{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

SEO-аналитика: как самостоятельно оценить влияние контента и отзывов на поисковую выдачу

Мы любим аналитику. А еще больше — находить по её итогам новые инсайты. Хотим поделиться своим опытом и одним из подходов к оценке типичных SEO-факторов и влияния контента сайта на поисковую выдачу.

Статья по следам онлайн конференции по продажам, маркетингу и SEO будет вам особенно полезна, если вы занимаетесь продвижением интернет-магазинов или маркетплейсов: на ресурсах с большим количеством типовых страниц (читай «каталогов и карточек товаров») зависимости прослеживаются четче, а рекомендации — однозначны.

Поехали!

Первое, о чем сразу можно подумать, когда речь заходит о SEO-аналитике, — семантическое ядро (поисковые запросы). Но в этой статье мы не будем на них останавливаться — с ними все уже давно научились работать .)

Наиболее интересная задача – это анализ страниц сайта, причем, как листингов (страниц каталога), так и карточек (отдельных страниц товаров). Как это реализовать на практике, ведь у каждого типа страниц можно анализировать большое количество различных «атрибутов»?

На практике потребуется не так много: само собой, исследуемый сайт, софт для парсинга данных (или программист, который сможет выгрузить все данные напрямую из базы данных) и платформа, в которой вы сможете выстроить всю аналитику (такой платформой может быть SEOWORK).

На самом деле, любой SEO-специалист или маркетолог сможет провести такой анализ — сейчас мы продемонстрируем вам это на конкретных примерах.

Анализ листингов

Стоит разделять листинги и карточки товаров — посмотрим, как можно анализировать каждый такой тип страниц.

Начнем с листингов. Первый вопрос – нужны ли нам SEO-тексты? Если нужны, то какие?

Нужны ли нам SEO-тексты?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам понадобится «вытянуть» с сайта информацию о том, на каких листингах есть текст, какого он объема и т.п. Здесь нам помогут один из парсеров и excel.

После парсинга размечаем эти страницы на соответствующие группы и оцениваем, как тексты влияют на видимость в поисковых системах.

Что мы можем увидеть? Например, такую картину:

Это очень известный сайт спортивного оборудования. Очевидно, что большого смысла в добавлении текстов на листинги нет.

Другой пример — не такой большой и известный интернет-магазин мебели.

Тут мы видим обратную ситуацию – и Яндексу, и Google текст нравится. Причем для Google, будет это просто шаблонный текст или уникальный — значения не имеет.

Можно сразу выдать рекомендации для роста видимости сайта:

  • добавить шаблонный текст на все страницы без текста и и с большой вероятностью получить рост видимости в обеих поисковых системах,
  • точечно под Яндекс уникализировать тексты и добиться еще большего эффекта.

Также рекомендуем обращать внимание на объем текста: в некоторых случаях можно наблюдать так называемую «лесенку», когда, начиная с какого-то порога, наблюдается пропорциональный рост видимости страниц.

Влияние внешних ссылок

При анализе видимости листингов полезно оценивать, как в вашем конкретном случае на видимость влияют внешние ссылки. Алгоритм такой оценки очень прост: из панели вебмастера скачиваем данные по внешним ссылкам, распределяем страницы сайта по группам и загружаем в систему аналитики.

Выводы могут быть разными. Например, видимость большого и известного маркетплейса, который никогда не занимался внешними ссылками, в Google без ссылок сильно отстает от Яндекса.

У известного гипермаркета электроники, у которого накопилась достаточная ссылочная история, видна прямая зависимость между наличием внешних ссылок и видимостью в поисковых системах.

Когда ссылок у сайта много, можно углубляться и искать корреляции количества ссылок и видимости. В данном случае очевидно, что чем больше ссылок, тем лучше видимость.

Но, прежде чем начинать закупать ссылки, необходимо на ограниченной выборке провести эксперимент и проверить, действительно ли наша гипотеза верна.

Данный сайт в начале сентября проставил внешние ссылки на ограниченную группу страниц, и сейчас мы видим, что эта группа показала значительный прирост видимости по всем метрикам, особенно связанным с потенциальным трафиком.

Наша гипотеза оказалась верна, и подход можно масштабировать на другие страницы.

Ассортимент

Все понимают, что кроме перечисленных выше, на ранжирование в поисковиках сейчас влияет множество других факторов, например, ассортимент. Ассортимент влияет, как напрямую, через коммерческие факторы ранжирования, так и опосредованно через поведение пользователей.

Оценить ассортимент нам поможет уже известный стандартный набор: парсер, excel, платформа.

Рассмотрим несколько примеров:

Маркетплейс с огромным ассортиментом. Зависимость видимости от ассортимента сильная, причем пороговым значением для Яндекса является 30+ товаров.

У сайта спортивной тематики зависимость от ассортимента тоже есть, но не так ярко выраженная.

В каких-то тематиках, например, в алкоголе, страницы без товаров имеют нулевую видимость и это первые кандидаты на проработку категорийному менеджеру.

Другой интересный пример – монобрендовый магазин одежды. Как правило, таким сайтам тяжело конкурировать с гигантами типа Wildberries, но если посмотреть в разрезе ассортимента, то можно увидеть, что листинги с большим количеством товаров вполне могут занимать лидирующие позиции.

Анализ карточек товаров

Карточки товаров традиционно обделены вниманием, хотя в отличие от листингов, они могут лучше конвертировать пользователя в покупку, но требуют иного подхода при анализе.

Посмотрим на конкретную страницу одного из товаров, про который мы можем много чего узнать: наличие и количество отзывов, есть ли скидка, доступен ли товар для покупки, количество фото, рейтинг, популярность и т.д. Можно подумать, что с точки зрения SEO все это бесполезная информация, но современные поисковые системы учитывают очень многие вещи и, как мы увидим далее, данные это подтверждают.

Посмотрим на мебельный интернет-магазин, у которого в явном виде указано, есть в наличии товар или нет. И Яндекс, и Google позитивно отзываются на это: поисковые системы могут замечать, что на подобных карточках люди чаще отправляют товар в корзину и в конечном счете его покупают.

Фото и видео товара

Не каждый e-com проект задумывается о том, сколько фото товара нужно разместить в карточке, чтобы он лучше продавался. Мы можем посмотреть на это со стороны поисковой видимости и четко ответить на этот вопрос.

В данном примере минимально необходимое количество товаров – 3-4, а лучше больше.

Посмотрим, как видео влияет на ранжирование карточек товара в интернет-магазине. Рост очевиден, поэтому стоит задуматься о вложениях в создание видео-контента. Причем, уже на этом этапе можно рассчитать потенциальную отдачу от таких вложений.

С другой стороны, крупному маркетплейсу в одной из категорий видео не так уж необходимо. Причины могут быть различны, но вероятно это связано с конкретной тематикой.

Наличие явно выделенной скидки в карточке тоже может давать ощутимый эффект. Это может быть связано с влиянием как на коммерческие, так и на поведенческие факторы ранжирования.

Отзывы о товаре

Интересная история наблюдается с отзывами.

Известный интернет-магазин, один из лидеров в своей нише, активно ведет работу с отзывами от пользователей. И мы видим, что вложения в это вполне оправданы: с ростом количества отзывов растет и видимость. При этом появление даже небольшого количества отзывов позволяет рассчитывать на приличный рост.

Похожую картину видим и у федерального гипермаркета: работая с отзывами, можно рассчитывать на более чем двукратный прирост видимости.

Рейтинг товара

Влияет ли рейтинг товара на ранжирование? Данный слайд показывает, что пользователи учитывают рейтинг при выборе товара, и тем самым могут помогать поисковым системам учитывать это при ранжировании. При этом, товары без рейтинга могут ранжироваться лучше, чем товары, у которых рейтинг плохой.

Турбо-страницы Яндекса

Отдельная тема, к которой стоит подходить довольно осторожно – это подключение технологий, ускоряющих сайты. В данном случае мы говорим о турбо-страницах Яндекса и смотрим на то, как ранжируются карточки, имеющие турбо-версию, в сравнении с остальными.

Ниже - пример довольно медленного сайта, и мы видим, что турбо помогают ему.

Помните, что это правило работает не для всех сайтов, а вопрос конверсионности таких страниц требует отдельного исследования.

Что в итоге? / Резюме

Не забывайте при SEO-анализе сайта оценивать:

  • контент (листингов и карточек),
  • наличие и число отзывов,
  • рейтинги и оценки товаров.

Технически вам помогут в этом парсеры, excel и/или аналитическая платформа.

Мы убеждены, что проводить подобную аналитику нужно всем — и небольшим локальным проектам, и крупным маркетплейсам, ведь инсайтов много не бывает ;)

0
32 комментария
Написать комментарий...
George Karakeyan

Это больше на продуктовую аналитику уже похоже, чем на SEO. Респект, текст отличный!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Присоединюсь к выше сказанному, интересный опыт и еще более интересная статья. Автору спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Абсолютно верный комментарий.
Господа, на самом деле в принципах выдачи и gogle и яндекс давно уже ничего кардинально не меняется!

Если у вас "магазин", значит ассортимент продукции должен быть большой! Контента (товара) должно быть много! Например "кроссовки". Если у вас 3,5 пары в магазине, кого покажут в выдаче, вас, или мультибрендовый магазин в котором только брендов пару сотен?
Текст - лучше чтобы он был! И лучше если не затасканный по всем магазинам, об уникальности никто не говорит.
Отзывы - половине покупателей плевать, вторая половина ещё ведётся. Кого лучше показывать, магазин товаров без отзывов, или с отзывами, как думаете? Представьте, что вы это Google, или яндекс.
Логика проста: смотрим кто и с какими сайтами в топе. Много товара? Значит нужно! Есть тексты? Значит нужно! Есть отзывы - значит нужно!!! И содержание (качество) текстов должно быть ПОЛЕЗНЫМ. И отзывы не "no name", кому они на хер нужны, а с именами и фото реальных людей, подтвержденых в соцсетях! 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Efremov

Данные в статье только подтверждают ваши мысли и опыт, просто там есть более конкретные цифры, отвечающие на вопросы типа "что значит МНОГО товара?"

PS: Респект вам за то, что букву "ё" не ленитесь использовать! Это сейчас редкость :)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Я из той половины, которая читает отзывы при выборе ). Но потом обращается к знакомым для отбора из выбранного ). 

Ответить
Развернуть ветку
George Karakeyan

Мне бы вашу уверенность, Алексей! Искренне восхищаюсь!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Есть практические подтверждения. И спорить тут ну оочень сложно. 

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Nasekin

Верно подмечено, что наличие корреляции не означает причинность. Видел примеры, как без какого-либо теста гипотезы "оптмизаторы" упарывались в ТЗ на переписывание текстов. Результат — слитый бюджет и оправдания перед клиентом.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Как по мне - поверхностный подход, или так подаётся. Нельзя просто так выгрузить топы, взять какую-то группу факторов и сделать выводы. Ошибочные это будут выводы.
Ну вот для примера: очередное рассуждение об ассортименте. Вы же не думаете, что коммерческие факторы оцениваются вручную? Это всё те же текстовые, и с ними можно и нужно работать, как с обычными текстовыми, только с учетом специфики.
Ссылки? – Какие, откуда? Они там есть уже лет 20 или их добавили - и сайт стрельнул?
Наличие текстов? – Вот просто наличие, да? А содержание вы оцениваете?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kim

А какие именно отзывы влияют на видимость: уникальные или не уникальные? Надо ли индексировать не уникальные отзывы и как это скажется на видимости?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Влияет:
а) Наличие блока "Отзывы" с соответствующим словом в заголовке блока. Если у вас в кластере по коммерческому запросу хвост "отзывы" есть - то блок увеличивает релевантность страницы всему кластеру.
б) Наличие толковых ключей в этих отзывах. Много не надо, переспамите - и будет хуже. Это тот же плейн-текст. 3 отзыва на посадку со ссылкой на полный листинг отзывов - за глаза. А ужо если у вас в анкоре "все отзывы на такой-то товар" - просто отличненько. И да, иной раз такой листинг отзывов можно в индекс и не пускать, чтобы проблем с каннибализацией не возникло.
в) Понятность толокам и асессорам. Им до ключей дела нету, они могут ваши отзывы и почитать и рещить - сами вы их писали или они настоящие. И да, на уник там никто ничего проверять не станет.
г) И не забываем о клиентах: им отзывы тоже нужны, притом не "Аатлична!" и не "Фу ацтой", а с конкретикой. Например, "Купил этот смартфон. Звук динамиков противный, но открывашка для пива - выше всех похвал, передарил смарт своему дяде-алкоголику".

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Efremov

По этому вопросу масштабного исследования еще не было. Но вполне допускаю, что даже неуникальные отзывы (с Яндекс.Маркета, например) могут позитивно сказываться на конверсии и на видимости. Но все-таки кажется, что собственные отзывы могут работать лучше, благо сейчас есть сервисы, которые помогают автоматизировать процесс их сбора.

Ответить
Развернуть ветку
Кира Вишневская

А как вас попросить провести такое исследование? :)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Оплатить?

Ответить
Развернуть ветку
Кира Вишневская

я как-то сразу не подумала, но ваш вариант отлично подходит!)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Efremov

Кира, если у вас есть подходящий для анализа сайт, то можем на его основе провести такое исследование)

Вообще в планах такая задача есть. Следите за обновлениями, что называется :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kim

Хочу заметить, что это не совсем верно для небольших ИМ с большим каталогом и невысоким количеством заказов. Для них сбор нативных отзывов не даст хорошего покрытия каталога отзывами, поэтому надо понять, смещаться ли им в сторону агрегации отзывов со сторонних источников или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kim

А есть какие-то цифры оценки влияния?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serge Kharkov

Маркетологи не пытайтесь заниматься SEO, у вас ничего не выйдет. Маркетологи от рождения не понимают, что корреляция не означает наличие функциональной зависимости, а для SEO принципиально важно именно наличие зависимости.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Сергей, вы хоть думаете что пишете? Или слов модных где то наслушались?)) хоть бы погуглили, что есть корреляция))

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну тут всё верно. Скажем, если у всех топовых есть текстовый блок - это вовсе не значит, что нужно наличие этого текста в принципе, могут влиять совсем другие факторы - или очень специфические характеристики этого текста.
Это типа как прийти в секцию карате - а там все семпаи и сенсеи прихрамывают. И сделать вывод, что для того, чтобы быть хорошим каратистом, нужно хромать. А там, может, совпало, или они накануне друг дружке ноги поотбивали.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Наличие "текстового блока" или "блока отзывов" никому не даёт никаких гарантий. Особенно если содержание с говно-биржи, типа kwork, или яндекс. Содержание этих блоков должно быть качественным! Мне казалось что об этом уже давно все в курсе, ан нет, до сих пор втыкают говно-контент и хотят в топ))) так, конечно, никакой зависимости нет))
Так что, Виктор, здесь я в корне с вами (с обоими) не согласен.) 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
SEOWORK
Автор

Спасибо) мы очень рады!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kim

Я правильно понял, что лучше не отображать низкий рейтинг для повышения ранжирования?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Efremov

Да, это одна из гипотез, которую можно проверить. Но нужно учитывать, что это влияние может быть не прямым, а опосредованным - через поведение пользователей на сайте и эффект может быть заметен не сразу.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kim

В таком случае и отзывы к этой карточке надо скрывать (они ж с рейтингом) - а это вы учли?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Efremov

Если скрывать рейтинг товара, то и негативные (или все?) отзывы тоже придется скрывать. В каждом конкретном случае нужно отдельно смотреть. У больших сайтов наблюдается такая закономерность, а у других сайтов может быть все по-другому.

Но в любом случае, отображать или не отображать рейтинг и отзывы - это уже не совсем про seo.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Теоретически: лучше не отображать. Практически: я как покупатель вообще не смотрю товары без рейтинга и отзывов.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kim

Парадокс)

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда