Почему 9 из 10 SEO-специалистов сидят и будут сидеть на зарплате офисного клерка

Про специалистов в SEO было написано огромное количество статей. Отношение к ним со стороны клиентов – прямое отражение результатов сотрудничества. Со стороны самих специалистов – уровень реализации амбиций. Попробую разложить по полочкам с точки зрения человека, который между оптимизаторами и клиентами, – владельца агентства.

Последние 8 лет я руковожу SEO-специалистами. Приходилось сотрудничать и с новичками, которые пришли только после курсов, и с крутыми ребятами с именем, которые работали в лучших агентствах и компаниях. Это к слову о том, почему я позволил себе написать такой материал.

Сколько должен зарабатывать SEO-специалист? От чего зависит уровень зарплаты? Почему одни получают тысячи долларов, а другие – зарплату чуть выше среднего? Теперь только мой опыт.

В своем агентстве я стараюсь сделать все, чтобы каждый специалист понимал, как ему повысить свой уровень зарплаты и от чего она вообще не зависит.

В первую очередь, нужно дать понимание того, какие причины повышения зарплаты не рассматриваются.

  • Работаю уже много лет – самый необоснованный аргумент, который, надеюсь, всем понятен, более того, это еще и сигнал определенного потолка.
  • Много развиваюсь и имею хорошие теоретические знания – хорошо это или плохо, но в случае агентства теоретики не нужны, результат делают практики.
  • Выполняю задачи быстро и качественно – это в принципе должен делать каждый, но вопрос в понимании того, для чего ты их делаешь и какой результат это дает.
  • Подорожала колбаса, хочу путешествовать, решил менять свою жизнь – тут все понятно, нужно просто объяснить, что твоя колбаса тоже подорожала, и клиента, и государства, и вообще все в равных условия. Но что изменилось?

Все разговоры выше для меня часто ставят определенную точку в понимании, куда движется специалист. И это не про то, какой я жадный и плохой руководитель, а про то, что хороший оптимизатор думает в другом направлении и никогда не будет строить разговор таким образом.

Что нужно специалисту, чтобы повысить свой уровень внутри нашей команды?

  • Результаты работы. Я могу показать результат конкретного проекта, который был достигнут благодаря моим действиям.
  • Объяснение результата. Я могу объяснить, что привело к такому итогу.
  • Проекция на бизнес. Я могу объяснить, как это повлияло на бизнес клиента и что изменилось для него.
  • Долгосрочная стратегия. Я могу прописать план действий и прогноз результата на несколько кварталов вперед, который позволит взять новую планку.
  • Самостоятельность. Я способен решить вопросы по проекту самостоятельно – мне не нужен контроль сверху.
  • Ответственность. Я готов брать на себя ответственность и решать вопросы проекта, не буду от нее уходить, даже если я ошибаюсь. Я найду решение.

Это основные и понятные критерии того, почему люди растут или нет.

Как я анализирую работу над проектом

Для меня существует несколько основных критериев качества работы с проектом. Помимо результата, для меня важно понимание именно этих пунктов. Проект при этом может быть абсолютно любой, который я выберу для анализа.

1. Погружение в детали.

Если вы получаете от оптимизатора информацию только о ссылках, метаданных и тексте на странице – этого мало.

Хороший специалист будет вникать во все доступные ему показатели и строить самые странные гипотезы и предложения. Наиболее отважные будут вникать в бизнес-процессы. Не потому что должны, а потому что уровень заинтересованности в проекте выражается именно так.

Если оптимизатор обсуждает с вами промоакции и делится своим мнением – это прекрасно, он у вас хороший, и можно пойти выпить вина за его здоровье.

2. Монотонные планы.

Если результат не удовлетворяет, а из месяца в месяц план работ остается прежним – меняйте специалиста. Скорее всего, он уже ничем не поможет и попросту не знает, что делать.

Одна из отличительных особенностей SEO ­– постоянные эксперименты и тестирования методов. Должен быть либо результат, либо крайне активный поиск эффективного подхода к проекту.

Хорошего оптимизатора в поиске решений часто колбасит похлеще ломки во время зависимости, а когда таких специалистов несколько, кажется, что у них есть что-то общее – это диагноз. В этом самый кайф руководителя.

3. Отсутствие командной работы.

SEO – это про работу команды, а не одного человека. Вряд ли возможно найти специалиста, который будет одинаково хорошо разбираться в технологиях поисковой оптимизации, вносить правки в код сайта и дорабатывать функционал, работать с графическими элементами и писать текст.

Возможно, вы перекрываете воздух специалисту и блокируете работу команды, а может быть, он не интересуется этим. В любом случае, если человек справляется исключительно сам – стоить вникнуть в процесс и план работ.

У хорошего оптимизатора в неделю должно быть две-три перестрелки с другими специалистами команды. Пока идут бои, я понимаю, что все хорошо.

4. Понимание основ работы бизнеса

Для экономии времени клиента, коллег и руководства каждый, кто работает в B2B сегменте, должен понять основные принципы функционирования бизнеса.

Если специалист продолжает высказывать вам космические идеи, которые фактически нереально воплотить в жизнь, вероятно, он даже не анализирует конкурентов, а просто делится субъективно сформированной фантазией.

Каждое предложение от специалиста должно быть сформировано с учетом специфики и особенностей вашего бизнеса, а также с пониманием цифр и прогнозом изменения показателей.

Оптимизатор, который разговаривает с клиентом на языке обезьяны, а не бизнеса – это брат той самой прыщавой, щербатой девочки-продавца.

По итогам всех этих размышлений остается ответить на два логичных вопроса: что происходит, если ты не соответствуешь таким требованиям, и какое будущее у тех, кто уже уперся в потолок.

Если ты все же не соответствуешь таким требованиям

Если верх твоего мастерства – это править метаданные и покупать ссылки, ты не должен получать больше, чем средняя зарплата в регионе.

Профессиональный софт сейчас изучают все – от кладовщика до той самой девочки из предыдущего абзаца. Интеллектуальным трудом тут, простите, на мой взгляд не пахнет.

Автоматизация, маркетинг, стратегия и личные качества – то, над чем нужно работать. Или же не надо жаловаться.

Если ты уже такой специалист

Дальше история должна развиваться в русле совместных проектов, продуктов и идей. Инициативность, умение рисковать и работать от заката до заката – это и будет начало новой бизнес-истории. Я всегда надеюсь, что буду к ней причастен, но в действительности пойму и буду рад, если она пройдет без меня.

Это как понимание своих родителей – приходит только тогда, когда рождаются собственные дети. Так и у меня: появляется совсем другое общение и отношения с такими людьми.

Заключительное слово. Статья навеяна известными рассуждениями, сколько платить или за что повышать зарплату.

У нас в Webline Promotion есть четкое понимание того, каким должен был классный специалист, и мы его придерживаемся. Это создает определенный дискомфорт и уровень текучки кадров, но те, кто выдерживают, – это действительно лучшие из лучших. С такими можно не только сайты продвигать, но и создавать проекты, реализовывать глобальные задачи. А для тех, кому не интересно, зачем они это делают, кто не вникает в жизнь и боль клиента, всегда есть много предложений от предпринимателей, которые строят бизнес на других принципах.

Семантику собрать тут может каждый, а в бизнес прибыль принести? Не все.

И в довесок мы подготовили краткий ответ по соотношению градаций специалистов и зарплат. Именно поэтому мы стремимся к развитию специалистов и что бы каждый кушал хотя бы хлебушек с маслом.

0
49 комментариев
Написать комментарий...
Volodymyr Fedorychak

Хз, так то оно так. Но когда специалист переходит на уровень того самого 10-го, у него непременно возникнет в голове вопрос: а зачем ему вы? Я на определенном этапе просто начал воспринимать агентство как лишнюю и ненужную прослойку между мной и клиентом.
Свои проекты, инхаус или прямое сотрудничество с клиентом - вот верхняя ступенька эволюции любого достойного SEO-специалиста. И уж точно не конвейерное агентство. Ну разве что хорошим баблом можно удержать, если с амбициями не особо все хорошо. Или я в чем-то не прав?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Sokhach

Я прошел путь от работы руководителем SEO отдела в крупной компании, до своего агентства, сейчас уходим от клиентского SEO в свои проекты. И самая большая проблема найти этого 1 из 10, человека, который возьмет часть отвественности за проекты на себя, который справедливо будет получать долю в компании. Станет партнером. Найти этих 9 не проблема, проблема найти этого одного, сам в поле не воин, тендеция к тому, что в топах рулят команды, одиночки неконкуренты.

Ответить
Развернуть ветку
Volodymyr Fedorychak

Могу по себе сказать, что одна из проблем в том, что попробовав однажды работать над своими проектами, приобретаешь чувство как в поговорке «Сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит». Полный контроль над всеми процессами и достижение самим же собой поставленных целей, обеспечивает какое-то особое удовольствие. С клиентским SEO по качеству опыта несравнимо.

В найм или работу на клиентов потом даже если и уходишь, то все равно только для того, чтобы получить больше свободных денег и опять таки вложиться в свои же проекты ))

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Разницы нет. Высокий уровень самодисциплины и умение держать перед собой слово так или иначе приводит человека к дивидендам, должностям, своим проектам. Но на это способны единицы. Большинство же между "вовремя закрыть задачу в себе же обещанный срок" и пойти в бар с друзьями выберут второе.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Если специалист имеет желание заниматься исключительно клиентским SEO - уровень клиентов. К фрилансеру редко придут те клиенты, с которыми можно работать в хорошем агентстве. Есть проекты над которыми трудятся такие специалисты фулл-тайм. Если только про деньги - конечно он может набрать клиентов и зарабатывать так же. Помимо этого инвестиции в образование, конференции и прочее (какие-никакие, но они всегда есть).

Если специалист хочет продуктовую историю или историю на трафике - инвестиции. Тут я думаю все понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Volodymyr Fedorychak

Да, согласен. Думаю, тут практически всегда вариант развития событий зависит больше от агентства. Многие смотрят исключительно с позиции краткосрочной выгоды, и получается круговорот джунов в природе ) Если же компания заинтересована в развитии, экспертность становится критически необходимой, и тогда в большинстве случаев всегда можно найти чем мотивировать.

Тем более, что большая часть специалистов, которые уже имели опыт работы с клиентом напрямую, предпочтут скорее сопоставимый доход в виде ЗП, чем уход на фриланс, и получение кроме профита, всего набора головной боли в придачу )) Вопрос только в том, готова ли компания тратить на подобных сотрудников больше чем обычно.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Rusakov

Частично в статье это есть, но тоже выскажу свое мнение относительно зоны ответственности оптимизатора. Многие полагают, что зона ответственности заканчивается на позициях и трафике из поиска. Однако оптимизатор может влиять и на конверсии, и на заявки - может влиять качеством приводимого трафика, может влиять изучением посетителей и их возражениями, может влиять структурой посадочных страниц и много чем другим. И очень важно, чтобы специалист это осознавал и работал над этим!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Sokhach

Хороший SEO-специалист по сути маркетолог, да. Но это все не про агентский бизнес, такие люди в агентствах не нужны, там нужны максимально лояльные люди, без особых амбиций, которые все делают по чек-листам, иначе ломается весь бизнес процесс и маржа агентства. Самые крутые кейсы я встречал у агентств тогда, когда они делали свой продут.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Не, мне кажется сильно зависит от агентств. Это скорее про тех, чей вектор на конвейерной работе. Да, с точки зрения бизнеса это прекрасная и понятная модель, которая работает. Но мне кажется с таким подходом выживут далеко не все агентства.

Ответить
Развернуть ветку
AleZX

О чем эта статья?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

О SEO-специалистах и их карьерном росте.

Ну а в общем тезисно:

1. Курсы, которые дают базовые знания и говорят о зарплате в xxxx$ - это чистый инфобиз. До такой зарплаты нужно дорасти мышлением.

2. Не имеет значения количество лет и теоретические знания - имея желание погружаться в проект и мышление чуть шире, чем техническая оптимизация, можно сразу получать больше 90% других.

Ответить
Развернуть ветку
AleZX

Вопрос был риторический.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Ну тогда просто пятничное "прорвало" у одного из :)

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Khait

Виталий Владимирович, как всегда чётко и по делу!
Но разрешите философский вопрос:
Как построить план обучения такого специалиста? Чтобы не только хлебом с маслом кормить, но и получить от него эффективность для клиентского проекта полностью передав ответственность за этот проект?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Солодянников

Ты знаешь, где есть такой план

Ответить
Развернуть ветку
Alex Antipov

У сына маминой подруги?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Константин намекал на план их агентства. Действительно он достаточно хорош.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Khait

Ты про красную книжечку, которая лежит у меня на подоконнике?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

А разве в онлайне нет плана? Или он сильно отличается?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Солодянников

Есть, не отличается практически.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Солодянников

Именно про неё

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Константин Солодянников
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Здоров

а есть возможность сторонним получить частичный доступ к закрытым ссылкам?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Солодянников

Только сторудникам

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Мы изменили систему мотивации, градации специалистов, систему карьерного роста. Но это только начало.

Если ответить глобально - вероятно это экосистема компании, которая либо способствует либо нет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков
Сколько должен зарабатывать SEO-специалист? От чего зависит уровень зарплаты?

Я раньше пытался изобрести "справедливую" систему оплаты труда. Скрещивал идеи Тейлора, Мэйо и прочий кайдзен. В итоге остановился на универсальном принципе: "если считаешь, что сотрудник обходится слишком дорого, подумай во сколько обойдется его отсутствие".

Бывает человек медленней остальных справляется с основной рабочей функцией, но обладает иными полезными навыками: лучше коммуницирует с клиентом на пресейле, является экспертом по некой узкой теме, излучает позитив, мотивируя коллег на подвиги и т.д.

Если говорить языком продаж, то назначать цену за "товар" следует не отталкиваясь от затрат и желаемой нормы прибыли, а соразмерно воспринимаемой ценности в глазах потребителя.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина

А есть ещё оптимизаторы, которые только правят метаданные и покупают ссылки? О_О
Это печально.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Судя по собеседованиям таких большинство еще. Более того многие считают, что это и есть предел зоны ответственности оптимизатора.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина

Берёте их на работу и перевоспитание?:) Или нет?)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Если видим желание и понимание того, что это самые базовые вещи и нужно развиваться - берем на позицию стажеров. Если человек уверен в том, что это истина - желаем удачи :)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Максимов

Больше скажу, они ещё и деньги не плохие имеют, будучи аффилейтами

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Люди с мышлением и стратегией везде неплохо себя чувствуют. А среди джунов с завышенным ЧСВ пока не видел ни одного примера.

Те, кто работают с партнерками и неплохо себя чувствуют - вкалывают.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Максимов

Зря думаете, что вкалывают. 60% моих сайтов это за день на вордпрессе сделанные ДДЛы на которые лишь ссылки куплены в правильных обьемах, контент там хорошо если раз в 2-4 месяца обновлю, чувствую себя более чем хорошо. ЧСВ тут и не пахнет в моём случае, я не один такой и даже с топовыми вебами знаком, кто по такой же схеме работает.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Как минимум вы сели и сделали эти сайты, купили ссылок, научились определять эти "правильные объемы" и работать с контентом. Многие в это время пьют пиво или смотрят ютуб. Так что вопрос самоорганизации важен.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Максимов

В остальное время действительно пью пиво и смотрю ютьюб, как бы комично не звучало. Ну а по правде, на крупный проект больше времени уходит при отсутствии команды, чем на малостраничный сайт с такой большой-большой кнопкой регистрации.

Возможно мы с вами о разных сторонах поисковой оптимизации.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Максимов

Попробуйте ещё собеседовать "специалистов" по наличию своих проектов. Уверен, что хорошему спецу ничего не стоит "своё" двигать. Кроме опыта, там ещё и деньги потенциальные.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Однозначно согласен, и понимаю о чем вы. Но, увы, не так много людей, которые действительно потратили или тратят время на воплощение идеи своих проектов или даже дополнительного заработка. У меня в команде таких человек 2-3 наверное, не больше.

Ответить
Развернуть ветку
Volodymyr Fedorychak

Есть еще канторы, которые больше ничего и не умеют ))) Причем, далеко не в провинции.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина

Это очень грустно

Ответить
Развернуть ветку
Volodymyr Fedorychak

Грустно. Но клиентам, которые идут к таким с жадными глазами, в попытках сэкономить на своем же бизнесе - как-то не жалко от слова "совсем".

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sidorov

9 из 10 на зарплате клерка - это многовато. Максимум кондуктора

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Это все замечательно и пафосно... но какой потолок в итоге выходит? 2000, 3000 в месяц? Дальше есть возможность развиваться внутри вашей компании или скорее нет?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Да, это и есть потолок на данный момент. Дальше по финансам можно развиваться только долевым участием в каких-либо проектах компании.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Tarasov

У нас тут как раз тендер намечается. Надо будет позвать вас. Пока почти и выбирать не из кого. Предпродажей серьёзно никто не занимается. У всех плюс-минус как в том анекдоте про лошадь -- ну не шмогла я, не шмогла...

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Отдел продаж - вообще отдельная история. Я не претендую на то, что мы идеальные, но когда делаем сравнительные срезы по конкурентам - часто непонятно как вообще может существовать компания с такими "продажами". Хотя у нас каждый месяц срез и план по улучшению.

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Чувалдин

работаю с сервисом выездного ремонта айфонов PROFIPHONE. у них количество заявок крайне неравномерная. собирали все данные вплоть до статистики погоды, так кареляция выборочных данных и всех ни чего не дала. нет привязки ни к дню недели, месяцу или сезону. ни одного явного цикла. сегодня куча заявок завтра ноль. одна неделя завал другая ни одного звонка. количество показов, и кликов также ни каких прогнозов не дает

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Эта тематика слишком богата на ребят, которые добывают лиды для перепродажи. Поэтому я бы посмотрел на активность со стороны других игроков, появление дорвеев в выдаче, контексте. Вероятно тут можно будет найти ответы.

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда