SEO-оптимизация при разработке сайта

Многие читающие сейчас эту статью SEO-специалисты знают, что когда к нам приходит новый проект на продвижение, очень часто мы сталкиваемся с сайтом, который к нему не готов.

Это происходит по следующим причинам:

  • Клиент самостоятельно создал сайт, не имея даже базовых знаний в программировании и поисковой оптимизации. Например, это можно сделать на Тильде.
  • Клиенту разрабатывал сайт «сын маминой подруги». Из той же серии «друг, который посмотрел курс», «знакомый, который шарит в компах» и т.д.
  • Клиенту создал сайт один «прошаренный программист». Он, правда, пропал/не берёт трубку или уехал в Москву и сейчас не может заниматься сайтом, так как вырос из всего этого.
  • Клиент обратился в Digital-студию, у которой нет услуги поискового продвижения и, соответственно, она не знает про базовую оптимизацию проектов или не хочет тратить время/человеко-часы на это. Они предложили клиенту разные варианты, он выбрал, а они просто сделали как сказал клиент.

Существует ещё много разных причин, но не будем на этом заострять наше внимание.

Итог один: сайт не готов к продвижению.

Как следствие всего этого, приходится говорить клиенту о расходах. Ресурс нужно дорабатывать, а это бьёт по карману клиента, либо стоит вопрос о глобальной редакции сайта или разработке нового, потому что предыдущий ресурс не сможет эффективно конвертировать заявки и приносить деньги. Хорошо, если это минимальные изменения и клиенту не придётся тратить много средств.

Опять я затянул с началом, но это было необходимо.

Так вот, чтобы всего этого избежать необходимо изначально разрабатывать сайт, который будет продвигаться в поиске. В нашей компании есть чеклист по базовой оптимизации сайтов, который мы используем при разработке сайтов. В этой статье я распишу пункты подходящие для любого сайта, будь то корпоративный сайт или интернет-магазин.

Пожалуй, начнём…

Подготовка к разработке SEO-friendly сайта

Анализ конкурентов и сбор семантического ядра

Анализ конкурентов – это эффективный способ определения функциональных возможностей конкурирующих сайтов с выявлением их сильных мест с точки зрения поисковой оптимизации (SEO). Это делается для того, чтобы при создании сайта мы могли внедрить необходимый функционал на создаваемый нами сайт и тем самым максимально быстро оказаться в топе при последующем его продвижении.

Например, если у большинства наших конкурентов в поиске есть функция «Заказ товара в 1 клик», то мы тоже можем внедрить эту функцию в нашу карточку товара. По сути, мы берём функционал конкурентов, которые в данный момент занимают лидирующие позиции, улучшаем его, если есть такая возможность, и внедряем на наш сайт. Это важно на этапе создания прототипов сайта.

Пример функции "Заказ товара в 1 клик" на сайте <a href="https://cubemarket.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">cubemarket.ru</a>
Пример функции "Заказ товара в 1 клик" на сайте cubemarket.ru

Если у клиента вообще не было сайта, то на основе анализа мы можем начать собирать семантическое ядро, определив, по каким ключевым словам они продвигаются. А потом, вернуться в поиск с готовыми ключевыми словами и посмотреть, как продвигаются конкуренты. Эти 2 задачи у нас идут примерно в один и тот же период времени.

Строим структуру сайта

Окей, сделали семантическое ядро, провели анализ конкурентов, значит, пора браться за структуру (схему) сайта.

Структура сайта — это грамотная связь страниц (документов) сайта между собой. Правильная структура позволит поисковым роботам быстро совершать обход ресурса, а посетителям легко перемещаться между его страницами. В конечном итоге она во многом определяет успех проекта. Не буду углубляться в это и перейду к следующему пункту, так как в рунете очень много информации по этой теме.

Структура сайта
Структура сайта

Прототипирование

Прототипирование — быстрая «черновая» реализация базовой функциональности будущего сайта, для понимания сути работы и анализа работы системы в целом. Во время прототипирования видна более детальная картина устройства системы. Прототип помогает быстро согласовать все нюансы функционала сайта с клиентом.

Выбор площадки для управления сайтом

После того, как мы посмотрели конкурентов и выявили их слабые и сильные стороны, сделали структуру и прототип, пора определиться с системой управления сайтом. В идеале нам нужно выбрать CMS, исходя из следующих критериев:

  • CMS должна быть популярной, чтобы у клиента был большой выбор исполнителей, если мы прекратим сотрудничество. Цель: создать удобную во всех отношениях платформу, а не привязывать клиента к себе.

  • Система управления сайтом сможет вытянуть работу функционала, который мы собрали в прототипе.

Чаще всего мы в Lezhebokov.com используем 1С-Битрикс, WordPress, OpenCart и Laravel (фреймворк).

Административная панель сайта на WordPress Lezhebokov.com
Административная панель сайта на WordPress Lezhebokov.com

SEO и дизайн сайта

Дизайн в последнее время является одним из ключевых факторов в оптимизации сайта. Вот несколько критериев, которыми руководствуемся мы при разработке дизайна сайта:

  • Анализируем лидеров поисковой выдачи и думаем как сделать лучше.
  • Изучаем ЦА и ориентируемся строго на неё.
  • Адаптивность дизайна. Если мобильный трафик больше, то сначала отрисовываем дизайн для мобильных устройств.
  • Польза для клиента. Дизайн под SEO — это в первую очередь не его красота, а польза для посетителя (например, он легко может найти необходимую ему информацию за счёт удобной навигации).
  • ПФ. Думаем, как сделать дизайн, который будет положительно отражаться на поведенческих факторах (уменьшит процент отказов, увеличит глубину просмотров и т.д.).
  • Скорость загрузки. Разрабатываем дизайн сайта так, чтобы они оказывали на него как можно меньше нагрузки. Оптимальная скорость загрузки страницы не более 2-х секунд.
Дизайн сайта <a href="https://www.cps-ural.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">cps-ural.ru</a> Дизайнер: Александра Воскодавенко
Дизайн сайта cps-ural.ru Дизайнер: Александра Воскодавенко

Попутно со всеми вышеперечисленными пунктами мы сделали ТЗ для программиста, где описаны все пункты базового SEO.

Базовое SEO

Здесь мы можем разделить SEO на 2 части:

  • Базовое SEO – техническая или внутренняя оптимизация сайта. Делается один раз и подготавливает сайт к растянутому на месяцы, но эффективному, с точки зрения вложений и привлечению клиентов, процессу. Эффект достигается за счет 100% корректной индексации поисковыми роботами. Базовая оптимизация станет основой для SEO-продвижения и увеличит его эффективность.
  • Продвижение сайта — комплекс мер по обеспечению посещаемости сайта посетителями, которые будут конвертироваться в клиентов. Когда Базовое SEO сделано, процесс состоит из формировании ссылочного профиля, оптимизации кода, улучшения поведенческих факторов и т.д. и т.п. О SEO в подробностях вы можете узнать на сайте SEOchecklist.pro.

Ниже я распишу, что такое базовое SEO и совсем не буду касаться длительного процесса продвижения сайта. В небольшом городе или в нише, где не так много конкурентов, базового SEO будет достаточно, чтобы выйти в топ.

Метатеги

Метатеги (англ. meta tags) — (X)HTML-теги, предназначенные для предоставления структурированных данных о странице сайта. Метатеги помогают поисковым роботам распознать контент и тематику страницы. Чем понятнее они будут для поисковой системы в целом, тем выше вероятность приоритетной выдачи по ключевому запросу.

Существует три основных метатега:

  • Title – название страницы на вкладке браузера и в поисковой выдаче.
  • H1 – заголовок на странице сайта. Скорее это не мататег, а крайне выжный для продвижения заголовок.
  • Description – описание содержания страницы, которое может быть показано в сниппете.

Наша задача состоит в том, чтобы они вообще выводились и легко редактировались, а для больших проектов метатеги можно выводить с помощью шаблонов (например, интернет-магазин на 500к товаров).

Отображение Title в поисковой выдаче <a href="https://lezhebokov.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://lezhebokov.com</a>
Отображение Title в поисковой выдаче https://lezhebokov.com

Тесты от Google

Мы ориентируемся на продвижение в 2-х основных поисковых системах и одна из них Google, поэтому сайту необходимо пройти тесты от Google на адаптивность и скорость загрузки:

  • Mobile Friendly. Подскажет, подходит ли сайт под требования Google или нет. Возможно, часть комментаторов скажет, что этот тест можно легко обмануть и я соглашусь, но метрику не обманешь. Если вы хотите хороших результатов, все равно придется сделать максимально адаптивный ко всем устройствам сайт.
  • Google PageSpeed Insights. Сайт должен выдавать хотя бы 80 баллов из 100. Радует то, что сервис предоставляет рекомендации по ускорению загрузки страниц.
Проверка сайта <a href="https://seochecklist.pro/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">seochecklist.pro</a> на скорость загрузки для мобильных устройств
Проверка сайта seochecklist.pro на скорость загрузки для мобильных устройств

ЧПУ (Человекопонятный URL)

Все сайты лучше создавать сразу с правильными адресами. Это очень важно для продвижения, так как поисковая система ищет запрашиваемые пользователями ключевые запросы в том числе и в адресе страницы (ЧПУ).

Человекопонятный URL(сокр. ЧПУ, также семантический URL, англ. friendly URL) — URL-путь, состоящий из понятных слов, вместо идентификаторов, и отражающий файловую структуру сайта. Например, вместо /c14/3/97/ или /index.ph? cat=10&subcat=2&id=41 будет /product/phone/Samsung/.

Википедия, Свободная энциклопедия

Хлебные крошки

Хлебные крошки – это цепочка из ссылок, по которым пользователь может переходить, начиная от главной страницы, чтобы добраться до текущей.

С помощью «хлебных крошек» любой пользователь, который не нашел подходящий товар для сравнения или просто хочет посмотреть другие товары, может легко перемещаться по структуре сайта и продолжать последовательно просматривать товары/услуги. Хлебные крошки, также, являются одним из способов реализации перелинковки на сайте.

Хлебные крошки на сайте компании MyDomonika
Хлебные крошки на сайте компании MyDomonika

Яндекс.Вебмастер и Google Search Console

Эти 2 сервиса помогают настроить отображение сайта в результатах поиска:

  • В Яндексе настроить регистр сайта (читайте в этой статье), отображение быстрых ссылок, добавление карты сайта, обозначение региона и т.п.
  • В Google посмотреть по каким запросам ранжируется страница, отслеживание скорости загрузки страниц, поиск страниц с низким CTR и т.д.

Инструкции по добавлению сайта в Яндекс.Вебмастер читайте здесь, а в Google Search Console здесь.

SEO-оптимизация при разработке сайта

Карта сайта

Карта сайта представляет собой список страниц сайта для поисковых систем или пользователей и аналогична разделу «Содержание» обычной книги. Используется как элемент навигации, показывает взаимосвязь между страницами сайта.

Для нас важна карта сайта в формате XML (пример). Для больших интернет-магазинов или сайтов с большим ассортиментом услуг можно сделать автоматически генерируемую карту сайта раз в определённый период (неделя, месяц). Её нужно указать в файле Robots.txt о котором я напишу ниже.

Robots.txt

Robots.txt – это свод правил для поисковых роботов в духе «Смотри здесь, но не смотри это». Здесь нужно перечислить весь контент, который вы хотите скрыть от роботов через директиву Disallow:

  • файлы админ-панели;
  • поиск;
  • страницы авторизации и регистрации;
  • корзину для интернет-магазина;
  • и другие технические страницы.

Главное, не скрыть сам сайт. Бывает, что программисты запрещают к индексации сайт в начале работы с ресурсом, но потом забывают удалить запрещающее правило. Нужно это учитывать.

Пример файла Robots.txt
Пример файла Robots.txt

Ошибка 404

Ошибка 404 — это любая страница, которой нет на сайте и она отдаёт код ответа сервера 404 вместо 200. Если посетитель по каким-то причинам попал на сайт необходимо сделать её в цветовом решении сайта и со ссылками на самые популярные разделы ресурса.

Пример ошибки 404: https://ekzamen.pro/5454 — в конце любой набор букв или цифр.

SEO-оптимизация при разработке сайта

Удалить дубли

Дубли — страницы с разными адресами, где полностью или частично совпадает контент. На новом сайте, который ещё не продвигался в поиске, такая проблема есть у 9 сайтов из 10, а для нас, как для SEO-специалистов, важно убрать все препятствия, которые мешают сайту продвигаться.

Для базового SEO нужно решить проблему с главной страницей сайта. Чаще всего он доступен по адресам:

  • site.ru
  • site.ru/index.php
  • site.ru/index.html
  • www.site.ru
  • www.site.ru/index.php
  • www.site.ru/index.html

Всех их надо перенаправить либо на site.ru, либо на www.site.ru.

Фавикон

Favicon (Фавикон) – это маленькая картинка или пиктограмма, которая является частью дизайна сайта и делает его уникальным и запоминающимся. Фавикон, как правило, отображается в поисковой выдаче рядом со ссылкой, во вкладке браузера и в закладках.

SEO-оптимизация при разработке сайта

Создать фавикон под разные браузеры и под разные платформы вы можете на сервисе RealFaviconGenerator.net.

Установка систем веб-аналитики

Для того чтобы клиент всегда был в курсе посещений на сайте необходимо установить системы веб-аналитики: Яндекс.Метрика и Google Analytics.

Можно было бы назвать их счётчиками посещений, но это не совсем так, потому что системы решают множество задач необходимых при продвижении в поиске (анализ поведенческих факторов, определение сильных и слабых сторон сайта и т.п.).

SEO-оптимизация при разработке сайта

Зачем всё это SEO-специалисту?

Возможно, часть подрядчиков задаст себе такой вопрос «А зачем мне тратить время и деньги на то, что потом сделает SEO-специалист?». Конечно, часть компаний будет продвигать сайт как есть, не изменяя его структуру, не говоря уже про дизайн, который влияет на поведенческие факторы. Но есть причины всё же применять базовую оптимизацию:

  • Digital-компания может использовать это как УТП, тем самым максимально замотивировать клиента работать именно с ними. Особенно, это актуально для компаний у которых нет репутации и базы постоянных клиентов.
  • Чтобы потом продать SEO-продвижение и через короткий промежуток времени показать хорошие результаты, что практически гарантирует долгое и плодотворное сотрудничество.
  • Для кейса/портфолио.
  • Чтобы не было стыдно за свою работу.

Спасибо, что дочитали до конца. Очень надеюсь, что статья получилась полезной. Буду признателен, если прокомментируете, оставите отзыв или напишите, чего не хватило статье.

Этот блок временно не поддерживается
1717 показов
12K12K открытий
20 комментариев

Не хватает:
1. Больше про структуру сайта. Нет ни слова об информационной архитектуре, о сценарном проектировании. Странно, что Вы не сказали здесь о том, что поведенческий фактор сейчас один из самых главных, а он напрямую зависит от сценариев и IA.
2. Не рассказано про микроразметку. OpenGraph, например. Это же основа основ формирования сниппетов поисковой выдачи. Напрямую влияет на релевантность органического трафика, снижает стоимость привлечения.
3. Контент. Где про контент?

Ответить

Василий, спасибо за обратную связь. 

1. Это большая тема и нуждается в отдельной статье. 
2. Да, согласен, можно было упомянуть про микроразметку, но опять же тема очень большая, а у меня и так получился лонгрид.
3. Не было цели рассказать про контент, так как это базовое SEO -> читать внутренняя оптимизация. 

То есть статья о том, что можно сделать по SEO в рамках разработки сайта, а не продвижения в целом.

Ответить

Да сейчас очень много заказчиков приходят с таким д***мом, что проще сделать заново, чем заниматься продвижением. Только до тебя они кому то стопятьсот мильйонов заплатили за разработку и денег теперь нет. А ты взмахни волшебной палочкой и сотвори чудо))

Ответить

Есть такое 😁

Ответить

Начали заздравие. Я даже читать стал. Ну, думаю, сейчас узнаю по теме, когда сайт есть, но не готов к продвижению.  Но потом просто пролистал. Всё стандартно.
Напишите о конкретных случаях "исправления" сайтов, срубленых топором на коленке. Когда клиент уже вложился и не хочет начинать все с нуля, в надежде что вы все исправите.

Ответить

Иван, если для вас статья была бесполезной, это не значит, что она плохая, просто вы в теме и компетентны в этом вопросе. Значит она не для вас. Это статья не кейс, а список, как вы и сказали, стандартных исправлений при разработке сайта под продвижение. Читайте заголовок

Ответить

Честно говоря все кто имел дело с сео продвиженцами понимают что на 99,9999999% в этой отрасли работают мошенники и маркетологи, продающие воздух и обещания, не имеющие понятия как устроены технологии и интернет. И автор статьи с большой долей вероятности входит в их плеяду, извиняюсь если не прав. Не должно быть вообще такого феномена как сео. Реклама да. Сео нет. Если сайты хороши но плохо ранжируются это вина и несовершенство поисковиков...

Ответить