Готовьтесь потерять 50% прибыли: чем грозит повышение налогов ресторанному бизнесу в 2025 году

С 1 января 2025 года компании на УСН станут обязаны платить НДС. Для ресторанного бизнеса с низкой маржинальностью — это практически приговор. В живых останутся только те рестораторы, которые смогут подготовиться к нововведениям заранее. В этой статье я расскажу, кому полагается платить НДС, какие убытки понесут рестораторы в денежном выражении и главное — что нужно сделать, чтобы этого избежать.

Готовьтесь потерять 50% прибыли: чем грозит повышение налогов ресторанному бизнесу в 2025 году

В общепите всегда есть крупные сетевые игроки, которые вынуждены применять Общепринятую систему налогообложения (ОСН) и исчислять Налог на прибыль и НДС. Но основная доля предприятий общественного питания — это малый и средний бизнес, находящийся на Упрощенной системе налогообложения (УСН). Этот тип бизнеса никогда не был плательщиком НДС, но с 2025 года реальность изменится. С 1 января предприятия на УСН начнут платить НДС с выручки в размере 5-7%. Общепит — это бизнес с высокой выручкой, огромной структурой затрат и достаточно низкой чистой прибылью, это означает, что значительная часть прибыли теперь будет уходить на уплату налога.

Начну с категории налогоплательщиков, которых не коснутся или практически не коснутся изменения 2025 года — это предприятия с выручкой менее 60 миллионов в год. Несмотря на то, что такие предприятия будут освобождены от уплаты НДС, счастливчиками их назвать сложно: среднемесячная прибыльность ресторанного бизнеса сейчас находится на уровне 12 - 15% от выручки, соответственно прибыль небольших заведений составляет всего 500 000 - 800 000 рублей в месяц. Такие предприятия стабильны, только пока ничего не происходит. Любая поломка приточки, плит, пицца-печи и т.д. может легко лишить их половины или даже всей прибыли за месяц, а те, кто работает в общепите, понимают — непредвиденные расходы — это наша реальность. Налоговые послабления для микробизнеса — это шанс если не развиваться, то хотя бы выжить. Все-таки цель налоговой реформы — это пополнение бюджета, а вовсе не ликвидация малого и микробизнеса.


Теперь поговорим о тех, кого коснутся изменения законодательства, кто должен подготовиться, чтобы сохранить свое предприятие в новой налоговой реальности
. Предприятия, которые с законодательной точки зрения называются “малый и средний бизнес”, с месячной выручкой от 5 500 000 рублей до 20 800 000 рублей. Для этой категории налогоплательщиков государство также оставило пространство для маневра, которое может стать спасением — льготу по НДС.

Кто может рассчитывать на льготу по НДС?
1. Заведения, работающие по ОКВЭД 56 «Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания»
2. Доход от бизнеса в сфере оказания услуг общественного питания не менее 70% от общей выручки (если предприятие ведет иную деятельность)
3. Доход не более 2 миллиардов рублей по итогам прошлого года
4. Заработная плата на сотрудника за предыдущий год не ниже средней заработной платы по отрасли в регионе

Первые три пункта соблюдаются автоматически всеми предприятиями, а на последнем мы остановимся отдельно. Данные о средней заработной плате в вашем регионе можно найти на www.fedstat.ru в разделе «Средняя номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике» по коду 56 ОКВЭД. Вид 56 не нужно делить на подвиды — это подтверждается в письмах Минфина №03-07-07/123358 от 19.12.23 и №03-07-07/76644 от 15.08.23. Например, на декабрь 2024 года по региону Москва средняя заработная плата в общепите составляла 62 000 рублей на сотрудника, включая уборщиц, грузчиков, директоров.

Если в 2024 году вы платили сотрудникам зарплату, сопоставимую со средним показателем по вашему региону, то в 2025 году вы можете рассчитывать на льготу.

Если же ваш средний ФОТ за 2024 год был ниже этого показателя, помимо налога по УСН вам будет начислен НДС 5 - 7% с выручки.

Чтобы воспользоваться льготой по НДС в будущем, я советую с января 2025 года поднять зарплату до необходимого уровня — тогда в 2026 году вы сможете рассчитывать на льготу. В этом случае необходимо понимать, что весь 2025 год у предприятия будет повышенное налогообложение в виде НДС 5 - 7% с выручки плюс дополнительные налоги с возросшей заработной платы. И да, никто не знает, как долго будет существовать эта льгота: год, пять лет, десять лет, или ее отменят в 2026 году.

NB! Если вы работаете о одном регионе и открыли там обособленное подразделение, а расчет РСВ сдаете в другом регионе, по месту регистрации компании, то показатель средней заработной платы берете по региону, в котором предоставляете расчет РСВ.

Итак, как рассчитывается процент НДС?
- 60 млн в год — освобождены от уплаты налога
- 60 - 252 млн в год — НДС 5%
- от 252 млн в год — НДС 7%

Основное количество ресторанов (и моих клиентов в том числе) будут применять пониженную ставку, поэтому я рассмотрю, чем обернется для них 5% НДС с выручки.

Цифра в 5% на первый взгляд не очень критична для бизнеса, но важно не сколько, а с чего берутся эти 5%. На УСН налогом облагается прибыль, то есть доход минус расход. Рост расходов ведет к уменьшению прибыли и уменьшению налога УСН в суммовом выражении.

А вот НДС вычитается не с прибыли, а с выручки. Даже если ваши расходы вырастут, это не уменьшит размера налога, а найти деньги на его выплату будет гораздо сложнее.

Теперь давайте переведем эту дополнительную налоговую нагрузку в реальные деньги. Сравним 2 года, при единых операционных показателях прибыль будет разной:

1. 2024 год. Ресторан имеет выручку 10 000 000 рублей в месяц и чистую прибыль после всех налогов 1 000 000 рублей (10% от выручки)
2. 2025 год. Ресторан имеет выручку 10 000 000 рублей в месяц, заплатит НДС 5% равный 500 000 рублей, и чистая прибыль после всех налогов будет 500 000 рублей (5 % от выручки)

Пример максимально примитивный, но четко отражающий, что увеличение налогов в 5% с выручки может привести к потере 50% прибыли.

Что должны делать рестораторы, чтобы сохранить финансовые показатели на уровне 2024 года?
Первый и обязательный шаг — это индексация цен. Это крайне непопулярная и даже рискованная мера для любого бизнеса, но сейчас это необходимый шаг для сохранения стабильности.

Индексировать цены необходимо на все меню и более, чем на 5%, так как кроме увеличения налоговой нагрузки на бизнес сильно давят инфляционные процессы. Баланс каждый ресторан будет искать, исходя из своих индивидуальных особенностей. Для заведения на трафике сплошная индексация на повышенный процент может привести к существенному увеличению выручки, чего, например, не скажешь о ресторанах, где постоянный клиент, привыкший к определенному уровню цен в этом заведении, может болезненно воспринять их повышение.

Второй шаг — это усиленный мониторинг расходов с обязательным ежедневным, еженедельным или хотя бы ежемесячным аккумулированием денежных средств на оплату НДС авансом в конце месяца.

Разберем на примере. Выручка вашего ресторана — 10 000 000 рублей, налог 500 000 рублей в месяц. Соответственно НДС к оплате за 1 квартал = 1 500 000 рублей. Не позднее 28 апреля вам нужно будет оплатить налог в полном объеме. А сейчас задайте себе вопрос — сможете ли вы легко заплатить со счета ресторана 1 500 000 рублей? Если нет, то начинайте откладывать эти деньги, начиная с января! 500 000 р. в месяц — это вполне подъемная сумма. Если вы позаботитесь об этом сейчас, то закрыть первый квартал будет легко. Не забывайте, что просрочка платежа грозит арестом счета, а это в свою очередь провоцирует задержку выплат поставщикам и, вероятно, остановку поставок. Не ставьте ваш бизнес под удар, позаботьтесь об этом уже сегодня.

2025 год совершенно точно будет непростым для ресторанного бизнеса. Давайте резюмируем, что вы можете сделать уже сейчас:

1. Посчитать свою годовую выручку и определить, в каком размере вам будет начисляться НДС
2. Сравнить среднюю зарплату по предприятию за прошлый год со средней зп в вашем регионе и понять, можете ли вы рассчитывать на льготу
3. Если в 2025 году льготу вам не получить, повысить зарплаты и начать откладывать по 5% с прибыли уже в январе, и отслеживать законодательные акты, касающиеся льготы по НДС для общепита
4. Обратиться к квалифицированному финансовому консультанту, чтобы заранее спланировать будущее ипредотвратить кризис на предприятии

Расскажите, была ли вам полезна эта статья? В следующей статье я хочу написать про финансовое планирование в ресторанном бизнесе — инструмент, который сможет оставить ваше предприятие на плаву в это не простое время, а возможно даже найти резервы для роста. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

реклама
разместить
Начать дискуссию