость решения должна соответствовать нашим типовым задачам. Поскольку большинство исследований проводится для внешних клиентов, затраты на платформу должны покрываться проектными расходами, приемлемыми для клиентов.
  3. Качество поддержки. В процессе программирования анкет часто возникают проблемы, для решения которых нужна квалифицированная поддержка — с быстрым реагированием и качественными ответами.
  4. Создание сложных анкет и опросов. Мы часто сталкиваемся с задачами, требующими создания опросов со сложной логикой, поэтому функция критически важна.
  5. Тестирование фичей по Кано. Эту методологию мы используем почти в каждом проекте для приоритизации идей и возможностей продукта.
  6. Брендирование анкеты. При опросе клиентов, чтобы респонденты чувствовали себя безопасно и охотнее отвечали на вопросы, анкета должна поддерживать культурный код бренда.
  7. Наличие своей панели. Удобно, когда у сервиса есть своя панель респондентов. Но обычно анкету мы собираем сами, а подрядчика для панели ищем отдель. Особенно, когда нам нужны специфические квоты.
  8. Дополнительные возможности: UX-исследования и интервью.
    В ближайшем будущем мы планируем делать немодерируемые UX-исследования на ПК и мобильных платформах. А также проводить интервью и модерируемые тесты в сервисе, который помогает расшифровывать аудио и записи экрана.
Таблица с итоговыми оценками четырех сервисов по всем критериям. Логично, что мы выбрали для опросов платформу Fabuza.
Таблица с итоговыми оценками четырех сервисов по всем критериям. Логично, что мы выбрали для опросов платформу Fabuza.

Заключение

Задачи и механики их решения могут быть совершенно разными. Важно, чтобы они оптимизировали ресурсы и время и давали качественный результат. Поэтому мы выбираем универсальные инструменты для исследований, которые позволяют решать сразу несколько задач и приносят пользу для бизнеса.

Над материалом работали:

  • текст — Женя Палевская, Лиза Скрыль (Косырева), Таня Беспалова, Рома Симуков, Аня Любимова;
  • редактура — Игорь Решетников;
  • иллюстрации — Юля Ефимова.

Чтобы ничего не пропустить, следи за развитием цифры вместе с нами:

55
Начать дискуссию