Все боятся санкций, а теряют миллионы на другом. Три «дыры» в системе ВЭД, через которые утекают ваши деньги
Санкции, валютный контроль, сломанные логистические маршруты — в 2025 году это стало гигиеническим минимумом для любого бизнеса, работающего с заграницей. Многие предприниматели видят в этих факторах корень всех зол и главную причину финансовых потерь. Но это лишь верхушка айсберга.
Мой 25-летний опыт в международной логистике показывает: самые болезненные и дорогостоящие ошибки скрыты не снаружи, а внутри. Они находятся в зоне стопроцентной ответственности самого бизнеса — в отсутствии четкой и управляемой системы ВЭД.
Пока вы ищете виноватых в геополитике, деньги утекают через три неочевидные «дыры» в ваших бизнес-процессах. Давайте разберем каждую.
Ошибка №1. Слепое доверие подрядчику, или «синдром стороннего эксперта»
Это ситуация, когда вся экспертиза по ВЭД находится «на стороне» — у таможенного брокера, логиста, юриста. А внутри компании нет ни одного специалиста, способного проверить их работу.
Как это выглядит на практике:
Выходит новый таможенный регламент. Ваш подрядчик трактует его так, как ему удобнее или проще, а не так, как выгоднее вам. Например, присваивает товару не самый оптимальный код ТН ВЭД, из-за чего ставка пошлины возрастает. Вы платите больше, даже не зная, что можно было иначе.
- Почему так происходит? Руководитель считает, что раз он нанял профессионала, то можно полностью делегировать ему ответственность.
- Цена ошибки: Переплаты на таможенных платежах, которые могут достигать миллионов рублей, и полная зависимость от добросовестности подрядчика.
Ошибка №2. Контракт-шаблон, или «юридическая близорукость»
Внешнеторговый контракт — это не формальность, а главный документ, защищающий ваши деньги. Но в 90% случаев его подписывают, не вчитываясь.
Как это выглядит на практике:
Используется стандартный шаблон договора, который не учитывает специфику вашей сделки: хрупкость товара, важность соблюдения температурного режима, критичность сроков поставки. Когда наступает проблема — например, срыв сроков поставки на месяц — выясняется, что в договоре не прописана никакая существенная компенсация. Подрядчик извиняется, а вы остаетесь с убытками от простоя и сорванных обязательств перед вашими клиентами.
- Почему так происходит? Желание «быстрее запустить процесс» и вера в то, что «до этого же все было нормально».
- Цена ошибки: Прямые финансовые потери из-за отсутствия компенсаций, испорченная репутация и невозможность отстоять свои права в суде.
Ошибка №3. Погоня за дешевизной, или «тактическая экономия»
Выбор маршрута доставки или подрядчика исключительно по критерию самой низкой цены — одна из самых популярных ловушек.
Как это выглядит на практике:
Вы получаете три коммерческих предложения и выбираете самое дешевое, не вникая в детали. А потом выясняется, что в этом маршруте есть три перегрузки товара вместо одной, нет страховки на полную стоимость или используется ненадежный морской перевозчик. В итоге вся партия товара либо «застревает» на неопределенный срок в транзитном порту, либо приходит с большим процентом брака.
- Почему так происходит? Фокус на сиюминутной экономии на затратах, а не на оценке совокупной стоимости владения и анализе рисков.
- Цена ошибки: Полная или частичная потеря партии товара, которая многократно превышает сэкономленную сумму.
Вывод: не ищите «идеального» подрядчика. Станьте «идеальным» заказчиком
Ключ к стабильности в ВЭД — это не бесконечный поиск стопроцентно надежного партнера, которого не существует. Решение — выстроить внутреннюю экспертизу и систему контроля, которая позволит вам:
- Говорить с подрядчиками на одном языке и ставить им правильные задачи.
- Видеть риски в договорах и маршрутах до того, как они станут проблемами.
- Эффективно управлять любыми партнерами, превращая их из «черного ящика» в понятный инструмент.
Внешнеэкономическая деятельность — это такой же управляемый бизнес-процесс, как маркетинг или финансы. Первый шаг к реальному контролю — это развитие системного подхода к управлению ВЭД внутри своей компании. Именно это превращает логистику из источника головной боли в реальный инструмент для масштабирования вашего бизнеса.