Антикейс: как уничтожить результат двухлетней работы по SEO за один день

Три года назад вышла публикация Якова Когана про прыщавую девочку, которая погубит весь ваш маркетинг. В тот момент агентство «Альфа.Сайт» было в самом начале своего пути, и мы взялись за продвижение одного из крупных региональных интернет-магазинов. Тогда я ещё не знал, какой ущерб бизнесу могут принести подобные персонажи.

Начало

На старте у нас был региональный интернет-магазин от базы строительных товаров со средним даже по местным меркам трафиком, дизайном из начала 2010-х годов и номенклатурой около 50 тысяч SKU.

Главная страница в начале работы
Главная страница в начале работы

По продвижению никаких инноваций и ноу-хау, всё стандартно: комплексный аудит, семантика, шаблоны метатегов, а дальше поехали детально прорабатывать посадочные.

При работе с семантикой выяснилось, что структура сайта сформирована из 1С и менять её никак нельзя. А группировка товаров и категорий была, мягко говоря, неидеальна. Чего нам стоил только раздел: Главная > Гипсокартон > Листовые материалы > Гипсокартон > Гипсокартон. И каждая из категорий имела совершенно разные наборы товаров.

Но мы же были молодой динамично развивающейся компанией и не могли ударить в грязь лицом, нужно было показать результат. Поэтому приняли решение сделать ставку на оптимизацию технической части и контента, а со структурой работали через костыли. И это дало результат.

За полгода работы увеличили целевой трафик из поиска в три раза
За полгода работы увеличили целевой трафик из поиска в три раза

Но увеличился показатель отказов, а конверсия падала. При трёхкратном росте посещаемости количество заказов увеличилось лишь в два раза.

С этими данными мы обосновали директору интернет-магазина необходимость редизайна и адаптивной версии сайта. А он уже каким-то чудом убедил «людей наверху» выделить на это дополнительный бюджет.

Главная страница после редизайна
Главная страница после редизайна

После редизайна отказы пошли на спад, а конверсия постепенно начинала расти. Улучшение поведенческих и коммерческих факторов сделало своё дело, и нам удалось за год с новым дизайном удвоить трафик в сезонный весенний период и даже не просесть летом.

Итого за два года работы увеличили целевой трафик на 483%
Итого за два года работы увеличили целевой трафик на 483%

Начало конца

И тут на поле появляется новый игрок. Молодая, боевая и полная желания работать девушка, которая ранее работала директором интернет-магазина, но два года пребывала в декрете.

Первые звоночки пошли практически сразу. У нас запросили подробный отчёт за два года работы: что делали, почасовка, обоснование, результат. Тут придраться было не к чему, и я без проблем защитил проект.

Затем пошли претензии к отсутствию роста продаж, когда сезон шёл на спад. Трафик при этом даже продолжал небольшой рост. Стоит заметить, что к тому времени мы реализовали потенциал проекта практически полностью. Дальнейшая работа упиралась в структуру сайта, которую запрещено было менять.

А финальным штрихом стал «некрасивый» сайт, в котором сложно разобраться и что-то заказать. Суть претензий, как выяснилось, опять сводилась к структуре каталога.

Мы на протяжении двух лет просили поменять структуру сайта и даже нашли решения, которые вообще никак не затрагивали 1С, но всё было тщетно. Мы оказались некомпетентным подрядчиком, с которым нужно прекратить работу как можно скорее.

Конец концов

На том и попрощались, но доступ в «Яндекс.Метрику» и «Вебмастер» остался, и мы из любопытства одним глазом наблюдали за ситуацией. На протяжении полугода всё было тихо и спокойно, ничто не предвещало беды, трафик даже показывал небольшой рост по инерции и из-за сезонности.

Но однажды мы заметили серьёзное падение трафика:

Хьюстон, у нас проблемы!
Хьюстон, у нас проблемы!

Если сделать детализацию просмотра не по неделям, а по дням, то выйдет примерно такая картина:

Хьюстон, у нас не просто проблемы, у нас #$%&*!
Хьюстон, у нас не просто проблемы, у нас #$%&*!

Ну что, сами догадались, что произошло

Почти три года понадобилось, чтобы пройти через отрицание, гнев, торг, депрессию и принять необходимость изменения структуры сайта.

Но обратиться за консультацией к SEO-специалистам не получилось, поэтому:

  • Все URL категорий и товаров были изменены без настройки редиректов со старых страниц. Теговые страницы под приличную долю семантики и вовсе пропали. В итоге из поиска люди попадали на страницы с 404-й ошибкой, так как старых категорий уже не существовало, и поиск удалял такие страницы из результатов выдачи.
  • Все более 50 тысяч страниц сайта сейчас имеют одни метатеги на всех. Теперь новые страницы не имеют ни малейшего шанса выйти в топ, так как дублируют друг друга и будут признаны недостаточно качественными.

И да, мы пытались помочь, как только увидели проблему, но клиент сначала не хотел выходить на связь, а потом и вовсе сказал, что их всё устраивает.

Не будьте прыщавыми девочками (и мальчиками), и всё будет прекрасно!

218218
280 комментариев

В конце девочка скажет..
Ой всё!

24
Ответить

И уйдет во второй декрет. А Вы тут пареньки, мужички, и пузанчики меряйтесь чем хотите и доказывайте друг другу что хотите. И мне кажется, это прекрасно.

35
Ответить

Видели такое и не раз не только в SEO но и в SMM за последние годы.

Соболезнования. Непроходимо тупые, но с гонором и спесью менеджеры любого пола - ад любого бизнеса.

А еще - в начале страдали тоже, предлагали помощь. Потом стало ясно - поделом.

Интернет маркетинг давно перестал быть игрушкой в руках таких девочек и мальчиков. Кто этого не понял - вон с рынка.

А рынку совет такой - эти "девочки" сидя на распределении ресурсов, сильно на многие процессы влияют. Поэтому для них отдельно нужно делать обучение и тратить на это ресурсы, что бы прокачивать.

В Беларуси , к примеру, стартовала программа "digital декрет" этой весной. Образование (бесплатное ) в сфере digital для декретниц. Копирайтинг, smm, менеджмент проектов в digital и тд от практиков с опытом.

PS. За пару дней собрали в зале более 140 участниц.

42
Ответить

Декретницы это интересный термин. Я только немного сомневаюсь что их нужно обучать именно в декрете, когда внимание женщины все больше и больше устремляется внутрь себя - и советские законы про декретный отпуск были все же не блажью и фикцией, а вполне практичным образом обоснованны - лучше не мешать естественному ходу вещей, и не заставлять будущую/молодую мать работать, это вредно прежде всего для работы.
Западная тема с только 2-х недельным отпуском после родов - это совсем глушняк :( И новая российская тема выходить на работу через пару месяцев (хотя бы так, если разница с 2-мя неделями, правда?) после родов - это тоже ерунда какая-то, плохо всем - и маме, и малышу и папе особенно, которому прилетает по первое число от общественного мнения и родственников.

20
Ответить

Непроходимо тупыеЭто часто (не всегда) маска. "Я ничего в этом не понимаю, ну-ка объясните еще раз, простыми словами". А сам(а) включила диктофон (со второго раза), чтобы дать послушать запись знакомому, и с ним вместе установить, где его/ее дурят.
Сегодня - довольно частое явление. Иногда пишут и телефонные разговоры с теми же целям - особенно легко это на Android почему-то - там вроде легче отключаются "пики" при начале записи, обычно сопровождающие включение программного диктофона (бесплатных версий).

4
Ответить

почему бесплатно? государственная поддержка? спонсоры?

2
Ответить

Раньше говорили, что дурака учить - только портить.

2
Ответить