Факторы эффективности SEO-продвижения, на которые невозможно повлиять

Заказывая SEO-продвижение, важно понимать: даже опытные специалисты не всесильны. Алгоритмы поисковиков, технические ограничения сайта, возраст домена — эти и другие факторы просто неподвластны контролю. Разбираем 10 ключевых ограничений в SEO-продвижении, чтобы помочь вам выстроить реалистичные ожидания от работы с подрядчиком и эффективнее инвестировать в развитие сайта.

Рис.1. Факторы эффективности SEO-продвижения, на которые невозможно повлиять.
Рис.1. Факторы эффективности SEO-продвижения, на которые невозможно повлиять.

Про какие ограничения расскажем:

  • Алгоритмы поисковиков и их апдейты
  • Требования и санкции поисковиков
  • Неравные возможности с конкурентами
  • Время выполнения определенных задач и внедрения со стороны заказчика
  • Сроки получения результатов от внедрения
  • Ограничения в CMS сайта
  • Возраст домена
  • Сезонность спроса
  • Рекламная выдача
  • Бизнес-ограничения клиента

Алгоритмы поисковиков и их апдейты

«Никто полностью не знает, как работают поисковые системы» — это вовсе не отговорка SEO-специалистов. Поисковые системы намеренно скрывают свои алгоритмы — это их главное конкурентное преимущество и защита от манипуляций.

Кроме того, алгоритмы постоянно обновляются, часто без предупреждения. Каждый апдейт — это стресс для SEO-специалистов, ведь обновление может повлиять на все показатели проекта. Сегодня сайт на первой странице, а после апдейта — в третьем десятке. Позиции могут восстановиться только через несколько недель или даже месяцев.

Рис.2. Средняя позиция после апдейта.
Рис.2. Средняя позиция после апдейта.

Как понять, что в просадке виноват апдейт, а не сеошник?

Во-первых, дата падения позиций совпадает с известной датой апдейта.

Во-вторых, в профессиональном сообществе обсуждаются похожие проблемы, а несколько сайтов схожей тематики демонстрируют одинаковые изменения.

В-третьих, нужно убедиться, что за последние 2-4 недели не было существенных изменений на сайте. Обновленный дизайн, смена хостинга, редирект — эти действия могут повлиять на позиции не меньше, чем апдейты поисковиков.

Как с этим справляются SEO-специалисты

Чтобы лучше понимать работу поисковиков, они:

  • изучают официальные документы Яндекса и Google
  • читают мануалы, как создать поисковик
  • анализируют слитую информацию об алгоритмах
  • обмениваются опытом в сообществах
  • проводят собственные эксперименты и аналитику
  • наблюдают за поведением сотен сайтов

Например, SEO-специалисты всегда обращаются к Справке Яндекса и Документации по Google поиску. Там описаны все базовые контентные и технические рекомендации по созданию и оптимизации сайтов.

В 2019 году мы перевели на русский инструкцию для асессоров Google и продолжаем ее актуализировать после выхода обновлений. Она содержит массу информации о том, как Google определяет качество сайта и страницы.

Еще полезной может оказаться книга «Введение в информационный поиск» (Introduction to Information Retrieval) авторов Кристофера Д. Маннинга, Прабхакара Рагхавана и Хайнриха Шютце, которая рассказывает о проблемах классического информационного поиска и поиска в вебе, включая смежные задачи классификации и кластеризации текстов. Помогают разобраться в работе поисковых систем также старые, но все равно полезные Лекции от mail.ru о том, как сделать поисковик.

В нашей компании эти лекции и книга обязательны для изучения всеми SEO-специалистами. Материалы довольно сложные, но дают возможность лучше понять, как работают алгоритмы поисковых систем.

Инструмент Апометр от Topvisor следит за серьезными изменениями в поисковой выдаче и помогает определить даты апдейтов Яндекса и Google.

Требования и санкции поисковиков

Поисковые системы устанавливают правила игры, которые приходится принимать. Их можно найти в упомянутых выше официальных справках Яндекса и Google. За их нарушение могут последовать санкции, которые SEO-специалисты называют «фильтрами».

Что категорически запрещено:

  • создавать дубли страниц и сайтов;
  • спамить ключевыми словами;
  • размещать вредоносные ссылки или недостоверную информацию;
  • подменять и скрывать контент;
  • манипулировать поисковой выдачей.

Последствия попадания «под фильтр» могут быть разными: от падения позиций отдельных страниц до полного исключения сайта из индекса. Исправление ситуации требует значительных усилий, времени и денег. А иногда дешевле создать новый сайт, чем пытаться реанимировать старый.

Как с этим справляются SEO-специалисты

Опытный SEO-специалист предупредит о рисках и не допустит действий, которые могут привести к санкциям. В надежных агентствах такие ситуации практически исключены.

Неравные возможности с конкурентами

Бюджеты конкурентов — фактор, с которым бессмысленно бороться. Например, у вас бюджет 60 тысяч рублей в месяц, а у конкурента — 600 тысяч.

Здоровая конкуренция возможна только при сопоставимых ресурсах.

Большой бюджет дает большие преимущества:

  • более многочисленная и разнообразная команда специалистов, в том числе субподрядчики;
  • возможность закупать больше качественных ссылок;
  • доступ к платным сервисам и инструментам;
  • привлечение топовых консультантов;
  • возможность быстрее внедрять изменения на сайте.

Разница может быть колоссальной. Пока вы создали 100 страниц и купили 50 ссылок, конкурент с большим бюджетом создал 100 тысяч страниц и приобрел миллионы ссылок.

К чему это приводит в SEO:

  • больше страниц в индексе поисковиков — шире охват аудитории;
  • стабильно высокие позиции в выдаче;
  • больше органического трафика;
  • лучше поведенческие факторы и выше конверсия за счет постоянных улучшений UI/UX.

На практике это означает, что с бюджетом в 10 раз меньше конкурента вы получите не в 10 раз меньше трафика, а, возможно, в 50-100 раз меньше. Эффект от масштаба в SEO непропорционален.

Как с этим справляются SEO-специалисты

Если бюджет ограничен, фокусируются на нишевых сегментах рынка и низкоконкурентных запросах, где крупные конкуренты менее активны. Делают ставку на качество контента вместо попыток конкурировать количеством.

Время выполнения определенных задач и внедрения со стороны заказчика

Некоторые задачи нельзя ускорить, как бы вы ни старались. Например, сбор семантики должен предшествовать написанию текстов. Нельзя сразу разместить 50 отзывов, иначе это вызовет подозрения у поисковых систем.

Кроме того, скорость работы над проектом часто упирается в команду заказчика — программистов, копирайтеров и других специалистов, которые реализуют доработки на сайте. Если эта команда работает медленно или постоянно затягивает передачу информации, проект замирает. Бывают случаи, когда проект буксует из-за одного занятого программиста со стороны клиента, и единственное решение — подключить внешнего специалиста, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

К временным затратам добавляются согласования с заказчиком, ожидание информации от экспертов клиента, настройка софта, оплата сервисов и бухгалтерские задержки. Все эти «мелочи» могут серьезно тормозить проект.

Как с этим справляются SEO-специалисты

Составляют реалистичный график, который включает не только саму работу, но и время на согласования, ответы клиента и технические задержки. Выстраивают зависимые задачи в четкую последовательность и заранее договариваются с клиентом о дедлайнах для предоставления информации с его стороны.

Сроки получения результатов от внедрения

Любое изменение на сайте (новый текст, дизайн, страница) — это внедрение. После него поисковой системе нужно время: сначала найти изменения, потом проиндексировать их, и наконец, переоценить и изменить ранжирование. Даже если ускорить индексацию через инструменты Вебмастера, этот процесс занимает от нескольких дней до двух недель.

Рис.3. Сроки получения результатов от внедрений.
Рис.3. Сроки получения результатов от внедрений.

Как с этим справляются SEO-специалисты

Повлиять на это сеошник не может, значимые изменения в позициях обычно проявляются через 3–5 недель после внедрения. А при одновременном внесении множества правок практически невозможно оценить эффект каждой отдельной доработки — виден лишь совокупный результат в виде плавного роста.

Ограничения в CMS сайта

Некоторые системы управления контентом, особенно конструкторы сайтов, создают серьезные проблемы для оптимизации. Случаются и такие диалоги:

— Поменяйте, пожалуйста, robots.txt.

— Не можем, система не позволяет.

— Тогда давайте исправим технические ошибки.

— Не можем.

— Хотя бы ускорим загрузку сайта?

— Увы, тоже невозможно.

Типичные ограничения конструкторов:

  • Проблемы с индексацией нужных страниц. Лишние страницы попадают в поиск, а нужные не индексируются.
  • Невозможно исправить технические ошибки. Это негативно сказывается на поведенческих факторах.
  • Невозможно настроить robots.txt.
  • Невозможно массово создавать страницы. Поддержка и изменение тысяч страниц вручную требуют несоизмеримых трудозатрат.
  • Невозможность внедрить шаблоны метатегов. Ручное редактирование метатегов нерационально.

Чем больше таких ограничений, тем меньше эффективность SEO-продвижения по сравнению с сайтом конкурента, у которого более функциональная админка. Работы на некоторых CMS или невыполнимы, или стоят значительно дороже.

Как с этим справляются SEO-специалисты

Хотя известны кейсы попадания в топ сайтов на конструкторах, работа над ними крайне неудобна. Лучше не использовать конструктор, если планируется SEO-продвижение. В некоторых случаях единственное решение — переехать на другую CMS.

Возраст домена

Молодые сайты часто попадают в так называемую песочницу — неофициальный фильтр от Google. Компания Google публично отрицает его существование, но SEO-специалисты на практике постоянно наблюдают его действие. Когда вы пытаетесь продвигать слишком молодой сайт, он не выйдет на высокие позиции, несмотря на все усилия.

Как с этим справляются SEO-специалисты

Остается только ждать и использовать это время для оптимизации сайта, фокусироваться на других поисковиках. Через некоторое время, когда сайт «созреет», его позиции в Google начнут расти.

Ну а если домен еще не куплен, то хорошей идеей будет найти домен с историей на аукционе. При этом очень важно провести тщательную проверку, так как очень велик риск случайно купить домен, наоборот, с плохой историей и получить проблемы вместо обхода песочницы. Такую проверку могут выполнять только опытные специалисты, так что, как говорится, не пытайтесь повторить самостоятельно.

Сезонность спроса

SEO-специалисты не могут повлиять на уровень спроса и вынуждены под него подстраиваться. Яркий пример: пики поиска по запросу «новогодние игрушки», которые стабильно наблюдаются в декабре. Пытаться продвигать такой товар в июле, когда спроса нет, бессмысленно.

Рис.4. Сезонность спроса.
Рис.4. Сезонность спроса.

Как с этим справляются SEO-специалисты

Собирают данные о спросе и составляют план работ, чтобы собрать все сливки в высокий сезон. Ключевое правило — начинать заранее. Например, оптимизацию сайта для сезонного спроса — за полгода до его пика. Если сегодня второе декабря и вы продаете новогодние елки, скорее всего, вы уже не успеете оптимизировать сайт для текущего сезона.

Рекламная выдача

Реклама в поисковой выдаче, особенно в Яндексе, может занимать несколько экранов, отодвигая органическую выдачу далеко вниз. Повлиять на это невозможно: мы не можем убрать рекламу из выдачи.

Рис.5. Рекламная выдача в Яндекс.
Рис.5. Рекламная выдача в Яндекс.

Как с этим справляются SEO-специалисты

Стоит учитывать, что обилие рекламы характерно в первую очередь для высокочастотных запросов. Мы часто советуем клиентам параллельно с SEO запускать контекстную рекламу — если канал работает, почему бы его не использовать. Также можно сместить фокус на продвижение в Google — на момент написания статьи рекламы в нем в России нет.

Бизнес-ограничения клиента

Бывает так, что бизнес-модель клиента противоречит требованиям SEO. Классический пример — отказ размещать цены. С точки зрения SEO, это катастрофа, ведь цены — важный коммерческий фактор ранжирования. Но некоторые бизнесы принципиально не могут или не хотят публиковать расценки.

Другой пример — отзывы. Для поисковиков они критически важны, но клиент в премиальном сегменте может считать отзывы неуместными для своей целевой аудитории, оставлять их просто не принято.

Как с этим справляются SEO-специалисты

Хорошие SEO-специалисты глубоко погружаются в бизнес клиента и адаптируют стратегии под его особенности. Иногда они даже могут предложить расширение бизнес-модели на основе выявленного спроса или конкурентного анализа. Например, предложить запустить бесплатные консультации как новую услугу.

Как работать в условиях неопределенности

Несмотря на множество факторов, которые нельзя контролировать, успешное SEO-продвижение возможно. Ключ к успеху — адаптация и готовность к изменениям:

  • Требуйте от подрядчиков стратегий, основанных на аналитике и проверенных методах, а не на предположениях.
  • Проверяйте, как ваш SEO-подрядчик отслеживает изменения в поисковых системах и корректирует стратегию.
  • Обсудите с SEO-специалистами, насколько ваша система управления сайтом подходит для продвижения и что можно улучшить.
  • Информируйте подрядчиков о периодах высокого спроса заранее, чтобы оптимизировать стратегию под ваш бизнес-цикл.
  • Согласовывайте с SEO-специалистами адекватные дедлайны, которые учитывают возможные задержки и корректировки.

В SEO никогда не будет стопроцентной определенности. Но понимание неконтролируемых факторов поможет грамотно выстроить стратегию продвижения и избежать необоснованных ожиданий. Выбирайте подрядчиков, которые честно говорят об ограничениях и предлагают гибкие решения вместо безусловных гарантий.

Автор: Алина Прищеп, руководитель SEO-департамента в Ant-Team.ru.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. И смотрите наши видео на YouTube, VK и Rutube.

1
3 комментария