Agile на 11 000 сотрудников
Рассказ о том, как устроена разработка в Сбербанке, и первый фоторепортаж из нового офиса.
Сбербанк существует на рынке уже 176 лет. В нём обслуживаются 140 млн физических лиц и 2 млн корпоративных клиентов. Компания представлена в 22 странах, в ней трудятся более 300 000 специалистов.
В банке продолжается масштабная реформа, одной из ключевых частей которой было переосмысление и изменение подхода к развитию продуктов. Изучив опыт иностранных финансовых институтов и успешных компаний Кремниевой долины, банк построил собственную модель работы, учитывающую основные принципы гибкой разработки Agile — в банке её называют Sbergile.
В отличие от технологических гигантов и финтех-компаний, Сбербанк не был компанией, функционирующей по принципам Agile, с самого начала. Однако мы продемонстрировали, что эту философию управления 21 века можно успешно внедрить. И пользоваться её преимуществами для компании и клиентов — независимо от количества работающих сотрудников.
Благодаря этому подходу мы значительно повысили скорость работы: например, путем сокращения времени вывода продукта на рынок до нескольких недель по сравнению с несколькими месяцами ранее. И смогли помочь нашим клиентам сохранить самый драгоценный ресурс — время.
С тех пор топ-менеджмент лидирует Agile-трансформацию, а Сбербанк стремится стать ИТ-компанией с банковской лицензией. Продуктовая линейка должна быстро адаптироваться под запросы рынка.
Важно понимать, что Agile — не самоцель для банка, а всего лишь актуальный для сегодняшнего времени способ достижения целей и сохранения конкурентоспособности перед резко растущим числом финтех-стартапов.
Коллектив поделили на племена
Наблюдательный совет Сбербанка утвердил стратегию до 2020 года, в которой указаны ключевые приоритеты развития. Среди них — лучший клиентский опыт и экосистема, технологическое лидерство и люди нового качества в эффективных командах.
Agile-трансформация в Сбербанке сконцентрирована в трех основных областях: удовлетворенность клиентов, продуктивность сотрудников и улучшение ключевых показателей: таких как время, необходимое для принятия решений, вывода продукта на рынок и поставки продукта клиентам.
Более 11 000 сотрудников, работающих в Sbergile, поделены на трайбы (от английского tribe — племя). Каждый трайб — это агломерация команд, объединенных вокруг какой-то общей бизнес-цели, например, развития карточных продуктов. И «карточные» в данном случае — условное обозначение, потому что в зону ответственности этого направления входят любые способы оплаты, включая эквайринг, смартфоны, NFC-кольца и другие. Цели каждого трайба вытекают из стратегии развития банка и формируются лидерами трайбов при участии топ-менеджмента банка.
Каждый квартал кураторы трайбов вместе с лидерами трайбов обсуждают цели на ближайшие три месяца. На этой же встрече лидеры трайбов синхронизируются между собой, обсуждают результаты предыдущего квартала и планы на следующий. После этого команды декомпозируют эти цели на конкретные задачи в бэклоге и делят на спринты (такт работы команды, в ходе которого создаётся новая версия продукта).
Примеры трайбов, в каждом из которых работает от сотни до нескольких сотен человек (сейчас более 20 трайбов): «Эквайринг и банковские карты», «Платежи и переводы», «Занять и сберегать» — названия говорят сами за себя, Digital business Platform — «Сбербанк Онлайн», веб- и мобильное приложение для различных устройств. Это одновременно и самостоятельные продукты, и канал для других продуктов.
Внедрение гибкой разработки — это непрекращающийся эксперимент. Разные трайбы находятся в разной стадии зрелости с точки зрения использования Agile-практик. Кто-то в стадии формирования и перехода, а кто-то уже полностью работает в логике Agile.
Племена состоят из команд
А команды, в свою очередь, из специалистов. В каждой команде работает от 9 до 12 человек, которые в разных пропорциях делятся на категории — бизнес и ИТ. Прямая коммуникация между ними сама по себе ускоряет работу.
Но объединение разработчиков и бизнеса — недостаточное условие для повышения скорости и качества разработки. Все сотрудники, переходящие на систему гибкой разработки, проходят обязательное обучение по специальной программе «Основы Sbergile», которую проводят Agile-коучи. После этого коучи запускают команды и сопровождают их в дальнейшем. На данный момент в Сбербанке на постоянной основе работают более 60 коучей.
Agile-коуч относительно новая профессия на рынке. В России не так много людей, которые имеют опыт работы в этой роли. Поэтому в банке работают коучи с разным бэкграундом. Кто-то в прошлом скрам-мастер, кто-то имеет большой опыт фасилитации и разработки. Есть специалисты, которые работали тренерами в Кремниевой долине, спецы с продуктовой экспертизой. Часть коучей — это сотрудники банка, которые прошли специальный отбор и переквалифицировались на этапе перехода в Agile.
Коучи помогают командам настраивать церемонии, поддерживать эффективность, двигаясь к своей цели, решать конфликты, обращать внимание на сильные и слабые стороны, замедляющие обстоятельства, определять, где болит и как это вылечить и так далее.
Все встречаются на церемониях
Команды могут отличаться друг от друга в зависимости от целей и продукта, но в целом все играют по одинаковым правилам. Эти правила — в том числе обязательные для всех команд церемонии — дисциплинируют и помогают командам двигаться быстрее:
Планирование спринта. Команда вместе с владельцем продукта расставляет приоритеты, формирует бэклог, чтобы через две недели показать результат.
Ежедневный стендап. Команда обсуждает планы на день. Каждый участник отвечает на три вопроса:
1. Что я делал вчера для достижения цели спринта?
2. Что я буду делать сегодня?
3. С какими проблемами и препятствиями я столкнулся?
Демонстрация. Презентация результатов двухнедельного спринта, на которой команда собирает независимую обратную связь по своему MVP (Minimum Viable Product — минимальный жизнеспособный продукт). На встрече присутствует лидер чаптера — человек, который контролирует работу специалистов одной области знаний в разных командах.
Продуктовая синхронизация. Синхронизация бэклогов команд (в том числе из разных трайбов), работающих над одним продуктом. Проходит не реже, чем один раз в спринт. Помогает обеспечить целостность продуктов и сроков.
Ретроспектива. Команда с помощью коуча анализирует действия и решает, что нужно поменять в работе, чтобы быть эффективнее и двигаться быстрее.
Portfolio marketplace. Синхронизация команд и выявление взаимозависимостей на уровне трайба. Присутствуют владельцы продуктов, лидер трайба, лидеры чаптеров, коучи.
Квартальный обзор результатов трайбов. Синхронизация между трайбами, расставление приоритетов. Встречаются лидеры трайбов, руководители ИТ- и бизнес-подразделений.
Культура непрерывно подпитывается
Поделить людей на трайбы, поставить цели и организовать встречи для проверки результата — это только первая часть работы. Сложнее и важнее — создать среду, в которой все участники процесса обогащают друг друга знаниями и проявляют инициативу.
Общая коммуникация строится через привычные каналы — новости, мероприятия, рассылки, видеоблог. Внутри каждого трайба для общения выбирается та среда, которую выбирает коллектив.
У каждого трайба свои особенности — они как отдельные субкультуры. Организовывают свои мероприятия, ездят вместе в горы, путешествуют. Некоторые трайбы ежемесячно проводят тематические завтраки, например, «Кем я хотел быть в детстве». Это лишний повод пообщаться друг с другом и сблизиться.
Коммуникация строится не только линейно, то есть на уровне трайбов, но и между ними — люди объединяются в сообщества на почве личных и профессиональных интересов. Такие сообщества называются «гильдиями», где люди, помимо общего досуга, делятся знаниями и обсуждают общие задачи.
Ежедневно в офисе проходят митапы на разные темы: от дизайна до блокчейна. Их инициируют и проводят сами сотрудники.
Пространство офиса подчинено культуре
Всё устроено так, чтобы люди как можно больше общались лично, обменивались знаниями, договаривались и быстрее принимали решения, а не тратили время на длинные совещания.
В офисе организовано множество мест под разные задачи: переговорки для быстрых разговоров стоя, места для концентрированной работы, коворкинги, многофункциональные зоны для церемоний. У лидеров трайба нет собственных кабинетов — все они сидят вместе с командами.
Agile-словарь «Сбербанка»
Sbergile — это фреймворк для разработки и поддержки продуктов в Сбербанке, основанный на ценностях гибких подходов к разработке продукта.
Трайб — группа взаимосвязанных команд, сформированная вокруг определенного продукта или бизнес-цели, и отвечающая за бизнес-результат.
Команда — кроссфункциональная, совместно работающая группа специалистов, обладающая всеми навыками, инструментами и полномочиями для самостоятельной разработки продукта.
Чаптер — группа специалистов одной области компетенций.
Владелец продукта — участник команды, отвечающий за выпуск продукта, соответствующего потребностям клиента, для достижения целей банка, возложенных на трайб. Определяет и приоритизирует требования в бэклоге команды, а также принимает требования (истории) как выполненные.
Участник команды — специалист, непосредственно участвующий в создании продукта команды в пределах своих компетенций.
Лидер трайба — сотрудник, отвечающий за управление продуктом или группой продуктов и достижение бизнес-целей этого трайба. Отвечает за ключевые показатели эффективности трайба в зависимости от его задач (например, P&L, NPS, доля рынка, надежность систем (uptime, количество инцидентов) и так далее).
Agile-коуч — сотрудник, отвечающий за развитие Agile-подхода в организации. Помогает командам проводить церемонии, устранять возникающие препятствия и решать межличностные и методологические конфликты.
Бэклог команды — приоритизированный владельцем продукта перечень всех требований к стриму трайба или программы, переданных в команду либо созданных внутри нее.
Спринт — такт работы команды, в ходе которого создаётся новая версия продукта. Жёстко фиксирован по времени в одну либо в две недели.
Релиз — выпуск готовой версии продуктов трайба.
Minimum Viable Product — минимальная первая версия продукта либо новой крупной функциональности в нём, внедряемая для ранней обратной связи от клиентов.
Коуч из первого трайба устроил такой стэндап, что чаптер до сих пор у ужасе от блокчейна
Читал книгу, она называлась SBERGILE. Типа сбербанк + agile. В ней было страниц 400. Я не знаю как в сбербанке по этой методологии работают. Пока в ней разберешься - пару лет пройдет.
Комментарий удален модератором
С днем рождения человек Иван. Добро пожаловать на рабочее место. Ваша кабинка 10243.
Добро пожаловать! Добро пожаловать в Сбербанк!
Сами вы его выбрали или его выбрали за вас — это лучший банк из оставшихся.
Ну ок ))
Комментарий удален модератором
Добрый день 54346, добро пожаловать на рабочее место. Ваша кабинка 10243, ваш срок службы ровен вашей продуктивности.
Красивые фото, но написано как будто искуственным интеллектом. Официоз и канцелярия проступают через Сберджайл в деталях. Например, картинка с экраном где написано "С Днем рождения, Иванов Дмитрий". Можно же сделать то же самое, но по-человечески.
Они отчество не стали выводить, Для сбера это максимум очеловечивания =)
Это же Сбер, странно, что не написано: "900: С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ И. УСЛУГА SMS-ИНФОРМИРОВАНИЯ ДЛЯ КАРТЫ ****3323 ОТКЛЮЧЕНА ЗА НЕУПЛАТУ"
С Днем рождения, Дмитрий Иванов?
Именно, что можно. Не очень просто, но можно.
Обратите внимание, где работает Иванов Дмитрий, [ЕФС][CRM] КМ КБ
Что там Маск говорил про аббревиатуры?
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Думаю люди, успешно работающие программистом в банке не согласятся с этими высказываниями.
У всех программистов разные (читай как "специфические") вкусы.
Никогда не работал в банке, можно узнать что так не так?
Что эти 11 тыс. делают ???? Кроме мобильного приложения, так себе личного кабинета, так себе ДБО и так себе По (достаточно странного местами) для терминала ничего не знаю. ДА еще есть нештатка где сотрудники вручную правят глюки ПО. Ну да - недавно замутили превое за много лет обнавлений сайта. В общем под сладкие песни "гора рождает импотозамещенную мышь" типа лучшую чем в силиконовой долине и соответсвующу всем лучшим мировым практикам ... так любимых Грефом Йогов. Завтра нет :)
Лол) конечно же, IT в банке только мобильным приложением, сайтом и банкоматом ограничивается, ага
Передвигают большой тяжелый шкаф из одного угла в другой, это если образно.
Тоже возник тот же самый вопрос потому что НИКАКИХ IT-продуктов от сбера не видно вообще!
Вообще-то статья не об IT отделе
Примеры трайбов, в каждом из которых работает от сотни до нескольких сотен человек (сейчас более 20 трайбов): «Эквайринг и банковские карты», «Платежи и переводы», «Занять и сберегать» — названия говорят сами за себя, Digital business Platform — «Сбербанк Онлайн», веб- и мобильное приложение для различных устройств. Это одновременно и самостоятельные продукты, и канал для других продуктов.
Даже интересно стало, у какого банка ДБО лучше и как вы их сравниваете?
В сбере 240 000 человек работают, не забывайте, какой объём внутренней автоматизации для этого необходим.
«Сбербанк существует на рынке уже 176 лет...»
Кто-нибудь в это верит из 140 млн клиентов? Может банк тогда ответит по украденным вкладам хотя бы за последние 60 лет?
но ведь сбер как раз возвращает на каких-то условиях деньги, которые там лежали
а инфляция и потеря ценности рубля — это вина государства, а не сбера
Столько церемоний, стендапов и синхронизаций. Когда вы работать то успеваете?
Известно когда)
тебе же по русски сказали - стендап!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
напомнило что-то поза у девушки...
Чем вы там 11 тысяч человек занимаетесь, если мобильное приложение - просто ux ад?
Почему в истории операций до сих пор не посмотреть ПОСТУПЛЕНИЯ на счёт? Они есть только в истории операций по карте, но смотреть на Payment To 6000 Payment To без боли нельзя. Кто это перевёл, за что, с какого банка? Мне предложили ходить в отделения, чтобы полную распечатку операций получить.
А почему на Android приходится 2 раза вводить пароль при входе КАЖДЫЙ раз?
Про вход по отпечатку я даже не спрашиваю.
Ещё замечательный сценарий - перевод на карту Сбера в другой регион.
После ввода номер карты, на которую отправляешь перевод, попадаешь на экран ввода суммы. Вбиваешь сумму и на следующем экране узнаёшь, что это карта из другого региона и по ней есть комиссия (комиссия внутри того же Сбера, Карл!). По нажатию "Назад" попадаешь не на экран ввода суммы, а на главную страницу раздела. И снова вводим карту вручную. Вы там издеваетесь что ли нарочно?
Просто надо не чаты пилить и блокчейны выдумывать, а сделать нормально. Благо есть с кого идеи тырить, на рынке прекрасные приложения от Тинькофф и Альфа.
А в рознице всё еще хуже. Был в ЗаМКАДЬе, в отделение так и не попал. Время работы только будни, только до 18-00. Отпрашиваться с работы, чтобы посетить ВСП, такое вот "всё для клиента"? Ну иди лесом, Сбер!
Карточку не получить, зато 11 тыс программистов программируют в т.ч. мобильный банк. Сбербанк - это диагноз.
Пользователи андроида должны страдать
Комментарий недоступен
я правильно понял что у них Аджайл?
С чего вы взяли? xD
sbergile
Какая-то Age of Empires. Скоро на них должны напасть трайбы из ВТБ.
массовая "оптимизация" штата, проверки на полиграфе, бюрократия и чинопоклонение - вот реалии сбера
Комментарий недоступен
А правда что зп делят на оклад и премию, и премию платят раз в 3 месяца, чтобы не было текучки?
Еще слышал что заставляют перерабатывать и выходить в выходные иначе премии не будет.
P.S.:
Два сокурсника работали Senior-ами 3 года, но ушли.
Тоже хотел пойти туда, но рассказы сокурсников не вдохновляли так получать зп.
Квартальные премии убрали и добавили треть к окладу. Выходные оплачиваоись по тк, а то что от этого зависят премии - не сталкивался, возможно, зпюависит от руководства и отделов
В ВТБ тоже квартальная премия. Имея зарплату 100. Ты будешь получать раз в в три месяца еще 150 за выполнение плана.
нет
Много где зп делят на 80%+20% где 80% это оклад а 20% это ежемесячная премия, которая платится всегда если ты только не прогульщик или наркоман. На счет работы в выходные то везде по разному. Например слышал что в офисе на м. тульской, сами не прочь поработать в выходные так как это хорошо оплачивается. При этом сидеть за компом никто не заставляет, можно пойти в спортзал например. А вот на кутузовском без разрешения аджаил коуча поработать так в выходные нельзя.
11 тысяч сотрудников со средней зп 80 тыс.руб., аренда целого здания на Кутузовском, дорогой ремонт офисов - все это в такую копеечку влетает Сбербанку, а сделать бы эти 11000! человек выездными сотрудниками и можно половину отделений закрыть! Кто-то видимо хорошо получает с этого аджайла :)
Средняя ЗП 80 тр? Кто в сберджайле за такие деньги сидеть будет? Джуниор тестировщик?
Здание не в аренде - они его отжали за долги у строителя)
Ты наверное забыл, что у них 16 тысяч отделений по всей стране - это по одному отделению на человека минимум, а еще "... 140 млн физических лиц и 2 млн корпоративных клиентов. Компания представлена в 22 странах, в ней трудятся более 300 000 специалистов..." 0,3% от общего числа сотрудников. Так что я думаю, там еще и не хватает людей.
тайм трекеры забыли, а можно ещё только с фрилансерами работать, что бы штат не держать
Скорее всего, это и так их здание.
Сберджайл не работает. И не заработает, пока Греф не сменит всю верхушку и схему управления.
Вот здесь схема внедрения инноваций показана предельно правдоподобно
https://www.youtube.com/watch?v=UeeQ7Q5JUkQ
Хоспадя, как это низкоплинтусно...
Как много красивых женских ножек. Пойти что ли в Сбер эджайл-коучем...
Комментарий удален модератором
Зачем коучем? Идите эйчаром, дадут квоту по полу и цвету кожи, все по западной практике, как в топ компаниях кремниевой долины. Будете выполнять.
Запросто. В самом Сбере коллектив практически женский, молодёжи много.
Комментарий недоступен
Хоспади, эджайл им под хвост. Карту банкоматов хоть в порядок привели, обновили что ли. Половина указанных на карте банкоматов либо не работают, либо неактуальны.
https://twitter.com/alec_c4/status/1010958065565302784?s=21
Комментарий удален модератором
Почему у всех этих КОУЧЕЙ такие лица, как будто только они знают правду жизни...Прям как Ленин и солдат с чайником, кто помнит, тот поймет...
Мой коммент про их комиссии и проценты по вкладам потерли :D
повторите его пожалуйста, интересно очень)
Многие компании, Agile-подходом к разработке прикрывают хаос и отсутствие внятной стратегии развития, да и о чем это я... "не нужны сегодня программисты" - же....
Хорошее название статьи. А вот практика показывает сильные отличия, например, не так давно зашёл в ЛК для анализа кредитов.
1. Кредиты есть. Интерфейс такой, что понять, а какой мне подходит, совершенно не понятно. Самые главные вещи вынесены маленькими значками( а это речь про обеспечение кредита).
2. Овердрафта нет в ЛК вообще. Причём я со слов другого предпринимателя узнал, что он есть, всего полчаса на линии и мне прислали ссылку на вход в отдельный ЛК где нужно загружать документы.
3. А затем мне на следующий день позвонил сотрудник офиса и пригласил к себе с документами.
А теперь вопрос: где тут Аджели? )
Какой может быть Agile, если в Сбере нет централизованной разработки продуктов, а каждый менеджер свою инициативу кто во что горазд. При этом уровень их понимания цифрового бизнеса ниже чем у любого студента. Их единственная задача - самопиар.
1. Сначала надо полностью УБИТЬ всю корпоративную культуру
2. Централизировать R&D
3. В конце-концов на ключевые позиции нанять профессионалых Продуктолого из цифрового мира
Тогда Agile сам собой сложится
Удивляетесь, каким образом это вообще все свазано с Agile, с разработкой продуктов и с цифровым миром? Ответ простой - никак. Все очень просто, в 2016 году Сбера нанял "успешного менеджера" из ING, который просто тупо внедряет тоже самое, что и на прошлом рабочем месте. Правда, через год его раскусили и выгнали из Сбера. Еще бы, за время его работы в ING не смотря на красивые слоганы, компания потеряла 80% своей капитализации.
Вот их презенташка, которую Сбербанк тупускопировал.
https://www.youtube.com/watch?v=TaV-d7eKWFc
Сбербанк существует на рынке уже 176 лет
Идеально подходящая цитата:
Ржачно, но когда Сбербанк празднует юбилей, он считает свою историю с 1841, а как только его спрашивают за вклады 1991 г, он визжит, шо это мол, другое юридическое лицо. Помню я то лицо, которое так же уверенно как и это орало в голос "Храните ваши деньги в сберегательной кассе!"
Что Сбер будет делать с разработчиками, которые сидят в регионах? Как их к этому дому подключить?
через Блокчейн
Где-то в одном из таких модных кабинетов, на дорогом кожаном кресле родилась идея:
Надо роботов поставить в отделения, чтоб подъезжал так к посетителю и спрашивал: "Вы зачем пришли"?
Ох, устал что-то, возьму дайкири в баре и пойду полежу на мягком пуфике полчасика.
Комментарий удален модератором
Хорошо устроились...
Я не понял, а подростка с агентством они даже не искали?
Комментарий удален модератором
Если бы весь тот потенциал да в нужное русло.
Дома новы а Предрассудки Стары
Мущина, не видите - у нас стендап?! Закрыт бэклог, говорю!
А 11к человек смогут когда-нибудь починить Цели в мобильном приложении?
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Тёплая статья. Получил удовольствие, аж настроение поднялось. Сергей, пусть у Вас всё и дальше получается.
просто ради интереса поработать б у них недельку. В отделе дизайна.
Поправочка - на 3 фотке не вид на Кутузовский проспект, а вид на третье транспортное.
Вадим Кулик стал сакральной жертвой и был уволен из-за этого аджайл-проекта, сейчас правда устроился зампредом в ГПБ.
При этом главное преимущество сбера - дешевое фондирование, а отнюдь не 11 тысяч agile-сотрудников.
Пока по мне, все банковские системы плюс минус одинаковы.
Сильно выделяется рокет, за счет сказочной техподдержки в приложении.
Увы, правда, его предложения по накоплению средств и бонусам не настолько интересны.
Судя по фото в Сбербанке по прежнему отжимают мобилы при входе на рабочее место. Нельзя с собой проносить...
"кто-то имеет большой опыт фасилитации'
ипать ну и колхоз там собрался.
Слышу инсайды от друзей, работающих в сбертехе что сберджаил как то "не заводится". И америкосы, которые за это все отвечают уже приуныли.
Ребят, внедрите наличие санузлов для клиентов для начала, а то ожидание в "электронной" очереди по 2,5 часа не каждый мочевой пузырь выдерживает!
Это прекрасно. Ещё бы люди, которые пишут пресс-релизы и люди, которые там работают, встречались — было бы совсем хорошо.
А то одной рукой пишут про новые технологии и bleeding edge, а другой присылают вакансии с требованием знания систем безопасности Windows XP, а также COM+ и ATL. Не шутка, в двадцатых числах декабря пришло такое письмо.
Классные ноги у девушки
Комментарий удален модератором