Лучшие тренеры по ИБ и ИТ. Кто они?

Кадровый голод — одно из главных препятствий, мешающих российской ИТ-отрасли динамично развиваться. Сегодня дефицит специалистов <a href="https://rg.ru/2023/02/17/vitaiut-v-oblakah.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">составляет</a> 1 млн человек, к 2027 году это число может увеличиться в 2 раза. Между тем спрос на айтишников в текущем году <a href="https://www.kommersant.ru/doc/5941884" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">вырос</a> на 63%. В первую очередь компаниям нужны опытные кадры, включая тех, у кого нет специального образования, поскольку вузы в большинстве своем не дают «крепкой» основы. Вместе с этим часть организаций готовы нанимать новичков и обучать их самостоятельно. И здесь незаменимыми фигурами становятся специалисты с преподавательской «жилкой». В статье мы рассмотрим приемы ведущих ИТ-экспертов, обучающих коллег, и поговорим о правилах, которые помогут айтишникам стать лучшими тренерами.
Кадровый голод — одно из главных препятствий, мешающих российской ИТ-отрасли динамично развиваться. Сегодня дефицит специалистов составляет 1 млн человек, к 2027 году это число может увеличиться в 2 раза. Между тем спрос на айтишников в текущем году вырос на 63%. В первую очередь компаниям нужны опытные кадры, включая тех, у кого нет специального образования, поскольку вузы в большинстве своем не дают «крепкой» основы. Вместе с этим часть организаций готовы нанимать новичков и обучать их самостоятельно. И здесь незаменимыми фигурами становятся специалисты с преподавательской «жилкой». В статье мы рассмотрим приемы ведущих ИТ-экспертов, обучающих коллег, и поговорим о правилах, которые помогут айтишникам стать лучшими тренерами.

Кадровый голод — одно из главных препятствий, мешающих российской ИТ-отрасли динамично развиваться. Сегодня дефицит специалистов составляет 1 млн человек, к 2027 году это число может увеличиться в 2 раза. Между тем спрос на айтишников в текущем году вырос на 63%. В первую очередь компаниям нужны опытные кадры, включая тех, у кого нет специального образования, поскольку вузы в большинстве своем не дают «крепкой» основы. Вместе с этим часть организаций готовы нанимать новичков и обучать их самостоятельно. И здесь незаменимыми фигурами становятся специалисты с преподавательской «жилкой». В статье мы рассмотрим приемы ведущих ИТ-экспертов, обучающих коллег, и поговорим о правилах, которые помогут айтишникам стать лучшими тренерами.

Как преподают ИТ-эксперты

Обучая наших [Swordfish Security] клиентов кибербезопасности, мы часто спрашиваем у них, с какими тренерами они уже успели поработать, чьи курсы хотели бы пройти, за кем из экспертов следят в медиапространстве. Проанализировав ответы слушателей, мы выделили самых популярных тренеров и изучили их приемы.

<b>Алексей Лукацкий</b>
Алексей Лукацкий

Об эксперте: работает бизнес-консультантом по информационной безопасности в Positive Technologies. Опыт в ИБ более 30 лет. Освещает отраслевые нормативно-правовые акты, тенденции, технологии и новости индустрии, рассказывает об ИБ-мероприятиях. Развивает собственную онлайн-школу «вышибала», на базе которой публикует свои курсы по информационной безопасности, читает лекции в различных учебных центрах, принимает участие в разработке нормативно-правовых актов в сфере ИБ, ведет блог «Бизнес без опасности», выступает на отраслевых мероприятиях, разрабатывает игровые концепции для развлекательно-обучающих активностей. В портфолио эксперта 4 книги.

Стиль: ментор-акула. Эксперт захватил практически все форматы, он своего рода гигант, монополист в сообществе ИБ. Сам себя Лукацкий в одном из интервью назвал Достоевским от кибербезопасности. И с этим легко согласиться: эксперт пишет статьи в публицистическом стиле, все они отличаются логичностью и легкостью, автор мастерски раскладывает по полочкам сложные и многослойные мысли. Он точен в деталях, умеет маневрировать лексическими и стилистическими приемами так, чтобы быть в меру эмоциональным. То же самое прослеживается и в речи Лукацкого. У эксперта поставленный голос, он говорит без остановки, замедляется и ускоряется там, где нужно, правильно управляет интонацией. Алексей хорошо чувствует себя в кадре, ему отлично подошла бы роль телеведущего. Также стоит отметить то, что эксперт часто использует примеры из разных плоскостей, начиная от философских мотивов и заканчивая сугубо бытовыми образами.

<b>Лев Палей</b>
Лев Палей

Об эксперте: до недавнего времени руководил службой информационной безопасности в АО «СО ЕЭС», затем перешел на позицию CISO в WebmonitorX. Опыт в ИБ более 10 лет. Рассказывает про управление проектами по внедрению комплексных централизованных систем обеспечения ИБ, информационную безопасность в контексте бизнес-составляющей, говорит в целом о тенденциях и технологиях отрасли. Участвовал в разработке курса «Профессия Специалист по кибер­безопас­нос­ти с нуля», преподает на программе MBA в РАНХиГС, выступает на отраслевых мероприятиях как модератор и спикер.

Стиль: Сократ-демократ. У эксперта отлично получается модерировать дискуссии, он умеет мягко и лаконично сталкивать противоположные мнения так, чтобы вырисовывалась полная картина обсуждаемой ситуации. Лев уместно спорит с участниками таким образом, чтобы спикеры «докручивали» свои мысли и давали развернутые ответы. Во время сольных выступлений эксперт много контактирует с аудиторией, задает ей вопросы, побуждает на какие-либо действия, а также иронизирует и создает позитивную обстановку.

<b>Рустэм Хайретдинов</b>
Рустэм Хайретдинов

Об эксперте: занимает пост заместителя генерального директора в компании «Гарда Технологии». Много лет развивал бизнес крупных российских игроков: «Лаборатория Касперского», InfoWatch, BI. ZONE. Опыт в ИБ более 20 лет. Рассказывает про защиту данных и программного обеспечения, внутренние угрозы безопасности, корпоративные информационные системы, организацию отделов продаж и технологическое предпринимательство. Разработал курсы о различных аспектах взаимодействия ИБ и бизнеса, преподает на программе MBA в РАНХиГС, проводит мастер-классы и читает лекции на курсах повышения квалификации.

Стиль: профессор. Эксперт разговаривает медленно, подробно разъясняет свои мысли, подкрепляя практически каждую из них простыми примерами. В речи Рустэма и даже в его статьях прослеживается серьезность. Повествуя, эксперт полностью погружается в тему, но при этом избегает чрезмерных размышлений. Он искусно контролирует поток информации, будто всегда ориентируется на тайминг. Такая «стойка» подчеркивает глубину и «пунктуальность» его компетенций. Благодаря этому эксперт оказывается в роли профессора, которая ему идеально подходит.

<b>Дмитрий Евдокимов</b>
Дмитрий Евдокимов

Об эксперте: основал компанию Luntry, работает в ней техническим директором. Опыт в ИБ более 10 лет. Освещает безопасность контейнеров, сред контейнерной оркестрации и Kubernetes. Разработал тренинг «Cloud native безопасность в Kubernetes», участвовал в создании курса «Безопасность в Kubernetes», выступает на российских и международных отраслевых мероприятиях, ведет Telegram-канал о защищенности микросервисных, контейнеризированных приложений и Kubernetes.

Стиль: душа компании. Дмитрий говорит очень быстро и будто взахлеб — это считывается как глубокая заинтересованность областью, которой он занимается. Эксперт использует в основном короткие, односложные предложения, оперирует локальными терминами, примерами из личного опыта, собственным мнением и активно жестикулирует, будто что-то рассказывает друзьям. Благодаря разговорному стилю и содержательной речи эксперт воспринимается как «свой человек», который много знает и сейчас всё выложит на одном дыхании. Такой слегка агрессивный в рамках скорости изложения тон помогает удерживать внимание аудитории, заставлять ее быть постоянно начеку, чтобы ничего не упустить.

<b>Анастасия Баринова</b>
Анастасия Баринова

Об эксперте: руководит Образовательным центром и занимает позицию заместителя руководителя Лаборатории цифровой криминалистики компании F. A. С. С. T. Опыт в ИБ более 5 лет. Разрабатывает курсы по расследованию инцидентов в сфере информационной безопасности, выступает тренером по компьютерной криминалистике, проводит мастер-классы и читает лекции в различных учебных заведениях. Рассказывает про киберугрозы, расследование инцидентов информационной безопасности.

Стиль: переводчик. Несмотря на сложность сферы информационной безопасности, обилие терминов, непростые мошеннические схемы, Анастасия умеет «облегчать» материал, доносить информацию доступным широкой аудитории языком. Вместе с этим эксперт говорит медленно, будто намеренно успокаивает речь, чтобы слушатели успели уловить каждое слово. Создается впечатление, что Анастасия обучалась методикам преподавания, чтобы стать профессиональным наставником, или успела отточить этот навык.

<b>Юрий Шабалин</b>
Юрий Шабалин

Об эксперте: основал компанию «Стингрей Технолоджиз», занимает в ней позицию генерального директора, также работает ведущим архитектором в ГК Swordfish Security. Опыт в ИБ более 10 лет. Специализируется на безопасности мобильных приложений и построении процессов DevSecOps. Разработал интерактивный CTF-challenge для стека мобильных технологий, создал курсы по уязвимостям мобильных продуктов на платформах Android и iOS, читает лекции по этим темам в рамках программ обучения Академии кибербезопасности Swordfish Security. Принимает участие в отраслевых мероприятиях, ведет Telegram-канал, где делится своим опытом и полезными материалами.

Стиль: миссионер. Эксперт питает искренний интерес к выбранным областям ИБ, поэтому его публичная и преподавательская деятельность похожа на миссионерскую. Юрий регулярно рассказывает аудитории о том, почему безопасность важна, какие риски могут возникнуть при низком уровне защищенности и как их устранить. Он использует все возможные каналы — отраслевые СМИ, мероприятия, соцсети. При этом эксперт стремится не только «обратить» в ИБ тех, кто ее игнорирует, но и сразу же дать слушателям необходимые знания. Юрий доносит свои мысли преимущественно через практические примеры и собственный опыт. Спикер старается говорить медленно и подбирать простые слова, чтобы информация была понятна специалистам с разным уровнем подготовки.

Как стать лучшим ИТ-тренером

Не загоняйте себя в жесткие рамки

«Вот выполню пятилетку и заделаюсь преподавателем, а пока еще рано других учить». — Безусловно, нужно ставить цели и идти к ним, но в этом случае не стоит сильно привязываться к количеству проектов и другим числам. Для того чтобы начать свой путь в преподавании, достаточно проанализировать внутренние ощущения, вернее, инвентаризировать багаж хард скиллов. Предположим, в нем пылится какой-нибудь мудреный способ гибридного использования инструментов безопасности, который вы нашли на досуге, или там припрятан крутой гайд по освоению Frida, когда-то составленные вами для себя. Почему бы не поделиться этими знаниями с коллегами? Можно организовать небольшую лекцию, устроить короткий спич на рабочей встрече, подготовить доклад и выступить с ним на митапе.

Еще один способ убедиться в том, что вы можете стать преподавателем — проследить, как часто коллеги приходят с вопросами именно к вам. Если вы постоянно что-то рассказываете и показываете им, и они не перестают советоваться с вами, стоит примерить на себя роль тренера.

Осознайте свой выбор

Важно понимать, что преподавание — это дополнительная нагрузка. Чтобы выполнять ее, нужно поставить перед собой цель, сформулировать четкие ответы на главные вопросы: чего вы хотите добиться, обучая других людей, и какую пользу вам это принесет? Осознанный стимул поможет сформировать привычку преподавать. Нужно заложить на нее некоторое количество времени. Чтобы не перегореть на первых порах, стоит заранее планировать свои дни с учетом нового вида деятельности и приоритизировать задачи.

Кроме этого, нужно подготовиться психологически. Людям тяжело учиться, поэтому придется повторять им одно и то же, отвечать на похожие вопросы. Необходимо принять это и с каждым разом совершенствовать свои навыки: упрощать материал, менять примеры на более простые, «очеловечивать» язык. То есть стоит относиться к подобным нюансам процесса, как к упражнениям по преподаванию, и извлекать пользу.

Найдите свою фишку

Конечно, если слушатели нацелены на обучение, они извлекут пользу даже из самых скучных лекций. Но чтобы помочь им, привлечь большую часть аудитории и удержать ее внимание, нужна фишка — фирменный прием или ряд действий, который подчеркнет вашу уникальность. Например, Алексей Лукацкий запоминается тем, что умеет общаться с аудиторией как писатель и журналист, а Лев Палей способен мастерски развивать горячие дискуссии. Не стоит специально обучаться какой-то фишке, прием в вашем исполнении должен выглядеть естественно и лаконично. Если вы любите шутить — шутите во время выступлений, если у вас в запасе куча интересных историй — адаптируйте их под учебные материалы, если вам нравятся мемы — используйте их в презентациях. Здесь нет ограничений, главное, быть честными в своей игре.

Включайте логику

Контент — главное, но если его неправильно упаковать, он не принесет пользы. Нужно понимать, кто ваша аудитория и что она должна взять от вас. Представим, что раньше вы проводили для коллег мастер-классы по поиску уязвимостей в мобильных приложениях, и вас пригласили прочитать лекции по этой теме для первокурсников технического университета. Чтобы затея принесла успех, вам нужно переориентировать свои материалы на тех людей, у которых нет опыта в области безопасности приложений, убрать всё сложное и оставить базовые вещи, которые скорее заинтересуют слушателей, чем углубят их в тему. Кроме этого, многие первокурсники не умеют задавать вопросы — они не привыкли перебивать учителя, и боятся показаться глупыми. Поэтому здесь нужно найти правильный подход и приучить их к дискуссии.

Таким образом, для преподавания крайне важны навыки проектирования и выстраивания логики изложения. Чтобы развить эти умения, нужно репетировать выступления, можно записывать себя на видео и потом пересматривать, задавая в процессе вопрос «Зачем это слушателям?». Так будет легче исключить лишнее. А чтобы подняться на уровень выше, можно выучиться на методиста.

В чем плюсы преподавания

Устроившись на работу после окончания колледжа или университета или сменив место, многие айтишники заново учатся и осваивают другие области. Поэтому сегодня специалисты, готовые делиться знаниями с коллегами, крайне востребованы. Они помогают компаниям прокачивать сотрудников и в то же время растут сами:

  • Развивают soft skills: много общаются с разными людьми, пытаются к каждому слушателю находить индивидуальный подход, учатся разрешать споры, избегать конфликтов. Эти навыки принесут пользу и на основной работе: с ними будет легко взаимодействовать в команде и расти по карьерной лестнице.
  • Самореализуются: часть специалистов рано или поздно приходят к чему-то масштабному, у них появляется потребность в миссии. Преподавание как раз та область, которая позволяет сделать глобальный вклад в развитие ИТ-отрасли, помочь экспертному сообществу повысить свой уровень.
  • Получают новые знания: разрабатывая обучающие материалы и готовясь к выступлениям, эксперты сильнее углубляются в темы, ищут новые примеры, ответы на неожиданные вопросы учеников, а также пробуют систематизировать свои знания и проектировать материалы.
  • Учатся планировать: поскольку преподавание — дополнительная занятость, ИТ-эксперты подбирают эффективный способ перераспределения ресурсов и осваивают тайм-менеджмент. Эти навыки нужны не только в основной работе, но и в личной жизни.
  • Повышают уровень дофамина: ИТ-тренеры помогают людям развиваться. Нередко ученики, добившись своих целей после обучения, приходят к преподавателю с благодарностями. Эксперт испытывает радость и гордость, получает эмоциональное удовлетворение.
212212 показа
1.6K1.6K открытий
Начать дискуссию