Обзор CyberMarketing 2019

Двенадцатая ежегодная конференция CyberMarketing объединяет представителей отрасли: SEO, SMM-специалистов, маркетологов, аналитиков и владельцев бизнеса. Кирилл Безбородов, наш бессменный посетитель ключевых SEO-конференций, вспоминает три интересных доклада. О работах в SEO, ранжировании и необычном способе продвижения.

Что делать, когда все уже сделано в seo

Артур Латыпов, seo intellect Студия F1

Перечень работ по продвижению сайта включает множество пунктов:

  • исправление технических ошибок на сайте;
  • подбор и кластеризация семантического ядра;
  • оптимизация посадочных страниц;
  • создание новых страниц;
  • работы по внешней оптимизации;
  • улучшение поведенческих и коммерческих факторов.

И другие виды работ, которых более 300 только обязательных.

На схеме Артур показывает, какие работы принадлежать разным аспектам seo.​
На схеме Артур показывает, какие работы принадлежать разным аспектам seo.​

Но выполнение всех работ не гарантирует стопроцентного достижения результата. Возникает вопрос.

Что делать, если работы есть, а результатов нет?

Шаг первый. Санкции

Проверить сайт на предмет наложения санкций, текстового фильтра. Как выявить:

  • позиции по кластеру запросов вошли в топ 10‑20, продержались в нем более двух недель и откатились на топ 30‑50;
  • кластер совсем не поднимается выше топ-30;
  • кластер запросов поднялся на 3‑10 дней и откатился, скорее всего присутствуют проблемы и в оптимизации.

Для проверки наложения санкций в Яндексе используют метод попарного сравнения запросов — сравнение позиций по запросу, при ограничении поиска только двумя сайтами:

  • Запрос_1 (site: site1.ru | site: site2.ru), где site1.ru — ваш сайт, site2.ru — сайт выше “вашего” на 1 позицию по запросу;
  • Повторить запрос с сайтами выше на 1-2-3-4-5 позиций (или сайт из топ 50-46);
  • Повторить пункты выше по нескольким запросам в кластере.

Попарное сравнение можно провести при помощи специальных сервисов:

Шаг второй. Показатели

Перепроверить базовые показатели:

  • распределение и соответствие типов запросов типам страниц (коммерческие/некоммерческие);
  • степень локализации и коммерциализации выдачи по запросам кластера;
  • соответствие по типу сайта с конкурентами;
  • уровень текстовой оптимизации;
  • аудит вашего сайта и топ-10 (типы сайтов, страниц и контента, небольшой аудит содержания);
  • контроль внедрения (внедрение итерациями);
  • уровень вложенности страниц (страницы разделов, категорий — второй уровень, страницы товаров — не дальше четвертого уровня);
  • внутренние ссылки (важные страницы имеют сквозные ссылки, на продвигаемые страницы входящих ссылок больше, чем исходящих, на микронизкочастотные запросы минимум несколько ссылок);
  • технические моменты (скорость работы, мобильная версия, дубли);
  • перебивка релевантности (однотипные страницы или дубли могут заменить друг друга в выдаче по запросу).

Шаг третий. Факторы

Проводим сводный анализ поведенческих факторов:

  • Внутренние поведенческие факторы: время на сайте, глубина просмотра, процент отказов. Для точности анализа сравниваем внутренние ПФ с конкурентами. Можно использовать данные сервиса Similarweb. При значительных отличиях работаем над улучшение ПФ. Незначительные отличия — не критично.
  • Внешние: CTR (кликабельность) запроса/сниппета страницы.

Дополнительные направления для проработки, чтобы улучшить поведенческие факторы:

  • Увеличение полноты сайта. Добавляем в структуру нужные, ранее отсутствовавшие, разделы.
  • Расширение ассортимента товаров/услуг.
  • Наличие цены на сайте, их удобное отображение.
  • Поиск микронизкочастотных запросов от конкурентов.

Если все сделано и ничего не помогает, для накопления ПФ можно попробовать купить платного трафика:

  • Яндекс.Директ/Google Ads.
  • Соцсети/Таргет.
  • Сторонние сайты/pr материалы.

Не стоит забывать про работу с отзывами, рейтингами, сервисами и подумать о дополнительной ценности вторконтента — отзывы, обзоры, видео, иллюстрации

​Сводный перечень работ для достижения результата.
​Сводный перечень работ для достижения результата.

Что еще делать, когда результат есть

Шаг первый. Семантика

Глубокая проработка семантики. Цель — охват всех запросов в тематике. Для поиска берем запросы из Яндекс.Вебмастера:

  • Данные из статистики запросов. Собираем данные за 3, 6, 12 месяцев.
​На скриншоте видно, как найти отчет по статистике запросов.
​На скриншоте видно, как найти отчет по статистике запросов.
  • Рекомендованные поисковые запросы.
На скриншоте видно, как найти отчет по рекомендованным запросам.​
На скриншоте видно, как найти отчет по рекомендованным запросам.​

Потом подсматриваем семантику у конкурентов. Ищем запросы через специальные сервисы:

И прорабатываем мНЧ запросы для улучшения среднего CTR (кликабельности) страниц и увеличения доли длинных кликов (длительное пребывание посетителя на странице, которое завершается ответом на его запрос). В совокупности эта проработка улучшает среднюю позицию.

Шаг второй. Запросы

Прорабатываем информационный кластер. Актуально, когда есть спрос и информационный кластер у других коммерческих проектов в тематике.

Информационные запросы легко найти в Wordstat используя маркерный запрос (четко отвечает продвигаемой странице) и общие слова вида «как, какие, самостоятельно». Например, «как выбрать компрессионный трикотаж».

Артур поделился результатами работы по информационным запросам.

На скриншоте виден прирост переходов из поисковых систем после работ с информационным кластером.​
На скриншоте виден прирост переходов из поисковых систем после работ с информационным кластером.​

Шаг три. Регионы

Масштабирование на другие регионы тема достаточно обширная, существует много нюансов. Для продвижения геозавсивых запросов больше подойдут поддомены, для независимых — папки. Поддомены по геозависимым лучше скрыть от Google. В рамках доклада все подводные камни не были освещены. Но как о дополнительном векторе для развития об охвате регионов забывать не стоит.

Анализ факторов ранжирования Яндекса и Google + корреляция с попаданием в топ

Дмитрий Севальнев, Пиксель Плюс

Дмитрий рассказал о ходе и итогах исследования значимости определенных факторов ранжирования для Яндекса и Google на основе статистических данных.

Факторы ранжирования — характеристики алгоритма поисковой системы, которые служат основой для определения позиции заданного документа (URL) по запросу пользователя в определенном регионе.

Выделяют семь групп факторов:

  • Документные. Факторы ранжирования каждого документа, которые влияют на продвижение. Вёрстка, ЧПУ, вложенность, уникальность.
  • Хостовые. Данные о возрасте сайта, название домена, доменная зона.
  • Факторы антиспама.
  • Ссылочные. Количество, качество, надежность внешних ссылок.
  • Поведенческие. Как пользователи ведут себя на сайте и в выдаче. Часто кликают по ссылкам, долго находятся на сайте, быстро закрывают, просматривают страницу до конца.
  • Персональные. Яндекс учитывает особенности поиска отдельного пользователя и предлагает ответы, исходя из его интересов.
  • Запросные. Учитывают признаки поискового запроса, например геозависимость, длину, тематику.

Факторы ранжирования можно исследовать по-разному:

  • Эксперименты. Проверить насколько поисковые системы учитываю факторы при ранжировании, провести эксперимент на контрольной и тестовой группах. Но это долго, сложно, группа запросов в любом случае будет узкой.
  • Корреляционные исследования, анализ значимости факторов по топу. Но некоторые факторы нам неизвестны, поэтому точные выводы сделать нельзя. Корреляция не равно наличие связи.
  • Построение формулы с предсказательной силой. Используем машинное обучение, но нет значений ряда факторов. В процессе обучения какая-то закономерность выявлена, но все факторы, на фоне которых был получен этот результат, неизвестны.

Проведение анализа усложняется следующим:

  • Отсутствует информация о большом числе факторов. Как именно считается фактор, какой он в выдаче. В формуле ранжирования Яндекса более 1500 факторов, у всех разная значимость и сами эти факторы достоверно не известны.
  • Есть различия в ранжировании для разных тематик. В финансовом секторе агрегаторы и сайты банков имеют разную корреляцию фактора и ранжирования.
  • В выдаче встречаются различные типы ресурсов. Интернет-магазины, агреготоры, информационные сайты, организации, видео, новостные порталы.

Тем не менее исследования уместны, если выборка достаточная и однородная и в сегменте прослеживаются общие закономерности.

Базой исследования Пиксель Плюс были 1,3 млн запросов. Критерии оценки — 22 фактора, разбитые по трем интегральным показателям — интегральный показатель учитывающий несколько внутренних факторов, моном в терминологии Пиксель Плюс:

  • внутренняя оптимизация;
  • поведенческие факторы;
  • внешняя оптимизация.

В чем же уникальность исследования?

  • Достоверные и полные данные по поведенческим факторам по запросу и хосту.
  • Исключены запросы с постфильтрами и страницы под санкциями.
  • Заданы узкие и однородные выборки запросов и параметры для анализа.

Дмитрий разбирал алгоритм и итоги исследования каждого монома.

Моном «Внутренняя оптимизация»

Включает следующие факторы:

  • все слова запроса есть в Title;
  • есть description объемом 50-400 символов;
  • фраза упомянута в тексте целиком;
  • в тексте есть слова из фразы — каждое слово встречается один или более раз;
  • в тексте упоминается регион;
  • прописан тег H1, он на странице только один;
  • объем текста более 400 символов;
  • страница всегда прогружается корректно — код ответа 200 OK.

Наличие всех слов в title

Для Яндекса наличие всех слов в title имеет значение для ранжирования и попадания в топ-30.

Обзор CyberMarketing 2019

Для Google связь слабее.

Обзор CyberMarketing 2019

Наличие фразы в тексте

Для среднечастотных и высокочастотных запросов просматривается связь: есть фраза в тексте — попадание в топ-10 более вероятно.

Обзор CyberMarketing 2019

Для низкочастотных запросов связь гораздо слабее.

Обзор CyberMarketing 2019

Наличие региона в тексте

В Яндексе наблюдается сильная связь наличия в тексте региона с позицией.

Обзор CyberMarketing 2019

В Google более умеренная связь с позицией.

Обзор CyberMarketing 2019

Наличие всех слов из фразы

В Яндексе видно сильную связь наличия всех слов из фразы в тексте с позицией в топ-30, среднее значение 1,42.

Обзор CyberMarketing 2019

В Google для топ-10 корреляция слабая, топ-30 — умеренная. На графике показан срез по каждой позиции и видно, что в Google значения примерно одинаковые для разных позиций, и связь очень слабая.

Обзор CyberMarketing 2019

Объем текста

Для Google можно выделить нижнее пороговое значение оптимального объема текста — 2000 символов.

Обзор CyberMarketing 2019

Для Яндекса ситуация более разнообразна и данные находятся в интервале от 2000 до 8000 символов.

Обзор CyberMarketing 2019

Исследование показало, что не играют роли факторы:

  • Description объемом 50-400 символов. Если description не соответствует этому параметру, то процент фраз в топе наоборот растёт и в Яндексе и в Google.
  • Есть единственный H1. Сам факт наличия и единственности не играет роли.

Моном «Поведенческие факторы»

Метрика «ПФ», учитывает несколько поведенческих факторов:

  • общая популярность URL, более 10 посетителей;
  • количество переходов на URL из поисковых систем больше пяти;
  • посещаемость URL по запросу выше ноля;
  • доля длинных сессий (от одной минуты) больше 20%;
  • доля глубоких сессий (от пяти и более страниц) больше 20%;
  • среднее время на URL больше 59 секунд.

Поведенческие оказались самыми влиятельными факторами. Причем связь ранжирование-ПФ для Яндекса усиливается от низкочастотных к высокочастотным запросам, а для Google такой корреляции нет.

В результате по значимости в рамках поисковых систем факторы распределились следующим образом:

1. Яндекс, Москва, коммерческие запросы, анализировали 43 748 фраз (ранжированы по убыванию значимости):

  • посещаемость url по запросу;
  • доля длинных сессий;
  • общая посещаемость url;
  • доля глубоких сессий;
  • среднее время на url;
  • переходов на url из поисковой системы.

2. Google, Москва, коммерческие запросы, анализировали 41 107 (ранжированы по убыванию значимости):

  • посещаемость url по запросу;
  • доля длинных сессий;
  • доля глубоких сессий;
  • среднее время на url;
  • переходов на url из поисковой системы;
  • общая посещаемость url.

Моном «Внешняя оптимизация»

Этот интегральный показатель учитывает несколько ссылочных факторов:

  • ссылок на URL больше двух;
  • ссылок со всеми словами запроса больше ноля;
  • ссылок с вхождением слов из запроса больше одной;
  • количество ссылающихся доменов больше ноля.

Для Яндекса корреляцию четырех факторов с позицией можно назвать «средней по значимости». В точности также эти факторы коррелируют между собой.

Обзор CyberMarketing 2019

Важно для Яндекса:

  • Для текстовых факторов в приоритете точное вхождение по высокочастотному запросу, упоминание региона в тексте и объем контента в 2000-6000 символов.
  • В группе поведенческих факторов важны посещаемость URL по запросу и доля длинных сессий.
  • В ссылочных факторах нужно иметь не менее одной ссылки на URL со всеми словами запроса.

Не так важно для Яндекса:

  • Заполненный Description сам по себе, важен только для управления сниппетом.
  • Наличие единственного заголовка h1 на странице.
  • Точное вхождение по низкочастотным запросам.
  • Переходы на URL из поиска и среднее время на странице.

Важно для Google:

  • Объем контента от 2000 символов, прописанный регион в тексте, иногда лучше заходят «подспамленные» тексты.
  • В группе поведенческих факторов важна посещаемость по запросу и доля длинных сессий.
  • Наличие не менее одной ссылки на страницу со всеми словами запроса и не менее двух ссылок, включающих в анкор слова из запроса.

Не так важны для Google:

  • Переходы на URL из поисковых систем, общая посещаемость URL.

Исследование, о котором рассказал Дмитрий, статистически подтверждает важность ранее известных факторов, на которые seo-специалисты пытаются воздействовать. В частности, это значимость ссылок. Что касается текстовой оптимизации, важно вхождение всех высокочастотных фраз из кластера запросов в title документа и вхождение ВЧ запроса в текст. Наиболее значимый поведенческий фактор получился говорящий сам за себя. Наличие посещаемости по запросу из поисковых систем, уже свидетельствует о том, что он вероятно находится в топ-10.

Кирилл Безбородов, ведущий специалист отдела интернет-маркетинга

Seo-продвижение сети сайтов

Андрей Буйлов, агентство Муравейник

Андрей поделился кейсами продвижения нескольких сайтов и рассказал о методологии построения сети.

По мнению спикера, классическое seo умирает. Его основные проблемы:

  • Растет число ниш, где результаты продвижения ощутимы только через года-полтора.
  • Больше топов забиты агрегаторами.
  • Методика «улучшайте сайт» — это хорошо, но недостаточно. Во всех денежных нишах идут массовые накрутки.
  • Эффективнее иметь несколько сайтов, но встает вопрос себестоимости. Один сайт – огромные риски не уйти далеко в продвижении.

Основная стратегия нового подхода — попытка монополизировать выдачу, построив свою сеть сайтов. Например, развернув:

  • 2-3 коммерческих сайта;
  • 1-2 информационных ресурса;
  • агрегатор.

Или:

  • 5 коммерческих сайтов.

При этом имея основной клиентский сайт.

Для построения сети берутся дроп-домены. Это сайты, у которых истек или заканчивается срок регистрации домена и их можно получить в свое владение.

Методология построения сети

Сеть окупается и выгодна только при низкой себестоимости:

  • дешевые качественные дропы;
  • дешевое разворачивание первой версии;
  • дешевые работы по продвижению.

Для поиска и восстановления дропов подходит сервис https://mydrop.io/

Задаем в нем необходимые параметры:

  • доменная зона;
  • данные title;
  • дата освобождения и статус домена;
  • seo-метрики (ИКС, TF, CF — помогают определить качество домена в ссылочном плане).
Обзор CyberMarketing 2019

Ищем дропы, проверяем подходящие нам освобождающиеся сайты.

В серпстате можно посмотреть историю динамики трафика, выбранных сайтов. Она поможет определить насколько популярным в выдаче сайт был раньше, какая у домена репутация.

Обзор CyberMarketing 2019

В Буквариксе нужно проверить ключевые слова, по которым сайт находится в зоне видимости.

Обзор CyberMarketing 2019

Для перехвата Андрей рекомендует использовать http://netbreeze.net/. Он торгует на аукционе автоматически. Можно подключить уведомления в телеграмм, и когда вашу ставку перебили — туда придет оповещение, где в несколько кликов можно повысить ставку.

Обзор CyberMarketing 2019

После того как заполучили дроп, его нужно быстро и дешево развернуть.

В этом помогают следующие сервисы:

1. Восстановить из вебархива:

2. Повесить на сайт wordpress. Контент берете из вебархива или заказываете на бирже по минимальной цене.

Третий шаг — seo работы:

  • Технический аудит. Исправляем только самые критичные ошибки.
  • Быстрый сбор семантики. Берем семантику основного проекта, запросы из Вебмастера Яндекса и Google Search Console + запросы из https://www.bukvarix.com/ .

Таким образом создаются 5-6 сателлитов (дополнительных сайтов). Поскольку это не основные проекты, в продвижении можно использовать любые методы, в том числе не совсем белые. Пока растет основной проект, можно быстро продвинуть в топы 2-3 сателлита и получать с них продажи.

Также можно монополизировать выдачу, используя группы в соц сетях, видео, сателлиты другого типа (агрегаторы, информационники).

Кейс: аренда автобусов в Москве

1. Длительность продвижения: 8 месяцев.

2. Основной проект:

  • пришел уже в топе по высокочастотным запросам, рост есть, но небольшой;
  • методы продвижения: максимально безопасные;
  • отдача: прибавка 30-50 лидов в месяц.

Были созданы сателлиты:

1. Тип сайта: каталог автобусов по направлениям, того же типа, что и основной.Домен: дроп с аукциона.Методы: продвигаем аккуратно (но смелее, чем основной).Отдача: 40-60 лидов в месяц.

2. Тип сайта: того же типа, каталог.Домен: дроп с аукциона.Методы: продвигаем агрессивно.Отдача: 70-120 лидов в месяц.

Суммарная прибавка: 145-230 лидов в месяц.

Обзор CyberMarketing 2019

Кейс: строительные лицензии в Москве

1. Длительность продвижения: 2 месяца

2. Основной проект:

  • методы: максимально безопасные;
  • отдача: пока прибавки нет.

Созданы сателлиты:

1. Тип сайта: мультилендинг.Домен: дроп с аукциона.Методы: продвигаем агрессивно.Отдача: 20-40 лидов в месяц.

2. Тип сайта: мультилендинг.Домен: дроп с аукциона.Методы: продвигаем агрессивно.Отдача: 20-40 лидов в месяц.

Суммарная прибавка: 40-80 лидов в месяц.

Обзор CyberMarketing 2019

Результаты такого продвижения для клиентов весьма заманчивы и по рассказу все выглядит очень просто, дешево и позитивно. Но на самом деле, создать рабочую сетку сайтов не так то просто. Не всегда удается найти дроп по приемлемой стоимости, нет гарантии что он быстро зайдет в топ. Также использование серых методов не обеспечивает стабильности. Сайт может быть забанен и поток заявок пропадет.

Кирилл Безбородов, ведущий специалист отдела интернет-маркетинга

*Все иллюстрации взяты из презентаций спикеров. Презентации находятся в свободном доступе на сайте CyberMarketing.

77
Начать дискуссию