Как появление генеративного ИИ в поиске уже сейчас влияет на SEO и что нас ждет впереди. Мнения участников рынка

Рис.1. Как ИИ в поисковых системах влияет на SEO.
Рис.1. Как ИИ в поисковых системах влияет на SEO.

Недавно мы опубликовали адаптированную статью о том, как GEO (Generative Engine Optimization) приходит на смену традиционному SEO. Эта тема резонирует с нашим внутренним интересом к нейросетям: мы активно изучаем их влияние и оцениваем, как именно следует корректировать рабочие стратегии. Чтобы получить более полную картину, мы обсудили этот тренд с представителями рынка и узнали, что они думают о шумихе вокруг Gen AI в поисковых системах и как адаптируют свои процессы к новым реалиям.

Айрат Рахимзянов, СЕО relianta.agency

Рис.2. Айрат Рахимзянов (<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Frelianta.agency%2F&postId=2244636" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">relianta.agency)</a>.
Рис.2. Айрат Рахимзянов (relianta.agency).

— Какой у вас опыт работы с GEO? Есть ли запрос со стороны клиентов?

— Реального опыта пока мало, но понемногу он нарабатывается. Со стороны клиентов интерес небольшой: сейчас только две компании пришли с конкретным запросом на GEO. У обоих заказчиков очень продвинутые маркетологи, которые следят за трендами и активно тестируют новые инструменты. Первая компания — московская стоматология, вторая — российский планировщик задач.

Стоматологи продвигались в основном для коммерческих запросов, информационные были в меньшем приоритете, а AI как раз таки выезжает за счет них. Поэтому мы им предложили усилить блог, начали прорабатывать его с учетом E-E-A-T-факторов (Experience, Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness), которые вполне соответствуют требованиям GEO.

У планировщика задач ситуация лучше: они активно занимаются блогом, и он уже на достойном уровне. Сейчас нам нужно усилить это направление: проанализировать, какие источники выдают нейронки по интересующим нас запросам, и попытаться «залезть» в них.

— Вы уже как-то систематизировали работу с GEO?

— Начали это делать, разработали внутреннюю инструкцию по работе с проектами, которая учитывает новые требования. Основные пункты:

Технические:

  • добавление в вебмастер Бинга — так как ChatGPT использует его в поиске информации;
Рис.3. Добавление в вебмастер Бинга. 
Рис.3. Добавление в вебмастер Бинга. 
  • следить за доступностью ресурса, скоростью загрузки страниц;
  • уделять большое внимание микроразметке.

Контентные:

  • делать всеобъемлющие лонгриды;
  • придерживаться принципов E-E-A-T.

Репутационные и ссылочные:

  • работать над упоминаниями в СМИ;
  • попадать в трастовые сайты с упоминаниями бренда (можно и без ссылок). Например, в Хабре, VC, в Википедии;
  • в сетках PBN или на веб 2.0 площадках размещать рейтинги, где компания клиента может упоминаться на первых местах.

В планах на всех клиентских проектах внедрить это в процесс. Не могу при этом сказать, что мы начали делать что-то совершенно новое: практически все пункты из перечисленных входят в стандартный список SEO-работ. Просто что-то требует большего внимания.

— Какой трафик получаете из нейросетей уже сейчас? Как-то можете его отследить?

— Клиенты уже попадают в выдачу нейросетей. Например, пара проектов по автомобильной тематике с июля начали попадать в выдачу Алисы и ChatGPT. Какие-то сайты часто упоминаются в Perplexity или Deepseek. Взаимосвязь пока трудно уловить.

Трафик нарастает, но достаточно плавно, пока не можем похвастаться впечатляющими цифрами. Заметили только одну зависимость: у информационных сайтов переходов с ИИшек гораздо больше, что логично. У таких ресурсов хорошие развитые блоги, качественные статьи, видео, хорошая организация материалов и структура.

По поведенческим факторам и конверсиям трафик из нейросетей ничем не отличается от обычного поискового. Но пока мы не можем делать какие-то конкретные выводы — все-таки объемы небольшие.

— К чему все идет? На что ориентироваться сеошникам?

— С приходом нейросетей SEO еще больше усложняется и расширяется. Уже недостаточно думать только о технической части сайта или текстовой оптимизации. Нужно уделять внимание всем направлениям сразу: упоминанию бренда, контент-маркетингу, получению ссылок и т.д. Так что придется адаптироваться и учиться новым вещам, и это радует!

Артем Высоков. Vysokoff SEO

Рис.4. Артем Высоков (<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvysokoff.ru%2F&postId=2244636" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Vysokoff SEO</a>).
Рис.4. Артем Высоков (Vysokoff SEO).

— Много разговоров о том, что на смену SEO приходит GEO. Что думаете об этом? Занимались ли уже GEO?

— Я бы всё же переформулировал: GEO приходит не на смену SEO, а добавляется как отдельное направление SEO. Мне, кстати, больше нравится вариант AEO (Ask Engine Optimization), так как GEO ассоциируется больше с локальным поиском, а не с ИИ.

И да, мы уже занимаемся GEO — работаем над упоминаниями сайтов наших клиентов в выдаче нейросетей. Разработали полноценный алгоритм, который помогает этого добиться, и даже думаем предлагать это в виде отдельной услуги.

Наряду с этим в услуге комплексного SEO-продвижения уже есть негласный пункт о том, как должен выглядеть клиентский сайт в ИИ-выдаче.

— Как работаете? Есть ли какие-то стратегии, изменения в рутинных задачах?

— Пока выделили следующие этапы:

  • Аудит сайта клиента по наличию в ответах нейронок.
  • Аудит конкурентов, которые там присутствуют, изучение их опыта.
  • Адаптация фишек конкурентов на ресурсе заказчика.

Если говорить об алгоритме, который поможет «подтянуть» сайт в выдачу нейронки, то пользуемся следующим:

1. Задаём интересующий нас запрос, смотрим, что там за источники. Если это какие-то подборки, рейтинги ( не конкуренты), то связываемся с владельцами текста и просим добавить наш сайт/бренд в подборку.

2. Анализируем ответы, которые выдаёт по интересующим нас запросам нейросеть в Яндексе или Google, берем структуру ответа и переписываем текст на нашем сайте по структуре. По возможности вставляем получившийся контент в начало продвигаемой страницы.

3. Если нет возможности добавить бренд в существующие топы, создаем свои рейтинги с прицелом на наш сайт.

— Какой трафик получаете из нейросетей уже сейчас? Как-то можете его отследить?

— На разных проектах по-разному, но пока это всего сотни переходов в месяц, а на некоторых вообще десятки. Отслеживаем в Метрике — отчет «Переходы с сайтов». Количество зависит от тематики: бывают узкотематические сегменты, с небольшой частотой, оттуда много переходов мы не ждем. Сам трафик, с точки зрения качества, вполне себе нормальный, не хуже привычного поискового.

— Обращаются ли клиенты с такими вопросами и если да, то что за клиенты и вопросы?

— Пока обращений не было. Скорее, мы сами выходим с такой инициативой, объясняем, что эти вещи нужно уже внедрять в стратегию продвижения, чтобы на дистанции не отстать от конкурентов. У нас среди клиентов в основном малый бизнес, эта аудитория меньше думает про перспективы, больше фокусируется на текущих задачах, поэтому сильного интереса к GenAI пока нет, но уверен, что все впереди.

Кирилл Агафонов, руководитель SEO-отдела в Ant-Team.ru, CEO Flow-Task.com

Как появление генеративного ИИ в поиске уже сейчас влияет на SEO и что нас ждет впереди. Мнения участников рынка

Рис.5. Кирилл Агафонов (Ant-Team.ru, Flow-Task.com).

— Как появление GEO поменяет правила игры и повлияет на ландшафт поисковой оптимизации?

— Сейчас у нас есть отдельные нейронки и генеративный ИИ в поисковиках, которые неплохо отрабатывают информационные запросы, собирая данные в том числе с блогов коммерческих сайтов. Правда, трафик из нейросетей пока совсем небольшой.

Коммерческие запросы при этом и вовсе не охвачены ИИ. Чтобы понять, что ждет коммерческий поиск, можно открыть раздел вакансий Яндекса и посмотреть, кого они сейчас нанимают. Там куча ML-щиков, дата-сайентистов и других людей, которые будут работать и уже работают над метапоиском Яндекса. Метапоиск — это механизм, при котором поисковик «ходит» в другие системы, собирает оттуда результаты запроса, агрегирует их у себя и производит ранжирование в соответствии со своими алгоритмами.

Судя по всему, новая команда Яндекса будет выстраивать новую механику коммерческого поиска, которая позволит совместить знание о пользователе и информацию о продуктах для того, чтобы предлагать каждому максимально персонализированные ответы.

Представьте, что вы хотите купить холодильник и формулируете соответствующий запрос в Яндексе. А у Яндекса уже есть ваш профайл: например, вам 32 года, вы живете на Северо-Западе Москвы с супругой и двумя детьми в трехкомнатной квартире, водите внедорожник, работаете из дома, ездите в отпуск всей семьей как минимум два раза в год и так далее. Используя эти данные, поисковик собирает информацию с сайтов, где можно купить холодильники, и сделает выдачу по запросам более персонализированной: учтет ваше семейное положение, уровень дохода, стиль жизни. Скорее всего, выглядеть это будет как подборка товаров, где можно будет скорректировать свой запрос через Алису — попросить пересобрать список с учетом новых вводных.

В результате люди будут меньше искать что-то на конкретных сайтах, а будут получать ответы в самом поиске (но для покупки все равно перейдут на сайт). Похожее уже происходит с информационными запросами: ИИ-выдача агрегирует информацию по запросу, ответ получается персонализированным и коротким. Все, что вам остается, — перейти по ссылке на сайт, информация с которого вас заинтересовала.

Когда такого трафика будет больше (и по коммерческим, и по информационным запросам), это потенциально может повлиять на CTR — он снизится. Ведь для краткого ознакомления с товаром пользователю не нужно будет переходить на сайт. Однако покупки или другие целевые действия все равно останутся.

— Что делать, чтобы адаптироваться к новым правилам?

— Исследователи из Принстона писали про GEO еще в 2023. Там были общие рекомендации типа работы над узнаваемостью бренда, больше трастовых ссылок, больше авторитетных высказываний, цифр, фактов, перелинковки на другие достоверные источники, цитаты и так далее. Если почитать кейсы коллег по рынку и обратить внимание на собственный опыт, то упоминание сайта в рейтингах и обзорах действительно хорошо влияет на цитируемость в нейронках.

Еще важно работать с контентом в целом: качество текста, структура, микроразметка. Но эти требования, во-первых, характерны для хорошего SEO вообще. Мы в принципе по-другому свои проекты не ведем и уже давно охватываем по максимуму контентную часть, репутацию бренда в интернете и так далее. Во-вторых, вся эта история сработает на информационных запросах, то есть для аудитории, которую нужно впоследствии прогревать. А вот что будет работать для коммерческих — пока неясно.

Тем не менее нужно точно заниматься репутацией. Особенно с учетом тренда на метапоиск. Добавление сайта в трастовые источники, больше качественных ссылок, присутствие в разного рода ТОПах и так далее.

— К чему все идет? На что ориентироваться сеошникам?

— Думаю, что появление нейропоиска еще раз изменит сеошку, и нам всем придется адаптироваться к новым реалиям. 15 лет назад люди создавали огромные портянки текста и просто пихали туда ключи, а сейчас это вообще непредставимо — нужно позаботиться не только о качестве контента, но и о UX, каких-то продающих блоках, работать над отзывами и так далее. С появлением ИИ нам придется работать не над позицией сайта в поисковике, а над позицией в блоке какой-то нейронки, которая агрегирует информацию со всего интернета.

Резюме

Хотя долгосрочное влияние генеративного ИИ ещё не до конца ясно, уже сейчас очевидны несколько ключевых моментов:

  1. Появление GEO (Generative Engine Optimization) смещает фокус в сторону качества контента, необходимости укреплять доверие и работать не только над SEO, но и над репутацией в целом. Чтобы попасть в выдачу нейросетей, SEO-специалистам придётся либо частично брать на себя функции PR-специалистов, либо теснее с ними взаимодействовать.
  2. Пока что нейросети в основном выдают страницы по информационным запросам, в то время как коммерческие запросы представлены в меньшей степени.
  3. Как именно Gen AI будет влиять на коммерческие запросы, пока не ясно. Но судя по тому, в каком направлении развиваются нейросети, можно предположить переход к модели метапоиска. Каким образом будут выстроены алгоритмы этого поиска, как будут ранжироваться конкретные товарные предложения, что нужно будет делать для того, чтобы получить и улучшить свои позиции в таком поиске, рынку еще предстоит понять.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. И смотрите наши бесплатные обучающие видео на YouTube, VK и Rutube.

9
3
1
11 комментариев