Каннибализация роняет SEO (кейс)

Каннибализацией в SEO принято называть ситуацию, когда несколько страниц сайта отвечают на один и тот же набор запросов. При этом мешают друг другу. И грамотное исправление этого часто дает рост позиций и посещаемости.

Каннибализация роняет SEO (кейс)

Кейс: Наркологическая клиника.

Основная услуга: Вывод из запоя.

Регион: Москва.

Проблема: Падение позиций в Яндексе за короткий промежуток времени и отсутствие роста в Google.

Срок проведения работ до возврата позиций: 2 месяца.

Особенность: В этой нише очень много накручивают поведенческие факторы. Этот сайт продвигался без накруток.

Задача

Наш бывший клиент обратился к нам с проблемой, когда у него давно не рос Google и практически в ноль просели позиции в Яндексе.

Смотрим справа-налево. Справа много запросов на первой странице (11% от общего числа продвигаемых запросов). После падения почти не осталось запросов на первой странице (1-2%).
Смотрим справа-налево. Справа много запросов на первой странице (11% от общего числа продвигаемых запросов). После падения почти не осталось запросов на первой странице (1-2%).

Аналитика

Провели детальный анализ. В том числе:

  • Проверили на технические ошибки
  • Изучили отчеты в Яндекс. Вебмастере и Google Search Console
  • Проанализировали ссылочный профиль в Ahrefs
  • Провели анализ релевантности по ключевым словам
  • Проверили качество текстов
  • Выгрузили отчеты по позициям в Topvisor (в том числе релевантные)
  • Проверили какие работы проводились в последние месяцы
  • Проанализировали конкурентов
  • Проверили выдачу Яндекса и Google по продвигаемым запросам…

Причина падения

Анализ показал, что у многих ключевых слов поменялась релевантная страница (то есть страница сайта, которая выходит в поиске по запросу).

А у части страниц релевантная мигала и ранее.

В верхней части таблицы видно, что в момент просадки в Яндексе, у многих страниц вместо основной (крайний правый столбец) стали выходить другие страницы (средний столбец).
В верхней части таблицы видно, что в момент просадки в Яндексе, у многих страниц вместо основной (крайний правый столбец) стали выходить другие страницы (средний столбец).

Стали разбираться, почему так произошло. Оказалось, что у клиента на сайте множество каннибализирующих страниц. То есть со схожим качеством отвечающих на одни и те же запросы.

Например, на кластер “кодирование эспераль” на сайте было 7 посадочных страниц.

Да, не все из них лишние. Но многие явно не нужны. Дальше об этом поговорим.
Да, не все из них лишние. Но многие явно не нужны. Дальше об этом поговорим.

Под кластер “капельница от запоя на дому” также 7 посадочных страниц.

Каннибализация роняет SEO (кейс)

Таких сомнительных групп страниц на сайте было около 10.

То есть у нас на была ситуация, когда под один кластер существовали множество посадочных страниц и поисковые системы прыгали между ними.

Так же мы заметили, что на странице под главный кластер «лечение от алкоголизма» размещены блоки с ключевыми словами из множества других кластеров. Например, «кодирование от алкоголизма», «вывод из запоя», «вшивание от алкоголизма» и т. д. Получалась эдакая страница витрина со всем и обо всем.

Все эти блоки располагались на профильной странице, которая является посадочной для кластера “лечение от алкоголизма”, включали в себя множество вхождений ключевых слов из других кластеров.

Решение проблемы

  • Убрать лишнее. Во первых, со страницы «лечение алкоголизма», мы удалили или сократили лишние блоки с вхождениями ключевых слов из других кластеров. И содержащие ссылки на второстепенные страницы. Вместо них разместили один блок со ссылками на основные направления клиники, такие как: «кодирование от алкоголизма», «вывод из запоя», «капельница от алкоголя на дому».
Вот так выглядит этот блок
Вот так выглядит этот блок
  • Подклейка. Во вторых было решено «подклеить» многие второстепенные страницы 301 редиректом на одну основную версию. По Яндекс.Метрике посмотрели, какая из похожих страниц каждой группы собирает больше всего трафика из поисковых систем. И на нее перенаправили страницы дубли.

Такая подклейка одних страниц к другим – не всегда оптимальный путь и нужно сначала всё проанализировать.

Если они отвечают на свой более узкий запрос гораздо лучше основной страницы и при этом на такую узкую формулировку есть спрос, то часто второстепенные страницы нужно будет не «подклеивать», а усиливать.

Поэтому прежде, чем повторять наши действия, тщательно все проверьте.

  • Усиление основной страницы. Перед тем как закрыть все каннибализирующие страницы 301 редиректом, мы прошлись по всей группе страниц, взяли лучшие моменты из текстов, лучшие картинки и видео. И усилили ими ту страницу, на которую ставили 301 редиректы.

Какие результаты мы получили

После проведения работ число запросов в на первой странице Яндекса выросло в 5 раз, в Google – в 2 раза.

Рост в Яндексе. Справа прошлое, слева настоящее. Проценты наверху – это число запросов на первой странице. До проблем было 12%, клиент пришел, когда стало 1%, за 2 месяца восстановили до 11%.
Рост в Яндексе. Справа прошлое, слева настоящее. Проценты наверху – это число запросов на первой странице. До проблем было 12%, клиент пришел, когда стало 1%, за 2 месяца восстановили до 11%.
Рост в Google
Рост в Google

А что по трафику?

Согласно данным из Яндекс.Метрики, объем переходов из Яндекса вырос примерно на 15%. Из Google – вырос в 4 раза.

Всплеск в начале января – это традиционный для этой ниши временный рост спроса на вывод из запоя во время январских праздников.
Всплеск в начале января – это традиционный для этой ниши временный рост спроса на вывод из запоя во время январских праздников.

Вывод

Если видите, что запросы, совместимые на одной странице разбросаны по разным, часто нужно не «прокачивать» узко направленные страницы, а объединить их в одну.

Особенно такой эффект часто наблюдается в Google. Он обычно лучше ранжирует страницы, на которых объединено больше ключевых фраз. Чем страницы наштампованные по принципу «один запрос – одна страница».

А если вы только планируете создавать отдельные страницы под новые ключевые фразы, проверьте, возможно их проще будет продвинуть в рамках одной страницы. И когда будете делать автоматическую группировку запросов (кластеризацию), внимательно отнеситесь к выбору вида и силы кластеризации. Часто выставив слишком жесткие критерии группировки вы получите слишком мелкие кластера, которые будут плохо продвигаться.

На этом всё. Другие наши кейсы смотрите здесь.

А ещё больше советов по продвижению вашего сайта и заработке на этом на канале "SEO без воды".

2020
11 комментариев

Самый трэш - когда запрос спектральный. Конвертят коммерческие, но траф собирает инфо-мусор. Объединить нельзя. Даже радикальные правки с затачиванием под конкретный интент результата почти не дают - очередное мигание с переклейкой. Ссылочное с заданными анкорами тоже эффекта не даёт. И снести лишнее - дичайше стрёмно.

3
Ответить

в основе лежит неправильное распределение внутреннего веса, если страницы равны не равны по релевантности и потенциалу

1
Ответить

У меня такая ситуация была, когда Гугл посчитал, что мои страницы не оптимизироваными под мобилку. За ним начал падать и Яндекс, хотя в ЯВМ проблем не было (не зря в слитых документах был фактор ранжирования под Гугл). И ничего, поправил код страниц и всё вернулось обратно. Хотя тоже много смежных страниц. Не было никакой каннибализации. Может и тут также, а причину падения позиций у автора натянули под инфоповод?)

1
Ответить

Как и всегда в единичных кейсах, есть небольшой шанс, что результат был получен не в результате наших действий, а просто "звезды сошлись". Так же как и в вашем примере параллельно с оптимизацией под мобилку мог произойти какой-то пересчет внутри поисковика и позиции восстановились из-за этого, а не из-за изменений на сайте.

Для статистической достоверности нужно полноценный эксперимент проводить на нормальной выборке. А пока это просто кейс.

1
Ответить

Ситуация-то достаточно рядовая. Бывают нюансы: нет оптимизированной посадки, и бодаются ближайшие по смыслу категории, или просто обе (или больше) страниц одинаково хорошо соответствуют какому-то запросу из-за совпадения контента и ключей.

1
Ответить

О! Кейс почти точно как у меня. Тоже клиника лечения алкоголизма, только по Одессе, много смежных страниц на один кластер. Не так как у автора по 7-8, но 3-4 страницы были. Лечила также - объединение статей и 301 редирект.
Но у меня это не помогло, позиции не выросли

1
Ответить

потому что у людей что то получилось и они сразу решили что это стратегия рабочая и ее нужно нести в массы, а то что там куча нюансов и траф может просто вырасти в районе погрешности. Вот если в 2-3 раза, это понимаю. особенно учитывая что по скринам типо в топ 10 все зашло и выше.

Ответить