SEO для CEO. Продвижение в поиске без денег, знаний и опыта

Меня зовут Валерий Алексеев, я являюсь руководителем веб-студии #VA . В перерывах между работой над сайтами клиентов я экспериментирую с поисковым продвижением собственной студии. В данной статье я бы хотел разобрать основы SEO-продвижения, с которыми может справиться самостоятельно любой человек, имеющий минимальные навыки написания текстов.

Заранее предрекая кучу негативных комментариев, хочу вновь подчеркнуть: данная статья не является обучающей, не нужно брать с нас пример. В таких случаях обычно принято добавлять дисклеймер:

SEO для CEO. Продвижение в поиске без денег, знаний и опыта

Гораздо более продуктивно и полезно будет, если специалисты в области SEO поправят нас и укажут на допущенные ошибки. Это одновременно поможет и нам, и всем, кого заинтересовал данный материал.

На кого же направлена данная статья? На небольшие компании, которые пока по определённым причинам не могут позволить себе полноценное SEO-продвижение, но хотят использовать возможности своего сайта для отображения компании в поисковой выдаче. Вероятно, наши простые советы покажутся кому-то полезными.

Результаты

Да, всё верно — расскажем немного о своих результатах в начале статьи, чтобы заслужить чуть больше читательского доверия.

Небольшой веб-студии было бы трудно продвигаться по прямым запросам, что называется «в лоб». То есть, если мы занимаемся сайтами, пытаться пробиться в поиске по запросам «разработка сайтов» или «веб-студия» — не самое правильное решение. Конкуренция по таким запросам бешеная.

Вместо этого мы выбрали довольно популярную стратегию продвижения по запросам низкой и средней частоты. В среднем, ключевые фразы, под которые мы пишем статьи, имеют до 10000 запросов в месяц.

Мы используем сервис <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fline.pr-cy.ru%2F&postId=56241" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Line</a> от PR.CY для отслеживания позиций сайта по нужным ключевым запросам.
Мы используем сервис Line от PR.CY для отслеживания позиций сайта по нужным ключевым запросам.

У нашей студии два направления — основное (разработка сайтов) и образовательное (онлайн-курсы для дизайнеров). Немного статистики:

  • 4 из 5 студентов курса в марте 2019 года пришли из поиска по запросу «курсы веб-дизайна»;
  • Статья-сравнение платформ WordPress и Битрикс принесла нам 2 проекта на разработку сайта суммарным бюджетом около 300 000 рублей. Затраты на статью — 0 рублей (не считая трёх часов личного времени);
  • В среднем мы получаем 200-250 уникальных посетителей на сайт ежедневно (в будние дни).
Данные Яндекс.Метрики с указанием основных ключевых моментов продвижения нашего сайта через блог
Данные Яндекс.Метрики с указанием основных ключевых моментов продвижения нашего сайта через блог

Конечно, продвижение сайта веб-студии даётся чуть проще, чем раскрутка сайта компаний из других сфер. Копирайты со ссылкой на наш сайт в подвале сайтов заказчиков передают нам часть веса и немного помогают в продвижении. Тем не менее, советы, изложенные ниже могут пригодиться всем, кто хочет самостоятельно продвинуть свой сайт в поиске, без затрат на специалистов.

Что требуется?

Для того, чтобы заниматься продвижением своего сайта и не наломать дров, рекомендую вам ознакомиться с небольшим списком требований — в первую очередь к самому себе:

  1. Грамотная речь. Если у вас есть проблемы с изложением мыслей, или же вас постоянно преследуют грамматические ошибки, не стоит в это ввязываться. В первую очередь, материалы, которые вы публикуете на сайте, должны быть качественными.
  2. Базовые навыки разметки текста. Речь не об HTML, а о банальном использовании параграфов, заголовков, списков и других элементов. Ваши статьи должны читаться легко.
  3. Полезная информация. Статьи ради статей — не самая лучшая идея. Посетитель сайта должен получить ответы на интересующие его вопросы. Если берётесь решать проблему посетителя — решайте.
  4. Минимальные навыки работы с данными. Продвижение собственного сайта — это не только создание контента, но и отслеживание показателей посещаемости сайта.

Если хотя бы с одним из этих пунктов имеются трудности, продвижение сайта одними лишь собственными силами может стать для вас проблемой. В этом случае рекомендуем сперва немного подтянуть необходимые навыки.

Процесс продвижения

Итак, всем требованиям вы удовлетворяете, что дальше? Можно начинать подготовку сайта и контента для него. Обо всём по-порядку.

1. Подготовка сайта

Здесь и далее — все практические советы будем собирать в пошаговые списки, чтобы при чтении вам было проще ориентироваться.

Начинаем с подготовки сайта (ещё раз повторюсь, все действия можно выполнить либо самостоятельно, либо обратившись к администратору вашего сайта).

  1. Организуем на сайте место для публикации статей. Кто-то может назвать этот раздел «Полезные статьи» или «Онлайн-ресурсы», не столь важно. В большинстве случаев речь идёт о блоге.
  2. Выкидываем весь мусор, замедляющий работу сайта и загрузку страниц. Постарайтесь хотя бы на страницах блога избавиться от перегруза. Если используете готовый шаблон с кучей скриптов — отключите их в разделе блога, где всё это, как правило, не нужно. Если у сайта нет адаптивной версии — делаем.
  3. Устанавливаем сервисы аналитики. Для начального уровня достаточно Метрики от Яндекса.
  4. Подключаем сайт к Вебмастеру Яндекса и Google Search Console. Это важно, здесь поисковики будут делиться с вами данными о том, как индексируется сайт.
  5. Настраиваем автоматически генерируемую карту сайта. Тут всё зависит от вашей CMS. Например, на WordPress мы используем плагин Yoast SEO, который берёт на себя огромную часть задач по SEO.
  6. После настройки добавляем карту сайта в панели веб-мастеров Яндекс и Google. Теперь поисковики будут знать всё о структуре вашего сайта.

Это базовая подготовка сайта к продвижению. Данных действий будет достаточно для старта. В процессе раскрутки сайта можно заниматься дополнительными настройками вроде кэширования, выбивания 100 очков в Google PageSpeed или микроразметки.

2. Выбор темы для публикации

Казалось бы, всё настроено, всё работает, всё индексируется — бери и пиши что угодно. Чем больше, тем лучше! Однако, не всё так просто. Один из важнейших этапов самостоятельного SEO-продвижения — определение ядра ключевых запросов.

Профессиональное SEO-агентство на этом шаге проведёт глубокий анализ ваших позиций, конкурентов и рынка в целом, и предоставит вам гору отчётов с чётко продуманной стратегией продвижения.

Всё то же самое, только на гораздо менее профессиональном уровне необходимо сделать вам. Ваша задача на данном этапе — собрать список поисковых запросов, по которым вы хотите появляться в результатах поисковой выдачи.

Для начала их можно собирать без какой-либо систематизации. Тупо в один длинный список или таблицу. Но где же их взять, эти ключевики?

2.1. Услуги вашей компании

Первое, на что следует обратить внимание — услуги, которые предоставляет ваша компания. Зачастую, ради повышения продаж этих самых услуг и затевается любое продвижение.

2.2. Вопросы клиентов

Также рекомендуем выписать все вопросы, с которыми к вам обращаются потенциальные покупатели. Очень часто эти вопросы могут волновать пользователя ещё на этапе поиска в Интернете. Если ответы на них «случайно» попадутся на глаза на первых страницах поисковой выдачи, обе стороны от этого только выиграют.

2.3. Подсказки Google

Одинаковые по смыслу фразы могут набираться в поиске совершенно по-разному. Также пользователи поисковиков часто любят добавлять уточняющие слова, чтобы сузить круг поиска.

Подсказки Google по запросу «курсы веб дизайна»
Подсказки Google по запросу «курсы веб дизайна»

В этом случае бывает полезно прокрутить результаты поиска Google до конца, чтобы увидеть дополнительные ключевые фразы, которые можно использовать при написании материалов.

2.4. Яндекс.Wordstat

После того, как основной список ключевых запросов собран, можно воспользоваться решением от Яндекса, чтобы ещё немного расширить перечень фраз и определить их популярность.

Результаты работы Яндекс.Wordstat по запросу «курсы веб-дизайна»
Результаты работы Яндекс.Wordstat по запросу «курсы веб-дизайна»

Данный инструмент позволяет узнать количество запросов пользователями определённых ключевых фраз в месяц. Сервис полезен ещё и тем, что помимо указанной фразы выдаёт результаты по похожим и производным выражениям.

2.5. Кластеризация ключевых фраз

Предположим, в наш итоговый список ключевых слов попали фразы «курсы веб дизайна», «курсы веб дизайна цены» и «бесплатные курсы веб дизайна». Вместо того, чтобы писать три отдельных статьи, можно включить три похожих запроса в одну статью. Но делать это стоит органично, дабы не нарушать логику и структуру публикации.

Вышеупомянутый сервис Line также позволяет объединять слова в кластеры на основе анализа поисковой выдачи. Но полностью полагаться на автоматику мы не рекомендуем.
Вышеупомянутый сервис Line также позволяет объединять слова в кластеры на основе анализа поисковой выдачи. Но полностью полагаться на автоматику мы не рекомендуем.

На этапе кластеризации необходимо оценить список ключевых запросов и прикинуть, какие из вариантов можно использовать совместно в рамках одного материала. В итоге вы получите группы поисковых запросов, объединённые единой тематикой, которую можно взять за основу для написания статьи.

Результаты этого этапа плавно перетекают в следующий большой шаг, посвящённый подготовке публикаций.

3. Написание статей

Пожалуй, самая интересная и творческая часть работы по продвижению сайта своими силами — подготовка публикаций.

3.1. Структура статьи

Для начала определите скелет будущей статьи. Используйте заголовки H2-H6 для того, чтобы определить основный разделы и подразделы публикации. В этом вам пригодятся различные вариации ключевых фраз, собранные ранее в основном кластере.

Создание чёткой структуры статьи полезно как для автора, так и для будущих посетителей сайта. Согласитесь, намного проще ориентироваться в публикациях, выстроенных по понятному сценарию.

Создание чёткой структуры статьи полезно как для автора, так и для будущих посетителей сайта. Согласитесь, намного проще ориентироваться в публикациях, выстроенных по понятному сценарию.

Не забывайте использовать в тексте статьи и другие элементы помимо заголовков и параграфов. Списки, цитаты, изображения и таблицы — помогут снять напряжение посетителя при чтении длинного материала.

3.2. SEO-рекомендации

Здесь всё просто — есть ряд рекомендаций и правил, которых следует придерживаться в процессе написания статей. Эти правила выявляются на основе анализа поведения поисковиков, их предпочтений и особенностей работы.

Как уже говорилось выше, в своих проектах мы используем готовый плагин для WordPress — Yoast SEO. По ходу написания материалов он анализирует контент и даёт рекомендации. Вот некоторые их них:

  • Определите одну главную ключевую фразу для всей статьи. На основе неё будет анализироваться контент и предлагаться рекомендации по улучшению текста.
  • Используйте ключевую фразу в заголовке статьи как можно ближе к началу.
  • По возможности используйте ключевую фразу в других заголовках по ходу текста. В этом вам поможет выбранный ранее кластер ключевых слов.
  • Используйте главную ключевую фразу как можно раньше по тексту. Идеальный вариант — первый абзац.
  • Добавьте одно или несколько изображений по ходу текста. Обязательно укажите главную ключевую фразу в alt-тегах изображений.
  • Добавьте одну или несколько ссылок на другие страницы вашего сайта. Также рекомендуется добавить хотя бы одну ссылку на сторонние сайты. Например, вы можете сослаться на какое-либо исследование или статью Wikipedia.
  • Обязательно заполните meta-описание страницы с использованием основной ключевой фразы.

На самом деле, этих рекомендаций намного больше. Мы вынесли в этот список те из них, которые кажутся нам наиболее существенными.

Несмотря на вышеуказанный свод правил, при написании статей для сайта в первую очередь стоит ориентироваться на удобство чтения материала конечным пользователем.

Не забывайте, что помимо текстов, поисковые системы также учитывают поведенческий фактор. Если для улучшения позиций в поиске вы будете «заваливать» страницы неорганично вписанными ключевыми фразами, в конечном итоге это может сказаться на поведении посетителей и увеличении показателя отказов.

4. После публикации

Если карта сайта настроена правильно, рано или поздно поисковики обнаружат вашу новую статью, проиндексируют её и добавят в поисковую выдачу.

Периодичность, с которой поисковики индексируют страницы зависит от конкретного сайта, частоты размещения новых публикаций на нём и прочих факторов.

SEO для CEO. Продвижение в поиске без денег, знаний и опыта

Для того, чтобы помочь поисковикам «увидеть» вашу новую страницу и проверить её в ускоренном режиме, вы можете вручную добавить адрес публикации в админ-панели веб-мастера и запросить её индексирование.

Аналитика

Для того, чтобы отслеживать позиции сайта, после публикации нового материала мы, как правило, добавляем его ключевые слова в сервис Line и ежедневно замеряем передвижения страница по поисковой выдаче.

SEO для CEO. Продвижение в поиске без денег, знаний и опыта

Дальше всё зависит от особенностей вашего сайта, поисковой системы и её алгоритмов. Некоторые наши статьи появлялись на первых местах поисковой выдачи сразу после добавления в панели веб-мастера, а затем «улетали» в конец списка и после этого плавно поднимались наверх с течением времени.

На этом, пожалуй, можно закончить наш краткий инструктаж. Надеюсь, этот материал не оказался слишком сложным для неподготовленного читателя. Ну и конечно же, если у вас есть опыт в SEO, будет здорово, если вы поделитесь в комментариях своей здравой критикой и дадите нам пару советов. Спасибо за внимание.

44
Начать дискуссию