Эмпатия и забота о себе: как руководителям ИТ-компаний стать эффективнее

Что поменялось в приёмах управления сотрудниками и личными ресурсами.

Эмпатия и забота о себе: как руководителям ИТ-компаний стать эффективнее

Добиваться поставленных целей любой ценой с некоторых пор звучит как слишком простая задача. Современный руководитель должен уметь решать самые неожиданные и сложные задачи, бережно развивая команду и собственные ресурсы. Это возможно?

Раньше руководители могли добиваться успеха благодаря непререкаемому авторитету и умению жёстко придерживаться заданной стратегии. Теперь на первый план выходят эмоциональное лидерство и гибкость — способность поддерживать и вдохновлять команду и быстро реагировать на изменения. В статье разбираем, как сейчас управлять сотрудниками, почему не стоит забывать о личных потребностях и что помогает лидерам стать адаптивнее.

Формируйте рабочую культуру

Управляйте по-разному в зависимости от ситуаций. Психолог Дэниел Гоулман, автор книг об эмоциональном лидерстве, выделяет шесть стилей управления — можно выбирать в зависимости от потребностей коллектива, ситуаций, рабочих задач.

1. Авторитарный — жёсткая иерархия и контроль. Подходит для кризисного менеджмента.

2. Эталонный — требовательность и к себе, и к подчинённым. Применим в научных организациях, юрфирмах, где руководитель — эксперт.

3. Отеческий — доверие и поддержка, «главное — люди». Помогает сплотить разобщённый коллектив.

4. Демократический — каждый сотрудник может высказать мнение. Эффективен в периоды преодоления кризисов развития, поиска новых направлений.

5. Воодушевляющий — видеть перспективы и цель, мотивировать, вести за собой. Полезен в периоды неустойчивости.

6. Наставнический — обучать и объяснять. Помогает развивать команду и растить преемников.

Поддерживайте взаимное доверие. Когда руководитель честно признаёт свои промахи и берёт ответственность, это побуждает сотрудников тоже быть более открытыми и смелее предлагать идеи.

Однако доверие — это не только про признание ошибок. Команда ожидает от лидера эмпатии и вовлечённости в её потребности и проблемы, то есть честного обсуждения сложностей, внимания к эмоциям и мнению сотрудников. Такое общение создаёт среду, где члены команды чувствуют себя не просто исполнителями, а активными участниками процесса.

Удалённая работа потребует от руководителей дополнительных усилий для поддержания мотивации и командного духа. Один из эффективных методов тут — регулярные онлайн-встречи с сотрудниками в формате «один на один». Они помогают укрепить доверие, отслеживать прогресс и поддерживать индивидуальную связь, даже при отсутствии ежедневного общения в офисе.

Если распределённая команда стала большой, в ней придётся выстраивать систему коммуникации. В противном случае будут часто возникать недопонимания, снизится скорость выполнения задач. Построить процесс поможет менеджер по коммуникациям или эксперт-фасилитатор, их часто привлекают извне. А внутри компании полезно внедрять программы well-being (это поддержка корпоративных психологов, забота о здоровье, помощь в организации выходных и отпусков) и создавать сообщества для обмена опытом и общения по интересам. Подробнее рассказали на СберПро в статье «Как избежать коммуникативных трудностей в распределённой команде».

Создавайте комфортные условия. Из-за роста конкуренции за кадры, особенно в ИТ, специалисты выбирают работодателей, которые заботятся о сотрудниках и создают среду для их развития: современный стек технологий для разработки, возможность публиковать статьи и посещать конференции, корпоративные программы обучения.

Компенсацией за фитнес и доставкой еды уже не удивить. Компаниям приходится придумывать что-то новое: одни ставят капсулы для обеденного сна, а другие держат офис открытым 24/7, если сотрудникам-совам удобно работать по ночам. Примеры незатратных подходов к созданию комфортной рабочей среды обсуждали в материале «6 способов поднять трудоспособность ИТ-специалисту».

Развивайте личные ресурсы

Заботьтесь о себе. Если руководитель не уделяет внимания своему благополучию, он рискует столкнуться с выгоранием, а это влияет на его способность вдохновлять и мотивировать сотрудников.

Сохранить продуктивность поможет системная забота о себе:

  • соблюдение режима дня,
  • сбалансированное питание,
  • регулярная физическая активность.

Как отмечает директор проектов СберУниверситета, эксперт по комплексному развитию руководителей в условиях цифровой трансформации Ирина Вахрушева, для достижения гармонии важно также обращать внимание на интеллектуальное и духовное развитие. Это могут быть чтение, общение с интересными людьми или культурные мероприятия.

Психологическую устойчивость к стрессу можно натренировать. Для этого специалисты рекомендуют развивать адаптивный интеллект: осваивать новые занятия, расширять круг знакомств, добираться на работу непривычными маршрутами. Плюс грамотное делегирование и спорт. Подробнее о пользе новых знаний рассказываем в статье «Силы для прыжка. Как обернуть рабочий стресс на пользу».

Следуйте принципам Agile. Этот подход к управлению проектами основан на идеях гибкости и регулярной адаптации к изменчивым внешним условиям. В построении личного трека также можно допускать разные варианты. Традиционные планы на годы вперёд стали плохо работать, потому что бизнес-среда стремительно трансформируется: регулярно появляются технологические новинки, возникают кризисы, меняются внешние факторы.

Чтобы адаптироваться к меняющимся условиям, полезно прокачивать метанавыки, пригодные для разных задач, например: креативность, управление вниманием, активное слушание, критическое мышление.

Фокусируйтесь на сильных сторонах. Это один из ключевых трендов: вместо попыток исправить недостатки коучи по развитию лидерских качеств предлагают сосредоточиться на уже существующих талантах и усилить их до уровня конкурентного преимущества. Такой подход помогает проявлять себя наилучшим образом в ключевых для бизнеса ситуациях.

22
Начать дискуссию