Операция «консервы»: новая задача по маркировке

Операция «консервы»: новая задача по маркировке

Список товаров, которые подлежат обязательной маркировке на рынках РФ, расширяется. В 2024 году начат эксперимент по маркировке некоторых видов консервированных продуктов. О том, как производителям подготовить ИТ-инфраструктуру и начать проект по обязательной сериализации — рассказывает Василий Савин, директор по консалтингу компании Utrace.

Моменты проекта

Эксперимент, ранее затронувший многие другие сегменты и направления рынка, коснется самого широкого спектра продукции. Это – овощные, мясные и рыбные консервы, орехи, грибы, морепродукты, фрукты, мармелад, фруктовое пюре и желе. Программа не затрагивает детское питание для детей до года.

Цель расширения охвата маркировки – борьба за качество и безопасность. По оценкам научно-исследовательского института Министерства финансов, от 11% до 40% этой продукции оборачиваются на рынке незаконно (в частности, некоторые производители подменяют шпроты более дешевой рыбой). Так, остаточные количества пестицидов обнаруживали в зеленом горошке, а следы антибиотиков – в консервированных кормах для животных.

Участие в эксперименте добровольное, а коды маркировки предоставляются компаниям бесплатно. В ходе эксперимента участникам рынка предстоит протестировать технологии нанесения кодов Data Matrix и отработать взаимодействие с системой маркировки.

Проект по введению обязательной маркировки консервированных продуктов является очередным значительным шагом в направлении повышения прозрачности и безопасности на рынке пищевых продуктов. Маркировка позволит не только бороться с нелегальным оборотом товаров, таким как подделка и замена качественных продуктов на более дешевые аналоги, но и значительно уменьшить риски попадания в продажу продукции, содержащей вредные добавки.

Впрочем, перспектива перехода на обязательную маркировку для многих производителей консервов означает необходимость подготовки информационной инфраструктуры к работе в новых условиях.

Сложности перехода

Операция «консервы»: новая задача по маркировке

Переход на цифровую маркировку – не самая простая задача с точки зрения технического обеспечения, особенно в свете того, что решать ее предстоит в довольно сжатые сроки. Как правило, на эксперимент по маркировке той или иной товарной группы отводится не больше года, после чего маркировка становится обязательной. Однако в случае с консервированной продукцией отведено значительно меньше времени — всего с февраля по август 2024 года.

За это время нужно выбрать поставщика ИТ-решений уровня L1-L3, который будет отвечать за программно-аппаратную часть нанесения кодов маркировки, а также ИТ-поставщика решения уровня L4 — системы управления сериализацией товаров, которая будет передавать сведения о кодах Data Matrix в государственную систему мониторинга “Честный знак” (ГИС МТ).

Начать нужно с формирования проектной команды. Ей предстоит изучить нормы законодательства, касающиеся прослеживания товаров, а также опыт коллег, которые уже работают с маркировкой.

Далее нужно распланировать проект построения новой ИТ-инфраструктуры для исполнения требований регулятора, включая бюджетирование, и изучить представленные на рынке ИТ-решения для управления цифровой маркировкой.

  • программно-аппаратный комплекс

Прежде всего, предстоит сделать правильный выбор оборудования для нанесения кодов Data Matrix. Он зависит от того, с какой упаковкой имеют дело производитель и поставщик и как нужно будет маркировать конкретные товары: разместить марку на бумажной этикетке консервной банки или на фольгированном пауче – совсем не одно и то же. В такой ситуации для многих компаний менее затратным будет изменение упаковки, а не приобретение оборудования, которое способно работать с привычными форм-факторами.

При этом стоит учитывать и то, что в дальнейшем и производитель и поставщик могут расширить ассортимент продукции за счет товаров с другими формами упаковки, и необходимо предусмотреть возможность работы с ними. Поэтому поставщик программно-аппаратного комплекса для цифровой маркировки должен уметь работать со всеми необходимыми форм-факторами и при необходимости расширять этот перечень.

  • передача сведений в ГИС МТ “Честный знак”

Далее предстоит выбрать систему сериализации товаров уровня L4 для передачи данных о маркировке в государственную систему мониторинга ГИС “Честный знак”. Система L4 должна обеспечивать возможность обработки данных, работать с широкими номенклатурами и большим количеством SKU. Это качество особенно критично для крупных производителей и поставщиков. ИТ-продукт также должен быть совместим с различными учетными системами, такими как WMS или ERP. Чем больше коннекторов предлагает поставщик системы, тем проще и быстрее будет ее интеграция с тем парком ИТ-систем, который уже использует компания.

Задача по встраиванию в ИТ-ландшафт инструмента управления маркировкой также стоит перед участниками рынка, импортирующими продукцию в Россию. Таким поставщикам нужно автоматизировать процесс передачи сведений в “Честный знак” на таможенном складе. В случае, если они уже используют track&trace-решение от глобальных поставщиков, стоит проверить, совместимо ли оно с ИТ-инфраструктурой регулятора и позволяет ли бесперебойно отправлять данные в ГИС МТ.

Наконец, особенное внимание стоит обратить на отсутствие vendor-lock ИТ-продукта, то есть, стремления поставщика «привязать» производителя товаров к решениям от одной компании. Как правило, такие ИТ-продукты труднозаменимы и любые сложности (будь то уход с рынка компании-поставщика, недоступность облачного сервиса или политические факторы) могут оказаться непреодолимыми, привести к нарушению в цепочках поставок или простою производства.

  • управление логистикой

В процесс управления логистикой вовлечены сразу несколько ИТ-систем. Как правило, это ЭДО, ГИС МТ, track&trace-система и система класса ERP. Переход на цифровую маркировку способствует появлению новых бизнес-процессов в компании производителя и поэтому требует модернизации текущей ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения. Так, с введением маркировки значительно усложняется претензионная работа, ведь помимо выявления факта недостачи или пересорта теперь потребуется вычислять конкретные паллеты, которые вовремя не доехали до точки сбыта и где они находятся. Оперативное разрешение подобных инцидентов невозможно без автоматизации и развитого цифрового ландшафта. Производителю стоит учитывать, что внедрение новых цифровых решений – это не быстрый процесс, который требует глубокой проработки ещё на стадии анализа проекта.

Когда нужно задуматься о переходе на цифровую маркировку

Операция «консервы»: новая задача по маркировке

Основная сложность обновления ИТ-инфраструктуры в рамках перехода на цифровую маркировку состоит в том, что сериализация должна проходить в строгом соответствии с регулятивными стандартами, которые включают в себя точность и читаемость маркировки, а также передачу соответствующих данных в национальные системы отслеживания в нужном формате и в установленный срок. Некоторые из этих задач встают перед предприятием и его специалистами впервые, в то время как на подбор и внедрение нужных ИТ-систем может уйти до нескольких месяцев.

Кроме того, переход на обязательную маркировку требует значительных начальных и операционных затрат. Компаниям необходимо вкладывать средства в приобретение оборудования, обновление программного обеспечения, возможно, переосмысление процессов упаковки и логистики, а также в обучение персонала.

Учитывая все эти причины, начинать проект по переходу на цифровую маркировку нужно как можно раньше, своими силами, при помощи системных интеграторов или поставщиков специализированных решений. Хорошая новость здесь в том, что успешные примеры из других сегментов рынка могут существенно упростить задачу, а всеобщий характер инициативы позволяет перенимать положительный опыт коллег в рамках эксперимента практически в режиме реального времени.

11
Начать дискуссию