Есть ли жизнь после мессенджера Slack?
В 2024 российские компании не могут пользоваться Слаком. С одной стороны он под запретом в России, с другой — Slack отключил клиентов из России.
В корпоративном мессенджере Slack мы обменивались сообщениями мгновенно, как в Телеграмме. Там нет новостной ленты, сторис, музыки. Но собрано все, чем пользовались для работы: чаты, видео и аудиозвонки, боты и интеграции. Слак завоевал большую часть мирового рынка и даже команда Сэма Альтмана из чат GPT работает в Слак.
Slack ушел из России 12 марта 2022. Теперь его трудно найти, легко потерять и невозможно забыть. Ты долго встречаешься с девушкой, она вкусно готовит, у вас классный секс, но в какой-то момент родители девушки переезжают в другую страну, и она тебя бросает
Мы не унывали и разработали русский корпоративный мессенджер, и вспомнили: за что любили Слак и что в нем бесило
Дисклеймер: Материал подготовлен на основе интервью с seо-компанией, онлайн-школой английского языка для детей, с тимлидом иностранной компании и руководителем направления публичных облаков российского банка.
Любовь. Про рабочее пространство и каналы
Рабочее пространство в Slack — это как виртуальный офис, где собираются сотрудники для совместной работы. Каждое рабочее пространство состоит из: членов команды, интегрированных инструментов, настроек и чатов для общения.
Чаты есть личные и групповые. Личный чат — это индивидуальная переписка с коллегой. Групповой — это тематический чат на несколько человек. В Слаке он называется каналом.
Чаще всего каналы создают:
под департаменты: для юристов, it, маркетологов, продажников, HR
стихийно под мероприятия
развлечения: где постят шутки, делятся книгами и фильмами,
поздравляют с праздниками
обучение
с клиентами и инвесторами
- для конкретных уведомлений: на сайте что-то сломалось, написали на почту поддержки, сколько посетили сайт и откуда они пришли
Каналы есть публичные и закрытые каналы. Публичные каналы доступны всем сотрудникам. Закрытые каналы — приватное пространство, куда входят только по пригласительной ссылке.
Уведомления
По умолчанию, уведомления приходят от всех сообщений в личный чат или при упоминании тебя или всех участников канала. Но настройки уведомления от каналов можно изменить.
Чтобы уведомления не отвлекали по выходным, на совещании можно настроить время или включить режим "Не беспокоить"
Повторное оповещение
Чтобы не пропустить важное сообщение, есть функция "повторное оповещение".
Треды и важное сообщение
В Slack есть канал для всех — от сисадминов до бухгалтера Галины. Если там обсуждать корпоратив и проблемы с VPN — ресторан не закажется, а VPN не заработает. Поэтому используем треды.
Треды — обсуждение сообщения в отдельной ветке. Видят те, кто в него зайдет. Так основной чат не засоряется, коллег кому на ресторан все равно, уведомлениями не бесим. Чтобы не потерять итог обсуждения — выделяем сообщение как важное ⭐ и закрепляем.
Горячие клавиши
Список горячих клавиш можно вызывать сочетанием:
— Windows: Ctrl + /
— Mac: Cmd + /
Чтобы получить доступ ко всем функциям во время переписки, нажмите на клавиатуре значок (/)
Чат-боты
Чат-бот избавляет от рутины: создает ссылки на встречи, присылает уведомления об обновленных репозиториях с GitHub и сколько продаж сделано за сегодня.
Он может быть простым и выполнять задачи на основе инструкции. Например, если пишу /trello add [описание задачи], значит, создай новую задачу в Трелло.
Интеграции с сервисами и чат gpt
Есть какие-то сервисы, которые надо часто открывать — Google таблицы, Zoom, trello, Asana. Их можно добавить через маркет в Slack и иметь под рукой.
Если интеграции нет или она дорогая, можно подключить руками — с помощью вебхуков. Так, уведомления об ошибках на сайте, упоминания вашей компании в Google, сообщение на почту поддержки придет в канал Slack.
Можно интегрировать чат gpt в чат-бота
Интеграция может быть неудобной.
Если у вас много данных, интеграция — это не удобно. Дашборд для мониторинга Grafana.
Есть дашборд для мониторинга Grafana. Он рисует графики, диаграммы, тепловые карты на основе больших данных. И есть у вас там 200 панелек с графиками о том, как работают разные серверы: хорошо, плохо, какие загружены. Из Слака неудобно вызывать конкретную панельку через команду. Потому что как минимум невозможно запомнить, как называются все дашборды.
Поиск сообщений и файлов
В Slack есть поиск. В нем нельзя, как в Google, искать точное совпадение или уточнять запрос.
Но можно выставлять фильтры. Поэтому, если вы помните кто или когда писал, информация найдется быстрее.
Аудио и видео звонки
В Слаке есть функция аудио и видеозвонков.
Во время видеозвонка можно делиться экраном, что очень удобно для демонстрации презентаций, документов или рабочего процесса.
Безопасность
Корпоративный мессенджер Slack нельзя установить на свой сервер, только в облаке. Весь трафик и информация управляются и хранятся на серверах Slack, поэтому в России в 2024 году Слаком пользоваться нельзя. Но не всем и не всегда.
С 1 марта 2023 года государственным и финансовым компаниям нельзя обмениваться персональными данными и платежной информацией россиян в иностранных мессенджерах, иначе штраф — 700к.
По сути, позвать коллегу на обед в Слаке можно, а вот попросить клиента прислать реквизиты для оплаты — нет.
Кого ограничения не касались, пользовались Слаком. Но Слак ушел из России, а вместе с ним наработки команд даже с платными аккаунтами. Вот отзывы с Google Play
Есть те, кто пользуется Слаком — аккаунты привязаны к иностранным картам, под запрет российского законодательства не попадают.
Информация из переписок – в облаке Слак. Получается, компании мало что контролируют. Но идут на этот риск и пользуются разными уровнями безопасности от мессенджера:
сохраняют историю
надеются на шифрование по стандарту FIPS 140-2
- двойная аутентификация
Слак сохраняет все действия администраторов — кого добавили, удалили, какие настройки изменили. Их можно посмотреть.
Slack шифрует информацию по стандарту США и Канады. Слак прошел аппаратные и и программные тесты для проверки безопасности и устойчивости к взлому — даже если вор достанет информацию, ее надо расшифровать. Это как со смертью Кощея в сказках, мало знать, где яйцо, надо понять, что с иглой делать.
Кроме этого, Слак мониторит атаки и дает 500 долларов тому, кто найдет уязвимость и скажет об этом.
Кто работает в банке и с военными — не убедить в безопасности. У них есть дополнительные правила — что можно и что нельзя посылать в чаты. Будь это Слак или другой мессенджер.
Слак гарантирует защиту от кибератак, но не гарантирует, что вашу переписку не прочитает начальник и правоохранительные органы. У офисов Слака проводили даже акции протеста в 2023. Требовали ввести сквозное шифрование, чтобы защитить переписку и избежать преследования пользователей, уничтожения профсоюзов, подавления политической активности или криминализации абортов.
Что бесит в Слаке
1. Медленный
Когда открываете приложение, Slack загружает и обновляет информацию рабочего пространства: сообщения, картинки, интеграции. Если информации много — грузится медленно.
2. Непостоянный
Уведомления приходят не всегда. Прочитал сообщение на телефоне, а на компьютере оно еще висит.
3. Толерантность с нюансом
Slack отключил поддержку русского языка. Переписываться на русском можно, а перевести интерфейс — нет.
4. Нет автоматической отправки сообщения, если произошел сбой.
Отправил сообщение и вышел из приложения. Через время заходишь обратно и видишь, что сообщение не отправилось. Отправлять вручную.
5. Дорого для маленьких и средних команд
6. Много чатов
Есть миф о царе Мидасе. Он превращал в золото все, чего касался. В начале это было весело и полезно, а потом грустно, потому что бесконтрольно. Не можешь есть, обняться, и вся твоя жизнь сплошной металл. С чатами так же. Если чаты расплодить, будет хаос в проектах.
7. Нестабильная связь во время звонка
Тарифы
Жить в однушке вдесятером можно, но неудобно. Места не хватает, найти ключи сложно, переодеться негде, а дневник может прочитать всякий.
С бесплатным Слаком так же. На всю команду дается 5 гб памяти. Функционал ограничен: доступны последние 10 тыс сообщений, видеозвонки только один на один, поделиться экраном на звонке нельзя, а присоединиться к рабочему пространству может любой.
Сейчас Слак за 1 человека хочет 620—1064 руб. Если вы корпорация — вам дадут скидку. Ее размер зависит от количества человек в компании, вашей деятельности и умении договариваться. Чтобы ее получить, надо связаться напрямую с командой Слак. В остальных случаях это дорого.
Можно хитрить и экономить учетные записи. Но не всем это подойдет.
Кстати, в этой статье мы использовали все скрины не из Слака, а из Lenza. Lenza — это российская разработка, полный аналог Слака. Есть облачная версия и локальная установка на сервер компании. Облачная версия — бесплатная на любое количество человек. Если ищите чем заменить Slack мессенджер — welcome.
А еще, у нас есть ТГ канал, там пишем про фичи мессенджера и коммуникацию в команде.
Добрый день! Заинтересовало ваше решение. Хочу попробовать предложить в своей компании для пробы, а в случае ОК и внедрения. Очень сложно читать статью, так как в голове только Слак и шёл. Поэтому могу задать вопросы, которые уже были в статье, извиняйте. Выглядит лучше, чем пачка, на первый взгляд.
Я так понял, есть серверное решение. А есть ли мобильное приложение? Есть ли список возможностей вашего продукта? Поддерживает ли звонки и на сколько человек? Имеется ли интеграция с другими системами, API, отложенные сообщения, автоматизация событий из других продуктов (чтобы сделать интеграцию с другими продуктами по событию. Случилось событие А в приложении А, отправили сообщение в ваш продукт сообщение А)?
И всё-таки по стоимости интересно узнать. В рамках компаний 1000+ человек сколько будет стоить ваше решение?
Вы серьезно решили шефу предложить на 1000+ человек продукт которые пилят пара парней, считай на голом энтузиазме? Вы уверены что вас после этого не уволят?
Я даже не знаю, что тебе на это ответить. Если всё это сделали пара парней на голом энтузиазме, то наше айти на самом высоком уровне. Скажи, какие альтернативы, я обязательно выслушаю и сравню. Почему меня должны уволить за это, не понимаю? Если телеграмм хочешь предложить в качестве альтернативы, то, пожалуйста, не надо.
PS. В пачке много народа пилят? Наверное, много, но продукт - полнейший кал. ТестАйти много народа пилят? Много. Но продукт полнейший кал. Я не понимаю, как количество человек (И откуда такая информация, хотелось бы тоже научиться такое чекать) должно быть показателем качества продукта?
Талантливый ребят у нас в ит действительно не меряно. Думаю сейчас программист, не будет считаться среди коллег программистом, если он хотя бы раз не запилил свой сервис.
Вы знаете чем предприниматель отличается от наемного работника? У предпринимателя качество не метрика, а упаковка.
Так, никто не спорит про упаковку. И никто не спорит, что возможно есть решения лучше. Я же тут не для того, чтобы бежать с полными штанами и подписывать контракты без пробы. Я хочу понять, узнать и разобраться. Все бы с радостью подключили и атлассианы, и тестреилы, и слаки, и чаты ГПТ, всё самое лучшее и передовое.
Тот же янд--кс использует пачку. Им тоже уволить тех, кто предложил?)).
НО! Есть законы, есть санкции, есть штрафы (Даже штрафы за передачу персональных данных через заграничные продукты). Ну, что остаётся? Искать альтернативные решения. Да, может оттепель будет, санкции снимут и вернутся импортные решения. Как будет, никто не знает. Они пытаются занять свою нишу, мы ищем решения.
Отклонимся. Например, появилась не так давно ютреку в виде юджаила. Стартап, ребята пилят, стараются и пытаются закрепиться на рынке. Вроде, получается. Аналогично, про эйчарЛинк никто не слышал ещё 4 года назад. Интересно было наблюдать за ребятками. Сейчас уже не стартап, а вполне норм организация, хоть и с теми же проблемами, что и у остального нашего СНГшного айти. Все с чего-то начинали.
Как и говорил, я с радостью выслушаю альтернативы, сравню, попробуем и уже примем решение.
За пачку не увольнять надо, а сразу расстреливать...
Я про критерии оценки продукта для бизнеса. Какой критерий вы считаете самый важный для организации корпоративного общения для команды в 1000 чел?
За пачку да, согласен, неудачный пример. В остальном, я даже не хочу уходить в холивар, если честно. Мы сейчас начнем рассуждать, что лучше: "виндовс или линукс на 1000 человек?". И народа набежит и с каждой колокольни свист будет слышен. И у каждого свои критерии: безотказность, безопасность, качество продукта, платформа и так далее. Ну, а с точки зрения бизнеса, так еще и деньги в основном решают. Есть бюджет у кого-то в 200к без согласования сверху и вертись как хочешь, например.
Повторюсь, на твой вопрос "самый важный для организации корпоративного общения для команды в 1000 чел" влияют десятки факторов: законы, санкции, платформы, бюджет и так далее. Моё мнение - это моё мнение, а остальное - это влажные мечты и холивар.
Комментарий удален модератором
Шта?
Комментарий удален модератором
когда нас отрубили от Teams, мы пропустили кучу всего и нет даже близко похожего по функционалу. Самым адекватным для нас оказался matermost - больше двух лет используем и полет нормальный