Практически никто не знает, что «Ростелеком» — это группа компаний, которая достаточно интересно структурирована. Внутри этого периметра есть и продвинутые ИТ-команды, которые занимаются облачными продуктами, видеонаблюдением, интерактивным телевидением — и даже был соблазн объединить их в отдельный кластерный бренд.
Но мы очень рискуем, когда сливаем их в один организм. Цели каждой команды — уникальны, поэтому ими сложно централизованно управлять. Поэтому мы остаёмся в рамках концепции, когда компания состоит из самоорганизующихся юрлиц-команд. Даже внутри крупных объединений, которые у нас занимаются написанием платформенных продуктов, мы поддерживаем принцип разнородности.
Мдаа... приятно размышлять о том, как наши космические корабли будут бороздить просторы вселенной.
А вот если спуститься с небес на землю.
Давеча ходил я с начальником (индус) на переговоры в офис Ростелекома на ТАганской.
Так начальника по его индийскому паспорту на контроле проверили в списках, выдали пропуск (30 секунд) - и пропустили. А меня с коллегой (паспорта РФ) развернули и отправили в Бюро Пропусков, где:
- 15 минут мы отстояли в очереди, чтобы получить бумажку "я подтверждаю передачу личных данных..";
- 5 минут ждали, пока освободиться ручка для заполнения бумажной формы;
- Еще 5 минут заполняли форму (переписать все данные паспорта + заполнить пропуски);
- Еще 5-7 минут постоять в очереди к окну (тому же самому, где выдают "анкеты для заполнения") -
типа "с анкетами - вне очереди";
- Еще 2-3 минуты - проверка анкеты, сохранение данных в форму и выдача пропуска.
Итого, о чудо! Вcего ~30 минут - и мы настигли нашего руководителя в недрах РТ, опоздав на встречу на 20 минут.
После такого "high-tech" начала знакомства с компанией я начал очень сильно сомневаться, является ли Ростелеком технологической компанией?
В статье же обосновано почему так происходит и передана мысль, что с этим хотят бороться.
Проблему растущей сложности ИТ-решений радикально решил Amazon 2002 году, когда перешёл от монолитной архитектуры к микросервисам, за каждый из которых отвечала команда, которую можно накормить не более, чем двумя пиццами (хотя Википедия утверждает, что термин «микросервисы» появился только в 2011).
Как только продукт вырастает и требует большей команды, он снова делится на части, пока не уменьшится до «2 pizza team».
Часто при делении возникает дублирование, повторение и конкуренция, но зато повышается надёжность — какие-то сервисы могут сломаться, разработчики уволиться, но на ситуацию в целом это радикально не влияет, так как одну и ту же задачу можно «закрыть» десятком разных сервисов.
В результате Amazon Web Services стал самой успешной облачной платформой в мире, а количество вновь запускаемых сервисов возросло с десятков единиц до тысяч каждый год.
Время огромных IT-команд, работающих, как единое целое, ушло — это неэффективно и никому не нужно.