{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Лучшие тренеры по ИБ и ИТ. Кто они?

Кадровый голод — одно из главных препятствий, мешающих российской ИТ-отрасли динамично развиваться. Сегодня дефицит специалистов составляет 1 млн человек, к 2027 году это число может увеличиться в 2 раза. Между тем спрос на айтишников в текущем году вырос на 63%. В первую очередь компаниям нужны опытные кадры, включая тех, у кого нет специального образования, поскольку вузы в большинстве своем не дают «крепкой» основы. Вместе с этим часть организаций готовы нанимать новичков и обучать их самостоятельно. И здесь незаменимыми фигурами становятся специалисты с преподавательской «жилкой». В статье мы рассмотрим приемы ведущих ИТ-экспертов, обучающих коллег, и поговорим о правилах, которые помогут айтишникам стать лучшими тренерами.

Кадровый голод — одно из главных препятствий, мешающих российской ИТ-отрасли динамично развиваться. Сегодня дефицит специалистов составляет 1 млн человек, к 2027 году это число может увеличиться в 2 раза. Между тем спрос на айтишников в текущем году вырос на 63%. В первую очередь компаниям нужны опытные кадры, включая тех, у кого нет специального образования, поскольку вузы в большинстве своем не дают «крепкой» основы. Вместе с этим часть организаций готовы нанимать новичков и обучать их самостоятельно. И здесь незаменимыми фигурами становятся специалисты с преподавательской «жилкой». В статье мы рассмотрим приемы ведущих ИТ-экспертов, обучающих коллег, и поговорим о правилах, которые помогут айтишникам стать лучшими тренерами.

Как преподают ИТ-эксперты

Обучая наших [Swordfish Security] клиентов кибербезопасности, мы часто спрашиваем у них, с какими тренерами они уже успели поработать, чьи курсы хотели бы пройти, за кем из экспертов следят в медиапространстве. Проанализировав ответы слушателей, мы выделили самых популярных тренеров и изучили их приемы.

Алексей Лукацкий

Об эксперте: работает бизнес-консультантом по информационной безопасности в Positive Technologies. Опыт в ИБ более 30 лет. Освещает отраслевые нормативно-правовые акты, тенденции, технологии и новости индустрии, рассказывает об ИБ-мероприятиях. Развивает собственную онлайн-школу «вышибала», на базе которой публикует свои курсы по информационной безопасности, читает лекции в различных учебных центрах, принимает участие в разработке нормативно-правовых актов в сфере ИБ, ведет блог «Бизнес без опасности», выступает на отраслевых мероприятиях, разрабатывает игровые концепции для развлекательно-обучающих активностей. В портфолио эксперта 4 книги.

Стиль: ментор-акула. Эксперт захватил практически все форматы, он своего рода гигант, монополист в сообществе ИБ. Сам себя Лукацкий в одном из интервью назвал Достоевским от кибербезопасности. И с этим легко согласиться: эксперт пишет статьи в публицистическом стиле, все они отличаются логичностью и легкостью, автор мастерски раскладывает по полочкам сложные и многослойные мысли. Он точен в деталях, умеет маневрировать лексическими и стилистическими приемами так, чтобы быть в меру эмоциональным. То же самое прослеживается и в речи Лукацкого. У эксперта поставленный голос, он говорит без остановки, замедляется и ускоряется там, где нужно, правильно управляет интонацией. Алексей хорошо чувствует себя в кадре, ему отлично подошла бы роль телеведущего. Также стоит отметить то, что эксперт часто использует примеры из разных плоскостей, начиная от философских мотивов и заканчивая сугубо бытовыми образами.

Лев Палей

Об эксперте: до недавнего времени руководил службой информационной безопасности в АО «СО ЕЭС», затем перешел на позицию CISO в WebmonitorX. Опыт в ИБ более 10 лет. Рассказывает про управление проектами по внедрению комплексных централизованных систем обеспечения ИБ, информационную безопасность в контексте бизнес-составляющей, говорит в целом о тенденциях и технологиях отрасли. Участвовал в разработке курса «Профессия Специалист по кибер­безопас­нос­ти с нуля», преподает на программе MBA в РАНХиГС, выступает на отраслевых мероприятиях как модератор и спикер.

Стиль: Сократ-демократ. У эксперта отлично получается модерировать дискуссии, он умеет мягко и лаконично сталкивать противоположные мнения так, чтобы вырисовывалась полная картина обсуждаемой ситуации. Лев уместно спорит с участниками таким образом, чтобы спикеры «докручивали» свои мысли и давали развернутые ответы. Во время сольных выступлений эксперт много контактирует с аудиторией, задает ей вопросы, побуждает на какие-либо действия, а также иронизирует и создает позитивную обстановку.

Рустэм Хайретдинов

Об эксперте: занимает пост заместителя генерального директора в компании «Гарда Технологии». Много лет развивал бизнес крупных российских игроков: «Лаборатория Касперского», InfoWatch, BI. ZONE. Опыт в ИБ более 20 лет. Рассказывает про защиту данных и программного обеспечения, внутренние угрозы безопасности, корпоративные информационные системы, организацию отделов продаж и технологическое предпринимательство. Разработал курсы о различных аспектах взаимодействия ИБ и бизнеса, преподает на программе MBA в РАНХиГС, проводит мастер-классы и читает лекции на курсах повышения квалификации.

Стиль: профессор. Эксперт разговаривает медленно, подробно разъясняет свои мысли, подкрепляя практически каждую из них простыми примерами. В речи Рустэма и даже в его статьях прослеживается серьезность. Повествуя, эксперт полностью погружается в тему, но при этом избегает чрезмерных размышлений. Он искусно контролирует поток информации, будто всегда ориентируется на тайминг. Такая «стойка» подчеркивает глубину и «пунктуальность» его компетенций. Благодаря этому эксперт оказывается в роли профессора, которая ему идеально подходит.

Дмитрий Евдокимов

Об эксперте: основал компанию Luntry, работает в ней техническим директором. Опыт в ИБ более 10 лет. Освещает безопасность контейнеров, сред контейнерной оркестрации и Kubernetes. Разработал тренинг «Cloud native безопасность в Kubernetes», участвовал в создании курса «Безопасность в Kubernetes», выступает на российских и международных отраслевых мероприятиях, ведет Telegram-канал о защищенности микросервисных, контейнеризированных приложений и Kubernetes.

Стиль: душа компании. Дмитрий говорит очень быстро и будто взахлеб — это считывается как глубокая заинтересованность областью, которой он занимается. Эксперт использует в основном короткие, односложные предложения, оперирует локальными терминами, примерами из личного опыта, собственным мнением и активно жестикулирует, будто что-то рассказывает друзьям. Благодаря разговорному стилю и содержательной речи эксперт воспринимается как «свой человек», который много знает и сейчас всё выложит на одном дыхании. Такой слегка агрессивный в рамках скорости изложения тон помогает удерживать внимание аудитории, заставлять ее быть постоянно начеку, чтобы ничего не упустить.

Анастасия Баринова

Об эксперте: руководит Образовательным центром и занимает позицию заместителя руководителя Лаборатории цифровой криминалистики компании F. A. С. С. T. Опыт в ИБ более 5 лет. Разрабатывает курсы по расследованию инцидентов в сфере информационной безопасности, выступает тренером по компьютерной криминалистике, проводит мастер-классы и читает лекции в различных учебных заведениях. Рассказывает про киберугрозы, расследование инцидентов информационной безопасности.

Стиль: переводчик. Несмотря на сложность сферы информационной безопасности, обилие терминов, непростые мошеннические схемы, Анастасия умеет «облегчать» материал, доносить информацию доступным широкой аудитории языком. Вместе с этим эксперт говорит медленно, будто намеренно успокаивает речь, чтобы слушатели успели уловить каждое слово. Создается впечатление, что Анастасия обучалась методикам преподавания, чтобы стать профессиональным наставником, или успела отточить этот навык.

Юрий Шабалин

Об эксперте: основал компанию «Стингрей Технолоджиз», занимает в ней позицию генерального директора, также работает ведущим архитектором в ГК Swordfish Security. Опыт в ИБ более 10 лет. Специализируется на безопасности мобильных приложений и построении процессов DevSecOps. Разработал интерактивный CTF-challenge для стека мобильных технологий, создал курсы по уязвимостям мобильных продуктов на платформах Android и iOS, читает лекции по этим темам в рамках программ обучения Академии кибербезопасности Swordfish Security. Принимает участие в отраслевых мероприятиях, ведет Telegram-канал, где делится своим опытом и полезными материалами.

Стиль: миссионер. Эксперт питает искренний интерес к выбранным областям ИБ, поэтому его публичная и преподавательская деятельность похожа на миссионерскую. Юрий регулярно рассказывает аудитории о том, почему безопасность важна, какие риски могут возникнуть при низком уровне защищенности и как их устранить. Он использует все возможные каналы — отраслевые СМИ, мероприятия, соцсети. При этом эксперт стремится не только «обратить» в ИБ тех, кто ее игнорирует, но и сразу же дать слушателям необходимые знания. Юрий доносит свои мысли преимущественно через практические примеры и собственный опыт. Спикер старается говорить медленно и подбирать простые слова, чтобы информация была понятна специалистам с разным уровнем подготовки.

Как стать лучшим ИТ-тренером

Не загоняйте себя в жесткие рамки

«Вот выполню пятилетку и заделаюсь преподавателем, а пока еще рано других учить». — Безусловно, нужно ставить цели и идти к ним, но в этом случае не стоит сильно привязываться к количеству проектов и другим числам. Для того чтобы начать свой путь в преподавании, достаточно проанализировать внутренние ощущения, вернее, инвентаризировать багаж хард скиллов. Предположим, в нем пылится какой-нибудь мудреный способ гибридного использования инструментов безопасности, который вы нашли на досуге, или там припрятан крутой гайд по освоению Frida, когда-то составленные вами для себя. Почему бы не поделиться этими знаниями с коллегами? Можно организовать небольшую лекцию, устроить короткий спич на рабочей встрече, подготовить доклад и выступить с ним на митапе.

Еще один способ убедиться в том, что вы можете стать преподавателем — проследить, как часто коллеги приходят с вопросами именно к вам. Если вы постоянно что-то рассказываете и показываете им, и они не перестают советоваться с вами, стоит примерить на себя роль тренера.

Осознайте свой выбор

Важно понимать, что преподавание — это дополнительная нагрузка. Чтобы выполнять ее, нужно поставить перед собой цель, сформулировать четкие ответы на главные вопросы: чего вы хотите добиться, обучая других людей, и какую пользу вам это принесет? Осознанный стимул поможет сформировать привычку преподавать. Нужно заложить на нее некоторое количество времени. Чтобы не перегореть на первых порах, стоит заранее планировать свои дни с учетом нового вида деятельности и приоритизировать задачи.

Кроме этого, нужно подготовиться психологически. Людям тяжело учиться, поэтому придется повторять им одно и то же, отвечать на похожие вопросы. Необходимо принять это и с каждым разом совершенствовать свои навыки: упрощать материал, менять примеры на более простые, «очеловечивать» язык. То есть стоит относиться к подобным нюансам процесса, как к упражнениям по преподаванию, и извлекать пользу.

Найдите свою фишку

Конечно, если слушатели нацелены на обучение, они извлекут пользу даже из самых скучных лекций. Но чтобы помочь им, привлечь большую часть аудитории и удержать ее внимание, нужна фишка — фирменный прием или ряд действий, который подчеркнет вашу уникальность. Например, Алексей Лукацкий запоминается тем, что умеет общаться с аудиторией как писатель и журналист, а Лев Палей способен мастерски развивать горячие дискуссии. Не стоит специально обучаться какой-то фишке, прием в вашем исполнении должен выглядеть естественно и лаконично. Если вы любите шутить — шутите во время выступлений, если у вас в запасе куча интересных историй — адаптируйте их под учебные материалы, если вам нравятся мемы — используйте их в презентациях. Здесь нет ограничений, главное, быть честными в своей игре.

Включайте логику

Контент — главное, но если его неправильно упаковать, он не принесет пользы. Нужно понимать, кто ваша аудитория и что она должна взять от вас. Представим, что раньше вы проводили для коллег мастер-классы по поиску уязвимостей в мобильных приложениях, и вас пригласили прочитать лекции по этой теме для первокурсников технического университета. Чтобы затея принесла успех, вам нужно переориентировать свои материалы на тех людей, у которых нет опыта в области безопасности приложений, убрать всё сложное и оставить базовые вещи, которые скорее заинтересуют слушателей, чем углубят их в тему. Кроме этого, многие первокурсники не умеют задавать вопросы — они не привыкли перебивать учителя, и боятся показаться глупыми. Поэтому здесь нужно найти правильный подход и приучить их к дискуссии.

Таким образом, для преподавания крайне важны навыки проектирования и выстраивания логики изложения. Чтобы развить эти умения, нужно репетировать выступления, можно записывать себя на видео и потом пересматривать, задавая в процессе вопрос «Зачем это слушателям?». Так будет легче исключить лишнее. А чтобы подняться на уровень выше, можно выучиться на методиста.

В чем плюсы преподавания

Устроившись на работу после окончания колледжа или университета или сменив место, многие айтишники заново учатся и осваивают другие области. Поэтому сегодня специалисты, готовые делиться знаниями с коллегами, крайне востребованы. Они помогают компаниям прокачивать сотрудников и в то же время растут сами:

  • Развивают soft skills: много общаются с разными людьми, пытаются к каждому слушателю находить индивидуальный подход, учатся разрешать споры, избегать конфликтов. Эти навыки принесут пользу и на основной работе: с ними будет легко взаимодействовать в команде и расти по карьерной лестнице.
  • Самореализуются: часть специалистов рано или поздно приходят к чему-то масштабному, у них появляется потребность в миссии. Преподавание как раз та область, которая позволяет сделать глобальный вклад в развитие ИТ-отрасли, помочь экспертному сообществу повысить свой уровень.
  • Получают новые знания: разрабатывая обучающие материалы и готовясь к выступлениям, эксперты сильнее углубляются в темы, ищут новые примеры, ответы на неожиданные вопросы учеников, а также пробуют систематизировать свои знания и проектировать материалы.
  • Учатся планировать: поскольку преподавание — дополнительная занятость, ИТ-эксперты подбирают эффективный способ перераспределения ресурсов и осваивают тайм-менеджмент. Эти навыки нужны не только в основной работе, но и в личной жизни.
  • Повышают уровень дофамина: ИТ-тренеры помогают людям развиваться. Нередко ученики, добившись своих целей после обучения, приходят к преподавателю с благодарностями. Эксперт испытывает радость и гордость, получает эмоциональное удовлетворение.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда