SEO
Пиксель Плюс
1849

Коронавирус и поисковый спрос: как ведут себя пользователи и поиск и как это сказывается на SEO?

Информационный шум вокруг темы #коронавируса (коронавирусная инфекция COVID-19) ведёт к сильному изменению поискового спроса и распределению трафика из Яндекса и Google. Давайте, опираясь на данные, проанализируем, кто выигрывает от этого, а кто оказался в числе проигравших и терпит убытки?

В закладки

Объем поискового спроса

Проанализируем объем и специфику поискового спроса по теме коронавируса. С помощью инструмента «Получение данных из Яндекс.Вордстат» парсим данные Яндекс.Вордстат, собираем наиболее популярные запросы, которые используют пользователи и их частоты.

Фиксируем:

  • Общий объем поискового спроса к Яндексу превышает 38 000 000 запросов в месяц.
  • Если взять интервал в неделю (с 8 по 15 марта) и экстраполировать данные, то можно прогнозировать рост числа запросов к Яндексу до 93 000 000+ в месяц. То есть, сейчас наблюдается резкий рост интереса.
  • Добавив долю Google, можно предположить, что все или почти все пользователи рунета (93 миллиона человек) интересуются тематикой.
​Пример того, как спрос по теме коронавирус «победил» выросший интерес к просадке национальной валюты и не дал никаких шансов «обнулению» президентских сроков.

Далее, на основании анализа видимости Яндекса и Google по запросам с максимальным значением точной частоты — получаем рейтинг видимости доменов в выдаче.

​Рейтинг видимости доменов по выборке наиболее частотных запросов.

Регион анализа: Россия. Это не сильно принципиально, так как значимая часть фраз по теме — геонезависимые или с малой локализацией, а значит, выдача не сильно меняется в зависимости от региона пользователя.

​Оценка типа наиболее частотных запросов и степени локализации в «Пиксель Тулс».

Основные выводы по анализу сайтов, обладающих максимальной видимостью и составу выдачи:

  1. Большую часть трафика собирают новостные ресурсы — РИА, РБК, КП и подобные. Таким образом, самим СМИ наиболее выгодно нагнетать обстановку вокруг коронавируса.
  2. Яндекс сам плотно присутствует в выдаче, замыкая трафик на себя и свои продукты: Яндекс.Здоровье, Яндекс.Новости (рубрика /news/rubric/koronavirus), Яндекс.Районы и так далее.
  3. Имеется несколько узконаправленных сайтов, которые успешно работают со спросом за счёт точного попадания в потребность пользователя — coronavirus-monitor.ru, coronavirus-online.ru, coronavirus-24.ru, …
  4. Наиболее успешные из узкоспециализированных сайтов привлекают трафик в несколько миллионов визитов в месяц. Учитывая нарастающий интерес — до 250-500 тысяч пользователей в день. Если предположить, что монетизация такого трафика может составлять порядка 1-2 рублей на пользователя (ARPU), то игра явно стоила свеч.
​Пример динамики трафика по сервису SimilarWeb для одного из узкоспециализированных проектов.

Структура спроса: длина в словах

С помощью приёмов работы с WordStat проанализируем, какая структура поискового спроса и как запросы распределяются по длине в словах.

Распределение поискового спроса к поисковым системам по длине запросов.

Картина здесь довольно интересная, в отличие от большинства тематик, где основная доля спроса приходится на фразы длиной в 3-5 слов, мы фиксируем два пика: однословный [коронавирус] и трехсловные запросы. Самые частотные запросы в семантике:

  • Однословный: [коронавирус].
  • Двухсловные: [симптомы коронавируса], [коронавирус новости], [covid 2019], [карта коронавируса], [коронавирус сегодня].
  • Трехсловные: [коронавирус последние новости], [коронавирус в россии], [коронавирус новости 2020], [коронавирус в китае].
  • Более длинные: [симптомы коронавируса у человека 2020], [симптомы коронавируса у человека], [коронавирус в россии последние новости].

Спрос по типам устройств

Как и в новостной сфере, основной спрос приходится на мобильные устройства (телефоны — 74,5%), на втором месте — десктоп (23,2%), на долю планшетов остаётся 2,3%.

​Процент спроса к Яндексу, в зависимости от типа устройства пользователя.

Состав выдачи по основному ВЧ *

* — ВЧ или ВысокоЧастотный поисковый запрос.

Сравним, как поисковые системы подготовились к такому интересу и обрабатывают поисковый запрос [коронавирус] на мобильном телефоне (основной пик).

​Первые четыре экрана выдачи Яндекса по запросу [коронавирус]. Устройство — IPhone X.
​Первые четыре экрана выдачи Google по запросу [коронавирус]. Устройство — IPhone X.

Сравнение качества и состава выдачи Яндекс vs Google представим в рамках таблицы.

​Таблица сравнения качества выдачи Яндекса и Google по запросу [коронавирус].

А что с контекстной рекламой?

Конечно, ряд маркетологов не проходят мимо такого огромного и нарастающего спроса и пробуют привлекать недорогой трафик прямо по основному ВЧ и производным. Как вам кажется, кто преуспел больше?

​Пример двух рекламных объявлений в выдаче Яндекса по запрос [коронавирус]. Кто оказался более находчивый — энтеросгель или клуб стриптиза «Каприз»?

Выигравшие тематики

Все тематики и объем спроса на них можно разделить на 3 группы — выросли, упали и остались без изменений. Какие же сферы оказались в выигрыше от текущих событий и с трудом справляются с ажиотажем?

  • «Онлайн» — всё, что касается просмотра, прослушивания и действий в онлайне или выросло или находится в стабильном состоянии. Оно и понятно, часть стали работать из дома.
  • «Медицина» — здесь выборочно, но фиксируется рост. В крутое пике ушли медицинские маски, антисептики для рук, дезинфицирующие салфетки. Более умеренный рост — противовирусные препараты.
  • «Доставка на дом» — тут всё так же предсказуемо, доставка продуктов на дом и медицинских изделий. Что касается цветов, то тут не так однозначно, сезонный пик 8 марта после которого фиксируем снижение спроса к исходному уровню.
  • «Продукты питания» — вы ещё не купили макароны и гречку? Тогда мы идём к вам!
  • «Электроника и техника» — небольшой рост спроса также можно зафиксировать, хотя он уже связан не с коронавирусом, а с падением курса российского рубля.
Источник — fishki.net​.

Хит сезона — туалетная бумага, это вообще стабильно растущий спрос, но эпидемия привела к взрывному росту. Гречка, кстати, в онлайне не выросла =/

​Взрывная динамика поискового спроса по запросу [туалетная бумага].
​Взрывная динамика поискового спроса по запросу [маски], речь о медицинских масках для лица.

Ряд потребностей из туристической сферы выросло, но не уверены, что это на радость бизнесу.

​[возврат билетов] идёт против тренда на падение спроса в туристической сфере, но это навряд ли обрадует бизнес.

Тематики с падением спроса

Безусловно, приличное число тематик оказались в проигрыше. Наиболее пострадавшие от паники:

  1. Туризм и производные (аренда авто, отели, билеты, …).
  2. Развлекательные и офлайн-мероприятия (концерты — отменены, спортивные мероприятия — тоже или проходят без зрителей).
  3. Сфера услуг (сервисные центры, рестораны, салоны красоты, …)

На примере нашего сайта «Пиксель Плюс» можно зафиксировать снижение поискового трафика на 15% без снижения показателей видимости и прогнозируемого трафика CTR × WS.

​Отрицательная динамика поискового трафика для сайта pixelplus.ru (сфера услуг для бизнеса). Просадка не связана с ухудшением позиций.

Сладенькое на закуску — 18+

Это удивительно, но тематика «18+» и здесь не отстаёт и несколько десятков тысяч пользователей устали от обилия новостей по теме и хотят немного отдохнуть.

​Растут все запросы, связанные с основной темой, вот и фраза [порно коронавирус] уже набирает более 5 000 показов в Яндексе в неделю.

Полезные ссылки

У нас в Москве гриппом за год болеют около трех миллионов человек. И сколько летальных исходов? Я вам скажу, значительно больше, чем от этого нового коронавируса. Но мы же не говорим, что это катастрофа, не прячем никого.

Николай Филатов
Замдиректора НИИ им. Мечникова

Планируйте отдачу от SEO. Результаты от поискового продвижения (SEO) появляются по прошествии 4-9 месяцев работы. Это значит, что важно активировать данный канал уже сейчас, чтобы вывести сайт в ТОП выдачи поисковых систем по окончанию кризиса. Возможно кратковременное падение спроса, но поисковое продвижение — канал с отсроченной отдачей и важно начинать работы именно сейчас, чтобы к моменту фиксации роста продаж, проект был в ТОПе выдачи.

Дмитрий Севальнев
Руководитель департамента SEO и рекламы

Оставайтесь здоровы, не паникуйте и сохраняйте позитив, ваш Дмитрий Севальнев!

Как продажи у вашего бизнеса? Просели ли они прямо сейчас и если да, то насколько (численно)?

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Пиксель Плюс", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u0440\u043e\u043d\u0430\u0432\u0438\u0440\u0443\u0441\u0430","\u043a\u043e\u0440\u043e\u043d\u0430\u0432\u0438\u0440\u0443\u0441"], "comments": 12, "likes": 5, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "seo", "id": 113430, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 19 Mar 2020 12:48:20 +0300", "is_special": false }
0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Не статья, а как в сноске Туалетная бумага, хайпиться на коронавирусе, включить хоть раз совесть!

Ответить
2

Поддержу. Урвать кусочек хайпа, хоть совсем и не по теме - вот он "Пиксель+Коронавирус".

Ответить
0

Вам не интересно было ознакомиться с числами? 

Ответить
0

Согласен, это какой "Пиксель Минус" а не плюс))

Ответить
1

Эм, а что именно не понравилось?

Тут анализ ситуации и спроса по хайповой теме.

Ответить
0

Не хорошо хайпиться на такой теме, и пытаться показать что вы профессионалы и в курсе событий, о коронавирусе и так все в курсе, и ежу понятно, что люди им интересуются как у друга так и в сети. 

Профессионалы соблюдают этику, вы как-никак глава крупного интернет-агенства, и отвечаете за публикацию материалов, пропускаете их или не пропускаете. Считаю что эта статья была неэтична и неуместна. 

Есть много вопросов по вашей тематике, которые вполне можно осветить, например, когда Яндекс сможет создать нечто подобное как алгоритм BERT у Гугла и есть ли к этому предпосылки или например какие тонкости в SMM по регионам России или как грамотно настроить таргетинг с учётом нынешних реалий.

Ответить
2

Мне, как профессионалу, было как раз очень интересно, как ведёт себя спрос в этой тематике, какие сайты выигрывают по трафику из-за этого, а кто терпит убытки.

Это важно не только с профессиональной точки зрения для SEO-специалиста, но и для любого бизнесмена. Нужно понимать, что происходит и к чему готовиться.

Исходя из этого и была написана статья.

Вам в любом случае спасибо за мнение, это важно слышать.
Но нашу точку зрения постарался тут выше изложить.

Дело не в хайпе, а в конструктивном мышлении.

Ответить
1

Контрацептивы все смели, наваждение)

Ответить
0

Аптеки отчитались о росте в 150% тут, да -)

Ответить
–2

Всем бодрости!

1. Если вы представитель бизнеса, поделитесь, как численные показатели продаж у вас за последнюю неделю?

2. Если интернет-агенства, то какие показатели по продажам и отказам? Победила паника или здравый смысл?

Ответить
1

В автотематике, начиная с 16 марта — в среднем 3х кратное увеличение продаж каждый день. По опросу клиентов, практически все покупали по причине страха подорожания и ситуации с курсом валют.

Ответить
0

Да, курс здесь дал плюс многим: техника, электроника, вот авто еще, оказывается. Прикольно, спасибо, что поделились!

Ответить

Прямой эфир