Каннибализация ключей в SЕО. Что такое и как бороться

Каннибализм в SЕО тождественен природному понятию. Он означает поедание себе подобных, проявляясь выводом одной и той же страницы по разным запросам. Чаще всего это главная страница или описание категории, выскакивающие по узконаправленному запросу, вытесняя более конкретную посадочную страницу.

Как это выглядит на практике

Разберём на примере одного из наших проектов — сайта компании, оказывающей услуги строительной экспертизы — ЭкспертТехСтрой. У него есть главный запрос – строительная экспертиза, несколько категорий (технические обследования, строительный аудит, строительный контроль) и новостной раздел, где публикуются тематические статьи.

По основному запросу, Яндекс выдает страницу категории услуг строительной экспертизы.

Каннибализация ключей в SЕО. Что такое и как бороться

Но она же появляется по более узким ключам, например «независимая строительная экспертиза».

Каннибализация ключей в SЕО. Что такое и как бороться

Эта же страница выдается и по более конкретному запросу пользователя «строительная экспертиза дефектов».

Каннибализация ключей в SЕО. Что такое и как бороться

Такая ситуация снизит трафик и поведенческие факторы. Пользователь не будет тратить время на навигацию, отдав предпочтение страницам, отвечающим на конкретный запрос.

Почему так происходит

Каннибализация ключевых слов происходит по нескольким причинам:

  1. Прямо или косвенно, на запрос отвечает несколько страниц сайта
  2. Страницы практически идентичны друг другу по структуре
  3. Ключевые слова дублируются на нескольких страницах
  4. Поисковик выбирает только одну из них, не всегда самую релевантную.

Все это ведет к взаимному поеданию текстов, когда страницы сайта вместо того, чтобы конкурировать с другими ресурсами, конкурируют друг с другом.

Польза и вред каннибализации

Как ни странно каннибализм в SEO несет определенную пользу. Выражается она в увеличении веса главной страницы. Частотность ее запроса выше, соответственно позиции по главным ключам могут расти. Например:

Каннибализация ключей в SЕО. Что такое и как бороться

Вордстат показывает нам, что запрос «строительная экспертиза» дает 32 205 показов в месяц, а «независимая строительная экспертиза», подвергшаяся каннибализации и «съеденная» главной только – 2 249 показов. Учитывая тождественность запросов, изменений вносить не нужно.

Более того само продвижение «независимой строительной экспертизы» целесообразно в самом начале работы с сайтом, когда вывести его в ТОП по высокочастотным ключам проблематично.

Сложнее с узконаправленным запросом. В нашем случае это экспертиза дефектов строительства. По ней Вордстат выдает следующие цифры:

Каннибализация ключей в SЕО. Что такое и как бороться

Запросом интересуются мало и казалось – бы, все можно оставить без изменений. НО! Специфика экспертных услуг связана с маржинальностью. Один-два заказчика окупят годовые затраты на SEO, их потеря по итогу дубляжа ключей – нерациональна.

Поэтому желательно внести изменения на главную страницу. В перспективе это повысит коррекцию продвигаемой услуги (строительная экспертиза дефектов) и (самое главное) приведет клиента.

Как бороться с каннибализацией ключевых слов

Подсказки дает и сам поисковик

Каннибализация ключей в SЕО. Что такое и как бороться

Ключи, по которым осуществлялась выдача выделены жирным. Рисковать словами «строительная экспертиза» и «строительства» не стоит, но вот «дефектами» можно пожертвовать. Позициям главной страницы это не повредит, но подраздел (с описанием конкретной услуги) со временем попадет в ТОП.

Несмотря на изменения в SEO, робот остается роботом и в первую очередь реагирует на слова. Соответственно оптимальным способом борьбы с каннибализацией ключей является их коррекция.

Мы в ASAP на продвигаемых сайтах проводим проверку на каннибализм проводят раз в месяц. Выявив несоответствие запроса и страницы, остается взвесить целесообразность изменений, и если они оправданы с точки зрения трафика и конверсии, дублирующие слова удаляются с одной из страниц. При этом лучший вариант борьбы с каннибализацией — это её предупреждение. Поэтому перед добавлением новой страницы на сайт мы всегда проверяем, не охвачена ли уже данная семантика другими страницами.

Напоследок ложка меда. Сам факт выдачи поисковиком одной из страниц продвигаемого сайта, говорит в пользу команды. Значит, робот считает ресурс авторитетным, и работа проведена не зря! Успехов!

22
6 комментариев

Чето вы мало ссылок проставили на свой сайт, надо было ещё штук 17 воткнуть. Вы прежде чем про каннибализацию писать, проверяйте запросы в одном ли кластере находятся. "Строительная экспертиза" и "Независимая Строительная экспертиза" - это запросы с одного кластера, поэтому писать тут про каннибализацию неуместно. Ну и по поводу вч: «"независимая строительная экспертиза"» — 367 показа в месяц, Что искали со словом «"строительная экспертиза"» — 1475 показа в месяц. Ну и сам сайт на скринах в топе где? В мск я вижу его за топ 14, в Саратове глубже 20 места не смотрел. О чем тогда статья? Как неправильно снимать частотку, неправильно кластеризовать запросы и неправильно чекать топ и получить ссылку с жирным иксом с vc?

5
Ответить

Да, странно сравнивать частотность и количество показов в Вордстате.

Ответить

автор статьи из 2008-го по временному преломлению попал в сегодняшний день и написал такую статью. 
\
очень расстраивает, когда смотришь даже бегло и понимаешь - просто 0

Ответить

Ну без смеха и подколов, только вошедшие в SEO специалисты до конца не вникают в суть каннибализации. Особенно сложно бывает это донести клиенту.
Статья простая, но для новичков сойдет.

Ответить