{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Есть ли жизнь после мессенджера Slack?

В 2024 российские компании не могут пользоваться Слаком. С одной стороны он под запретом в России, с другой — Slack отключил клиентов из России.

В корпоративном мессенджере Slack мы обменивались сообщениями мгновенно, как в Телеграмме. Там нет новостной ленты, сторис, музыки. Но собрано все, чем пользовались для работы: чаты, видео и аудиозвонки, боты и интеграции. Слак завоевал большую часть мирового рынка и даже команда Сэма Альтмана из чат GPT работает в Слак.

Slack ушел из России 12 марта 2022. Теперь его трудно найти, легко потерять и невозможно забыть. Ты долго встречаешься с девушкой, она вкусно готовит, у вас классный секс, но в какой-то момент родители девушки переезжают в другую страну, и она тебя бросает

Мы не унывали и разработали русский корпоративный мессенджер, и вспомнили: за что любили Слак и что в нем бесило

Дисклеймер: Материал подготовлен на основе интервью с seо-компанией, онлайн-школой английского языка для детей, с тимлидом иностранной компании и руководителем направления публичных облаков российского банка.

Любовь. Про рабочее пространство и каналы

Рабочее пространство в Slack — это как виртуальный офис, где собираются сотрудники для совместной работы. Каждое рабочее пространство состоит из: членов команды, интегрированных инструментов, настроек и чатов для общения.

Чаты есть личные и групповые. Личный чат — это индивидуальная переписка с коллегой. Групповой — это тематический чат на несколько человек. В Слаке он называется каналом.

В Слаке 90 человек. У каждого департамента несколько каналов: общий и специализированный. Например, есть канал где все IT-шники и отдельно для тестировщиков, разработчиков, верстальщиков

Алексей, Datalook.biz

У нас в Слаке 400 человек. Кроме каналов под департаменты, есть каналы для: официальных объявлений, любителей кино и книг, “Кошки-собачки” с любимыми домашними животными. Еще есть блог руководства — там про бизнес, жизнь и философию.

Дмитрий, Новакид

Чаще всего каналы создают:

  • под департаменты: для юристов, it, маркетологов, продажников, HR

  • стихийно под мероприятия

  • развлечения: где постят шутки, делятся книгами и фильмами,

  • поздравляют с праздниками

  • обучение

  • с клиентами и инвесторами

  • для конкретных уведомлений: на сайте что-то сломалось, написали на почту поддержки, сколько посетили сайт и откуда они пришли

Каналы есть публичные и закрытые каналы. Публичные каналы доступны всем сотрудникам. Закрытые каналы — приватное пространство, куда входят только по пригласительной ссылке.

Уведомления

По умолчанию, уведомления приходят от всех сообщений в личный чат или при упоминании тебя или всех участников канала. Но настройки уведомления от каналов можно изменить.

В одних каналах я получал уведомления обо всех сообщениях, в других — если меня или всю команду упомянули.

Если следили за обсуждением конкретных тем, то настраивали уведомление на упоминание определённых слов или фраз.

Чтобы уведомления не отвлекали по выходным, на совещании можно настроить время или включить режим "Не беспокоить"

Повторное оповещение

Чтобы не пропустить важное сообщение, есть функция "повторное оповещение".

Это напоминания, которые Slack отправляет повторно, если ты не отреагировал на первое уведомление. Частоту уведомлений выбираешь сам

Треды и важное сообщение

В Slack есть канал для всех — от сисадминов до бухгалтера Галины. Если там обсуждать корпоратив и проблемы с VPN — ресторан не закажется, а VPN не заработает. Поэтому используем треды.

Треды — обсуждение сообщения в отдельной ветке. Видят те, кто в него зайдет. Так основной чат не засоряется, коллег кому на ресторан все равно, уведомлениями не бесим. Чтобы не потерять итог обсуждения — выделяем сообщение как важное ⭐ и закрепляем.

Чтобы не потерять, какой ресторан выбрали — выделяем сообщение как важное ⭐ и закрепляем. Возвращаемся к нему, когда будем заказывать.

Горячие клавиши

Список горячих клавиш можно вызывать сочетанием:
— Windows: Ctrl + /
— Mac: Cmd + /

Чтобы получить доступ ко всем функциям во время переписки, нажмите на клавиатуре значок (/)

Чат-боты

Чат-бот избавляет от рутины: создает ссылки на встречи, присылает уведомления об обновленных репозиториях с GitHub и сколько продаж сделано за сегодня.

Он может быть простым и выполнять задачи на основе инструкции. Например, если пишу /trello add [описание задачи], значит, создай новую задачу в Трелло.

У нас есть канал с чат-ботом Random Coffee. Раз в неделю бот делает мэч между сотрудниками, разбивает на пары и присылает уведомление, когда, с кем ты пьешь кофе на этой неделе. Эта встреча автоматически добавляется в Google календарь.

Дмитрий, Новакид

Наш бот присылает отчет за прошлый квартал, отвечает когда зп и кто сегодня дежурный. Дежурный — это сотрудник, который помогает другим командам разобраться с проблемой. Например, если у тебя не работает VPN

Алексей, Business Intelligence

Интеграции с сервисами и чат gpt

Есть какие-то сервисы, которые надо часто открывать — Google таблицы, Zoom, trello, Asana. Их можно добавить через маркет в Slack и иметь под рукой.

Ведем Google Календарь. Если ты на звонке, статус в Слаке автоматически меняется.

Алексей, Business Intelligence

Настроили custom HR систему. Когда новый сотрудник регистрируется в Слаке, он автоматически добавляется в каналы своего подразделения, а его публичные данные подтягиваются: должность, когда пришел на работу, дата рождения, увлечения, фотки, телефон.

Дмитрий, Новакид

Если интеграции нет или она дорогая, можно подключить руками — с помощью вебхуков. Так, уведомления об ошибках на сайте, упоминания вашей компании в Google, сообщение на почту поддержки придет в канал Slack.

Можно интегрировать чат gpt в чат-бота

Демо презентация чат-бота в Slack

У нас есть 2 чата GPT. Один натренирован по нашей теме — продажи, саппорт. По сути, это умный поиск по огромному массиву базы знаний и документации. Второй — стандартный, отвечает на любые вопросы

Дмитрий, Новакид

Интеграция может быть неудобной.

Скрин с Grafana

Если у вас много данных, интеграция — это не удобно. Дашборд для мониторинга Grafana.

Есть дашборд для мониторинга Grafana. Он рисует графики, диаграммы, тепловые карты на основе больших данных. И есть у вас там 200 панелек с графиками о том, как работают разные серверы: хорошо, плохо, какие загружены. Из Слака неудобно вызывать конкретную панельку через команду. Потому что как минимум невозможно запомнить, как называются все дашборды.

Но можно сделать наоборот, чтобы Графана вам присылала в Слак панельку с уведомлением: “здесь процессор на 95% загружен”

Станислав, российский финтех

Поиск сообщений и файлов

В Slack есть поиск. В нем нельзя, как в Google, искать точное совпадение или уточнять запрос.

Безлимитная история платная. Но найти там что-то сложно. Слак не понимает склонения. Приходится долго отматывать.

Алексей, Business Intelligence

Но можно выставлять фильтры. Поэтому, если вы помните кто или когда писал, информация найдется быстрее.

Важные сообщения я отправляю себе. Там ищу с фильтрами — исключаю определенных ботов, выбираю дату, людей.

Алексей, Business Intelligence

Аудио и видео звонки

В Слаке есть функция аудио и видеозвонков.

Созванивались тет-а-тет или командой. Получалось удобнее, чем в Zoom. Потому что не надо выходить из рабочего пространства, создавать ссылку, скидывать ее, а просто нажал кнопку и уже на звонке.

Алексей, Business Intelligence

Во время видеозвонка можно делиться экраном, что очень удобно для демонстрации презентаций, документов или рабочего процесса.

Безопасность

Корпоративный мессенджер Slack нельзя установить на свой сервер, только в облаке. Весь трафик и информация управляются и хранятся на серверах Slack, поэтому в России в 2024 году Слаком пользоваться нельзя. Но не всем и не всегда.

С 1 марта 2023 года государственным и финансовым компаниям нельзя обмениваться персональными данными и платежной информацией россиян в иностранных мессенджерах, иначе штраф — 700к.

По сути, позвать коллегу на обед в Слаке можно, а вот попросить клиента прислать реквизиты для оплаты — нет.

Кого ограничения не касались, пользовались Слаком. Но Слак ушел из России, а вместе с ним наработки команд даже с платными аккаунтами. Вот отзывы с Google Play

Тысячи людей потеряли наработки по проектам. Отзывы в Google Play

Есть те, кто пользуется Слаком — аккаунты привязаны к иностранным картам, под запрет российского законодательства не попадают.

Информация из переписок – в облаке Слак. Получается, компании мало что контролируют. Но идут на этот риск и пользуются разными уровнями безопасности от мессенджера:

  • сохраняют историю

  • надеются на шифрование по стандарту FIPS 140-2

  • двойная аутентификация

Слак сохраняет все действия администраторов — кого добавили, удалили, какие настройки изменили. Их можно посмотреть.

Slack шифрует информацию по стандарту США и Канады. Слак прошел аппаратные и и программные тесты для проверки безопасности и устойчивости к взлому — даже если вор достанет информацию, ее надо расшифровать. Это как со смертью Кощея в сказках, мало знать, где яйцо, надо понять, что с иглой делать.

В Слаке не вижу рисков. Во-первых, мы не обсуждаем в Слаке секретную информацию. Во-вторых, там так много всего, что мошенник не разберется, что читать.

Дмитрий, Новакид

Кроме этого, Слак мониторит атаки и дает 500 долларов тому, кто найдет уязвимость и скажет об этом.

Кто работает в банке и с военными — не убедить в безопасности. У них есть дополнительные правила — что можно и что нельзя посылать в чаты. Будь это Слак или другой мессенджер.

Существуют четкие классификаторы информации. Информацию выше определенного уровня пересылать в чате нельзя в принципе. За этим следит внешний регулятор. В банке это ЦБ, в военке - это ВПК или первый отдел. Если ты будешь этим заниматься, они будут слать тебе письма. Если ты их не читаешь, они придут к тебе лично.

Станислав, российский финтех

Слак гарантирует защиту от кибератак, но не гарантирует, что вашу переписку не прочитает начальник и правоохранительные органы. У офисов Слака проводили даже акции протеста в 2023. Требовали ввести сквозное шифрование, чтобы защитить переписку и избежать преследования пользователей, уничтожения профсоюзов, подавления политической активности или криминализации абортов.

"Переписка в Slack небезопасна. Технологические компании могут защитить лиц, делающих аборты, с помощью стандартного сквозного шифрования". Билдборд в Калифорнии

Что бесит в Слаке

1. Медленный
Когда открываете приложение, Slack загружает и обновляет информацию рабочего пространства: сообщения, картинки, интеграции. Если информации много — грузится медленно.

Слак написан на фреймворке Электрон. На нем много чего пишут, потому что один раз написал и все работает под Linux, Windows, MacOS. Такие приложения работают как веб-страницы в браузере. И как много вкладок замедляют работу компьютера, также и приложения на Electron замедляются с увеличением объема информации, которую они обрабатывают.

Станислав, российский финтех

2. Непостоянный
Уведомления приходят не всегда. Прочитал сообщение на телефоне, а на компьютере оно еще висит.

3. Толерантность с нюансом
Slack отключил поддержку русского языка. Переписываться на русском можно, а перевести интерфейс — нет.

4. Нет автоматической отправки сообщения, если произошел сбой.
Отправил сообщение и вышел из приложения. Через время заходишь обратно и видишь, что сообщение не отправилось. Отправлять вручную.

5. Дорого для маленьких и средних команд

6. Много чатов
Есть миф о царе Мидасе. Он превращал в золото все, чего касался. В начале это было весело и полезно, а потом грустно, потому что бесконтрольно. Не можешь есть, обняться, и вся твоя жизнь сплошной металл. С чатами так же. Если чаты расплодить, будет хаос в проектах.

7. Нестабильная связь во время звонка

Тарифы

Жить в однушке вдесятером можно, но неудобно. Места не хватает, найти ключи сложно, переодеться негде, а дневник может прочитать всякий.

С бесплатным Слаком так же. На всю команду дается 5 гб памяти. Функционал ограничен: доступны последние 10 тыс сообщений, видеозвонки только один на один, поделиться экраном на звонке нельзя, а присоединиться к рабочему пространству может любой.

Ощущение, что 10 тысяч сообщений — огромная цифра. Но ты расходуешь это за месяц. За это время вы интегрировали идеи про клиента, а посмотреть и найти их ты не можешь.

Алексей, Datalook.biz

Сейчас Слак за 1 человека хочет 620—1064 руб. Если вы корпорация — вам дадут скидку. Ее размер зависит от количества человек в компании, вашей деятельности и умении договариваться. Чтобы ее получить, надо связаться напрямую с командой Слак. В остальных случаях это дорого.

Можно хитрить и экономить учетные записи. Но не всем это подойдет.

Оплачивали менеджера, а за ним прикрепляли 4 бесплатных сотрудников. Минус, что бесплатные могут быть только в 2 каналах.

Алексей, Datalook.biz

Кстати, в этой статье мы использовали все скрины не из Слака, а из Lenza. Lenza — это российская разработка, полный аналог Слака. Есть облачная версия и локальная установка на сервер компании. Облачная версия — бесплатная на любое количество человек. Если ищите чем заменить Slack мессенджер — welcome.
А еще, у нас есть ТГ канал, там пишем про фичи мессенджера и коммуникацию в команде.

Пишущие маркетологи: Слава Рюмин, Анна Тыщенко, Эвелина Астапова Со статьей помогли: • Дмитрий Малин — исполнительный директор и основатель школы английского языка Новакид. • Станислав — руководитель направления публичных облаков в крупном предприятии российского финтеха • Алексей Кирилишин — Тимлид Business Intelligence • Божин Алексей — SEO специалист в Datalook.biz
0
179 комментариев
Написать комментарий...
Maxim Fox

Добрый день! Заинтересовало ваше решение. Хочу попробовать предложить в своей компании для пробы, а в случае ОК и внедрения. Очень сложно читать статью, так как в голове только Слак и шёл. Поэтому могу задать вопросы, которые уже были в статье, извиняйте. Выглядит лучше, чем пачка, на первый взгляд.
Я так понял, есть серверное решение. А есть ли мобильное приложение? Есть ли список возможностей вашего продукта? Поддерживает ли звонки и на сколько человек? Имеется ли интеграция с другими системами, API, отложенные сообщения, автоматизация событий из других продуктов (чтобы сделать интеграцию с другими продуктами по событию. Случилось событие А в приложении А, отправили сообщение в ваш продукт сообщение А)?
И всё-таки по стоимости интересно узнать. В рамках компаний 1000+ человек сколько будет стоить ваше решение?

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Вы серьезно решили шефу предложить на 1000+ человек продукт которые пилят пара парней, считай на голом энтузиазме? Вы уверены что вас после этого не уволят?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Fox

Я даже не знаю, что тебе на это ответить. Если всё это сделали пара парней на голом энтузиазме, то наше айти на самом высоком уровне. Скажи, какие альтернативы, я обязательно выслушаю и сравню. Почему меня должны уволить за это, не понимаю? Если телеграмм хочешь предложить в качестве альтернативы, то, пожалуйста, не надо.
PS. В пачке много народа пилят? Наверное, много, но продукт - полнейший кал. ТестАйти много народа пилят? Много. Но продукт полнейший кал. Я не понимаю, как количество человек (И откуда такая информация, хотелось бы тоже научиться такое чекать) должно быть показателем качества продукта?

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Талантливый ребят у нас в ит действительно не меряно. Думаю сейчас программист, не будет считаться среди коллег программистом, если он хотя бы раз не запилил свой сервис.

Вы знаете чем предприниматель отличается от наемного работника? У предпринимателя качество не метрика, а упаковка.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Fox

Так, никто не спорит про упаковку. И никто не спорит, что возможно есть решения лучше. Я же тут не для того, чтобы бежать с полными штанами и подписывать контракты без пробы. Я хочу понять, узнать и разобраться. Все бы с радостью подключили и атлассианы, и тестреилы, и слаки, и чаты ГПТ, всё самое лучшее и передовое.
Тот же янд--кс использует пачку. Им тоже уволить тех, кто предложил?)).

НО! Есть законы, есть санкции, есть штрафы (Даже штрафы за передачу персональных данных через заграничные продукты). Ну, что остаётся? Искать альтернативные решения. Да, может оттепель будет, санкции снимут и вернутся импортные решения. Как будет, никто не знает. Они пытаются занять свою нишу, мы ищем решения.

Отклонимся. Например, появилась не так давно ютреку в виде юджаила. Стартап, ребята пилят, стараются и пытаются закрепиться на рынке. Вроде, получается. Аналогично, про эйчарЛинк никто не слышал ещё 4 года назад. Интересно было наблюдать за ребятками. Сейчас уже не стартап, а вполне норм организация, хоть и с теми же проблемами, что и у остального нашего СНГшного айти. Все с чего-то начинали.

Как и говорил, я с радостью выслушаю альтернативы, сравню, попробуем и уже примем решение.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

За пачку не увольнять надо, а сразу расстреливать...
Я про критерии оценки продукта для бизнеса. Какой критерий вы считаете самый важный для организации корпоративного общения для команды в 1000 чел?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Fox

За пачку да, согласен, неудачный пример. В остальном, я даже не хочу уходить в холивар, если честно. Мы сейчас начнем рассуждать, что лучше: "виндовс или линукс на 1000 человек?". И народа набежит и с каждой колокольни свист будет слышен. И у каждого свои критерии: безотказность, безопасность, качество продукта, платформа и так далее. Ну, а с точки зрения бизнеса, так еще и деньги в основном решают. Есть бюджет у кого-то в 200к без согласования сверху и вертись как хочешь, например.
Повторюсь, на твой вопрос "самый важный для организации корпоративного общения для команды в 1000 чел" влияют десятки факторов: законы, санкции, платформы, бюджет и так далее. Моё мнение - это моё мнение, а остальное - это влажные мечты и холивар.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander
У предпринимателя качество не метрика, а упаковка.

Шта?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Екатерина Павлова

когда нас отрубили от Teams, мы пропустили кучу всего и нет даже близко похожего по функционалу. Самым адекватным для нас оказался matermost - больше двух лет используем и полет нормальный

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов
за деньги - да!
Ответить
Развернуть ветку
176 комментариев
Раскрывать всегда