Топ-8 проблем с SEO, из-за которых на сайт не приходят клиенты
В SEO много неочевидных закономерностей и загадок, понятных только специалистам. Например, сайт может ранжироваться в ТОП-5 выдачи, а посещаемость — падать или стоять на месте. Или, наоборот, сайт никак не может нарастить позицию в поиске, несмотря на регулярные работы по размещению контента и покупку ссылок.
Разберем восемь ключевых проблем, которые могут препятствовать росту позиций в поиске и росту трафика.
Позиции есть, а трафика нет
Если сайт находится на первой странице поисковой выдачи, недостатка посетителей быть не должно. Тем не менее такие ситуации возможны. Разберемся с причинами.
1. Сезонный или общий спад интереса к тематике
Даже при высоких позициях в выдаче количество посетителей напрямую зависит от общего интереса к теме: если он снижается, трафик неизбежно будет падать. Это первое и часто недооцененное препятствие.
Сезонный спад интереса отлично демонстрирует пример с запросом «купить кондиционер». Пользовательский спрос минимален с сентября до ранней весны, после чего начинается постепенный рост, достигая к июлю максимальных значений. Такая тенденция повторяется из года в год, что подтверждается динамикой на графике и указывает на выраженную сезонность запроса.
Важно понимать, что позиция в поисковой выдаче показывает, какое место занимает ваш сайт по сравнению с конкурентами, но никак не связана с общим количеством запросов. Например, в прошлом месяце было 10 000 запросов по вашей теме, и вы получили 2 тыс. посетителей, находясь на пятом месте в выдаче. В этом месяце ваш сайт занял третье место, но общее число запросов снизилось до 3000, а к вам пришла всего 1 тыс. человек — вдвое меньше, несмотря на рост позиции. Благодаря росту позиции вы смогли забрать больший процент трафика, но в абсолютных цифрах все равно упали. То есть, когда общее количество запросов падает, трафик снижается даже у лидеров.
Как решить проблему
Переломить потребительский или сезонный тренд вряд ли получится. Если объем продаж устраивает, значит, вы забираете достаточную долю даже на снижении рынка. Если нет, возможно, пора делать финальную распродажу и менять нишу. Спиннеры закончились, завозим лабубу.
2. Плохая кликабельность сниппетов (низкий CTR)
Даже при хороших позициях трафик на сайт может не расти или снижаться, потому что пользователей не привлекает/отталкивает сниппет — краткое описание страницы в выдаче. Именно глядя на сниппет, посетитель решает, перейти ли на сайт или еще поискать информацию на странице выдачи.
Содержание сниппета поисковик подтягивает чаще всего из метатега title в коде страницы для заголовка и в качестве описания может выбрать любой текст со страницы сайта. Последнее может быть весьма неудачным и сильно снижать трафик на страницу.
Пример: сайт турфирмы на втором месте выдачи по запросу «Туры на Алтай», но трафика и заявок из Google почти нет. Выяснилось, что в сниппет подтягивается не description, а карточка с текстом «Туры на Алтай от 200 тысяч», хотя у ближайшего конкурента туры от 30 тысяч рублей. Сайт все видели, но никто не переходил по ссылке из-за завышенной цены.
Как решить проблему
Внедрить и тщательно проработать микроразметку Schema.org, чтобы поисковик показывал расширенный сниппет — большой структурированный блок с информацией по запросу. В этом случае «самоуправство» Google в заголовке будет не так критично.
Помимо микроразметки, нужно проверить содержание метатегов title и description — они должны содержать релевантные ключевые слова и отражать актуальные преимущества вашего продукта.
3. Низкая скорость загрузки сайта
Низкая скорость загрузки может негативно влиять на трафик — пользователи не ждут, пока сайт загрузится, и уходят со страницы.
Для проверки скорости мы используем сервис Google PageSpeed Insights, в котором можно ознакомиться с показателями Core Web Vitals — ключевыми метриками, отражающими реальный пользовательский опыт. Основные из них:
- LCP (Largest Contentful Paint) — время, за которое браузер отрисовывает самый крупный видимый элемент в области просмотра. В идеале должен быть менее 2,5 секунд.
- INP (Interaction to Next Paint) — показатель, который позволяет оценить, насколько быстро страница реагирует на действия пользователя в целом. Норма: менее 200 миллисекунд.
- CLS (Cumulative Layout Shift) позволяет определить суммарное значение смещения во всех непредвиденных случаях за все время посещения страницы. Значение должно быть меньше 0,1.
В этом же сервисе можно посмотреть скорость загрузки сайтов конкурентов из топ-5 выдачи.
Как решить проблему
Если веб-мастера испробовали все способы ускорить загрузку и ничего не сработало, стоит замерить скорость сайтов конкурентов из топа выдачи, сделать это можно в тех же сервисах. Возможно, их сайты тоже не идеальны, и это приемлемая скорость для вашей ниши. В таком случае можно сосредоточиться на других способах оптимизации.
Не растут позиции и трафик
SEO-оптимизация не дает мгновенных результатов, но начиная со 2-3 месяца позиции сайта должны показать динамику. Следующие пять ошибок в настройках сайта и в стратегии продвижения могут тормозить рост позиций, а с ними — трафика, даже если все остальное сделано правильно.
1. Недостаточный охват семантического ядра
Часто специалисты фокусируются на продвижении по самым высокочастотным запросам, забывая об остальных сегментах семантического ядра. Из-за недостаточного охвата ключевых слов сайт может упускать значительную часть потенциального трафика.
По высокочастотным запросам самая жесткая конкуренция: 99% трафика достается первой странице поисковой выдачи, то есть первым 7 сайтам. Когда сайт начинают продвигать, он чаще всего находится на 4-5 странице выдачи. Если вы из ТОП-30 попадете в ТОП-10, в отчете это будет выглядеть солидно, но на деле реального трафика не принесет — вы все еще не вошли в ТОП-7.
Как решить проблему
Провести глубокую проработку семантического ядра. Выбрать низко- и среднечастотные запросы, которые соответствуют вашей целевой аудитории, и перераспределить в их пользу часть бюджета на продвижение. Гораздо быстрее, чем ВЧ-запросы, они попадут в топ выдачи и начнут привлекать целевой трафик.Например, запрос «шторы купить» нескоро принесет трафик, а «шторы для спальни купить в Санкт-Петербурге» — гораздо быстрее и с меньшими затратами.
Продвижение по низкочастотному запросу обойдется дешевле и даст более быстрые результаты в виде целевых посетителей.
2. Некачественный контент на сайте
Июньский Google Core Update 2025 года направлен на борьбу с низкокачественным, автоматически сгенерированным и скопированным контентом. Такие страницы теперь не просто теряют позиции, а массово исчезают из выдачи и упускают органический трафик.
В Яндексе качество контента также влияет на количество трафика, хотя и не так существенно.
Как решить проблему
При выборе между качеством и количеством контента однозначно выбирать качество. 5-7 единиц полезного и уникального контента вызовут больше доверия у Google, чем десятки или сотни сгенерированных статей, написанных ради размещения ключей и ссылок.
3. Низкие показатели E-E-A-T для Google и коммерческих факторов для Яндекса
E-E-A-T (Experience, Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness) — это комплекс критериев, по которым Google оценивает опыт, экспертность, авторитетность и надёжность сайта и авторов его контента (подробнее рассказывали в видео). Особенно эти факторы важны для «чувствительных» тематик, таких как медицина, финансы и образование.
Высокий уровень E-E-A-T не только способствует росту позиций и трафика, но и защищает сайт от санкций и резких просадок после Core Update. Коммерческие факторы Яндекса похожи по сути: поисковик оценивает полноту информации о компании, отзывы, удобство, ассортимент, наличие цен и репутацию бренда — то есть надежность и полезность сайта.
Нередко предприниматели выполняют базовые требования E-E-A-T: выкладывают сертификаты, лицензии, делают страницу фейковых отзывов, раздел «О компании» и считают, что работа на этом закончена. На самом деле формальный подход к этому фактору ранжирования может привести к снижению позиций и трафика.
Если о компании нет информации нигде, кроме ее собственного сайта, поисковая система может понижать сайт в выдаче из соображений безопасности пользователей.
Доверие и экспертность сайта растут, если у компании есть позитивные отзывы на независимых площадках, экспертные публикации на сторонних профильных ресурсах, упоминания в СМИ и профессиональных сообществах.
Как решить проблему
Работу с факторами E-E-A-T нужно вести не только на самом сайте, но и вне его. Отзывы на независимых площадках, экспертные статьи ваших авторов на профильных ресурсах — поисковики все это видят.
Например, у врача вашей клиники есть публикации не только в блоге на сайте, но и в популярном издании «Эпидемиология и инфекционные болезни». Это огромный плюс для сайта клиники.
4. Проблемы с индексацией страниц сайта
Пока страница не проиндексирована поисковыми системами, она не появится в выдаче и не будет приносить трафик. Помимо явных блокировок конкретных страниц в файле robots.txt и метатегах noindex, существует множество технических проблем, которые могут мешать поисковым роботам корректно обрабатывать страницы.
Например, веб-мастер закрыл от индексации служебные страницы и файлы, в том числе папку со скриптами, стилями и картинками. Для поисковых роботов Яндекс это не стало препятствием, они нормально видели страницу. А вот роботы Google без стилей и скриптов не справились с рендерингом страницы и не проиндексировали ее.
Проблема с рендерингом может также встречаться на SPA-сайтах с динамической загрузкой контента. Поисковый бот скачивает базовый HTML и уходит, не дождавшись полной загрузки страницы.
Как решить проблему
Для обычных сайтов — проверить и корректно настроить:
- файл robots.txt;
- метатеги в коде страниц: <meta name="robots" content="noindex" />;
- HTTP-заголовок X-Robots-Tag.
Для успешной индексации SPA-сайтов мы рекомендуем использовать серверный или предварительный рендеринг, чтобы поисковым роботам была доступна статическая HTML-версия страниц. Статические версии помогают роботам быстрее обходить страницы, не пропускать контент и обеспечивают стабильный рост трафика за счет более быстрого индексирования.
5. Каннибализация страниц сайта — почему конкуренция между своими же страницами снижает трафик
Каннибализация в SEO — это ситуация, когда несколько страниц сайта оптимизированы под очень похожие ключевые запросы и конкурируют между собой в поисковой выдаче. В результате поисковая система не может определить, какую страницу показать пользователю, трафик рассеивается между несколькими страницами или даже снижается в целом.
Хотите лучше разобраться с каннибализацией — смотрите наше недавнее видео по теме.
Чтобы убедиться в том, что проблема действительно существует, нужно собрать семантику, разделить ее на кластеры и проверить выдачу по запросам из разных кластеров. Если по одному и тому же запросу в топе выдачи появляются разные страницы вашего сайта — они конкуренты.
Например, у турфирмы есть две страницы: одна предлагает «восхождения на Эльбрус», другая — «восхождения на вершину Эльбруса». Может быть, с точки зрения менеджера по продажам, это и разные услуги, но в поиске по данным запросам одна и та же выдача, и страницы конкурируют друг с другом за трафик.
Как решить проблему
Посмотреть, какая из дублей страниц ранжируется лучше всех. В этом может помочь отчет из Яндекс Метрики «Страницы входа». На лучшую страницу нужно настроить 301-й редирект со всех остальных — в этом случае одна страница будет аккумулировать весь трафик. Удалять страницы или редактировать контент не нужно.
Например, на сайте есть три похожие страницы:
https://www.site.ru/region/elbrus/ - Восхождение на Эльбрус
https://www.site.ru/region/elbrus/voshozhdeniya/ - Восхождения на Эльбрус
https://www.site.ru/region/elbrus/voshozhdeniya/na-vershinu/ - Восхождения на вершину Эльбруса
По всем ключевым запросам, относящимся к восхождению на Эльбрус, ранжируется первая страница, а остальные две приносят гораздо меньше трафика по данным Яндекс Метрики. Анализ конкурентов из ТОП-5 поисковой выдачи показал, что у них ранжируется также только основная страница категории.
Настроили 301 редирект с двух слабых страниц на самую сильную и получили заметный прирост трафика уже в течение ближайших трех недель.
Также можно попробовать разделить страницы — доработать контент, метатеги и заголовки так, чтобы каждая страница имела уникальную релевантность и ранжировалась по своему запросу.
Помимо описанных нами причин, могут быть и другие, характерные именно для вашего ресурса или бизнеса. Их можно обнаружить в ходе технического аудита или более глубокой SEO-аналитики, а также найти дополнительные точки роста для вашего сайта. Если вы заинтересованы в росте позиций и трафика на сайт, напишите нам, обсудим вашу задачу и придумаем подходящее решение.
Автор: Елена Морозова, seo-специалист Ant-Team.ru.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. И смотрите наши бесплатные обучающие видео на YouTube, VK и Rutube.