Создание сайта под SEO в 2022 году

Статья предназначена для заказчиков, собирающихся запустить новый сайт или переделать имеющийся; для тех, кто ещё не определился нужно ли им SEO или решительно намерен продвигаться в поисковиках после окончания создания вашего сайта.

Все нижеперечисленное применимо только, если ваш продукт обладает поисковым спросом.

Я множество раз встречался с ситуацией, когда люди, запускающие стартап или решившие кардинально обновить сайт, действуют по принципу: сначала сайт, потом — SEO. Сначала они тратят своё время и деньги на разработку: дизайн, верстку, на настройку и программирование CMS (content management system — система управления контентом), а когда все работы уже завершены полностью, либо находятся в финальной стадии, они обращаются к SEO специалисту. Он, в свою очередь, даёт техническое задание (ТЗ) на правки, согласно которым, необходимо переделать существенную часть сайта. То есть вернуться едва ли не на начальный этап разработки всего проекта.

Как следствие, новый сайт приходится переделывать, либо он вообще сделан так, что продвижение без радикальных изменений невозможно. Таким образом, возникают повторные траты на услуги разработчиков.

Предположим, в шаблонах не предусмотрели второй уровень в меню, создав красивый, компактный список разделов или не сделали возможность навигации по тегам. Если у вас интернет-магазин, то, скорее всего, эти функции вам потребуются. Вам придется исправлять дизайн, а потом внедрять всё это в шаблон.

Если вы планируете продвижение создаваемого нового или переделываемого старого сайта в поисковых системах, разработка должна начаться с SEO.

Откуда возникает поисковый трафик

Для получения поискового трафика должны выполниться условия:

  • Семантика — должна охватываться соответствующая семантика.
  • Страница – на сайте должна быть страница, охватывающая определенную семантику
  • Посещение роботом – поисковый робот должен обойти страницы.
  • Индексация – страница должна быть проиндексирована.
  • Релевантность – страница должна быть релевантна поисковому запросу пользователя.
  • Ранжирование – релевантная страница на основе множества факторов ранжируется в поисковой выдаче.
  • Трафик – пользователь поисковой системы переходит на страницу вашего сайта из поисковой выдачи.
Создание сайта под SEO в 2022 году

Эти аспекты находятся в сфере влияния SEO специалиста.

Поэтому, всем, кто намерен запустить новый сайт, я рекомендую сначала провести подготовительные работы по SEO, а затем, получив соответствующие данные, формировать полное техническое задание для разработчиков.

Преимущества такого подхода

  • Сайт лучше наполнен.

Обратите внимание на то, как выглядят только что созданные сайты, которые уже наполнены не «рыба-текстом» (текст, вставляемый разработчиками в качестве заглушки для заполнения пространства), а настоящим контентом. На мой взгляд, а 80% случаев они выглядят пустыми. На них просто не хватает мелочей, которые сочли ненужными.

Такие «мелочи» могут оказывать влияние на коммерческие факторы ранжирования.

  • В среднесрочной перспективе вы экономите деньги на разработке.

SEO + разработка < разработка + SEO + доработки

  • Привлечение поискового трафика может начаться раньше.

При наличии контента вы начнете раньше получать первый поисковый трафик.

  • Проблемы с технической оптимизацией отсутствуют или их количество минимально.

  • Существуют шаблоны всех необходимых страниц.

Не окажется так, что у вас в принципе нет шаблонов, необходимых для продвижения страниц. Например, таких страниц как сравнение товаров или калькулятор.

  • Присутствует необходимый для продвижения контент.

В шаблонах страниц сайта будет предусмотрено размещение типов контента, который необходим в тематике. Например, предусмотрены текстовые описания в карточках товаров или отображение отзывов на страницах сайта услуг.

  • Возможно создание структуры для полного охвата семантики.

Вы не столкнетесь с техническими ограничениями, которые были наложены при разработке и теперь не дают вам возможность охватить всё семантическое ядро полностью. Типичный пример – невозможность создания страниц вида «Категория + бренд» в интернет-магазине.

Как это делается

Технология для любого сайта состоит из 6 этапов

Этап 1. Поиск конкурентов

Сначала выявляются сайты конкурентов-лидеров в тематике разрабатываемого сайта. Они могут не совпадать с теми, кого вы считали своими конкурентами.

Критерии выбора конкурентов

  • Совпадение тематики

Тематика сайтов конкурентов должна быть такой же, как у вашего сайта, либо более широкой.

  • Совпадение типа сайта

Интернет-магазины являются конкурентами интернет-магазинов; информационные конкурируют с информационными и так далее.

  • Неотрицательная динамика видимости в целевой поисковой системе

Приоритет при выборе конкурентов даётся сайтам, у которых нет длительного падения видимости на протяжении нескольких месяцев.

  • Совпадение региона

Выбираются сайты из вашего региона, а также из Москвы и/или из Санкт-Петербурга. Из-за высокой конкуренции в выдаче этих регионов можно найти проекты, проработанные гораздо лучше.

  • Возраст сайта

Приоритет дается более молодым сайтам.

  • Количество страниц в индексе поисковой системы

Приоритет даётся сайтам с малым количеством страниц.

На основе полученных данных выбираются сайты-конкуренты, которые в дальнейшем анализируются. Количество конкурентов, которые будут выбраны, зависит от тематики. Обычно от 7 сайтов. Чем больше конкурентов будет выбрано, тем больше данных с них получится собрать.

Этап 2. Разработка структуры сайта

Просматриваются «вручную» или проходятся краулером (от англ. crawler – дословно автоматический обходчик) страницы каждого сайта конкурента.

На основе агрегированных данных с сайтов конкурентов формируется структура — собирается список разделов, категорий и, например, названий услуг с конкурентов и объединяется.

Поскольку на данным этапе речь идет, в первую очередь, о дальнейшей разработке, то данные собираются углубленно только для самого значимого для бизнеса раздела. Для остальных разделов целесообразно собрать список категорий.

Продвигаются и собирают трафик чаще всего страницы разделов, категорий, тегов, товаров, услуг, статей и постов блога, реже — главная страница сайта. Об этом часто забывают при разработке.

В процессе анализа структуры может быть выявлено, что продвижение невозможно без присутствия определенных разделов или страниц на сайте.

Например, в тематике «Продажа паллетов для склада» все сайты продают и новые и б. у. паллеты и занимаются их скупкой.

Фрагмент структуры для интернет-магазина кассового оборудования.
Фрагмент структуры для интернет-магазина кассового оборудования.

В техническом задании структура должна быть представлена таким образом, чтобы разработчику была ясна иерархия страниц сайта. Это может быть как mindmap, так и маркированный список, содержащий вложенные списки.

Этап 3. Сбор и кластеризация семантического ядра

На основе собранной структуры собирается семантическое ядро (набор поисковых фраз) для наиболее крупного раздела и кластеризуется — все поисковые фразы распределяются по группам; одна группа – одна страница сайта.

Полученные кластеры «привязываются» к структуре, полученной ранее в результате анализа конкурентов.

Структура сайта может быть расширена под появившиеся группы запросов.

По собранному семантическому ядру собирается топ для того, чтобы убедиться, что конкуренты выбраны правильно. При необходимости можно добавить новых или исключить тех, чья суммарная высокая видимость обеспечена большим количеством запросов, содержащим название компании.

Для страниц каждого типа определяются семантически связанные с основной продвигаемой фразой каждого кластера слова (LSI). На данном этапе важно найти те слова, которые используются конкурентами в сквозных блоках, например в хедере (в шапке) или футере (в подвале), формах, навигации, заголовках блоков меню и так далее.

Специалистом либо разрабатываются требования к формированию Title, Meta Description, URL и заголовков, либо предоставляется непосредственно контент, который должен быть в этих тегах для каждой страницы, полученной из семантики либо используется гибридная схема, когда для страниц товаров предоставляется шаблон для наполнения, а для тегов, разделов и категорий – готовые значения meta полей, url и заголовков.

Этап 5. Поиск элементов, влияющих на коммерческие факторы ранжирования

Существуют, так называемые, общие элементы, относящиеся к коммерческим факторам, которые применимы к практически любой тематике. К ним, например, относятся наличие на сайте страниц Контакты, наличие городского телефона, кнопки «Купить в 1 клик» и так далее.

При анализе сайтов ваших конкурентов могут быть выявлены детали, которые характерны именно для данной тематики.

Например, для ветеринарных клиник к таким элементам относится кнопка «Вызвать ветеринара на дом» и наличие страницы «Врачи».

Даже названия некоторых элементов, обладающих идентичным функционалом, могут различаться в разных тематиках. Под названием понимается текст ссылки, либо кнопки, указанный на продвигаемых страницах, в том числе в сквозных элементах. Например: расчет стоимости – калькулятор, тарифы – цены – прайс-лист, купить – заказать. Названия этих элементов могут быть семантически связанными словами.

Работа заключается в том, чтобы собрать максимально полный набор элементов, которые внедрены у конкурентов на сайтах.

Этап 5. Поиск необходимого контента

Собираются сводные данные, об имеющемся контенте по каждому типу страниц у конкурентов.

Для сайтов, предлагающих какие-либо услуги, таким контентом может являться, скажем, таблица с ценами, картинки, фотогалерея с портфолио на странице, блоки с преимуществами компании, сертификатами, отзывами, калькулятор на странице и тому подобное. Во многом оно может пересекаться с контентом влияющем на коммерческие факторы ранжирования.

Для информационных сайтов это, например, оглавление перед статьей с якорными ссылками, картинки, списки, таблицы, статьи по теме.

Этап 6. Предоставление технических требований к сайту

По итогу группа разработчиков должна получить ТЗ, содержащее требования

  • Базовые технические требования

  • Требования к функционалу сайта

  • Требования к верстке

  • Перечень шаблонов страниц, которые должны быть разработаны

  • Требования к содержанию каждого шаблона страниц

Предоставляются в виде псевдо прототипов, содержащих названия всех пунктов меню и сквозных элементов, заголовки и названия сквозных блоков, общий вид контента каждой страницы. Я называю их псевдо прототипы, так как они показывают только основные, важные для SEO элементы и их приблизительное расположение. Они должны быть дополнены разработчиками.

  • Структура сайта

Перечень разделов, категорий, тегов, отдельных технических и коммерческих страниц. Их взаимное структурное расположение.

  • Требования к контентным элементам по каждому типу страниц

Эти требования не будут являться исчерпывающими требованиями к разработке всего сайта. Они будут включать в себя только то, что необходимо для продвижения.

Всё вышеперечисленное фактически применимо как к сайтам разрабатываемым с нуля, так и к тем, у которых планируется взять готовый шаблон и «допилить» его под свои нужды.

Создавая сайт можно изобрести что-то новое, абсолютно не похожее на то, что используется конкурентами, но, скорее всего, про SEO можно будет забыть. SEO – это оптимизация в поисковых системах. Они далеки от совершенства, но, чтобы быть в топе и получать поисковый трафик, необходимо играть по их правилам, подстраиваясь под работу алгоритмов.

55
10 комментариев

Непонятно, как вы фильтруете сайты, которые отнесли к эталонным. Допустим, это аффилиаты Яндекса с искусственным хостовым бонусом. Или просто яростно крутят ПФ, потому на время зашли в топы. Или Яндекс опять взбрыкнул, всех топовых откинул за пятый десяток и достал из ямы истлевших динозавров, которых опять прикопает, когда успокоится - это в начале зимы было массовым явлением.
И потом, семантика и структура - это всё, во что упирается подготовка ТЗ? А как быть с техничкой?

2
Ответить

вот точно, я давно перестал понимать алгоритм ранжирование Яндекса, кроме как по ПФ или соображениям "родина сказала надо двигать этот проект!".
В топе может быть все, кроме релевантных и действительно хороших сайтов, а они где-то с 40-го места начинаются.
Но ведь не умирает поисковик Я., есть с него траф и весомая доля пользователей копается в этой каше..

1
Ответить

ИМХО, большинство заказчиков вообще не осилят такой подход и не напишут ТЗ с учетом таких тонкостей.

Ответить

Угу. А у меня месяц назад с сайта клиента пропал целый раздел, дававший 30% трафика. Оказалось,что внутри компании еще 5 человек в него имеют доступ и пока решили, что продажи товаров раздела не нужны- давайте его удалим.
Вот и все расчеты и планирование...

Ответить

У меня похожее было. Сайт офлайн-магазина. Структуру каталога контролировала и определяла кассирша этого магазина.
Ну тупо: добавляешь подкатегории, категория заходит в зону видимости, потом в топ-30, а потом кассирша заходит на сайт - и нету больше моих подкатегорий, а категория иначе называется.
Потому что вот.

1
Ответить

"Он, в свою очередь, даёт техническое задание (ТЗ) на правки, согласно которым, необходимо переделать существенную часть сайта. То есть вернуться едва ли не на начальный этап разработки всего проекта."

Слегка утрировано, но такое тоже может быть если изначально сайт делался вообще без оглядки на сео, а такое все же делается редко, разработчики зачастую базовые вещи понимают.

Ответить

Кстати довольно адекватная статья, много этапов совпадает с моими, так что делаю вывод что она вполне рабочая.

Ответить