Ссылочная стратегия под рунет: как это устроено у нас

Всем привет! Сегодня я расскажу про то, как мы формируем у себя в агентстве ссылочную стратегию под рунет — это немаловажная деталь в достижении успеха, особенно при продвижении сайта в Google.

Представляюсь вкратце. Меня зовут Айрат Рахимзянов. В SEO с 2011 года. Руковожу агентством интернет-рекламы relianta.agency. Основная услуга — это SEO. Специализируемся на ссылочном продвижении.

Начнем с наших результатов

У нас в работе много проектов автомобильной тематики, B2B проекты. Также есть крупные порталы, где нам другие SEO-агентства или инхаус команды целиком делегируют всё ссылочное направление. На скринах ниже как раз проект по дизельным генераторам:

Google Search Console
Google Search Console
Яндекс.Вебмастер
Яндекс.Вебмастер

Это конкурентная тематика. Регион: Москва.

На следующих скриншотах представлены результаты проекта покрупнее. Это портал по грузоперевозкам. Взял текущую статистику сравнения с прошлым годом:

Google Search Console
Google Search Console
Яндекс.Вебмастер
Яндекс.Вебмастер

Конкретно с этими клиентами работаем давно. На графиках сравнение с прошлым годом в Google Search Console и статистика по средней позиции в Яндекс.Вебмастере. По трафику они выросли больше чем в два раза. В основном, занимались только ссылочными работами.

Чтобы добиться хороших результатов, следует правильно построить ссылочную стратегию.

Что такое ссылочная стратегия и как ей следовать

Это документ, в котором описываются аналитические данные о том, как устроен ссылочный профиль продвигаемого сайта, а также его основных конкурентов. Стратегия включает базовые элементы, которые служат ориентиром для выполнения работ.

Важно отметить, что эта стратегия не является статичной — она регулярно обновляется (примерно раз в полгода).

Все задачи, связанные со ссылками, взаимосвязаны друг с другом. Следовательно, просто создание стратегии без дальнейших планомерных действий не приведет к положительным изменениям в позициях или трафике. У вас должно быть достаточно ресурсов, чтобы из месяца в месяц следовать намеченному плану.

Этапы создания

1. Оценка ссылочного профиля продвигаемого сайта

Сначала проходимся по ссылочному профилю продвигаемого сайта и оцениваем ровно то же, что и у основных конкурентов.

Находим основных конкурентов, обычно, это 10 сайтов, которые ранжируются по схожей семантике. Важно выбирать адекватных конкурентов, а не крупнейших игроков рынка.

Для точного подбора конкурентов мы сверяемся с брифом клиента. Бриф включает около 15 ключевых вопросов, среди которых есть вопросы о маржинальных направлениях (услуги, товары или категории). На конечном этапе мы утверждаем список конкурентов у клиента, чтобы избежать лишней работы и потери времени.

2. Быстрый анализ профилей конкурентов

В режиме пакетного анализа сервисов Ahrefs и Semrush анализируем количество и качество ссылочной массы конкурентов и других показателей.

Не рабочая тактика — навалить как можно больше ссылок за короткое время. Да, так можно быстро нарастить ссылочную массу, но лучше всего работает стратегия, основанная на равномерной и долгосрочной динамике. Эта стратегия может растягиваться на 2 года и даже более. Особенно если мы говорим про бурж. Такой метод больше подходит для проектов, у которых есть бюджет и время на постепенное (не агрессивное) продвижение.

3. Отслеживание

Далее у конкурентов отслеживаем динамику простых показателей:

  • число доменов-доноров;
  • общее число ссылок;
  • количество IP-адресов доменов.

4. Динамика и отставание

Важна именно динамика вышеуказанных показателей. Считаем сколько лет над ссылочным работали конкуренты и прикидываем, сколько понадобится лет продвигаемому проекту, чтобы создать подобный ссылочный профиль.

Данные показатели отслеживаются регулярно в месячных отчетах

Чем дольше работал конкурент, тем больше ссылок будет скрыто от посторонних глаз — это тоже нужно понимать. Многие упускают этот момент, думая, что всё можно найти в Ahrefs или в других ссылочных анализаторах. Чем дольше идёт работа, тем больше скрытых и неочевидных ссылок можно обнаружить. Некоторые из них всё ещё можно найти через сторонние сервисы, такие как publicwww.

5. Анализ доноров

Оцениваем ссылочное разнообразие (текст, изображения и т.д.) и другие более углубленные показатели. Сравниваем с продвигаемым сайтом.

Мы внимательно изучаем конкурентов, особенно тех, кто активно получает ссылки с новых уникальных доменов. Это позволяет нам понять, какую тактику они используют, и при необходимости перенять лучшее.

В дальнейшем, когда наша агентская база исчерпается, мы переключимся на конкурентов, чтобы достать у них лучших доноров и также добавить в свою базу.

6. Разница в dofollow и nofollow

Это разные типы ссылок и здесь нужен баланс. Часто бывает у анализируемого сайта много nofollow ссылок. Почему-то многие упускают это анализируя ссылочную массу конкурентов. Ставка только на dofollow и анкорку не принесет стабильных долгосрочных результатов, если мы говорим про белые тематики.

7. Тематичность и качество

В первую очередь при продвижении нужно обращать внимание на тематические источники ссылок с высоким DR и трафиком. Также желательны источники, которые имеют меньшее количество исходящих ссылок (чтобы по итогу получить больше статического веса).

Важно отметить, что данные в Ahrefs собираются только по поисковой системе Google.

Инструменты и данные

Конкурентов ищем по сервисам Keys.so и Ahrefs.com. Это основные инструменты для работы. Можно заменить недорогим Semrush.com через аккаунты на plati.ru

Для кейсо есть промик: SEOsekretiki на 10% скидку при оплате любого тарифа.

Ссылочная стратегия

1. Постановка целей и бюджеты

Мы формируем цели по ссылочной стратегии на полгода и указываем конкретные цифры, которые стремимся достичь в производственном плане. Также оцениваем затраты конкурентов. Например, если у конкурента общая ссылочная оценка составляет 500 тысяч рублей, а у нас всего есть 20 000 рублей в месяц на ссылочное и расходники, то мы будем понимать, что придется работать долго, чтобы достичь их уровня. Это несколько лет плотной работы.

2. Подсчёт ссылочных затрат у конкурентов

Под подсчетом ссылочных затрат у конкурентов понимается следующий процесс:

  • Выгружаем домены-доноры у основных конкурентов.
  • Загружаем эти данные в Link Detective и оцениваем, сколько конкуренты могли потратить на ссылки.

Оценка будет с погрешностью, но она даёт хотя бы некий ориентир «стоимости топа». Мы берём средние значения, отсекая самое высокое и низкое значение (называется усеченное среднее). Эти данные позволяют нам понять, сколько в среднем конкуренты тратят на ссылочную массу, которая удерживает их в топе.

В идеале расчет должен вестись по конкретным запросам. Например, можно выгрузить топовые страницы из Google и посчитать, сколько ссылок потребовалось для их продвижения. Это было бы полезно, но потребовало бы слишком много времени, поэтому мы ограничиваемся хотя бы примерными ориентирами по ссылочной массе.

3. Стратегия на ближайшее время

Мы расписываем стратегию, включая:

  • Типы ссылок, которые будем получать.
  • В каком направлении будем двигаться. Если продвигаем не крупный проект с большим количеством спамных ссылок, важно правильно распределить время и бюджет.

Если у вас на продвижении крупный портал, который активно спамят, нужно учитывать и время на борьбу со спамом. Если проект более "чистый", то больший акцент будет сделан на добычу и покупку качественных ссылок.

Важно понимать разницу между комплексной работой по продвижению сайта и работой исключительно над ссылочной массой. Под комплексом понимаются все работы по SEO: техническая часть, контент, коммерческие факторы, факторы доверия и т.п. В этом случае, конечно, больше шансов получить более успешные результаты.

4. Фиксация текущих показателей

Мы фиксируем текущие значения ссылочного профиля, чтобы отслеживать выполнение плана. Это делается на этапе оценки проекта в пресейле, когда мы предоставляем клиенту ориентир по бюджету и срокам продвижения. Это помогает клиенту понять, насколько разнообразная работа будет вестись, включая использование сеток ссылок, построенных на дропах, веб 2.0 площадках или с использованием новорегов.

Мы исключаем автоматические ссылки из профилей, каталогов и рейтингов, но допускаем каталоги, в которые добавление происходит вручную. Эти ссылки могут использоваться как часть естественного профиля сайта. И на старте работ таких ручных ссылок будет немало — это нормальное явление для выстраивания, так скажем, условно естественной подушки.

Мы всегда используем уровни, размещая ссылки на ссылки (3-5 уровней). Это может применяться в разных ситуациях, всё зависит от проекта. Тех, кто знаком с текущими реалиями, понимают, что это отлично работает для поддержания индекса в Google особенно. Плюс, подлив дополнительного веса, так скажем, с «верхних этажей».

Для этой задачи мы в основном используем инструменты, такие как XRumer, а для западного сегмента — RankerX. В настоящий момент также тестируем использование XRumer в западном сегменте.

Таким образом, стратегия включает тщательный анализ конкурентов, фиксацию текущих показателей, оценку затрат и построение ссылочных сетей, что помогает эффективно работать как в отечественном, так и зарубежном сегменте рынка.

5. Анкор-листы

Не все уделяют должное внимание безанкорным ссылкам, например, ссылкам в виде изображений. Этих ссылок может быть немало, особенно у конкурентов, которые хорошо ранжируются. И как бы плохо не отзывались про такую анкорку, как "тут, здесь, там" — она может быть и в вашей тематике. Просто изучите своих конкурентов. Многое будет понятно после анализа топов. Бывают и такие доноры, где один спам:

Фрагмент документа "Ссылочная стратегия".
Фрагмент документа "Ссылочная стратегия".

Для чего анкорка?

Чтобы понимать, как работают конкуренты. Плюс выявить типы ссылочного, которые у нас проседают сильнее всего. Часто здесь говорю про так называемое нетиповое ссылочное (ссылки из документов, например, или ссылки картинки и т.п.).

Ссылки из ТГ-каналов — как пример нестандартного ссылочного. Можете почитать про это небольшое исследование на канале.

У многих конкурентов (особенно успешных сайтов в Google) часто бывает разнообразная ссылочная масса. И важно подмешивать разнообразное ссылочное, а не только использовать классические типы ссылок (имею в виду покупное из бирж).

Дропы в ссылочной стратегии

Дропы – это сайты, которые когда-то были активными, но были заброшены и перерегистрированы на другое физическое или юридическое лицо. Нам важно иметь общее представление о дропах в конкретной нише, чтобы понимать нагрузку и планировать дальнейшие шаги. Не для всех тематик или проектов это актуально.

1. Стоит ли тратить на это время?

Много времени уделять поиску дропов и анализу сеток конкурентов не всегда целесообразно. Лучше это время потратить на добычу или покупку качественных ссылок — это даст гораздо больше эффекта.

2. Пара рекомендаций

Если очень нужно найти «клей» у конкурентов, то можно его отловить довольно просто в Ahrefs с помощью фильтра по редиректам.

Ссылочная стратегия под рунет: как это устроено у нас

Как можно более-менее быстро отловить дропы, которые ссылаются на вашего конкурента? Ставим в Ahrefs фильтр на ссылки «только с главных страниц». Много ссылок будет прикрыто (Ahrefs их не найдет) — это нормально. Часть из них до сих пор хорошо ловится через publicwww. Другие ссылочные анализаторы, в том числе бесплатные есть в этом посте.

Ссылочная стратегия под рунет: как это устроено у нас

3. Как искать дропы?

Уже рассказывал на BDD и есть статья по этой теме. Хотел бы здесь дать свежую информацию по этому направлению, чтобы было интересно для более опытных спецов.

Мы довольно часто используем A-parser в работе, особенно по дропам. Приведу пример типовой задачи. Сначала парсим выдачу Google (можно и Bing). Получаем уникальные домены.

В A-parser же парсим Whois по этим доменам. На выходе можем получить данные по уже дропнутым доменам, но которые имеют видимость в поисковых системах. Также те домены, которые скоро истекут.

Далее собираем данные по Ahrefs. Можно в A-parser, можно на БАСе свой скрипт написать, но удобнее всё в одном месте собирать.

По итогу, дополнительно вручную проверяем домены в Ahrefs. По веб-архиву чекаем домен на адекватность. Хороший метод по поиску. Работает отлично, но метод платный, но наверное это даже хорошо, иначе пользовались бы все.

То же самое можно делать и дешевле. Допустим, парсить выдачу через Арсёнкина или Кей Коллектором, но нужен будет API xmlriver. Далее идти пробивать Whois. Можно в Rush Analitics, или в программе FoxWhois. Всё платное, но уже дешевле и при этом есть минус, что все данные в разных местах. Это не очень удобно.

Если для решения этой задачи знаете бесплатные методы, то напишите об этом в комментариях. Интересно будет почитать.

Чтобы могли повторить, на канале опишу еще весь процесс пошагово и со скриншотами отдельной статьей.

Подводя промежуточные итоги. Таким образом, анкор-листы, работа с дропами и разнообразие ссылочной массы — важные составляющие успешной ссылочной стратегии. Эти аспекты помогают строить более конкурентоспособный ссылочный профиль, что в конечном итоге приводит к улучшению ранжирования сайта в поисковых системах, особенно в Google.

Дополнительно

Лучше всего работает ссылочное, когда все работы ведутся в комплексе. Но есть и те проекты, которые растут приятно на одних лишь ссылочных работах.

Из текущих рабочих проектов, например, даже в падающей нише: доставка шаров, но при этом жмем все что можем. Правда, там еще технический отдел подключен по полной программе.

Скоро в блоге выйдет два кейса по тех. отделу. Один как раз про работу с проектом по доставке шаров и еще один по продаже грузовых прицепов.

В общем, в комплексе SEO отработает лучше всего. Но! Самое приятное в ссылочном – это когда, если вдруг не внедряются правки по проекту по каким-либо причинам от вас независящим, то вы можете целиком переключиться на ссылки и хотя бы пытаться тянуть вверх Google. Не упускаем драгоценное время в этот момент!

Если видите что-то полезное для стратегии (например, по тематичности ссылок, их типов и даже возраста), то добавляйте их в ссылочную стратегию. Также вы можете увидеть другие «аномалии» в ссылочной массе у конкурентов (интересные находки), например, использование нетиповых ссылок: многоуровневых ссылок или даже редиректов.

Что делать после составления ссылочной стратегии?

После того, как у нас на руках есть готовая ссылочная стратегия, она служит ориентиром для дальнейшей работы. В стратегии прописаны ключевые моменты:

  • Количество ссылок.
  • Типы ссылок.
  • Анкор-лист и его состав.

Первый этап

Сначала мы приступаем к первому кругу ссылочных работ — добываем простейшие ссылки из своей базы, которую называем ДИС (Дополнительный Источник Ссылок). Затем идём дальше:

  • Ручные каталоги — не спамные, с минимальной посещаемостью и показателем Domain Rating (DR).
  • Профили на государственных сайтах — это не форумные профили, а авторитетные ресурсы. Там тоже можно оставлять ссылки.
  • Площадки Web 2.0 — блоговые платформы, на которых можно разместить ссылки.
  • Доски объявлений и прочие сайты.

Таким образом, успешная ссылочная стратегия включает не только анализ текущих показателей и конкурентов, но и оперативное реагирование на новые возможности, грамотное использование различных типов ссылок и многоуровневых схем.

Второй этап

На втором этапе мы занимаемся крауд-маркетингом. Используем свои аккаунты и базы для размещения ссылок на форумах. Основное внимание уделяем страницам, которые находятся на 10-20 позициях в Google, чтобы разнообразить их ссылочную массу и подготовить их к дальнейшей анкорке.

Третий этап

Начинаем прокачивать еще активнее маржинальные направления клиента.

Условно-естественную «подушку» все еще продолжаем делать (каталоги, крауд, база, по конкурентам что-то находим приятное), чтобы разбавлять ссылочное. Но теперь еще подключается анкорная прокачка.

Анкорные ссылки можно покупать на классических биржах (GoGetLinks и MiraLinks). Остальные биржи (Rotapost) можем использовать для покупки безанкорки другого типа ссылок (например, с роликов на YouTube). Помимо всего прочего, крауд тоже подходит под анкорку и можно ставить или заказывать анкорные ссылки у исполнителей (например, с подписей на форумах).

Параллельно ведутся работы с дропами (для простановки редиректов или создания PBN сеток).

На данном этапе также добавляются ссылки дополнительного уровня, что помогает усилить эффект и улучшить позиции.

Снова про дропы

На самом деле, с дропами мы уже начинаем работать с первого месяца. И не только на проектах, где только ссылочные работы, но и на комплексе. Всё это делается для того, чтобы мы не упустили время.

За частью доменов мы начнем следить, чтобы не упустить их время дропа или забираем в аукционе что-то перспективное. Часть выкупим и начнем поднимать и затем отстаивать какое-то время. С каких-то дропов уже и ссылки можем ставить на страницы продвигаемого сайта, если анкор-лист не переспамлен.

Изредка что-то подклеиваем, если не удалось корректно восстановить. Например, если анкорка интересная, то клеим на разделы или маржинальные для клиента услуги.

Советы по покупке ссылок на биржах

При выборе доноров на ссылочных биржах обращаем внимание на следующие факторы:

  • Количество уникальных IP адресов по Ahrefs. Чем их больше, тем лучше.
  • Стараться отбирать ТОЛЬКО растущие проекты (видимость, трафик).

Важно избегать покупки слишком дешёвых ссылок на биржах, так как дешёвые площадки быстро становятся спамными и теряют свою ценность.

В этом посте описывал дополнительные моменты, на которые мы обращаем внимание при закупе.

Сопутствующие работы

Регулярный мониторинг

Работа по ссылочной стратегии требует постоянного мониторинга. Ежемесячно мы анализируем динамику по конкурентам, включая отставание по ссылкам.

В ежемесячных отчётах есть отдельный блок, посвящённый ссылочному профилю, где мы показываем, насколько мы отстаём от конкурентов, используя данные из Ahrefs, Semrush и Majestic.

Обновление стратегии

Каждые полгода стратегия обновляется и проводится повторный аудит конкурентов, чтобы учесть, что нового делают конкуренты, особенно молодые сайты, которые показали заметный рост в органике Google. Это помогает понять, на каких еще приятных ресурсах можно поставить ссылки на продвигаемый сайт.

Важно сравнить изменения в тематике и определить, соответствует ли наш ссылочный профиль текущим требованиям, либо нужно поднажать на отдельных участках.

Также мы оцениваем динамику покупки ссылок конкурентами — если они активно покупают ссылки, мы это замечаем и отслеживаем их действия через инструменты, такие как Ahrefs.

Некоторые ссылки могут появляться у конкурентов естественным образом. Это мы тоже контролируем.

Фильтрация поступающих ссылок

Очень важный аспект работы — управление плохими ссылками через файл для сервиса Google Disavow Links (GDL). Эту задачу мы выполняем ежеквартально, если сайт не подвергается спаму. И ежемесячно, если спам присутствует.

Это трудоёмкий процесс, который требует времени и зависит от количества ссылок на проекте. Есть отдельная статья на эту тему, рекомендую почитать.

Контроль индексации ссылок

Это тоже важная задача, которая выполняется совместно с составлением файла для GDL. Плохое отклоняется. Хорошее пытаемся добавить в индекс постепенно и удержать в нём. Следует аккуратно докидывать ссылки небольшими пачками, чтобы они попадали в индекс частями, что позволяет нам контролировать этот процесс.

Склейка битого ссылочного

Нельзя упускать «бесплатное» ссылочное! Это задача, которую мы проводим также каждые полгода. Собираем обратные ссылки отовсюду — из Google Search Console, Яндекс.Вебмастер, Ahrefs, Semrush, Serpstat и других инструментов, где есть информация по ссылкам.

Страницы нашего сайта собираются в отдельный список и пробиваются на доступность. Если вдруг есть удаленные страницы, на которые приходят внешние ссылки, то «спасаем» это ссылочное, средиректив на существующие страницы сайта. Если нет подходящих по тематике страниц, то редиректим на категорию или главную страницу.

Заключение

В этом базовом материале о ссылочной стратегии я рассказал, как в моем агентстве все устроено под рунет.

Другие интересные материалы по ссылкам и не только публикуются на моем ТГ-канале и YouTube-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы.

Также, если вам требуется помощь, можете связаться со мной в Telegram — мы проведём экспресс-аудит вашего ссылочного профиля и укажем на проблемные места.

Надеюсь, статья была для вас полезной. Спасибо за внимание!

1717
Начать дискуссию