Конкурентный анализ SEO. Как правильно подбирать и по каким параметрам анализировать конкурентов
SEO анализ конкурентов - это алгоритм действий, направленных на изучение тематики, определение прямых конкурентов-ЛИДЕРОВ, проработку параметров наиболее оптимизированных сайтов с последующей агрегацией и интеграцией наиболее перспективных технологий на свой сайт
Содержание
Зачем анализировать конкурентов
На этапе создания сайта/бизнеса вы уже провели детальный конкурентный анализ ниши, изучили воронку продаж, выделили прямых соперников рынка и оптимизировали свою маркетинговую стратегию под условия, актуальные в вашей сфере и регионе.
Возникает логичный вопрос, зачем проводить SEO анализ конкурентов?!
Все дело в трафике. Задача поисковой оптимизации или SEO заключается в том, чтобы тянуть весь органический трафик на свой сайт. Однако кроме эмпирических данных у оптимизаторов ничего нет. Все представления специалистов о том, как работают поисковые системы, какие алгоритмы они используют и с какой эффективность - лишь гипотезы, основанные на статистических данных.
Главное оружие SEO специалиста - статистика. Статистика данных, которая позволяет с большей долей вероятности ответить на вопрос будет ли тот или иной метод эффективен для привлечения органического трафика.
Конкурентный SEO анализ - это наиболее точный способ работы со статистикой в динамике
Конкурентный анализ позволяет определить, какие методы продвижения эффективно работают в текущей тематике, регионе и временном отрезке. Понимание принципов работы поисковых систем позволяют SEO оптимизатору, как спрогнозировать дальнейший результат от внедрения стратегических решений, выявленных в результате конкурентного анализа, так и понимать, какие именно внедрения позволили добиться лидерства данным конкурентам.
Как искать конкурентов для SEO анализа
Правильный и эффективный поиск конкурентов для последующего SEO анализа подразумевает, что у вас уже проведены подготовительные работы.
Что именно необходимо сделать до поиска конкурентов?
- Собрать семантическое ядро
- Определиться с целями анализа конкурентов
Семантика позволит вам выделить и сегментировать группы запросов. Выделив маркеры (запросы, которые четко отвечают продвигаемой странице), вы с одной стороны сможете четко понять, продвижение по каким запросам наиболее приоритетно для вас, с другой - получите снайперскую винтовку для точного SEO таргетинга по сайтам-лидерам.
Второй проблемой может быть отсутствие четкого понимания целей анализа. Работа по оптимизации требует детальной проработки разных аспектов и разносторонний подход.
Какими могут быть цели SEO анализа:
- Создание SEO структуры
- Создание типов посадочных страниц
- Создание ссылочной стратегии
- OnPage оптимизация
- Работа с повышением показателя CTR
- Проработка коммерческих факторов
- и т.д.
Целей может быть очень много, однако метод подбора конкурентов зачастую схож.
Тезисно отвечу на вопрос, как искать конкурентов:
- Выделяете группы запросов, по которым будет осуществляться поиск.
- Выбираете регион поиска (зачастую стоит ориентироваться на Москву, т.к. это наиболее конкурентный регион).
- Вбиваете наиболее важные одной группы и выписываете сайты из ТОП 10.
- Смотрите, какие сайты встречаются в ТОПе больше всего и делаете первую выборку.
- Затем анализируете базовые параметры выбранных конкурентов и отсеиваете наименее ценных.
Через несколько таких итераций вы сможете выделить полноценный список конкурентов, которых сможете более детально проанализировать.
Маркерный поиск конкурентов и почему это плохо
При поиске конкурентов по запросам стоит перебрать несколько запросов одного кластера, а не ориентироваться на маркеры
Тактика маркерного поиска не слишком точна (да я говорил, что это снайперская винтовка, но ее еще нужно настроить), т.к. зачастую оптимизаторы идут на хитрость и оптимизируют сайт клиента по основным ВЧ запросам, игнорируя ширину и глубину семантики в рамках одного кластера.
Почему это плохо?
Если говорить с точки зрения бизнеса, то подавляющий процент конверсии относится непосредственно к НЧ и ультра НЧ запросам. Подумайте сами, какой запрос пользователя намекает на то, что он уже готов совершить покупку в вашем магазине:
Купить компьютер 398467 (частота)
ПК zet gaming neo m002 купить20 (частота)
При создании контекстной рекламы специалисты руководствуются именно такой логикой, привлекая больше трафика за меньшие деньги. В SEO некоторые специалисты зачастую пренебрегают этим.
Второй аргумент - это трафик. По результатам анализов весьма серьезных организаций с мировым именем НЧ запросы, учитывая весь охват семантики, аккумулируют больший процент трафика.
Конечно, все данные относительны, но в качестве определенного ориентира стоит держать эту информацию в уме.
Не стоит для поиска конку��ентов использовать самые НЧ запросы, идея в том, чтобы использовать несколько запросов в рамках одного кластера (ВЧ, СЧ)
Итак, вернемся к конкурентам. Для эффективного поиска мы должны подобрать группу запросов из одного кластера и каждый этот запрос вбить в поисковую строку.
По каждому запросы мы выписываем ТОП 10-20 выдачи (откидывая агрегаторов, если у нас не агрегатор). Получается сводная таблица, следующего формата:
Затем все эти сайты (в нашем случае 100) копируем в 1 столбец и убираем дубли. Получится список сайтов которые встречаются в ТОПе по запросам данного кластера.
Далее мы используем формулу "счётесли" или "countif", чтобы посчитать, сколько раз встречались эти сайты или по каким запросам они находятся в ТОПе. Итак, если у вас получилось на выходе 40 сайтов, и из них 5 сайтов встречались по 8 запросам в ТОПе из 10, то отмечаем эти сайты (они проходят в следующих этап кастинга).
На практике это выглядит следующим образом:
Таким образом по 1 кластеру вы находите несколько конкурентов. Так делаете по нескольким кластерам (наиболее приоритетным).
Затем также в столбец размещаете все сайты, которые вы выбрали по результатам кластерной проверки и снова чистите дубли. У вас должно получится от 20 до 50 сайтов. Тут важно понимать, чем выборка будет больше, тем более качественный анализ вы проведете. Далее с помощью формулы счет если определяете сайты, которые чаще всего встречаются в ТОПе по запросам разных кластеров в рамках вашей тематики. Эти сайты охватывают больший спрос, следовательно, их стоит выделить для следующего раунда выбора конкурентов.
В клиентском SEO ключевой ресурс - время, поэтому зачастую так детально разбирать не получается, однако начинающим специалистам стоит понимать простую истину - перед тем как делать что-то быстро, стоит научиться делать это качественно
Получается список сайтов, которые можно брать для дальнейшего анализа и определения лидеров-ниши.
Выбор региона поиска
В подавляющем большинстве случае стоит ориентироваться на Москву. Это наиболее конкурентный регион, и если SEO специалисты вывели сайт в ТОП, то стоит посмотреть, какие технологии они использовали, разгадать их стратегию и применить самим.
Есть случаи, когда необходимо брать именно свой регион (допустим, ваш сайт связан с семантикой, которая используется только у вас в регионе), но в этом случае выдача будет слишком корявой, чтобы искать конкурентов и как-то на нее ровняться.
Почему все-таки Москва?!
- наиболее конкурентный регион
- чистая выдача
- прекрасный город
Если есть время, безусловно стоит провести такой анализ и по другим крупным мегаполисам, но как правило, на это уходит много сил и времени, поэтому можно ограничиться Москвой.
Данный принцип выбора региона не работает для кластеризации! Если выдача позволяет, необходимо группировать запросы в рамках региона продвижения!
Анализ базовых характеристик
Анализ базовых характеристик позволит определить насколько подобранные конкуренты соответствуют вам и выделить из них сильные сайты лидеры, чтобы в последствии более детально анализировать их
Список базовых характеристик для проверки:
- Доменная зона
- Возраст сайта
- Тип сайта - самый важный критерий
- Динамика роста
Базовая проверка - это своеобразный фильтр, который позволяет выбросить из анализа сайты, которые не подходят под определение "прямых конкурентов".
Как видите, в списке собраны самые базовые показатели, которые стоит смотреть. Если вашему сайту два года, а вы сравниваете себя с 25 летним мамонтом - то шанс выработать грамотную и эффективную стратегию на основе анализа резко снижается, т.к. старые сайты получают хорошие позиции не из-за оптимизации, а как правило в силу других показателей (возраст, ссылки, ПФ).
Либо вы сравниваете свой сайт (например это интернет магазин) с каким-нибудь информационником, который также продвигается по похожим ключам - опять же смысла в этом будет немного...
Итак, первым дело стоит определиться с типом сайта-конкурента. Для дальнейшего конкурентного анализа стоит отбирать только сайты идентичные вашему (если интернет магазин - то выбираем только интернет магазины, если агрегатор - то только агрегаторы, если новостник - то только новостник).
Проверка делается следующим образом: вы сразу отсеиваете сайты, не соответствующие вашему типу. Затем оставшиеся сайты проверяете по доменной зоне и возрасту. Если выбор небольшой (например, всего 3-5 сайтов) то не стоит ужесточать критерии выбора, иначе некого будет анализировать.
Сайты, которые по этим показателям приближены к вашему сайту переходят в следующий тур SEO анализа - сравнение динамики видимости. Сайты, которые быстро растут - однозначно ваш выбор. Особенно важно находить быстрорастущие молодые сайты и внимательно изучить их технологии и приемы оптимизации. Наиболее простой способ проверить видимость - это сервис от Мегаиндекса.
Однако, важно понимать, видимость - весьма относительный показатель, и далеко не всегда эти данные коррелируются с реальностью.
На основе данного алгоритма вы уже определитесь с конкурентами лидерами и сможете исследовать их для детального анализа различный областей поисковой оптимизации.
Итог
Подводя итог стоит сказать, что выбор конкурента сводится к сайту, который обладает следующими параметрами:
- Появляется в ТОПе по большинству запросов в вашей тематики
- Имеет тот же тип сайта, что и вы
- Обладает схожим набором базовых характеристик
- Обязательно имеет положительную растущую динамику видимости и позиций
- Желательно, чтобы это был молодой сайт (если сайт молодой и уже лидирует по большинству пунктов, обязательно стоит детально изучить его)
Далее, после того, как удалось подобрать конкурентов, мы сможем возвращаться к анализу отдельных, более узких областей SEO оптимизации.
Предлагаю небольшое голосование: на какой вид конкурентного анализа сделать обзор в следующей статье?