Как за два года после санкций изменился российский рынок брокерских сервисов в приложениях

Markswebb изучили 12 крупнейших российских брокерских приложений в исследовании Digital Investment Rank 2024 и выяснили, что рынок пришел в себя после санкций, качество клиентского опыта в цифровых сервисах стремительно растет, а конкуренция за цифровое лидерство накаляется.

Больше инсайтов — в Telegram-канале Markswebb.

Обзор рынка

После блокировки значительной части интересующих инвестиционных инструментов у инвесторов появилась потребность найти альтернативы для вложения средств. И брокеры смогли быстро сориентироваться и предоставить клиентам инструменты для подачи заявки на первичное размещение. Вложение в первичное размещение акций появилось у 10 брокеров из 12.

Большинство брокеров уже реализовали основные инструменты, которые помогают клиентам находить инвестиционные идеи в приложении: так, практически у всех есть инвест-идеи, подборки или рекомендации.

Теперь мы наблюдаем следующий шаг в поддержке инвест-решений клиентов: создание стратегий следования и автоследования. За последние два года этот функционал расширился на рынке (+4) и присутствует у 5 брокеров.

Медиана оценок всех приложений по каждому блоку пользовательских задач по результатам Digital Investment Rank 2024.
Медиана оценок всех приложений по каждому блоку пользовательских задач по результатам Digital Investment Rank 2024.
  • Из-за стресса, полученного инвесторами после событий 2022 года, особенно стала цениться возможность проконтролировать ситуацию на рынке и вовремя продать (или купить) инструмент. Рынок откликается на эту потребность: мы видим рост в типах заявок и расширение управления ими.
  • Стратегии следования и автоследования снимают барьер к управлению портфелем и страх клиента принимать решение самостоятельно.
  • Встроенные инструменты стали стандартом и закрывают потребность в аналитике.
  • Есть положительная динамика в информировании об остатке лимита пополнения ИИС.
  • Развиваются варианты пополнений счета: у половины брокеров появилась возможность пополнить счет через СБП.
  • Возможности чатов в брокерских приложениях сравнялись с другими индустриями. В 2021 году чат-боты в брокерских сервисах отставали от других индустрий.

На какую аудиторию ориентируются сегодня брокерские сервисы

По данным ЦБ, в 2023 году вновь активизировались массовые инвесторы — в 1 квартале начал расти объем взносов на инвестиционные счета и продолжает увеличиваться в 3 квартале. Инвесторы постепенно начинают привыкать к новой реальности.

По данным нашего исследования, не только больше брокеров вводят обучающие курсы, но и их содержание и оформление становится качественнее. Для новых клиентов в приложениях появляется интерактив в обучении, подсказки на основе риск профилирования, отображение статуса по тестированиям.

  • В большинстве приложений есть обучающие курсы по инвестициям (у девяти из двенадцати участников), и тестирование по обучению стало намного более распространено: добавили 3 брокера. В половине приложений есть также и обучающие материалы.
  • Расширяется риск-профилирование: появилось у трех брокеров и сейчас есть у 7 игроков. Брокеры стараются использовать этот инструмент чтобы помочь клиенту определить его уровень риска и оградить от слишком рисковых сделок.

Для опытных клиентов в приложениях появилась подробная информация об эмитенте. Она доступна у половины брокеров.

Кто предлагает лучший цифровой опыт на рынке

<p>Оценка цифрового клиентского опыта в приложениях по шкале от 0 до 100 баллов</p><p>Расчет по результатам Digital Investment Rank 2024.</p>

Оценка цифрового клиентского опыта в приложениях по шкале от 0 до 100 баллов

Расчет по результатам Digital Investment Rank 2024.

За три года на рынке сменился лидер, хотя разница в оценках топ-3 минимальна и у каждого — свои сильные стороны и точки роста:

«Альфа-Инвестиции» — абсолютный лидер по динамике развития цифрового клиентского опыта практически во всех задачах, но приложению не хватает обучения и возможностей поиска инструментов.

«БКС Мир инвестиций» и «Тинькофф Инвестиции» лучше всех на рынке обучают начинающих инвесторов, но у первого точка роста — информативная и удобная история операций, а у второго — пополнение счета и возможности для неклиентов.

Места 4, 5 и 6: развивают цифровую сторону обслуживания клиентов. Брокеры со средним уровнем реализации цифровых офисов, которые получили оценку в диапазоне от 55 до 70 баллов: Совкомбанк Инвестиции, ВТБ Мои Инвестиции, Газпромбанк Инвестиции. Обучение инвестированию развито у всех хорошо, но обучение возможностям самого приложения — это то, что можно улучшить. Открытие брокерского счета реализовано, но неидеально.

Места 7, 8 и 9: развили базовые возможности. Оценка приложений СберИнвестор, МТС Инвестиции, Райффайзен Инвестиции от 40 до 45 баллов, они предоставляют пользовательский опыт на уровне чуть ниже среднего, и они только развивают дополнительные возможности. Все брокеры этой группы начинают информировать о комиссиях брокера, у всех можно посмотреть свой статус. Но практически все пользовательские задачи можно улучшать.

Места 10, 11 и 12: базовые торговые возможности. FinamTrade, РСХБ-Брокер, ПСБ Инвестиции закрывают базовые потребности пользователей в совершении сделок: поиск, покупка инструментов и отслеживание своего портфеля. Но нет фильтров и сортировок для поиска инструментов, нельзя увидеть финансовый результат по брокерскому счету. Другие пользовательские задачи развиты слабо или не развиты вовсе.

Тренды и прогноз развития рынка

Рынок брокерских приложений сейчас развит неравномерно и продвинутый цифровой сервис в инвестициях всё еще является редкостью, а не данностью.

Какие блоки задач выросли за два года сильнее всего, насколько и какой они сегодня имеют вес в системе оценки. По данным Digital Investment Rank 2024 и Digital Investment Rank 2021.
Какие блоки задач выросли за два года сильнее всего, насколько и какой они сегодня имеют вес в системе оценки. По данным Digital Investment Rank 2024 и Digital Investment Rank 2021.

С точки зрения общего развития рынка на более длинной временной перспективе, можно заключить, что будут развиваться глобальные тренды.

Персонализация

  • Брокеры будут заниматься персонификацией подборок новостей, аналитики, инструментов под конкретного клиента. Это позволит им лучше справляться с огромными объемами информации, быстрее выбирать подходящие для них инструменты.
  • Приложения не сопоставляют риск-профиль и структуру портфеля. Мы считаем, что такой анализ будет проведен и на основе этого будут созданы рекомендации по корректировке состава портфеля.

Помощь в долгосрочном планировании инвестиций

У людей есть потребность в долгосрочном планировании (10 лет и более), но такого функционала на рынке практически отсутствует. Сейчас брокеры скорее помогают в выборе отдельной бумаги, но не предлагают клиентам способа как достичь их долгосрочных планов. Это может быть инвестиция в большую покупку или накопление на пенсию.

Интеграция нейросетей

Торговые боты уже давно применяются профессиональными трейдерами для совершения сделок, а теперь появляются более сложные инструменты, где используется искусственный интеллект. Мы прогнозируем, что такие сложные инструменты с использованием нейросетей будут появляться и для более массовых инвесторов. Они будут развиваться в плоскостях персональных рекомендаций, и в меньшей степени — сделками.

Это только публичная часть результатов исследования. Узнать, что в полном отчете и как можно использовать результаты — можно на сайте. Результаты исследования мы представили на онлайн-митапе Mobile Banking Rank 2023. Запись эфира можно посмотреть на YouTube.

1
Начать дискуссию