День SEO-специалиста и славные былые времена

28 мая - день SEO-специалиста. Поскольку поисковое продвижение - одно из основных наших направлений, мы решили вернуться к истокам профессии и поговорить о зарождении целой индустрии digital-маркетинга. И, конечно, вспомним о том, когда и как умерло SEO, и умерло ли вообще, куда же без этого.

Для истинных SEO-шаманов мы подготовили специальный праздничный стикер-пак в Telegram. Старались успеть к празднику :) запустили первую четверку. Раз в несколько дней будут добавляться новые стикеры от SEO-шамана Василия, стикирите с праздничным удовольствием!

Появление профессии

Ну сами SEO'шники, конечно, появились не 28-го мая. Дата была выбрана почти 20 лет назад, в далеком и прекрасном 2006 году форумчанами Searchengines - самого активного и многочисленного SEO-комьюнити той эпохи, да и сейчас, в принципе, тоже.

Конкретная дата неизвестна, но очевидно, что профессия появилась одновременно с появлением поисковых систем, которые тогда представляли из себя довольно примитивные каталоги сайтов, разбитых по тематикам. Просто списки. Вполне естественно, что каждый вебмастер захотел находиться вверху списка, а поскольку поиск осуществлялся банально по ключевым словам в заголовке, то позициями начали манипулировать. Само содержимое страницы не анализировалось и достаточно было прописать ВЧ слово в тайтл, чтобы получить по нему трафик.

Основными поисковиками и первопроходцами в разработке алгоритмов ранжирования три десятилетия назад были Excite (1993), Yahoo (1994) и Google (1997).

Заценить эволюцию дизайна всем сегодня известных сайтов можно тут.

На тот момент основной потребностью пользователей была банально информация. Однако, как нетрудно догадаться, коммерческий интент нарастал с каждым годом, что только дополнительно стимулировало усложнение алгоритмов, и, как следствие, появление всё большего количества людей, которые понимают, как с этим алгоритмом взаимодействовать.

Сам термин «Search Engine Optimization» впервые был использован в Стэнфордском университете в 1997 году.

Сайт America Online, медиагигант конца 90-х

Как мы понимаем из сегодняшней исторической точки, Google стал явным лидером среди поисковиков. Революционный алгоритм PageRank, появившийся в 1998 году, учитывает количество ссылающихся страниц на ваш документ. Именно тогда началась золотая эра линкбилдеров.

В 2002 году Google запускает Google Adwords, начав эпоху рекламы в поисковиках. Трафик окончательно делится на органический и платный.

Пожалуй, с начала тысячелетия алгоритмы ПС усложнялись всё стремительнее, и такие же метаморфозы непрерывно происходили с профессией оптимизатора. Появляется Panda - меняется подход к созданию контента. Приходит «Пингвин» и линкбилдинг становится сложной полноценной профессией. Всё течёт и всё меняется.

В 2005 году у SEO-специалистов появляется Google Analytics, к которому порой так трудно привыкнуть нашему глазу после Яндекс Метрики.

Чем занимается SEO-специалист?

Коротко и обобщённо говоря, есть алгоритмы ранжирования в ПС, и есть то, что мы хотим ранжировать - контент. Задача оптимизатора - сделать его максимально доступным для поисковиков и соответствующим алгоритмам, правилам игры. Говоря контент, мы не имеем в виду текст. Это также любая графика, фото, видео, таблицы и программный код, при помощи которого это реализовано.

Конечная цель - органический трафик на площадку, его рост. То есть мы берём контент, берём напильник и подгоняем его под требования поисковиков (алгоритм ранжирования). Требования эти не статичны, это напротив, непрерывно меняющаяся субстанция. Собственно отбрасывая в сторону hard/soft skills, стоит сказать, что обучаемость, любопытство и гибкость ума, основные качества современного сеошника. Когда их нет - SEO умирает, но об этом ниже.

Набор реальных навыков и задач огромен и будет варьироваться в зависимости от подходов агентства, проекта, выбранной стратегии и даже морально-этических качеств конкретного специалиста.

Современная поисковая оптимизация вышла за пределы подсчёта плотности ключевого слова и тошноты текста. Работать становится сложнее, а нюансов, которые нужно учитывать - всё больше. Находиться исключительно в сеошном пузыре, не соприкасаясь с smm и платными каналами трафика - опрометчиво. Органическое продвижение сейчас - это целая экосистема, выстраиваемая вокруг проекта.

Сам подход к SEO имеет следующую градацию:

  • Белая оптимизация - самое “простое”. Читаем официальную справку Яндекс и Google и делаем всё, что там написано - практически не встречается в природе.
  • Серая оптимизация - откровенно говоря, 90% SEO находится в серой зоне. Все агентства, которые пишут, что работают только белыми методами, лукавят. Поскольку белые методы заканчиваются, когда вы добавляете первый проект в ссылочную биржу, ведь это уже нарушение рекомендаций ПС.
  • Чёрное SEO - хардкорные манипуляции выдачей. В основном актуально для ниш, где не играют вдолгую: гэмблинг, адалт, крипта и проч. За счёт дыр в алгоритме быстро занимается топ, но также быстро прилетают санкции. Цикл повторяется нужное количество раз. Стоит отдать должное, в black hat SEO работают, как правило, специалисты с высокими компетенциями.

Мы, конечно, работаем исключительно белыми методами.😉

SEO мертво?

Эта уже мемная фраза, которая причём довольно часто педалируется именно в SEOшных пабликах, и немногих живых сегодня форумах.

Первые упоминания о смерти SEO всплывают на западе аж в 1997 году. То есть, едва зародившись, SEO тут же начало умирать.

На момент написания статьи SEO в очередной раз “убито” нейросетями и Chat GPT.

Основное качество специалиста - это гибкость, подвижность ума и способность адаптироваться. Научиться чему-то и работать всю жизнь по одним лекалам в 21 веке не получится. Спрос на SEO растёт и это не изменится, пока существуют поисковики.

Сама профессия претерпевает значительные метаморфозы, всё больше сплавляясь с SMM, PPC, и в целом интернет-маркетингом.

SEO не мертво, но, к сожалению, в профессиональном смысле мертвы многие, некогда успешные сеошники. Застрявшие во времени, когда нужно было следить за процентами водности в тексте и вставлять ссылку в первой трети статьи.

Также постоянно подпитывают легенду о неработающем и мёртвом SEO владельцы бизнеса, которые сначала нанимают одного SEO-специалиста за 1000 рублей, потом второго за 2000 рублей, потом третьего за 3000 рублей… Ну, вы поняли.

Затем появляются посты и комментарии: “Сто раз я пробовал это сео-шмео, но ничего не работает”.

Будете ли вы обращаться к адвокату или к стоматологу, который берёт за консультацию 100 рублей? Сегодня SEO требует комплексного подхода, работы связки специалистов и кучи платных инструментов. Оно просто математически не может столько стоить.

Добавьте к этому некоторую импульсивность отечественного бизнеса, который не очень любит ждать результатов полгода, но при этом ежемесячно оплачивать счёт.

Ниже пример работы с одним из наших сайтов в течение года. Собственно мы не видим здесь никаких признаков смерти, трафик из органики удвоился.

SEO умрёт только вместе с полным исчезновением поисковиков, после какой-то радикальной смены парадигмы в интернете. Просто так сложилось, что в SEO выживает не самый сильный, а самый гибкий, способный к адаптации.

А на данный момент умерло только старое, заскорузлое SEO, которое не смогло адаптироваться к новым реалиям. В затянутых паутиной ветках форумов бледные сеошники вспоминают славные былые времена, шальные деньги и простые алгоритмы.

Остальные работают, как и работали. Их то мы и поздравляем с профессиональным праздником!

0
82 комментария
Написать комментарий...
Rusakov

С наступающим праздничком всех!

Было бы занятно услышать, кто и как пришёл в профессию, поскольку вряд ли кто-то с детства осознанно планировал стать сеошником.))

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

У кого мозг на аналитику заточен, тот и стал сеошником. Другой вопрос сеошить до пенсии это уже что-то непонятное. Я в проект-магнагеры пошел, преимущественно свои, а так по образованию врач :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Павел Шкутко

Всех с наступающим. Отпраздную запуском очередного дорвея по сбору трафа :)

Ответить
Развернуть ветку
Rusakov

Молодой же чётко сказал - в дорвеях денег нет.)
С наступающим!

Ответить
Развернуть ветку
GANSTA Vegas

Учитывая образования мыльного пузыря в сфере интернет продаж....а так же тенденции поисковиков продавать все самим. Возникает много вопросов к эффективности такого специалиста. Проблема в том, что сео-специалист стал похож на астролога... и собственно отношение к нему стало аналогичное. Еще недавно ценились таргетологи, когда стоимость клика была маленькой. Теперь предложить кому-то настроить таргет, уже как бы неприлично.
То есть все как всегда, сначала дают типа для раскрутки заработать, а потом когда все расслабили булки правила игры тихонько меняются.... и зарабатывает только устроитель этого лототрона)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

И тем не менее без базовых настроек seo и таргетинга ни один проект не полетит. Может быть вытягивание в топ это уже магия и профессионализм, доступный не каждой конторе и специалисту, но адекватный чек-лист и работа с сайтом или сервисом должна быть всегда.

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
абсолютный вездеход

Ой, всё.

Читал рефлексии одного американского СЕОшника, как он в начале 00-х за месяц зарабатывал себе на приличную тачку, а через несколько лет уже не мог и на стакан латте заработать.

Тем более удивительно, что сегодня еще сохранились ностальгирующие СЕОшники, палеозой-то уже закончился, ребят, вам место в археологическом музее.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Лучше в музее, чем в кунсткамере :)

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

Лошара американская)) я в 2007 году шпарил только в путь. В моей теме (автоэлектроника), на 1 вложенный доллар снимали 10. Работали пятью клонами сайтов от якобы разных контор.
Халява кончилась только году в 2010, не помню уже точно.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Eozvarit

Удвоились переходы из органики по брендовым запросам? )

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Зачёт :)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
Сама профессия претерпевает значительные метаморфозы, всё больше сплавляясь с SMM, PPC

Можно подробнее о том, как SEO "сплавляется" с PPC и SMM? Без учёта "универсальных" специалистов, умеющих шить, жать и дудеть.

Ответить
Развернуть ветку
Xi

Главная ошибка в том, что те, кто говорят, что SEO умерло или умрет представляют это как событие, хотя на самом деле это процесс (ну, да, как и конец света 😁).

Трафик из органики удвоился? Ну и что? Как SEO-специалист вы вроде должны понимать, что трафик сам по себе даже на обычном статейнике ничего не решает, про коммерческие вообще молчу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Прокопенко

Нда. Если хотите проверенный рост по сео, то пилите контент 24/7 заточенный под поисковые ключи

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда