{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Есть ли жизнь после мессенджера Slack?

В 2024 российские компании не могут пользоваться Слаком. С одной стороны он под запретом в России, с другой — Slack отключил клиентов из России.

В корпоративном мессенджере Slack мы обменивались сообщениями мгновенно, как в Телеграмме. Там нет новостной ленты, сторис, музыки. Но собрано все, чем пользовались для работы: чаты, видео и аудиозвонки, боты и интеграции. Слак завоевал большую часть мирового рынка и даже команда Сэма Альтмана из чат GPT работает в Слак.

Slack ушел из России 12 марта 2022. Теперь его трудно найти, легко потерять и невозможно забыть. Ты долго встречаешься с девушкой, она вкусно готовит, у вас классный секс, но в какой-то момент родители девушки переезжают в другую страну, и она тебя бросает

Мы не унывали и разработали русский корпоративный мессенджер, и вспомнили: за что любили Слак и что в нем бесило

Дисклеймер: Материал подготовлен на основе интервью с seо-компанией, онлайн-школой английского языка для детей, с тимлидом иностранной компании и руководителем направления публичных облаков российского банка.

Любовь. Про рабочее пространство и каналы

Рабочее пространство в Slack — это как виртуальный офис, где собираются сотрудники для совместной работы. Каждое рабочее пространство состоит из: членов команды, интегрированных инструментов, настроек и чатов для общения.

Чаты есть личные и групповые. Личный чат — это индивидуальная переписка с коллегой. Групповой — это тематический чат на несколько человек. В Слаке он называется каналом.

В Слаке 90 человек. У каждого департамента несколько каналов: общий и специализированный. Например, есть канал где все IT-шники и отдельно для тестировщиков, разработчиков, верстальщиков

Алексей, Datalook.biz

У нас в Слаке 400 человек. Кроме каналов под департаменты, есть каналы для: официальных объявлений, любителей кино и книг, “Кошки-собачки” с любимыми домашними животными. Еще есть блог руководства — там про бизнес, жизнь и философию.

Дмитрий, Новакид

Чаще всего каналы создают:

  • под департаменты: для юристов, it, маркетологов, продажников, HR

  • стихийно под мероприятия

  • развлечения: где постят шутки, делятся книгами и фильмами,

  • поздравляют с праздниками

  • обучение

  • с клиентами и инвесторами

  • для конкретных уведомлений: на сайте что-то сломалось, написали на почту поддержки, сколько посетили сайт и откуда они пришли

Каналы есть публичные и закрытые каналы. Публичные каналы доступны всем сотрудникам. Закрытые каналы — приватное пространство, куда входят только по пригласительной ссылке.

Уведомления

По умолчанию, уведомления приходят от всех сообщений в личный чат или при упоминании тебя или всех участников канала. Но настройки уведомления от каналов можно изменить.

В одних каналах я получал уведомления обо всех сообщениях, в других — если меня или всю команду упомянули.

Если следили за обсуждением конкретных тем, то настраивали уведомление на упоминание определённых слов или фраз.

Чтобы уведомления не отвлекали по выходным, на совещании можно настроить время или включить режим "Не беспокоить"

Повторное оповещение

Чтобы не пропустить важное сообщение, есть функция "повторное оповещение".

Это напоминания, которые Slack отправляет повторно, если ты не отреагировал на первое уведомление. Частоту уведомлений выбираешь сам

Треды и важное сообщение

В Slack есть канал для всех — от сисадминов до бухгалтера Галины. Если там обсуждать корпоратив и проблемы с VPN — ресторан не закажется, а VPN не заработает. Поэтому используем треды.

Треды — обсуждение сообщения в отдельной ветке. Видят те, кто в него зайдет. Так основной чат не засоряется, коллег кому на ресторан все равно, уведомлениями не бесим. Чтобы не потерять итог обсуждения — выделяем сообщение как важное ⭐ и закрепляем.

Чтобы не потерять, какой ресторан выбрали — выделяем сообщение как важное ⭐ и закрепляем. Возвращаемся к нему, когда будем заказывать.

Горячие клавиши

Список горячих клавиш можно вызывать сочетанием:
— Windows: Ctrl + /
— Mac: Cmd + /

Чтобы получить доступ ко всем функциям во время переписки, нажмите на клавиатуре значок (/)

Чат-боты

Чат-бот избавляет от рутины: создает ссылки на встречи, присылает уведомления об обновленных репозиториях с GitHub и сколько продаж сделано за сегодня.

Он может быть простым и выполнять задачи на основе инструкции. Например, если пишу /trello add [описание задачи], значит, создай новую задачу в Трелло.

У нас есть канал с чат-ботом Random Coffee. Раз в неделю бот делает мэч между сотрудниками, разбивает на пары и присылает уведомление, когда, с кем ты пьешь кофе на этой неделе. Эта встреча автоматически добавляется в Google календарь.

Дмитрий, Новакид

Наш бот присылает отчет за прошлый квартал, отвечает когда зп и кто сегодня дежурный. Дежурный — это сотрудник, который помогает другим командам разобраться с проблемой. Например, если у тебя не работает VPN

Алексей, Business Intelligence

Интеграции с сервисами и чат gpt

Есть какие-то сервисы, которые надо часто открывать — Google таблицы, Zoom, trello, Asana. Их можно добавить через маркет в Slack и иметь под рукой.

Ведем Google Календарь. Если ты на звонке, статус в Слаке автоматически меняется.

Алексей, Business Intelligence

Настроили custom HR систему. Когда новый сотрудник регистрируется в Слаке, он автоматически добавляется в каналы своего подразделения, а его публичные данные подтягиваются: должность, когда пришел на работу, дата рождения, увлечения, фотки, телефон.

Дмитрий, Новакид

Если интеграции нет или она дорогая, можно подключить руками — с помощью вебхуков. Так, уведомления об ошибках на сайте, упоминания вашей компании в Google, сообщение на почту поддержки придет в канал Slack.

Можно интегрировать чат gpt в чат-бота

Демо презентация чат-бота в Slack

У нас есть 2 чата GPT. Один натренирован по нашей теме — продажи, саппорт. По сути, это умный поиск по огромному массиву базы знаний и документации. Второй — стандартный, отвечает на любые вопросы

Дмитрий, Новакид

Интеграция может быть неудобной.

Скрин с Grafana

Если у вас много данных, интеграция — это не удобно. Дашборд для мониторинга Grafana.

Есть дашборд для мониторинга Grafana. Он рисует графики, диаграммы, тепловые карты на основе больших данных. И есть у вас там 200 панелек с графиками о том, как работают разные серверы: хорошо, плохо, какие загружены. Из Слака неудобно вызывать конкретную панельку через команду. Потому что как минимум невозможно запомнить, как называются все дашборды.

Но можно сделать наоборот, чтобы Графана вам присылала в Слак панельку с уведомлением: “здесь процессор на 95% загружен”

Станислав, российский финтех

Поиск сообщений и файлов

В Slack есть поиск. В нем нельзя, как в Google, искать точное совпадение или уточнять запрос.

Безлимитная история платная. Но найти там что-то сложно. Слак не понимает склонения. Приходится долго отматывать.

Алексей, Business Intelligence

Но можно выставлять фильтры. Поэтому, если вы помните кто или когда писал, информация найдется быстрее.

Важные сообщения я отправляю себе. Там ищу с фильтрами — исключаю определенных ботов, выбираю дату, людей.

Алексей, Business Intelligence

Аудио и видео звонки

В Слаке есть функция аудио и видеозвонков.

Созванивались тет-а-тет или командой. Получалось удобнее, чем в Zoom. Потому что не надо выходить из рабочего пространства, создавать ссылку, скидывать ее, а просто нажал кнопку и уже на звонке.

Алексей, Business Intelligence

Во время видеозвонка можно делиться экраном, что очень удобно для демонстрации презентаций, документов или рабочего процесса.

Безопасность

Корпоративный мессенджер Slack нельзя установить на свой сервер, только в облаке. Весь трафик и информация управляются и хранятся на серверах Slack, поэтому в России в 2024 году Слаком пользоваться нельзя. Но не всем и не всегда.

С 1 марта 2023 года государственным и финансовым компаниям нельзя обмениваться персональными данными и платежной информацией россиян в иностранных мессенджерах, иначе штраф — 700к.

По сути, позвать коллегу на обед в Слаке можно, а вот попросить клиента прислать реквизиты для оплаты — нет.

Кого ограничения не касались, пользовались Слаком. Но Слак ушел из России, а вместе с ним наработки команд даже с платными аккаунтами. Вот отзывы с Google Play

Тысячи людей потеряли наработки по проектам. Отзывы в Google Play

Есть те, кто пользуется Слаком — аккаунты привязаны к иностранным картам, под запрет российского законодательства не попадают.

Информация из переписок – в облаке Слак. Получается, компании мало что контролируют. Но идут на этот риск и пользуются разными уровнями безопасности от мессенджера:

  • сохраняют историю

  • надеются на шифрование по стандарту FIPS 140-2

  • двойная аутентификация

Слак сохраняет все действия администраторов — кого добавили, удалили, какие настройки изменили. Их можно посмотреть.

Slack шифрует информацию по стандарту США и Канады. Слак прошел аппаратные и и программные тесты для проверки безопасности и устойчивости к взлому — даже если вор достанет информацию, ее надо расшифровать. Это как со смертью Кощея в сказках, мало знать, где яйцо, надо понять, что с иглой делать.

В Слаке не вижу рисков. Во-первых, мы не обсуждаем в Слаке секретную информацию. Во-вторых, там так много всего, что мошенник не разберется, что читать.

Дмитрий, Новакид

Кроме этого, Слак мониторит атаки и дает 500 долларов тому, кто найдет уязвимость и скажет об этом.

Кто работает в банке и с военными — не убедить в безопасности. У них есть дополнительные правила — что можно и что нельзя посылать в чаты. Будь это Слак или другой мессенджер.

Существуют четкие классификаторы информации. Информацию выше определенного уровня пересылать в чате нельзя в принципе. За этим следит внешний регулятор. В банке это ЦБ, в военке - это ВПК или первый отдел. Если ты будешь этим заниматься, они будут слать тебе письма. Если ты их не читаешь, они придут к тебе лично.

Станислав, российский финтех

Слак гарантирует защиту от кибератак, но не гарантирует, что вашу переписку не прочитает начальник и правоохранительные органы. У офисов Слака проводили даже акции протеста в 2023. Требовали ввести сквозное шифрование, чтобы защитить переписку и избежать преследования пользователей, уничтожения профсоюзов, подавления политической активности или криминализации абортов.

"Переписка в Slack небезопасна. Технологические компании могут защитить лиц, делающих аборты, с помощью стандартного сквозного шифрования". Билдборд в Калифорнии

Что бесит в Слаке

1. Медленный
Когда открываете приложение, Slack загружает и обновляет информацию рабочего пространства: сообщения, картинки, интеграции. Если информации много — грузится медленно.

Слак написан на фреймворке Электрон. На нем много чего пишут, потому что один раз написал и все работает под Linux, Windows, MacOS. Такие приложения работают как веб-страницы в браузере. И как много вкладок замедляют работу компьютера, также и приложения на Electron замедляются с увеличением объема информации, которую они обрабатывают.

Станислав, российский финтех

2. Непостоянный
Уведомления приходят не всегда. Прочитал сообщение на телефоне, а на компьютере оно еще висит.

3. Толерантность с нюансом
Slack отключил поддержку русского языка. Переписываться на русском можно, а перевести интерфейс — нет.

4. Нет автоматической отправки сообщения, если произошел сбой.
Отправил сообщение и вышел из приложения. Через время заходишь обратно и видишь, что сообщение не отправилось. Отправлять вручную.

5. Дорого для маленьких и средних команд

6. Много чатов
Есть миф о царе Мидасе. Он превращал в золото все, чего касался. В начале это было весело и полезно, а потом грустно, потому что бесконтрольно. Не можешь есть, обняться, и вся твоя жизнь сплошной металл. С чатами так же. Если чаты расплодить, будет хаос в проектах.

7. Нестабильная связь во время звонка

Тарифы

Жить в однушке вдесятером можно, но неудобно. Места не хватает, найти ключи сложно, переодеться негде, а дневник может прочитать всякий.

С бесплатным Слаком так же. На всю команду дается 5 гб памяти. Функционал ограничен: доступны последние 10 тыс сообщений, видеозвонки только один на один, поделиться экраном на звонке нельзя, а присоединиться к рабочему пространству может любой.

Ощущение, что 10 тысяч сообщений — огромная цифра. Но ты расходуешь это за месяц. За это время вы интегрировали идеи про клиента, а посмотреть и найти их ты не можешь.

Алексей, Datalook.biz

Сейчас Слак за 1 человека хочет 620—1064 руб. Если вы корпорация — вам дадут скидку. Ее размер зависит от количества человек в компании, вашей деятельности и умении договариваться. Чтобы ее получить, надо связаться напрямую с командой Слак. В остальных случаях это дорого.

Можно хитрить и экономить учетные записи. Но не всем это подойдет.

Оплачивали менеджера, а за ним прикрепляли 4 бесплатных сотрудников. Минус, что бесплатные могут быть только в 2 каналах.

Алексей, Datalook.biz

Кстати, в этой статье мы использовали все скрины не из Слака, а из Lenza. Lenza — это российская разработка, полный аналог Слака. Есть облачная версия и локальная установка на сервер компании. Облачная версия — бесплатная на любое количество человек. Если ищите чем заменить Slack мессенджер — welcome.
А еще, у нас есть ТГ канал, там пишем про фичи мессенджера и коммуникацию в команде.

Пишущие маркетологи: Слава Рюмин, Анна Тыщенко, Эвелина Астапова Со статьей помогли: • Дмитрий Малин — исполнительный директор и основатель школы английского языка Новакид. • Станислав — руководитель направления публичных облаков в крупном предприятии российского финтеха • Алексей Кирилишин — Тимлид Business Intelligence • Божин Алексей — SEO специалист в Datalook.biz
0
179 комментариев
Написать комментарий...
Petra Kavalsky

Такие ощущение, что смысл многих бизнесов - попивать лавандовый раф, заполняя бесчисленные календари, to do листы и общаясь в чатах

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Мнение диванного теоретика. А практики довольно быстро понимают необходимость удобных инструментов. Хотя, конечно, шаурмячную можно и без канбан-досок сделать. Но мы же здесь не об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Интеграторов

Сказал человек зарабатывающий в телеграмме ))

Ответить
Развернуть ветку
Какер Тарлсон

Зарабатывающий ли?🤔

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

А вы думаете, что в Телеграме сейчас зарабатывают домохозяйки в бигудях? )
Целые штаты сотрудников пилят сетки каналов. Приходите, научим ))

P.S.
Если бы вы там (в ТГ) внимательно посмотрели, то в описании увидели, что это одно из направлений )
За плечами маркетинговое агентство, так что о пользе удобных инструментов для бизнеса знаю не понаслышке )

Ответить
Развернуть ветку
Борис Интеграторов

Ну вы затоксили и к вам также. Че там пилят в телеграм это конечно интересно, но в основном своем бессмысленно))

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

А вы посмотрите, с чего ветка началась ) С язвительности Петры, которая получила просто в ответ аккуратно )
P.S.
Согласен, мусора в ТГ тонны.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов
мусора в ТГ тонны

причем в обоих смыслах

Ответить
Развернуть ветку
Архитектор

Не соглашусь. Таков современный медиа бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Petra Kavalsky

В отличие от администраторов групп в Телеге, я работала в очень крутых компаниях, в одной из них не было никаких рабочих чатов и прекрасно шла вся работа, в другой компании завели чат, Трэлло и все дела. В итоге половина его не читали и предпочитали решать вопросы по телефону или по почте с тем/теми, к кому этот вопрос относился. Это было в разы быстрее и продуктивнее. Через несколько месяцев чат снесли и все адепты чатов тоже перешли на нормальный стиль работы и общения.
В обоих случаях работа была связана с коммуникациями и организацией международных конференций, а то скажете, что на заводе рабочим чаты не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Благодарю вас за попытку натянуть личный опыт на весь мир ))
У вас так, а другим удобнее с рабочими чатами.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

я видел только тех кто уговаривает, что это крутяк и мне обосраться как очень нужно.

Ответить
Развернуть ветку
BaronKorf

Ну а я в этом работаю и считаю эффективным способом для удаленки, 1:1?

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

для удаленки это просто идеально, можно имитировать интенсивную работу, не сделав за день ровно нихрена, но вот для эффективности это просто рак.
правильно тиньков уволил работников которые себе канал с мемами сделали

Ответить
Развернуть ветку
BaronKorf

Не получится, в конце недели или следующей надо показать результат на который подписался, так что забить можно, но быстро всплывет.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

очень хочется в это верить, без стеба, иронии и т.п. но даже у удаленщиков не встречал.. я думаю если еще и этой херней заняться, то на работу точно ее останется времени

Ответить
Развернуть ветку
BaronKorf

Ну вот у меня 60 человек сидит кто где и что-то делают, как мне понять динамику их работы без чатов/досок/джиры? Гадать на кофейной гуще?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

дал задание, сроки, результат. нет результата, есть санкции и разбор полетов. а вот это: ребяты как дела? а сейчас? когда же? скоро? давай давай мне уже на бали пора.. нифига не успеваете, давайте я сам код допишу... ну вы пишете,пишите, отчеты,отчеты мне же надо понимать...

Ответить
Развернуть ветку
BaronKorf

Не знаю какой у вас опыт управления, но мой показывает что на удаленке 80% сотрудников надо пушить, кого-то супер мягко, а кого-то жестко. Дейлик это базовый мягкий способ.

Если не использовать инструменты контроля (разные и разной степени упоротости под ситуацию), то результат будет факапный, проверено многократно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

согласен, вожжи отпускать нельзя. но и задалбывать контролем так же фатально

Ответить
Развернуть ветку
Petra Kavalsky

На здоровье 🤷‍♀️)) Но, как можете видеть, у меня большая группа поддержки, которая тоже явно понимает и разделяет суть претензий к таким программам )

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Вы опять прыгаете с одного на другое: от полной ненужности (по вашему скромному мнению) рабочих чатов до «претензий к таким программам». Вы уж определитесь, опираясь на свой галактический опыт работы в очень международных компаниях )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Petra Kavalsky

Средний возраст - 30 лет, если что ) Ну и касательно звонка - нет, писали чаще в почту и конкретно тому, с кем нужно решить вопрос, а не в чат орали «тому, кто меня найдет»

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Petra Kavalsky

Зачем писать в мессенджеры, если есть рабочая почта?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eugene V

В ПОЧТУ писать вместо мессенджера?)) Ахаха, точно 30 лет в среднем?))
Ну хорошо хоть не бумажные письма)

Ответить
Развернуть ветку
Petra Kavalsky

В чем преимущество мессенджера перед почтой, не поделитесь? А то нам, старым пердунам 30-летним, непонятно

Ответить
Развернуть ветку
Хлоргексидин

Это шутка?

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Отдельно – полностью дублирующий чат, но без руководителей. Идеально! ))

Ответить
Развернуть ветку
Petra Kavalsky

В итоге куча чатов, где убивается 90% рабочего времени.

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Это вопрос вашей неэффективности, а не недостаток инструмента, или просто стереотипы, или просто домыслы.

Ответить
Развернуть ветку
Petra Kavalsky

Вы уже который раз с высоты своего опыта работы в администрировании телеграм-канала пытаетесь перейти на личности. То у вас человек сразу диванный теоретик, то он неэффективен, потому что не срёт в чаты🤦‍♀️ Вы даже не задумываетесь о том, что у людей может быть гораздо более серьезный опыт работы, чем у вас. Вы организовывали международные конференции с участием первых лиц государств или компаний из топ-50? Работали в компании со штатом в миллион человек? Пиарили международные инфраструктурные проекты? Нет? А я да. Поэтому будьте любезны, свой феерический опыт в раскрутке телеги оставьте при себе.

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Видел президента. Был в Брюсселе на заседании Евросоюза. Ваша жалкая повторная попытка низвести меня до «администратора Телеграм-канала» в совокупности с многократными попытками бряцать своими регалиями выдают лишь ваши комплексы и нерелевантную оценку происходящего.

Ответить
Развернуть ветку
Petra Kavalsky

«Видеть президента » - это не равно «провести интервью с президентом», а «быть на заседании» - это не «организовать» его.

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Я почему-то был уверен, что по существу вам ответить будет нечего, и вы будете цепляться к деталям, причудливым образом выворачивая их наизнанку. Ну, вы-то точно сама организовали заседание Евросоюза, да?

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Пиздец, чтоб мне весь день звонили, ну и в почте неудобно везти диалог. Крупные компании не просто так завели инструменты, только надо пользоваться уметь, а не просто в тг чат собрать

Ответить
Развернуть ветку
Eugene V

100%
На самом деле хоть в слаке, хоть без слака эффективность работы зависит на 90% от качества ее организации.
Если команда не может организовать работу - инструмент тут не при чем

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Широков

Мы говорим не о бизнесе на каком-нибудь перекрестке городском, а о более серьезных вещах.
Удивляет, что когда разработчики и прочие айтишники в интернете пытаются себя рисовать альфачами информационных технологий, а на деле не способны прожить без сервисов переписок. Да о чем я говорю. Хотя чему я удивляюсь. У меня в офисе товарищи неспособны себе чайник купить, неделю выбирают как содержанки и девочки впервые оказавшиеся в торговом центре. Уж не говорю о серьезном софте вроде визуал студио, редакторов видео и прочих программ

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

"Мы говорим не о бизнесе на каком-нибудь перекрестке городском, а о более серьезных вещах".

И? Дальше был какой-то сумбур про чайники, простите, я не вывез.
Я не айтишник и не альфач. Просто знаю по бизнесу, что инструменты планирования/коммуникаций/учёта и т.д. необходимы в работе, хоть маркетинговому агентству, хоть пекарне.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Широков

Ну конечно же, все мы в интернете профессионалы, которые все до одного в своей работе и жизни. Я тоже своего рода профессионал, знаете ли)

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Вы, Евгений, сами с собой разговариваете )) Не дело это )
По делу бы.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Широков

Так и вы не по делу. Я вам про работу, а вы про планирование. Привел аналогию с чайником. Вы к сожалению не поняли. Поэтому разговор и не сложился.

Ответить
Развернуть ветку
176 комментариев
Раскрывать всегда