Как проанализировать качество контента на сайте

Опрос в прошлой статье показал, что читателей интересует тема оценки качества контента. В этом материале я разберусь в причинах популярности этого вопроса и поделюсь своим алгоритмом оценки качества текста.

Как проанализировать качество контента на сайте

Контент — это код, который определяет поведение того, кто его считывает. Кроме текста, к нему относится аудио, видео, картинки, код разработчиков.

Этот материал будет касаться только контента для сайтов и только для продвижения в Google. Тезисы статьи не касаются продвижения в YouTube, Instagram, Pinterest, Soundcloud и других платформах, где текст не является ключевым содержанием.

Моя задача — помочь вам провести качественный аудит уже опубликованного контента и дать алгоритм подбора хороших авторов для сайта.

Эти рекомендации основаны на моем опыте развития блога Sitechecker, журнала Brammels и личного блога.

Содержание

Что происходит в SEO в 2020 году

Читая телеграм каналы SEO специалистов и общаясь с ними я вижу, что есть два основных противоположных взгляда на существующий алгоритм ранжирования Google. Разберем ключевые идеи каждого направления.

1. Не нужно переоценивать возможности Google

Создавайте как можно больше сайтов. Пишите контент, ставьте ссылки, спустя время отбирайте выживших и развивайте их. Попадание в топ — полный рандом. Сайт — расходная единица. Лучше много маленьких сайтов, чем один большой. То, о чем Google заявляет в своем руководстве для ассесоров лишь пропаганда, и ключевое значение имеют только ссылки. Особенно часто этот метод пропагандирует Андрей Мухачев.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftmtr.me%2Fheymoneymaker%2F342&postId=114100" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Пост</a> из Telegram-канала
Пост из Telegram-канала

Похожий взгляд на алгоритм также проповедуют все создатели дорвеев и PBN. Ключевая мысль таких веб-мастеров — «сколько бы Google ни старалась улучшить свой алгоритм, в нем всегда будут уязвимости или белые пятна, до которых гугловцам нет дела, а значит, наша технология работы и бизнес более неуязвим, чем бизнесы, продвигающие сайты белыми методами».

2. Google научилась ранжировать сайты по E-A-T, распознавать хорошие и плохие ссылки, лучше понимать смысл текста

Google уже сложно обмануть, и поэтому не стоит тратить на это усилия. Нужно просто выполнять требования гугловцев. Делать качественный контент, привлекать или выращивать авторов-экспертов и искать креативные методы получения ссылок. Интересное исследование по результатам Google May Core Update написал Александр Бурак.

Но есть проблема. Google эволюционирует, а владельцы сайтов и SEO специалисты не успевают за ней. Причина не в том, что веб-мастера не знают, что нужно делать. Успешные сеошники вполне регулярно обновляют свою картину мира и быстро внедряют необходимые изменения.

Веб-мастера ищут другие варианты монетизации, чтобы позволить себе дорогих авторов, больше вкладывают в ссылки с авторитетных источников, переходят на темную сторону продвижения.

Но для многих ниш, развитие сайта по новым правилам всё равно становится убыточным. Дмитрий Сохач в последних постах своего Telegram-канала интересно описывает опыт перестройки бизнеса после снижения комиссий Amazon и последнего апдейта Google.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftmtr.me%2Famazonpartnerka%2F137&postId=114100" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Пост</a> из Telegram-канала
Пост из Telegram-канала

Только сейчас, под давлением Google, веб-мастера начали задумываться, что же такое качественный контент и как выявить человека, который умеет его создавать.

Мне ближе второй взгляд. Даже если Google приукрашает свои возможности сейчас, рано или поздно она научится делать то, о чем заявляет. Поэтому вопрос, как отделить качественный контент от некачественного, будет становится всё популярнее.

Что такое качество контента

Качество контента — это характеристика с многими переменными, часть из которых нельзя вместить в математическую формулу. Алгоритм Google может посчитать ссылочный вес страниц, количество вхождений ключевого слова, уникальность контента.

Но без оценок ассесоров нельзя научить алгоритм оценивать достоверность фактов приведенных в статье, уровень экспертности и авторитетности автора статьи, качество редактуры и оформления.

На протяжении последних лет веб-мастера при постановке ТЗ на текст уделяли больше внимания форме, а не содержанию. Самый популярный метод постановки задачи на текст до сих пор — анализ топа поисковой выдачи. Детально рассказывал о нем здесь.

Этот метод полезен, но его уже недостаточно. Чем больше Google будет привлекать ассесоров и тренировать нейронные сети поискового алгоритма, тем важнее будет проводить качественный анализ текстов. Нужно выявлять лучшие практики создания контента, его редактуры, оформления и применять у себя на сайте.

Когда вы читайте какую-то статью в интернете, то можете замечать на уровне ощущений, что вам материал нравится или не нравится. Но вы не всегда можете объяснить почему. Попробуем разобраться, какие параметры контента влияют на его качество и удовлетворенность пользователя.

Много полезных параметров перечислено в руководстве Google для начинающих веб-мастеров и руководстве для ассесоров, о котором упоминал выше. В своем списке я попробую разобрать некоторые параметры детальнее.

Параметры качественного контента

1. Автор

К параметрам автора относятся: образование, опыт, профессиональные достижения, авторитет среди других специалистов в конкретной сфере.

На самом деле авторитетные и опытные авторы не всегда производят лучший контент, но это определенный фильтр, который дает возможность Google отсечь спамеров за счет сложности и дороговизны накрутки такого фактора.

Лучше потерять несколько ценных материалов от будущих, еще не признанных звезд и сформировать хорошую выдачу, чем тратить ресурсы на поиск самородков среди сотен тысяч страниц негодного контента.

Расскажите больше о ваших авторах, их достижениях и дайте ссылки на их соцсети. Безликие сайты с бесконечным рерайтом уходят в прошлое и это прекрасно.

Профиль автора из блога Semrush
Профиль автора из блога Semrush

Кроме того, когда человек знает, что под текстом или над текстом люди всегда будут видеть его профиль, это серьезно влияет на его ответственность и мотивацию.

2. Источники

Вспомните, как вы писали курсовую или дипломную работу. Вступление к такой работе должно содержать три важных блока: кто уже исследовал эту тему, почему она актуальна и в чем новизна вашей работы.

Большинство статей, которые создаются в интернете, не соответствуют всем параметрам научной работы. Но есть простое правило, исполнение которого всегда выделяет статью среди всех других.

Это описание того, на чем основываются суждения автора. Если это личный опыт, то какой именно. Если это исследование других материалов по этой тематике, то каких именно.

Пример правильного указания источника, блог Backlinko
Пример правильного указания источника, блог Backlinko

Кроме того, если человек приводит источники, то сразу вырастает шанс, что его материал не будет лишь рерайтом чужих мыслей.

3. Структура

Структура выполняет сразу несколько задач:

  • помогает быстро оценить, есть ли в тексте ответы на нужные вопросы пользователя;
  • помогает создать блок быстрого содержания и ускорить переход к нужной части страницы;
  • упрощает понимание всего содержания страницы для пользователя.
Пример оформления быстрого содержания, блог Webris
Пример оформления быстрого содержания, блог Webris

Именно из-за значимости структуры, исследование семантики и анализ топа перед написанием текста так важны. Они позволяют спроектировать скелет страницы, на который далее можно нанизывать контент.

4. Содержание

Хорошее содержание:

Исчерпывающее — максимально раскрывает весь кластер запросов. После изучения страницы у пользователя не остается больше вопросов по теме.

Непротиворечивое — все части текста логически связаны, одна часть текста не противоречит другой, выводы вытекают из указанных ранее фактов.

Актуальное — при изменениях касающихся темы, текст дополняется или обновляется согласно изменениям. Пользователь получает максимально точный ответ, который может дать производитель на дату изучения контента.

Достоверное — содержание соответствует действительности. Для разных типов контента это выражается по разному. Для научного — общепринятым взглядом на какие-либо теории. Для журналистского подтверждается наличием каких-либо доказательств указанного события.

Если контент соответствует всем этим четырем параметрам, то вы при его изучении вряд ли заметите это совершенство, но если что то нарушено, то это бросится в глаза.

Другие важные характеристики качественного содержания:

Классный заголовок — коротко и понятно передает содержание страницы. Также важно чтобы, материал внутри соответствовал обещанию в заголовке. Заголовок → быстрое содержание → контент. Это три контрольных точки, на которых пользователь принимает решение следуют ли углубляться далее в ваш материал или бросить его и уйти.

Разнообразие форматов — одна и та же мысль доносится с помощью разных форматов контента. Кроме текста может быть инфографика, таблица, формулы, картинки, видео, аудио. О разнице между типами и форматами контента писал в статье про контент-стратегию.

Инфографика на основе исследования технических ошибок с блога Sitechecker, пример разнообразия контента
Инфографика на основе исследования технических ошибок с блога Sitechecker, пример разнообразия контента

5. Оформление

Хорошее оформления блога и контента на сайте начинается с разработки редакционной политики. Чтобы не тратить на это много времени, можно переделать под себя редполитику Т-Ж.

Главное, чтобы такая политика вообще присутствовала и был человек, который контролирует её исполнение. Это не обязательно должен быть уже прокаченный редактор.

Теперь про характеристики качественного оформления.

Самые важные мысли в тексте выделяются. Или жирным, или курсивом, или цветом, или дизайнерскими вставками. Важно дать пользователю за что-то зацепится, когда он изучает контент по верхам. А как показывают исследования Nielsen сейчас таких пользователей большинство.

Текст разделен на небольшие абзацы. Так пользователь может легко вернутся к нужному участку, если он отвлекся. Ему проще скопировать нужную мысль, чтобы сохранить, прокомментировать или кому то отправить. К разделению на абзацы относятся и использования буллетов и нумерованных списков.

Отсутствуют грамматические и пунктуационные ошибки. Здесь без редактора сложно обойтись. Но если у вас блог небольшой, то пока достаточно будет самому повторно редактировать контент спустя время и использовать помощь онлайн-инструментов Copywritely, Grammarly.

Уникальный дизайн. Уникальный дизайн блога и превью картинок сразу поднимает авторитет блога на уровень выше в глазах читателя. Важно чтобы картинки схематично отображали текстовое содержание статьи, категории. Это всё упрощает навигацию и помогает неопытному пользователю быстрее понять основы новой темы.

Среди сайтов по SEO одним из лучших примеров этого приема выступает Backlinko со своим хабом и блогом.

Как проанализировать качество контента на сайте

Мы на блоге Sitechecker тоже заморочились над этим. Дизайнер изучал содержание каждой статьи и придумывал как схематично передать смысл страницы в одной картинке. В итоге сейчас весь интернет растягивает их для своих публикаций.

Как проанализировать качество контента на сайте

Единые правила оформления на всех страницах. Этого тоже сложно достичь без редактора. Разные отступы, кавычки, разное применение курсива и жирного — всё это выедает глаза. Если редактора нанять не можете, начните приводить свои посты в порядок сами, проводя аудит страниц одна за одной, начиная с самых трафиковых.

6. Разметка

Если читатели делятся вашим контентом, то отсутствие Open Graph разметки или ошибки в её содержании могут серьезно снизить конверсию в переходы по этим ссылкам.

Как проанализировать качество контента на сайте

7. Оценка читателей

Люди любят читать отзывы и оценивать популярность материала, так как это снижает риск потратить время, деньги зря. Показывайте статистику просмотров, шейров, комментов, так, чтобы её не надо было искать.

Пример хорошего отображения социальных доказательств
Пример хорошего отображения социальных доказательств

Как найти хорошего автора для своего сайта

Теперь перейдем к поиску хороших авторов. Вам нужно либо найти уже состоявшегося эксперта, либо распознать самородок, которого можно быстро вырастить в профи. А можно делать и то и другое вместе.

Самое главное — вам нужен тот, кто хорошо разбирается или быстро разберется в вашей нише. Такой человек не обязательно должен быть хорошим предпринимателем, редактором, SEO-шником.

Нанять состоявшегося эксперта

  1. Взять у конкурентов. Отберите лучшие блоги конкурентов. Составьте список авторов, которые писали контент для блога, но не работают в штате компании. Предложите им написать материал для вашего блога.
  2. Поискать в Google. Используем такие поисковые запросы: лучшие специалисты по…, обучение …, конференция по….
  3. Поискать в соцсетях и на форумах. У эксперта может даже не быть сайта или он будет слабо развит. Но в зависимости от ниши и личных предпочтений он может развивать свой YouTube, Twitter, Facebook, LinkedIn, Pinterest, Quora, Instagram, профиль на форумах, подкаст. Не ленитесь посмотреть везде.
  4. Поискать на биржах фриланса. У многих есть представление, что на биржах фриланса работают только новички и среднячки. Это предубеждение может сыграть вам на руку. Там есть профи.
  5. Поискать на онлайн- и офлайн-конференциях. На хороших конференциях организаторы уделяют большое внимание нетворкингу. Они предлагают заполнить свои данные и объясняют как можно найти интересных для вас собеседников. Среди таких людей вы наверняка сможете найти и готового профи и начинающего специалиста, который ищет пути самореализации.

Вырастить эксперта

Чтобы вырастить эксперта в нише необязательно его брать штат, хотя так эффективность и будет выше.

Рекрутинг

На этом этапе важно выявить способного, мотивированного человека. Он может быть как студентом, так и специалистом в другой нише, который решил изменить сферу деятельности. Чтобы оценить способность кандидатов к созданию контента, попробуйте следующее.

  1. Узнайте, чем он увлекается, кто его любимые авторы контента, что ему нравится в творчестве этих авторов. По тому куда человек смотрит, что видит и ценит, можно многое сказать о нем самом. Чтобы распознать талант, нужно самому обладать талантом.
  2. Дайте ему пару страниц вашего сайта и спросите у него какая цель страниц. Оцените, насколько быстро он сможет разобраться в этом и насколько попадет в точку.
  3. На тех же нескольких страницах с контентом предложите ему провести короткий аудит. Пусть даст свои советы по улучшению контента на странице. Пусть выявит все ошибки: и в содержании, и в оформлении.
  4. Узнайте на какие этапы он будет делить процесс создание материала, после получения первого задания. Важно увидеть насколько он хорошо понимает ключевые этапы хорошего исследования и подготовки текста.
  5. Оплатите исполнение тестового задания. Дайте написать статью для вашего сайта на какую-то простую тематику в которой можно достаточно быстро разобраться.

Развитие

Еще в процессе подбора кандидатов нужно объяснить, что мы ждем от кандидата, в какую сторону будем его развивать и как будет происходить обучение. Вам нужно достигнуть сразу трех целей:

  • создать такие условия, чтобы автор научился реальным навыкам вашей сферы;
  • научить его создавать контент высокого уровня;
  • помочь ему вырастить личный бренд.

Весь процесс развития автора можно поделить на такие этапы.

1. Показать лучшие блоги в вашей нише и донести, что именно в них вам нравится. Если таких блогов нет, можно показать просто хорошие блоги, неважно с какой сферы. Еще лучше, если вы заранее разработаете редакционную политику и включите в неё лучшие практики и популярные ошибки. Хороший пример такой инструкции здесь.

2. Составить контент-план. Хорошо, если он у вас будет еще до найма автора в штат. Но кроме составленного вами плана, у автора в процессе работы будут регулярно возникать новые идеи того о чем нужно писать и что может быть интересно аудитории. Постоянно обновляйте контент-план его идеями, даже если по такой теме нет много семантики.

3. Составить план обучения навыкам вашей сферы. Ваш автор должен стать профи, а не только изображать его. Для этого ему нужно посещать конференции, проходить курсы и практически применять все полученные знания. Если сайт о путешествиях — то он не должен сидеть на месте, если сайт о кулинарии — то он должен готовить.

4. Составить план развития личного бренда автора. Регистрация и кросспостинг в соцсетях, участие в оффлайн и онлайн дискуссиях, размещение гостевых постов на авторитетных площадках, проведение вебинаров. Чем раньше вы начнете развивать публичные профили тем лучшее.

5. Устроить соревнование. Это самое лучшее. Нет ничего продуктивнее для творчества, чем желание победить. Если у вас будет несколько авторов, то устройте соревнование между ними. Если автор только один, найдите кого на похожей позиции в конкурирующей компании и превратите его в виртуального соперника.

Технология распространения контента

В процессе развития автора будет также развиваться и ваша технология распространения контента. В этом развитии есть несколько ключевых правил, которые всегда нужно держать в голове.

Основная ошибка всех создателей хорошего контента — они не доносят его до всей возможной аудитории.

Каждый раз после создания единицы контента (статьи, видео, аудиозаписи, картинки) и первичного её посева в доступных каналах перед вами стоит выбор — перейти к созданию новой единицы контента или продолжить продвигать существующую.

Выбор этот нелегкий. Так как если у вас еще нет отлаженного процесса донесения контента до аудитории, то действия ваши будут хаотичны, есть риск потратить время впустую и потерять мотивацию вашего растущего автора.

Значит, нужна технология, которая избавит вас от этого гнетущего выбора. И нужна она как можно раньше, по трем причинам.

1. Количество тем для освещения и творческий потенциал создателя в конкретной нише ограничен.

Да, это так, чтобы вам не говорили тренера по успешному успеху. И это всегда нужно держать в голове. Если вы достигните пика собранной аудитории тогда, когда у вас 80-90% материалов будет уже создано, то в скором времени вам ничего не будет оставаться, кроме как постить старые материалы и новости индустрии.

Чем раньше вы достигните пика подписчиков, которых можете привлечь доступными вам способами, тем лучше у вас будет коэффициент удержания этой аудитории, коэффициент вирального роста и количество органических ссылок, построенных на новые материалы. Нужно давать людям распробовать хорошие вещи постепенно.

2. Самой технологии распространения контента нужно время на эволюцию.

Вы не знаете какой канал распространения контента будет более эффективным, какой контент для какого канала лучше подойдет, сколько будет стоить подписчик, клиент с каждого канала, где лучше будут работать механизмы вирального роста. Разве что кто-то из конкурентов уже полностью раскрыл свою технологию и вы планируете её повторить. А так, чем раньше вы сделаете технологию, тем раньше она выйдет на максимальную эффективность.

3. Чем больше данных, тем лучше следующая единица контента.

Ваш контент — продукт. И правила развития контента такие же как правила развития других продуктов. Вам нужна обратная связь от аудитории, аналитика её поведения, тестирование разных типов содержания и форм контента. Вам нужен холодный душ, который сможет излечить вас или автора, который для вас пишет, от звездной болезни.

Буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях.

P. S. Подписывайтесь на Telegram-канал, где я делюсь опытом развития онлайн-продуктов, лайфхаками контент-маркетинга, SEO и работы с данными.

1313
32 комментария

Спасибо за статью! Хорошо оформлена. По ощущениям, можно было сократить процентов на 30... 
И да, пишите еще на эту тему.

Отдельное спасибо, что упомянули важность редактора. Об этом мало кто пишет, а это важно!

3
Ответить

можно было сократить процентов на 30... или на 50

Ответить

В чем сакральный смысл в статье на русском делать содержание на английском?

2
Ответить

Сакральности нет. Мы развиваем блог по той технологии, что я говорил в статье. Исправляем, улучшаем, продвигаем страницы от более популярных к менее популярным. Часть страниц еще с ошибками. Мы об этом знаем. При развитии продукта постоянно приходится чем-то жертвовать.

1
Ответить

Заголовок не соответствует содержанию: здесь про оформление, как найти эксперта - но ничего об анализе контента.
Возьмите рядовой сайт (какой-нибудь b2b-проект, скажем, завод железобетонных изделий). Признанных экспертов там нет, тематика узкая. Сайт наполнен текстами, которые SEO-специалисту надо оценить, чтобы понять - резать к чёртовой матери или оставлять? По трафу непонятно, там траф совсем низкий.
Что будете делать?

Ответить

Если считаете, что статья не соответствует описанию, то расскажите о чем должно быть сказано в статье с таким заголовком?

По вопросу, который вы задали - он слишком широкий. Может для этой ниши и уровня конкуренции и не нужен качественный контент. Там траф совсем низкий конкретно у этого сайта или семантики просто нет. С такими вводными норм рекомендацию не дашь.

Ответить

Создавайте как можно больше сайтов. Пишите контент, ставьте ссылки, спустя время отбирайте выживших и развивайте их. Попадание в топ — полный рандом. Сайт — расходная единица. Лучше много маленьких сайтов, чем один большой.

Простите, но нет. Это совсем дорвейный образ мышления.

Ответить