«Вкусные» тексты, заказчики из прошлого и другие вещи, которые бесят копирайтеров

Привет! Меня зовут Ксюша, и сегодня я расскажу о самых бесячих вещах в работе копирайтера.

Вот такие заказы иногда прилетают:)
Вот такие заказы иногда прилетают:)

Вечно голодные заказчики

Иногда я задаюсь вопросом, что курил человек, придумавший назвать текст «вкусным»? И какой смысл он вкладывал в это определение? Как вообще текст может быть вкусным? Еще ладно, когда это дополнительное требование. Но когда ты задаёшь вопросы насчёт стилистики, а тебя просят написать «вкусно» – это вообще атас. Для меня бутерброд из ржаного хлеба с яблоком – это вкусно. Уверены, что можете положиться на мой вкус?

Мой «любимый» тип ТЗ
Мой «любимый» тип ТЗ

Быстро, срочно, вчера

Был у меня заказчик, которому вечно тексты были нужны вчера. Сроки он ставил абсолютно от балды. Мог попросить написать за час лонгрид на тему, связанную с ядерной физикой, или позвонить в 11 вечера перед Новым годом с криками, что мы забыли про пост с подведением итогов, и срочно нужен текст на 2К знаков и ТЗ дизайнеру на картинки к нему. Очень удивился, когда мы с дизайнером дружно отправили его в увлекательное новогоднее путешествие.

Бриф? Какой бриф?

По-хорошему, бриф нужен на любой текст, чтобы учесть все пожелания заказчика и выдать ему действительно полезный материал, который сможет решить его проблему. Но для некоторых заказчиков заполнение брифа – это тяжкий труд, что-то вроде разгрузки вагонов или отделения пшена от гороха. Поэтому иногда приходится работать без него, довольствуясь информацией из открытых источников – с официального сайта или групп в соцсетях. Но если нужен серьезный рекламный текст, а заказчик отказывается заполнять бриф, то шансов, что он получит нормальный результат, – не слишком много. Поэтому такие заказы я советую не брать, иначе можно остаться крайними.

Обычно так заказчики реагируют на просьбу заполнить бриф 
Обычно так заказчики реагируют на просьбу заполнить бриф 

Больше ключей богу ключей

Некоторые заказчики застряли в 2010-м году, когда требовалась оптимизация текстов с использованием безумных ключей «купить трактор Москва недорого». Ты можешь часами объяснять, что поисковые алгоритмы изменились, и в выдачу попадают полезные и подробные тексты, раскрывающие тему, а не напичканные ключами, и нет смысла тратить время на такие опусы. Но в итоге тебя обвинят в некомпетентности и гордо уйдут на биржу, где можно найти исполнителя, готового выполнять даже самые дурацкие требования.

Давайте исправим это, то и ещё вон то

Я спокойно отношусь к правкам, если они по существу. А вот если заказчик требует исправить текст, потому что он ему не нравится, но объяснить, чем именно, он не в состоянии, то это раздражает. Особенно, если правки объективно портят текст. Недавно меня попросили во всей статье заменить слово «отзывы» на «отклики». От моего замечания, что «отклики» — более специфичное слово, и не везде его можно употребить, отмахнулись, как от назойливой мухи. Потом мы правили «компанию» на «фирму», переставляли слова местами и добавляли маркерные списки через каждое предложение. На получившийся в итоге текст без слёз было не взглянуть, зато заказчик остался доволен. А вот желание продолжать с ним сотрудничество помахало ручкой и сбежало в неизвестном направлении.

Иногда от нормального текста не остаётся даже ветки
Иногда от нормального текста не остаётся даже ветки
А что вас раздражает больше всего?
Плохо прописанное ТЗ и «вкусные» тексты
Нереальные сроки
Отсутствие брифа
ТЗ с ключевыми словами
Правки
Свой вариант (расскажу в комментариях)
66
8 комментариев

Про реактор: норм заказ. За 2 часа наверняка звёзд с неба не просят. Материалов в Сети — вагон. Вон Википедия: почти 32К збп только по теме "атомный реактор". Такой рефератик накатать — милое дело )
*
Про "безумные" ключи «купить трактор Москва недорого». Да, как бы некомильфо. Но надо признать, в топе полно сайтов с такими ключами. Конечно, чаще они поданы более читабельно. Например, "купить диван в интернет-магазине недорого со скидкой — легко и дешево". Можно так: "Купить трактор недорого? Москва? — легко!" А уж в тайтлах как ни напиши:
Спецтехника МТЗ Беларус – Продажа...
Купить трактор в Москве. Продажа...
Тракторы... Продажа | Москва
P.S. Не призываю спамить неестественными ключами. Просто показываю, что и их можно вписать. Хотя обычно уже можно обойтись более красивыми конструкциями.
*
О правках. Со временем поняла, что кажущиеся мне нелепыми/несущественными заявки на правки могут иметь основания. Нужно выяснять у клиента эти основания.
*
маркерные списки через каждое предложениеТаки могут быть для реализации идеи оформления контента. Для посадочных страницы в стиле "лендинг" — буквально маст хэв. У меня был такой проект. Дизайнер сначала за голову схватился, но результат получился очень адекватный. Пример, когда списки составляют основу контента:
блок "Наши услуги"
блок "Продукты"
блок "Решения"
блок "Почему мы/наши преимущества"
блок "Этапы сотрудничества"
блок "Требования"
и т.д.
Внутри блоков — маркированные списки, что важно для дизайнера и верстальщика (сигнал о том, что не просто перечисление в <p>, а список <ul>). При этом визуально списки могут быть разные: как с маркерами, так и без них; текстом внутри одной карточки или набором карточек и др.
*
Ничуть не умаляю ценности работы писателей/копирайтеров и К. Но спустя N-лет, получив знания и некоторый опыт в дизайне, вёрстке и SEO, смотрю на свои копирайтерские артефакты совсем иначе :)

1
Ответить

В целом я ничего не имею против ключей, их действительно, если постараться, можно вписать гармонично, когда не стоит требований о точном вхождении. Но когда именно такая конструкция и нельзя даже разбавлять, на такое я не способна))

По поводу списков согласна, иногда они действительно в тему, но в данном конкретном случае это был не текст на лендинг, а обычный обзор на какой-то отзывной ресурс)

Ответить

"Иногда я задаюсь вопросом, что курил человек, придумавший назвать текст «вкусным»? И какой смысл он вкладывал в это определение? Как вообще текст может быть вкусным? Еще ладно, когда это дополнительное требование. Но когда ты задаёшь вопросы насчёт стилистики, а тебя просят написать «вкусно» – это вообще атас."
Это клиентский ответ на копирайтерское "демократичная цена")))

1
Ответить

Аааа, вот в чём дело😁

Ответить

Мощный текст звучит даже круче вкусного😂

Ответить