{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Зачем компаниям нужны контактные центры

В предыдущем посте я писала о том, что контактные центры не только обрабатывают входящие клиентские заявки, но и выступают своего рода центром компетенций о продуктах или услугах бренда и главными помощниками для клиентов по разным вопросам.

В этом посте я подробнее расскажу о преимуществах контактных центров для бизнеса и отвечу на несколько основных вопросов: какой у них может быть функционал? Влияет ли хороший клиентский сервис на продажи? Может ли контактный центр улучшить или, наоборот, разрушить репутацию компании?

Обработка клиентских обращений

Основная и первичная задача контактного центра – это, конечно, взаимодействие с клиентами: решение их проблем/вопросов, общение, помощь (иногда даже психологическая:)).

По факту контактный центр – это зачастую единственный департамент в компании, который напрямую общается с потребителями. Конечно, если вы не публикуете на сайте телефоны ваших инженеров, разработчиков, сотрудников склада, маркетологов, чтобы потребители могли задавать вопросы и адресовать свои жалобы напрямую.

Наша лаборатория исследования клиентского опыта Teleperformance Customer Experience Lab (CX Lab) ежегодно оценивает, сколько клиентов обращались в поддержку хотя бы раз за год. Например, в 2019 году их доля составила 61% от всех опрашиваемых.

Что произойдет, если в компании не будет контактного центра для обработки обращений от клиентов? Самые упорные попробуют до вас достучаться по другим каналам: напишут на email секретаря или приемной, найдут телефон в каких-нибудь реестрах юридических лиц, оставят комментарий под постом вашей группы в социальных сетях. Остальные просто не поймут, почему компания скрывается от своих клиентов, и просто уйдут от вас.

Если не принимать во внимание значение использования тех или иных каналов взаимодействия (телефон, email, чат, мессенджеры и т.п.) – основное, что должна делать любая организация, – это, прежде всего, предоставлять своим клиентам возможность к ней обращаться по любому вопросу.

Главная задача любого контактного центра – быть доступным и помогать клиенту.

Чтобы делать это качественно и быстро, количество специалистов контактного центра должно соответствовать объемам – потоку обращений от клиентов в течение дня, недели или месяца. Кроме того, у них должен быть полный доступ к информации о компании и о потребителе.

Как правило, специалисты контакт-центра знают о продуктах и услугах компании все и даже больше, а также всегда могут связаться со смежными подразделениями, чтобы решить вопрос. Благодаря этому при обращении в поддержку клиент получает то, что ему было нужно.

Если клиент обращается к бренду за консультацией о продукте, оператор может предложить сопутствующие и потенциально полезные товары. Простой пример: во время разговора с клиентом оператор выяснил, что причина медленной работы его ноутбука в нехватке памяти. После того, как он помог клиенту разобраться с проблемой, он может предложить купить внешний жесткий диск, оформив заказ с доставкой прямо во время звонка.

Иногда контактный центр может инициировать коммуникацию с клиентом со своей стороны. Да, я имею в виду исходящие звонки, но не чтобы продать, а чтобы информировать. Вы же хотите сразу узнать, что ваш автомобиль готов для выпуска с техобслуживания? Или что с вашей банковской картой проводятся подозрительные операции? Или когда в процессе формирования посылки на доставку оказалось, что нет нужного цвета? К слову, звонящий оператор сразу может вас проконсультировать по дополнительным вопросам.

Управление репутацией

Наряду с уже привычными для всех каналами для общения с брендом — телефоном и email — клиенты все чаще предпочитают обращаться, например, через мессенджеры, социальные сети, онлайн-чаты. Эта тенденция стала основополагающей для компаний в формировании мультиканальной стратегии. Ее суть в том, что поддержка клиентов осуществляется по разным каналам, но по единым стандартам. Оператору необходимо придерживаться единого стиля общения и предоставлять одинаковую информацию.

Многоканальность также подразумевает централизованный сбор данных о клиенте по разным каналам. Это возможность узнать его с разных сторон: на основе истории покупок, причин обращения в контактный центр, потребительского поведения, отзывов в социальных сетях.

Анализ данных поможет лучше понять клиента и стать источником идей для персонализированного предложения.

Влияние на готовность рекомендовать бренд и лояльность к нему

Очевидно, что качественный сервис напрямую влияет на лояльность клиентов. Наше исследование Teleperformance CX Lab также подтверждает, что позитивный опыт обращения в контактный центр увеличивает лояльность потребителей в среднем на 13%. И наоборот, негативный опыт взаимодействия с брендом снижает вероятность того, что клиент останется с брендом на 27%.

Многообразие каналов коммуникации также стимулирует потребителей рекомендовать продукты и услуги своим друзьям и родственникам.

Клиенты, у которых была возможность использовать четыре и более каналов коммуникации, на 15% вероятнее порекомендуют бренд, чем те, у кого был доступен один канал.

Создать позитивный опыт для клиента возможно, если его вопросы будут решаться при первом обращении и быстро. По данным Accenture, если вопрос клиента не был решен с первого обращения, 67% потребителей отказываются от услуг бренда. Клиент должен тратить минимум времени на решение своего вопроса, а инструменты для взаимодействия с брендом должны быть удобны.

Понимание того, что запрос будет обработан оперативно, а сотрудник поддержки даст максимально подробную обратную связь, оставляют приятное впечатление от взаимодействия с компанией и увеличивают лояльность.

Увеличение продаж

Влияние клиентского сервиса на продажи с каждым годом становится очевиднее: довольные клиенты рекомендуют бренд другим и сами возвращаются за повторной покупкой. И наоборот, негативный опыт взаимодействия с брендом становится причиной оттока из-за низкого уровня обслуживания.

Американский специалист в области культуры сервиса Джон Шоул в своей книге «Первоклассный сервис как конкурентное преимущество» рассуждает о том, что хорошее обслуживание заставит клиента приходить к бренду чаще и покупать у него больше. В подтверждение он приводит результаты исследования Американской ассоциации менеджмента (American Management Association), согласно которому постоянные клиенты, покупающие у бренда, потому что им нравится обслуживание, обеспечивают в среднем 65% оборота компании. При этом Шоул отмечает, что клиентская поддержка способствует увеличению объема продаж и прибыли больше, чем реклама или маркетинг.

По опыту работы нашей компании могу лишь подтвердить, что влияние действительно значительное. Мы в рамках исследования оцениваем «вес» атрибутов клиентского сервиса во влиянии на лояльность и готовность рекомендовать. В разных индустриях он колеблется от 36% до 50%. Компании «прокачивают» клиентский сервис, инвестируя в него больше ресурсов.

Некоторые бренды открыто говорят о том, что клиентский сервис – одно из их конкурентных преимуществ. Для этого они тестируют и внедряют новые технологии в инфраструктуру своих контактных центров (например, синтез речи, речевую аналитику и чат-ботов), анализируют причины обращений, совершенствуют свои CRM-cистемы и стандартизируют подход.

Использование современных технологий в контакт центре – это вообще отдельная тема. Инфраструктура и ее функционал во многом определяют, каким образом можно выстраивать взаимодействие с клиентами. Сейчас очень многие говорят о цифровой трансформации. Некоторые компании гонятся за новыми технологиями, не до конца понимая, что им это может принести, а зачастую даже не задумываясь, нужно ли это их клиентам. Простому потому, что это сейчас актуально, модно или активно навязывается внешними вендорами. В итоге это может существенно повлиять на уровень лояльности клиентов, причем в худшую сторону.

Беспорядочный подход без анализа предпочтений клиентов, четкой стратегии внедрения новых технологий, квалифицированных специалистов с необходимой экспертизой и понимания экономики вопроса сведут на «нет» все усилия компании в области цифровой трансформации.

Контактный центр – это не просто центр приема и обработки обращений. Сегодня это центр формирования опыта, влияющий на репутацию бренда. Его работа напрямую влияет на продажи благодаря привлечению новых клиентов и повышению лояльности текущих, а не ежедневной атаки лидов по «холодной» базе контактов или подключению чата на вебсайте без четкой стратегии лучшего опыта взаимодействия с клиентами.

Пишите в комментариях, какие еще задачи бизнеса решает ваш контактный центр? Возможно, у вас были кейсы его прямого влияния, которое я не описала выше. Какой бизнес-функционал, на ваш взгляд, можно было бы передать контактному центру?

0
6 комментариев
Написать комментарий...
David Zaripov

Главная беда контакт центров это низкие зп и высокая текучка кадров. Вторая беда кроется в том, как люди там работают. Примерно в 90% компаний сотрудники контакт центров гнобят и матерят клиентов “за кадром” и хоть ответы зачастую идут по регламенту, такой подход значительно уменьшает эффективность той же поддержки.

Сопутствующие продажи в России это вообще отдельный разговор, в подавляющей части кейсов все сводится к скрипту который нужно написать или зачитать клиенту в конце диалога, поэтому большинство клиентов просто обрывает контакт.

Если хоть одна компания займётся наймом, тестированием на психотип, вменяемым обучением, и поставит цель создать стабильный центр решения всея проблем - тогда да, в мире где все идёт на персонализацию и качество сервиса, эффект не заставит долго ждать.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Zhabinskaya
Автор

Давид, абсолютно согласна, что проблема низких з.п. и высокой текучести имеет место быть в очень многих КЦ в России. А уж чтение скрипта с листа вместо диалога, когда оператор даже не пытается услышать клиента - это вообще отдельная боль... Я сама, работаю в этой индустрии более 14 лет и каждый раз с содроганием поднимаю трубку с потенциальным рекламным звонком. Но профессиональный интерес пересиливает, каждый раз анализирую с точки зрения построения диалога и механики продаж. Успешных кейсов мало, но все же они есть. Где и про эффективное обучение, и персонализацию и качество сервиса знают не понаслышке. Конечно хочется, чтобы таких кейсов было больше.

Ответить
Развернуть ветку
CALLCENTERFORUM RU

Контактные центры нужны вообще всем. Извините за ссылку, но именно об этом писали недавно: https://callcenterforum.ru/blog/autsorsing/komu-nuzhny-koll-czentry-i-kakova-ikh-rol-v-biznese/

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Лимонин

Общаться с клиентом важно и контактные центры здорово разгружают руководство. Только проблема в том (в России уж точно), что специалисты на телефоне как роботы себя ведут. Безличные, холодные и спамеры еще, которые свои услуги предлагают вместе с назойливыми вопросами. В итоге, общение с брендом хочется свести до минимума и только по своей инициативе. Да и вообще, звонки, особенно исходящие, уже пережиток прошлого. Я их воспринимаю как вмешательство в частную жизнь. Мне много звонят по бизнесу, естественно, куча незнакомых номеров мелькает. И колл центры сюда же. В России еще куча звонков от неизвестных которым ты даже номер не оставлял, что вдвойне бесит. В итоге, эти номера идут в ЧС. СМСки удобнее, меньше раздражают. И то, опять же, персонализированные и теплые, а не рассылка. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Рыбин

а я то думал что спам это плохо, но по тексту вижу - и этому есть оправдание.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Zhabinskaya
Автор

Эдурад, спасибо за комментарий. К сожалению, вынуждена согласиться. Уровень качества обслуживания в России и отношения потребителей  к брендам - не самый плохой по миру, но оставляет желать лучшего. Наша лаборатория проводила исследование в этом разрезе и ответы потребителей этот факт подтверждают. Особенно отличились у нас сфера ЖКХ и Страхования. А вот роботизация - это прямо целая отдельная тема для обсуждения. Некоторым компаниям хочется рекомендовать включить настоящего робота, чем выслушивать их операторов, говорящих как роботы - по крайней мере ты будешь это четко осознавать и не ожидать чего-то большего. Но мне, например, приятнее общаться с человеком - я за живое общение и эмпатию :) А вообще, хотелось бы иметь право выбора с кем общаться - с роботом или с человеком.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда