Маркировка "Честный знак" — управление доверием

Источник: честныйзнак.рф
Источник: честныйзнак.рф

В 2019 году в российскую систему торговли была введена маркировка "Честный знак". Ее задача — борьба с контрафактной продукцией и повышение прозрачности рынка. Система позволяет отслеживать движение товаров от производителя до конечного потребителя, обеспечивая подлинность и качество продукции, что создает благоприятные условия как для продавцов, так и для покупателей. При этом предпринимателям не всегда понятно, как работать с системой “Честный знак” и как она может помочь им в ведении бизнеса.

Сегодня разбираемся в этом вопросе с экспертами ДжумПро.

Почему маркировка важна?

Благодаря системе “Честный знак” потребители могут быть уверены в надлежащем качестве продукции и ее подлинности. Маркировка также помогает избежать покупки товаров, небезопасных для здоровья или жизни. Приобретая маркированный товар, покупатель может быть на 100% уверен в продавце и его благонадежности.

Для продавцов маркировка также имеет важное значение:

  • Легальность бизнеса: соблюдение требований маркировки помогает избежать штрафов и санкций со стороны государства.
  • Повышение доверия покупателей: маркированные товары вызывают больше доверия у потребителей, что напрямую влияет на увеличение продаж.
  • Упрощение учета и логистики: система маркировки позволяет автоматизировать процессы учета и логистики, что снижает издержки.

Кроме того, маркировка повышает прозрачность рынка и создает равные условия для всех производителей и поставщиков, снижая недобросовестную конкуренцию.

В настоящий момент система охватывает более 10 категорий товаров и способствует созданию безопасного и надежного рынка в долгосрочной перспективе для всех участников.

Как это работает?

Первым этапом, необходимо зарегистрироваться в системе “Честный знак”. Далее, производитель или импортер должны нанести уникальный код на каждую единицу товара. Этот код позволяет отследить, кто и когда произвел или ввез в страну продукт, а также на каком этапе реализации он находится. Товары без маркировки считаются контрафактными.

Стоит учитывать, что для различных категорий товаров используются разные методы маркировки. Например, сигареты, обувь и одежда маркируются с помощью двухмерных штрихкодов DataMatrix, а для меховых изделий применяются RFID-метки.

Следующим шагом, коды регистрируются в системе “Честный знак”. Каждый участник торговой системы должен считывать марку с помощью специального сканера, который передает данные о товаре.

Уже на этапе дистрибуции, покупатель может проверить подлинность товара с помощью мобильного приложения или онлайн-сервиса. Достаточно отсканировать QR-код на упаковке, а приложение мгновенно предоставляет информацию о товаре, включая его производителя, место и дату производства. Если что-то окажется не так, приложение предупредит покупателя о возможной подделке.

Кто должен наносить маркировку?

Внедрение системы "Честный знак" требует времени и усилий: необходимо перестроить внутренние процессы, обучить сотрудников и закупить необходимое оборудование. При этом существуют “белые” сервисы, которые значительно упрощают процесс маркировки. Например, компания ДжумПро работает только официально и предлагает комплексные решения — от закупки и оформления до финальных этапов.

В большинстве случаев, если вы импортируете товары из Китая, импортер обязан взять на себя все необходимые моменты по созданию честного знака. Существует 2 основных пути создания маркировки.

Первый вариант, если вы уже привезли товар в Россию, есть возможность нанести маркировку до их ввода в оборот на территории таможенного склада в соответствии со статьей 158 Таможенного кодекса ЕАЭС. Весь процесс происходит под надзором контролирующего органа, что может стать достаточно болезненным процессом.

Для этого необходимо:

  • Ознакомиться с требованиями к маркировке для вашей категории товаров.
  • Закупить оборудование для нанесения кодов на упаковку.
  • Зарегистрироваться в системе “Честный знак” и через личный кабинет получить коды товаров.
  • Провести обучение сотрудников по работе с системой маркировки.

Вторая опция — маркировка товара у производителя в Китае. При этом стоит понимать, что китайцы не всегда дружат с маркировкой. Представьте, что у вас есть заказ на 5000 футболок с 30 вариантами цветов и размеров. Вам нужно будет предоставить китайцам 30 вариантов стикеров, где слева будет русскоязычное описание товара, а справа — уникальный QR-код для каждой единицы. Китайцы могут не справиться с такой задачей без четких инструкций.

Однако маркировка в Китае все еще остается самым простым вариантом, не требующим дополнительного надзора.

Чтобы процесс происходил без последствий, стоит соблюдать 3 основных этапа:

Шаг 1: Четкие инструкции

Первым шагом в организации маркировки товаров в Китае является четкое объяснение ваших требований. Придите с очень понятным планом на китайском языке, с примерами, описанным СОП (стандартных операционных процедур), чтобы фабрика понимала, что от нее требуется. Это поможет избежать недоразумений и обеспечит качественное выполнение работы.

Шаг 2: Подготовка файлов и контроль

Второй шаг – поделиться с фабрикой шаблонами документации и контролировать корректное оформление.

Шаг 3: Контроль качества

Обычно эксперты действуют по принципу выборочной проверки. Когда партия готова, отправляется инспектор, который берет выборку, например, 10%, и проверяет ее. Помимо качества, мы также смотрим на маркировку. Если на нашей выборке есть проблемы, например, в двух из 100 единиц товара QR-код наклеен неправильно, это может означать, что вся партия может быть с дефектами.

При этом весь этот процесс можно делегировать “белым” сервисам полного цикла, которые регулярно работают с системой честный знак и проговаривают с фабрикой каждый этап. Если фабрика сделала что-то неправильно, ДжумПро, как экспертный подрядчик, заказывает полную проверку и смотрит поштучно, что в партии корректно, а что нет. В таких случаях на производство приглашается специальный инспектор, чтобы он контролировал процесс.

Вне зависимости от выбранного пути для нанесения маркировки, важно помнить, что "Честный знак" становится обязательным элементом для все более широкого спектра товаров. В будущем этот список будет только расширяться. Для бизнеса это означает необходимость соответствия новым требованиям, а для потребителей — дополнительную защиту.

22
Начать дискуссию