Техническое SEO. Базовый гайд по внутренней SEO-оптимизации сайта

Важным этапом продвижения любого сайта является его внутренняя оптимизация, которая направлена на корректную работу его функционала. Даже при наличии отличного контента, сайт рискует провалиться в ранжировании поисковых систем, если с технической точки зрения он сделан некорректно.

Каким требованиям должен отвечать сайт на базовом уровне, чтобы поисковые системы выделяли его среди аналогичных запросов и поднимали в выдаче и на что должно быть направлено техническое SEO - читайте дальше.

Что такое техническая оптимизация сайта?

Техническая SEO-оптимизация подразумевает комплекс мероприятий, которые позволят улучшить взаимодействие сайта с алгоритмами поисковых систем.

Чтобы сайт получил высокие позиции в выдаче, недостаточно иметь качественный контент, наполненный ключевыми словами и анкорными ссылками, и релевантный запросам в поисковиках. Важно проработать сайт по ключевым элементам, которые составляют техническую оптимизацию:

  • сканирование;

  • индексация;

  • визуализация;

  • структура сайта.

Доведение до совершенства этих показателей позволит повысить качество и скорость сканирования и индексирования страниц сайта поисковыми системами, улучшить пользовательский опыт, увеличить конверсии и авторитетность сайта.

Зачем нужно оптимизировать свой сайт технически?

Работа поисковых систем настроена таким образом, чтобы показывать пользователям наиболее полезный, по их мнению, контент. Существует целый алгоритм, по которому Яндекс, Google и другие системы ведут поиск релевантных запросу сайтов, предварительно сканируя и оценивая веб-страницы по определенным параметрам. Чем лучше отлажены технические настройки, тем удобнее поисковой системе оценить сайт. Как итог отличной оптимизации – попадание в ТОП-10 в поисковой выдаче.

Техническая оптимизация направлена на повышение комфорта пользователей при работе в сети, её основная цель - сделать веб-сайт быстрым, надежным и простым. Пренебрежительное отношение, как и излишний фанатизм, могут обойтись слишком дорого. Лучше придерживаться золотой середины и ориентироваться на потребности пользователя и критерии поисковой системы.

Критерии качества сайта

Главными критериями технического качества сайта являются:

  • скорость загрузки сайта;
  • адаптивность сайта;
  • безопасность сайта
  • карта сайта и индексация;
  • оптимизация структуры;
  • оптимизация контента сайта;

Далее разберем эти критерии более подробно.

Скорость загрузки

Скорость загрузки страницы – одна из первых значимых составляющих, которые влияют на ранжирование сайта. Данный параметр - является частью недавно опубликованного фактора ранжирования Google Core Web Vitals. Считается, что данный параметр аналогичен очному общению людей и задержка при загрузке равносильна длительной паузе при разговоре. Если страница прогружается более чем за три секунды, пользователи теряют к ней интерес. Для большинства сайтов это однозначная потеря клиентов и снижение прибыли.

Тем не менее, данный показатель остается «больным» местом оптимизаторов, поскольку обилие картинок или наличие ошибок разработчиков могут привести к критической потере скорости сайта. Прежде чем регулировать данный показатель, важно понимать, какие факторы влияют на скорость загрузки страницы. Прежде всего это:

  • скорость ответа сервера;
  • время прихода первого байта (TTFB);
  • время обработки кода страницы и загрузки контента;
  • начало рендеринга (появление видимости страницы).

Данные показатели зависят от различных критериев (чистоты кода страницы, правильности структуры сайта и верстки, веса файлов) и напрямую влияют на ранжирование. Так, чем меньше TTFB, тем выше страница в выдаче Google. При выборе хостинга следует остановиться на таком варианте, который имеет наилучшую скорость доступа к сайту и наименьший период недоступности ресурса при технических неполадках.

Определить скорость загрузки сайта можно с помощью бесплатного инструмента Google Page Speed Insights

Адаптированность под мобильные устройства

Большинство пользователей ценит свое время и предпочитают иметь доступ к сайтам с любого устройства. Поэтому мобильная версия является ещё одним важным критерием удержания позиций в ТОПе. Если «хромает» интерфейс страницы при загрузке с мобильного устройства или она неудобна для чтения, скорее всего пользователь предпочтет её покинуть.

Специальные программы, такие как Яндекс.Метрика и Google Search Console, позволяют вычислить и сравнить процент «уходов» со страницы со стационарных ПК и мобильных устройств. Если последних больше, это сигнал к тому, что нужно вплотную заняться адаптированием сайта.

Но даже при отличной адаптированности, скорость загрузки остается важным показателем. Он может существенно отличаться от версии для ПК и влиять на результат ранжирования. Поэтому при запуске сайта, его необходимо проверить на популярных мобильных браузерах.

При этом следует учитывать, что поисковая выдача для мобильных и десктопных версий сайта в разных браузерах отличается. Так, Яндекс имеет общую выдачу, поэтому отсутствие мобильной версии может полностью пессимизировать ресурс (то есть, понизить его позиции в поисковике). Google разделяет выдачу, но приоритетом служит мобильная версия. Её отсутствие повлияет на ранжирование.

Безопасность

Еще в 2014 году Google определил использование SSL протокола как фактора ранжирования. SSL (Secure Sockets Layer) — это сертификат, который подтверждает подлинность веб-сайта. Он подтверждает, что у вашего домена есть индивидуальный ключ, с помощью которого информация между сервером и пользователем зашифровывается, а значит устанавливается безопасное соединение.

Определить использование защищенного протокола достаточно просто, для этого нужно обратить внимание на строку URL. SSL-сертификат обозначается доменом, начинающимся с «https://», а не с «http://», а также символом замка в строке URL.

Сканирование и индексация: основные принципы и влияние на результат оптимизации

Чтобы сайт попал в выдачу поисковых систем, необходим корректный поисковый индекс. Он означает, что поисковик оценил и запомнил страницу, и будет показывать её при соответствующем запросе.

Сканирование – это начальный этап, когда система «отправляет» на знакомство с сайтом своих роботов, краулеров или спайдеров. «Бегая» по страницам, они считывают данные и индексируют их. После этого поисковик анализирует информацию, определяет ключи для каждой страницы и сохраняет данные в поисковом индексе. Каждая поисковая система проводит индексацию по собственным принципам.

Так, индексация в Google проходит по мобильной версии сайта. При этом индексы в Google постоянно обновляются. Качество страниц и их релевантность определяется по более чем 200 факторам ранжирования; выбираются самые качественные, которые и попадают в выдачу запроса. При этом некачественные страницы понижаются в рейтинге, но из индекса не удаляются.

Большое значение в эффективности сканирования и индексации имеет архитектура сайта. Чем глубже построение и чем дальше страницы располагаются от домашней, тем сложнее системе их идентифицировать. А при наличии большого количества внутренних ссылок, поисковикам становится ещё сложнее.

Поэтому лучше придерживаться плоского построения, которое является более удобным как для роботов, так и для пользователей. В этом случае сохраняется правило «трех кликов» для попадания на нужную страницу с главной.

Ещё один момент, который помогает поисковикам в индексировании – правильно настроенные внутренние ссылки. Они должны вести с главной на наиболее релевантные страницы. Такую связь роботы обнаруживают быстрее, и ничего не теряется при сканировании.

Для того чтобы указать поисковому роботу на страницы, их приоритетность, открыть или закрыть определенные страницы необходимо добавить файлы XML sitemap и Robots.txt

XML sitemap (Карта сайта)

Этот инструмент включает в себя список страниц, по которым поисковые системы сканируют и индексируют сайт. Для роботов карта создается в формате XML sitemap, который включает ссылки, на которые система будет опираться при индексации и учитывать при ранжировании. Также система может считывать карту по постам, тегам, изображениям и по дате последнего изменения.

И хотя XML sitemap менее важный фактор для СЕО-оптимизации, чем мобильная версия сайта, он может содержать важную информацию для роботов, такую как:

  • дата последнего изменения страницы;
  • частотность обновления страницы;
  • приоритетность страниц сайта.

Протестировать корректность XML sitemap можно с помощью консоли для вебмастеров Google Search Console, которая покажет, как и что видит поисковая система сайт при сканировании. Иногда в отчете индексирования можно увидеть, что Google Search Console не может полностью визуализировать контент, поскольку полное сканирование по каким-то причинам не возможно.

В этом случае оптимизаторы запускают на сайт «лягушку» - программу Screaming Frog которая находит и показывает практически все распространенные проблемы или ошибки, например, битые ссылки. Это позволяет сеошникам быстро вносить исправления или запланировать более масштабные работы, такие как исправление метаописаний.

Robots.txt

Индексация сайта часто проходит не так быстро, как хотелось бы оптимизатору. На скорость процесса влияют различные факторы, от количества страниц до краулингового бюджета. Но если повлиять на сам процесс сеошник не в силах, то выстроить стратегию обхода сайта для поискового робота вполне возможно.

Robots.txt представляет собой файл, в котором сеошник указывает различную информацию, например, сведения о поисковых роботов или вносит запрет на сканирование определенных страниц. Это помогает системе не тратить время на лишние операции.

К обязательным сведениям, которые указываются в robots.txt, относится адрес карты сайта, чтобы поисковые роботы смогли его быстрее найти. Проверить корректность файла можно также с помощью Google Search Console.

Оптимизация структуры сайта

На данный критерий также обращают внимание, проводя аудит сайта на предмет технической оптимизации. Кроме карты сайта для поисковиков необходимо добавить дополнительные атрибуты структуры сайта, которая была бы понятна не только роботам, но и пользователям. Структура показывает иерархию страниц и их взаимосвязь. Продуманная структура позволяет пользователю легко ориентироваться между страниц и быстро находить контент, а поисковым системам лучше их понимать, полнее индексировать. Кроме того, грамотная структура позволяет легко добавлять новые элементы.

Для SEO правильная структура важна, прежде всего, с нескольких ракурсов:

  • влияние на поведенческие реакции пользователей (время нахождения на сайте и глубина просмотра страниц);
  • простота и точность индексации;
  • лучшее взаимодействие поисковиков с сайтом и его понимание;
  • исключение ошибок, влияющих на ранжирование;
  • дополнительные ссылки в поисковой выдаче.

Чтобы грамотно построить структуру, нужно понимать, на что в первую очередь стоит обращать внимание.

«Bread crumbs» (хлебные крошки)

Этот инструмент показывает навигационный путь от главной страницы к той, которую просматривает пользователь. Таким образом можно собрать информацию о наиболее часто посещаемых страницах, пути перехода к ним, чтобы добавить внутренние ссылки. Это помогает пользователям и поисковым роботам быстрее находить нужные страницы.

«Хлебные крошки» помогают не только улучшить юзабилити и сделать более понятным для пользователей расположение страниц, а также участвуют в перелинковке и распределении ссылочного веса.

Чтобы крошки корректно работали, необходимо соблюдать определенные требования.

  • Все промежуточные страницы должны иметь «bread crumbs».
  • Текущая страница, которая последней отражается в навигационном пути, не должна содержать ссылку на себя.
  • Чтобы вся цепочка отобразилась на странице поиска, необходима разметка крошек, которая делается с помощью HTML-тегов. Они дают информацию поисковикам о типе контента.

Структура URL. Правильное построение ссылок

URL-адрес всегда отображается в результате поиска и для системы этот показатель важен с позиции быстрого оценивания содержания страницы. URL выглядит более привлекательно и кликабельно, когда состоит не из абстрактного набора цифр и букв, а имеет описательные категории, по которым удобно искать нужный контент.

Несмотря на то, что поисковики умеют распознавать любые URL, лучше не полениться и составить их правильно, по всем критериям оптимизации.

  • Ключевые слова в URL помогают улучшить ранжирование.
  • Лучше не использовать в URL хэш, поскольку такие адреса страниц чаще всего не индексируются.
  • Для разделения слов использовать дефисы – это подскажет поисковику, что это отдельные слова. Такие адреса лучше воспринимаются и ранжируются.
  • Короткие URL предпочтительнее, поскольку система быстрее и точнее определяет её содержание.
  • Кликабельность URL зависит от его доступности для понимания пользователям. Они гораздо лучше переходят по ссылкам, когда могут прочитать, куда они приведут.
  • Составлять URL только из строчных букв, чтобы не создавать путаницы в поисковых системах.

Таким образом короткие и максимально понятные адреса помогут улучшить ранжирование и изменить положение сайта в поисковой выдаче.

Внутренняя перелинковка

Внутренняя перелинковка - это связывание страниц между собой путем создания гиперссылок на связанные по смыслу страницы оптимизируемого сайта. С помощью перелинковки вес со страниц распределяется по всему сайту. Такой прием позволяет поднять ресурс в ранжировании по низкочастотным запросам, а также увеличить число переходов внутри сайта.

Внутренняя перелинковка чрезвычайно полезна для оптимизации, поскольку не только позволяет пользователям быстро и удобно перемещаться внутри ресурса, но и помогает роботам распознать наиболее релевантные страницы.

Настройка редиректов

В случае замены имени сайта после ребрендинга многие владельцы сталкиваются с «проседанием» в выдаче и огромной потерей трафика. Это связано с некорректной настройкой редиректа (автоматического направления посетителя с одного адреса на другой). С правильно настроенным редиректом, при попадании на страницу с измененным именем, пользователь просто автоматически перенаправляется по новому URL-адресу, чаще всего даже этого не замечая. В этом случае сохраняется ссылочная значимость изначальной страницы (донора) при передаче на страницу акцептора. Перенаправление происходит без нарушения правил поисковых систем и ущерба для пользователя. Таким образом, редирект помогает пользователю попасть с уже неактуальных страниц на активные.

Редирект используют в следующих случаях:

  • при перенаправлении с http на https;
  • при переходе с адреса с www на адрес без www;
  • при переезде сайта на другой домен, чтобы исключить потерю трафика;
  • если необходимо перенаправить посетителей на другую страницу;
  • при перенаправлении на мобильную версию сайта.

В каждом случае редирект имеет свой код состояния HTTP, по которому роботы и поисковые системы понимают, какой вид перенаправления требуется. Например, редирект 301 указывает на то, что страница навсегда перемещена по новому адресу. В этом случае браузер быстро переводит пользователя на актуальную страницу.

По редиректу 302 посетителя временно перенаправляют на новые страницы. Так делают интернет-магазины, переводя потенциальных покупателей на страницы с актуальным товаром. С таким кодом нужно быть предельно осторожным, поскольку в этом случае ссылочный вес исходной страницы акцептору не передается, и поисковые системы воспринимают эти страницы как дубли. Как итог, одна из страниц исключается из выдачи.

Редиректы 303 и 307 также являются временными и перенаправляют трафик на новую страницу, которая частично дублирует запрошенную.

Проверить корректность работы редиректа можно в браузере, предварительно очистив кэш или используя специальные сервисы.

Мультиязычность

Для улучшения пользовательского опыта и расширения возможностей ранжирования в разных регионах необходимо настроить разные языковые версии. То есть для одного и того же контента, переведенного на сайте на разные языки нужно указать принадлежность к региону и языку. Это облегчит понимание мультиязычной архитектуры для поисковых систем. Чтобы показать пользователю релевантны языку контент необходимо использовать hreflang-разметку, то есть атрибут ссылки rel = ”alternate” hreflang = ”x”.

Оптимизация контента сайта

Необходимо технически оптимизировать как сайт в целом, так и определенные страницы и части контента. Качество сайта не является определяющим показателем для SEO с точки зрения технического аудита, но имеет большое значение для пользователей. Каким бы правильно настроенными не был ресурс, если он не заинтересует пользователей своим содержимым, он проиграет в конверсии более интересному контенту. Поэтому данному показателю стоит уделить внимание.

Создавая контент, нужно придерживаться определенных критериев.

  • Визуальная привлекательность. Пользователь определяет, захочет ли он познакомиться с контентом, в первые 5 секунд и за это время он должен быть заинтересован. Текст должен быть разбит на блоки, а картинки располагаться на уровне «бегающих глаз» по траектории буквы Z.
  • Польза. Контент должен нести максимум информации по запросу.
  • Уникальность. При большом количестве однотипных текстов, важно найти, чем зацепить пользователя.
  • Объем. Слишком большие тексты, не разделенные подзаголовками, выглядят нечитабельно и скорее всего не задержат пользователя на странице.

Кроме того контент должен быть понятным для любого пользователя, на что в первую очередь стоит делать упор.

Метатеги

Этот инструмент помогает структурировать данные о странице, а поисковым роботам быстро распознавать тематику контента. Метатеги должны быть понятными прежде всего поисковой системе, чтобы она могла легко определить приоритетную выдачу по запросу пользователя.

Основными тегами, которые система использует чаще, всего являются Title, Description и заголовки H1-H3. Их система сопоставляет с ключевыми запросами и от того, насколько правильно они составлены, зависит положение сайта в выдаче. Оптимизация тегов заключается в возможности их быстрого распознавания поисковиками и возможностью быстрого редактирования.

Структурированные данные

Мы уже выделяли Breadcrumbs выше, так как они являются важными структурированными данными для определения структуры сайта. Но разметка структурированных данных может быть куда более разнообразной.

Микроразметка не имеет прямой корреляции между ее наличием и позицией страницы в поисковых системах, но при этом она является важным фактором, заставляющим пользователя перейти на продвигаемый ресурс. Так как при использовании разметки Schema.org, Open Graph, JSON-LD отдельно друг от друга или вместе появляются расширенные сниппеты.

Расширенные сниппеты - это визуальное представление продвигаемой страницы на странице поисковой выдачи. Расширенные сниппеты привлекают больше внимания и увеличивают кликабельность, а следовательно и доходы оптимизаторов и владельцев сайтов.

Проставить микроразметку можно с помощью одного из множества сервисов, например с помощью Google Markup Helper или маркера данных Google.Проверить структурированные данные на ошибки можно с помощью Google Structured Data Testing Tool.

Определить как структурированные данные работают в поисковой выдаче можно с помощью сервиса проверки поисковых позиций SEOGUN.

Пример отображения блоков расширенной выдачи SERP features в сервисе SEOGUN (overview)
Пример отображения блоков расширенной выдачи SERP features в сервисе SEOGUN (Keywords)

Сервис удобен тем, что для определения их наличия не нужно дополнительных действий, достаточно проводить свои рутинные работы - забить в сервис ключевые слова для проверки позиций и на страницах Keywords и Overview автоматически можно будет увидеть самые важные SERP features и сразу определить какие из них присутствуют в выдаче, а по каким ранжируются страницы вашего сайта

SEO-оптимизация изображений и крупных файлов

Изображения – неотъемлемая часть любого сайта, которые также требуют оптимизации. Преимуществом правильного размещения картинок и их поисковой оптимизации является не только повышение релевантности страницы и её позиции в выдаче. Картинки со страницы появляются в выдаче изображений Яндекса и Гугла, а это однозначно привлечет трафик.

При оптимизации учитывают следующие показатели изображений, на которые обращают особое внимание.

  • Размер картинки. В этом случае предпочтение лучше отдать крупным изображениям. При обнаружении дублированных картинок, поисковики выберут ту, что крупнее. Но и здесь важно не «перемудрить». Так, слишком большие фото или картинки лучше размещать на отдельной странице. К ним приведет ссылка с главной, на которой размещают превью изображения. Небольшие картинки также не должны быть слишком маленькими иначе поисковик примет их за элемент дизайна, который в выдачу не проходит. Поэтому лучше не использовать изображения меньше 150 пикселей.
    Ошибкой неумелой оптимизации является сжатие крупных картинок с помощью стилей. В этом случае происходит искажение изображения, а также при загрузке оно медленно прогружается, что увеличивает общее время загрузки страницы.
  • Расположение. От места расположения изображения в тексте зависит, как её оценят поисковые системы, которые пока не могут точно распознавать суть рисунка без текстовой подсказки. Размещение картинки ближе к тексту или в его окружении поможет поисковикам оценить содержание изображения и определить его релевантность. Одним из способов конкретизировать картинку является подпись под ней. Этот прием особенно актуален, если на странице мало текста. Подпись также требует SEO-оптимизации, поскольку именно по ключам поисковые системы оценивают тематику изображения и его соответствие запросам пользователей.
  • Атрибуты изображения. Их используют для описания картинок, если по каким-то причинам их отображение недоступно. Например, атрибут alt раскрывает посетителю суть картинок, если в его браузере отключено их отображение. Оптимизация в атрибуте alt положительно повлияет на оптимизацию всей страницы, поэтому не стоит пренебрегать заполнением поля описания.
    Ещё один атрибут title, который отображается в виде всплывающего описания, также помогает при SEO-оптимизации изображений.
  • ЧПУ названия. Маленький, но существенный нюанс, который позитивно повлияет на оптимизацию – соотнести изображение и его названием по ключевому элементу. Так, если основным элементом изображения является дерево, то в названии стоит так и написать – derevo.jpg. Такую маркировку поисковики воспринимают лучше, чем с присвоением номера рисунку.
  • Формат. Основное работающее правило – чем меньше вес, тем быстрее загрузка. Среди большинства форматов изображений, наиболее оптимизированными считаются jpg, .png, .gif, которые имеют оптимальное сочетание размера и веса изображения.

Что касается крупных текстовых файлов, то здесь основным моментом можно выделить их структурирование с использованием заголовков H1-H6, маркированных и нумерованных списков, выделение абзацев. Также нужно помнить о мета-тегах, которые влияют на ранжирование, попадая в сниппеты поисковиков.

Сервисы для технического аудита

Для проведения технического аудита SEO-оптимизаторы используют различные инструменты, которые оптимально дополняют друг друга. В зависимости от объемов данных вам могут подойти как платные, так и бесплатные сервисы.

Наверное самым популярным среди таких сервисов остается Screaming Frog SEO Spider https://www.screamingfrog.co.uk/seo-spider/pricing/ , его бесплатной версии будет достаточно для небольшого сайта, содержащего до 500 страниц.

Схожим по функционалу будет Netpeak Spider https://netpeaksoftware.com/ru/spider .

Кроме того, существуют отдельные программы, позволяющие оценить и проанализировать сайт по отдельным показателям. Многие уже были упомянуты выше. Отметим, что для определения качества проведения технических работ важно не только изменение в технических параметрах сайта, но также важно отслеживать изменение позиций сайта. Следить за позициями сайтов можно с помощью сервиса по проверке позиций SEOGUN.

Вывод

Технический аспект в SEO один из наиболее значимых. Его можно провести как самостоятельно, так и с помощью специалистов, но при любом из этих вариантов вам будут необходимы специализированные сервисы, которые упростят и без того ресурсоемкую работу. Также мы определили показатели базового технического аудита и подобрали для вас наиболее важные сервисы для проведения технических SEO работ.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Чайка О.

Кто же вам запросы для статьи собирал? *не отвечайте

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

В результате релевантность смещается. Мегаиндекс показывает релевантность по топу почти 80% для двух разных кластеров.

Ответить
Развернуть ветку
Roman F

Смотрю дизайн вашего сайта-сервиса - кровища, маркированные списки - пулевые отверстия, "большой ствол"...
👍👍👍

Ответить
Развернуть ветку
SEOGUN
Автор

Спасибо, что оценили наш дизайн. Заходите в сервис и оцените функционал)

Ответить
Развернуть ветку
Michael

А в чем смысл сервиса при живом топ визоре?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А к чему вы JSON-LD воткнули рядом со "Схемой" и OG? Это синтаксис и способ внедрения той же "Схемы".
И не в сниппетах там дело по факту, а в возможности дать поисковой системе понять, что вся вот эта кучка одинакового текстового хлама - вовсе даже разные товарные карточки. Не хотите влететь под МПК и "тонкий контент" - внедряете продуктовую разметку.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда