История LinkedIn в Китае: сделка с цензурой

LinkedIn одна из немногих западных социальных сетей, сумевших закрепиться в Китае на довольно длительный срок, практически 10 лет. Что этому способствовало и почему всё же пришлось покинуть один из крупнейших рынков, читайте в нашей статье.

История LinkedIn в Китае: сделка с цензурой

Из всех иностранных компаний, которые пытались выйти на китайский рынок, LinkedIn, пожалуй, одна из самых успешных. Ещё до того, как LinkedIn открыли своё представительство в Китае, среди их активных пользователей уже было 5 миллионов китайцев. Когда в 2014 году компания официально вышла на этот рынок, число китайских пользователей превысило 10 миллионов, и вскоре Китай стал самым быстрорастущим рынком компании. В 2018 году количество пользователей из КНР составляло 40 миллионов, а в 2021 достигло 52 миллионов.

Компания выбрала интересную стратегию, учла региональные особенности и уделила достаточно внимания локализации. Но в 2023 году всё равно покинула рынок Китая.

Что же предприняли LinkedIn, чтобы завоевать расположение китайской аудитории на столь длительный срок и почему им всё же пришлось покинуть этот рынок?

Особенности китайского рынка

  • Лишь небольшой процент квалифицированных работников имел опыт работы за рубежом. В основном это молодые люди в возрасте 20-35 лет, находящиеся на ранней или средней стадии карьеры.
  • Для многих молодых специалистов образование и работа за рубежом перестали быть целью номер один. По данным за 2016 год только 25 % китайских выпускников стремились работать в международной компании.
  • Широкое распространение мобильных телефонов. В связи с этим привычка пользоваться QR-кодами, например, или регистрироваться по номеру телефона, а не по почте, появились гораздо раньше.
  • Жёсткая цензура контента.

Как адаптировались

Во-первых, LinkedIn запустили полностью локализованный и адаптированный сайт удобный для китайской аудитории. Например, платформа интегрировалась с WeChat, Weibo, QQ Mail, Alibaba, внедрила систему QR-кодов и возможность авторизации по мобильному телефону.

Помимо этого LinkedIn создали Red Rabbit — отдельное приложение, ориентированное на молодых специалистов.

Болевой точкой, например, WeChat было то, что платформа не могла удовлетворить одновременно и профессиональные, и социальные потребности пользователей. Red Rabbit отличался тем, что добавил такие функциональности, как профессиональные сообщества, оффлайн мероприятия и групповые обсуждения.

Хоть миссия LinkedIn и Red Rabbit платформ была одной и той же — объединять китайских профессионалов. Первый сервис был нацелен на международные связи, позиционировался как элитная соцсеть, а его интерфейс отличался строгостью. В то время как Red Rabbit создали как молодёжную, интересную и менее формальную платформу — как раз то, чего не хватало молодым специалистам в Китае.

Во-вторых, LinkedIn передали 7 % акций своей местной компании двум китайским венчурным фирмам с налаженными связями. Эта важный шаг, так как он придал им легитимности в глазах китайского правительства и аудитории. Местные компании выступили своего рода поручителями и гарантом надёжности иностранцев.

В-третьих, профессиональная платформа соблюдала баланс между стремлением обеспечить свободу слова и требованиями китайского правительства. Алгоритмы были настроены таким образом, чтобы на территории КНР на китайской и англоязычной версиях сайта цензурировался и блокировался политически чувствительный контент.

У китайских пользователей также не было доступа к важным инструментам LinkedIn таких, как возможность создавать или присоединяться к группам или публиковать лонгриды, которые зачастую вызывали открытые дискуссии в комментариях и способствовали созданию сообществ.

Некоторые пользователи отмечали, что сообщения, которые они публиковали на английском языке находясь в Китае были попросту заблокированы, чтобы не привлечь нежелательное внимание властей КНР к LinkedIn. Эта стратегия позволила платформе выйти на китайский рынок, но вызвала возмущение мировой общественности. Зачастую людям не было понятно по какому принципу контент подвергся цензуре. Стоит отметить, что со временем LinkedIn смягчили свою политику, разрешив просматривать сообщения, заблокированные в Китае, в других странах.

Причины ухода

Однако цензура и требования китайского правительства с каждым годом становились всё жёстче. То, что было преимуществом LinkedIn, впоследствии во многом обернулось против них. Руководство компании сожалело, что хотя они и добились успеха в помощи китайским пользователям с поиском работы и расширением их экономических возможностей, из-за цензуры они не смогли достичь тех же высот в более социальных аспектах — обмене информацией и опытом.

Партнёрское соглашение LinkedIn с китайскими компаниями приносило пользу обеим сторонам: при определённых условиях партнёры могли приобрести ещё 21% акций совместного предприятия, при этом LinkedIn сохраняли контроль над этим предприятием, обеспечивая себе основную часть прибыли. Однако, согласно китайскому законодательству, для продолжения деятельности совместного предприятия требуется получить лицензию провайдера интернет-контента. После её получения компания будет обязана хранить информацию о своих пользователях в Китае. Так правительству будет гораздо проще требовать информацию, например, о диссидентах, пользующихся сервисом.

К тому же, частным компаниям всегда было непросто работать в Китае, но с приходом председателя Си Цзиньпина к власти ситуация обострилась. Масштабные репрессии со стороны регулирующих органов КНР привели к снижению рыночной стоимости крупнейших компаний Китая примерно на 3 триллиона долларов США.

В связи со всем перечисленным, в 2021 году LinkedIn приостановили регистрацию новых пользователей в Китае, но запустили новый упрощённый сервис под названием InCareer — портал ориентированный на Китай, который не включал в себя элементы социальных сетей, таких как лента новостей, возможность писать статьи и вести личную переписку. Новый сервис служил лишь для размещения объявлений и отклика на вакансии, по сути HeadHunter.

Приложение такого формата столкнулось с жёсткой конкуренцией в Китае, поэтому продержалось оно недолго. В середине 2023 года и InCareer закрылось.

Стоит отметить, что LinkedIn сохранил частичное присутствие в Китае. Платформа оказывает услуги по найму и обучению сотрудников за пределами страны для местных компаний.

Благодаря умелой политике руководства и готовности играть по местным правилам LinkedIn стала последней крупной западной социальной сетью, всё ещё работающей в континентальном Китае. Twitter, Facebook и Youtube запрещены в стране уже более десяти лет, а Google покинул страну ещё в начале 2010 года.

Примечательным является и то, что большинство западных технологических компаний были запрещены на территории КНР, так как не соблюдали законодательство и пытались его всячески обойти. LinkedIn же нашли компромисс и смогли договориться с местными властями, а закрыть сервисы в Китае их вынудили по большей части политические и экономические причины.

Хочется также отметить то, с каким вниманием и заботой отнеслись LinkedIn к своим китайским пользователям. Они не просто перевели свой основной сервис на китайский язык, но также добавили в него функциональности удобные китайцами. А после изучения своей аудитории даже создали отдельную платформу, чтобы лучше удовлетворить потребности местных пользователей.

Кейс LinkedIn China, конечно, интересный, но, как мы выяснили, теперь это не самая удобная социальная сеть для поиска партнёров или работы в Китае. Поэтому мы решили сделать обзор китайских приложений, которые могли бы помочь с этой задачей, в нашем Телеграм-канале. Мы публикуем там новости, исследования и разборы-бизнес кейсов. Подписывайтесь, если вам интересно узнать больше про диджитал из Китая!

История LinkedIn в Китае: сделка с цензурой
Ольга Григорук
общаюсь с китайцами
4
Начать дискуссию