Цифровизация агропромышленного комплекса. Что не так с местными производителями молока?

Молочная отрасль в России — сложнопрогнозируемая. Ритейл и торговые сети захватывают рынок молочной продукции с помощью собственных торговых марок. Как в такой ситуации строить бизнес местным производителям? По мнению директора по развитию OptiTeam в Северо-Западном федеральном округе Якова Букина, именно цифровизация процессов S&OP и Demand Planning может стать «спасательным кругом» для местных и региональных предприятий АПК.

Цифровизация агропромышленного комплекса. Что не так с местными производителями молока?

Слабая автоматизация на стороне местных производителей

В отличие от крупных игроков рынка у региональных производителей слабые инструменты для прогнозирования и планирования, нет аналитических данных о профиле покупателя, нет анализа чеков и т.д.

Ограниченные финансовые ресурсы, собственные и заемные, не дают местным производителям полноценной возможности конкурировать на равных с федеральными игроками и ритейлом.

По словам Якова Букина, низкий уровень проникновения автоматизации в региональные компании молочной промышленности оказывает серьезное негативное давление, оставляя руководство предприятий без достоверных данных относительно себестоимости изготовления продукции, маржинальности, чистой прибыли.

В подтверждение Яков привел аналитику NTECH, одной из ведущих исследовательских компаний в сегменте товаров народного потребления.

▶ По данным NTECH, в 2024 году производство молочной продукции загружено по стране в среднем на 60%, а конкуренция за место на полке растет.

▶ По сравнению с 1-м кварталом 2023 года в аналогичный период 2024-го в категории «молочная консервация» динамика в денежном выражении составила минус 8%. «Падение» на 3% наблюдается и в категории «молочная гастрономия».

Цифровизация агропромышленного комплекса. Что не так с местными производителями молока?

Как видите, ситуация на рынке молочной продукции сложнопрогнозируемая. На одной интуиции и опыте проверенных кадров далеко не уедешь. Поэтому внедрение системы для планирования и прогнозирования – это своего рода «спасательный круг» для местных и региональных производителей.

А еще это возможность предусмотреть и превентивно отреагировать на негативные сценарии, сравнить и выбрать оптимальный из них. Например, спланировать бюджет на год при увеличении расходной части и сокращении доходной.

В долгосрочной перспективе цифровизация процессов S&OP и Demand Planning позволит удержать бизнес на плаву и найти точки роста, открыть новые рынки сбыта для продукции собственного производства.

Больше о том, как компания OptiTeam помогает компаниям выстраивать процесс интегрированного бизнес-планирования с помощью российской платформы Optimacros — на сайте интегратора.

Начать дискуссию