Как ресторан теряет прибыль и как это исправить

Расскажу об основных проблемах ресторанного бизнеса и путях их решения с помощью современных IT-технологий.

Дмитрий Шалин
CEO компании Fast Soft

Студия разработки IT-решений для вашего бизнеса. Создаем гибкие комплексные проекты по понятным фиксированным ценам, легко адаптируемся к изменениям и гарантируем результат.
Среди наших проектов:

— крупнейшее FoodTech мобильное приложение на 800 тысяч пользователей

— HR-приложение с полной интеграцией с ресторанным ПО

– Express Delivery System

— единый интерфейс для обработки заказов

Наша команда — это готовый отдел IT-разработки, который эффективно решит ваши бизнес-задачи:

  • офис в Санкт-Петербурге
  • 70 разработчиков
  • аккредитация в Минцифры
  • 120 точек на поддержке
  • 10 лет экспертиза в e-commerce

Проблема №1. Падение выручки

Представим: у ресторана снижается выручка. Перестали ходить постоянные гости, а новых посетителей не прибавляется. Как вариант — ресторан только открылся, и база гостей у него еще не сформировалась.

IT-компания не может глобально помочь в решении этого вопроса.

Рестораторы стремятся донести до клиентов ценность своего заведения при помощи инструментов маркетинга. Особенно это касается недавно открывшихся заведений.

Если же ресторан работает достаточно давно, то необходимо подключить CRM-систему, которая будет оцифровывать данные о гостях, удерживать их, коммуницировать с клиентами: приглашать на мероприятия, поздравлять с днями рождения и рассылать привлекательные спецпредложения.

Если CRM-система подключена, то проблема может заключаться в персонале, который с ней работает. В таком случае надо провести аудит работы маркетинга и понять, правильно ли выстроена маркетинговая концепция.

У компании Fast Soft есть партнерские CRM-агентства, которые проанализируют работу системы маркетинга и подскажут ресторатору, в чем может заключаться проблема: в IT, сотрудниках или CRM-агентстве.


Это консалтинговая услуга, стоимость которой начинается от 300 000 рублей.

Чем может быть полезно в этом случае мобильное приложение Fast Soft для сферы HoReCa?

Оно поможет собрать базу гостей, оцифровать данные, а заодно уменьшить комиссию за эквайринг в ресторане. Интегрируется с любой CRM-системой, которая присутствует на российском рынке. У нас есть кейс, как приложение для онлайн-заказов помогло увеличить клиентскую базу на 200%.

Как приложение для онлайн-заказов помогло увеличить клиентскую базу на 200%. Кейс

На примере уже реализованного проекта рассказываю, что можно сделать, если функционала имеющихся программных продуктов уже не хватает, а разработка комплексной системы с нуля выглядит дорогостоящей авантюрой.

Проблема №2. Снижение качества сервиса

Серьезный враг для выручки ресторана — это падение качества сервиса. IT- инструменты способны сократить время обслуживания гостей и улучшить качество услуг.

В ресторанной сфере используются кнопки вызова официанта, а также KDS — Kitchen Display System, которая оцифровывает работу повара на кухне. Когда сотрудник снимает статистику с этих систем, он получает все данные о времени приготовления блюд, скорости обслуживания гостя официантом, узнает, сколько минут проходит от приема заказа до внесения блюда в R-keeper.

Следующая итерация этого механизма — планшеты Kate Media.

Они позволяют принять заказ и не ждать официанта — его можно вызвать с планшета. Фактически, Kate Media — это кнопка вызова официанта, но очень большая и с монитором.

При помощи Kate Media клиент также может самостоятельно оплатить свой заказ и оставить чаевые.

И третья итерация реализована в мобильном приложении. Она позволяет вызвать официанта, а у него есть свое приложение, которое показывает, к какому столику подойти. IT-системы здесь — всего лишь инструмент. Основная проблема состоит в том, что контроль за процессами должен находиться в поле зрения руководителя.

Все системы контроля над работой официантов связываются воедино в отчетный дашборд, на котором менеджер ресторана видит картину в целом.

Мы занимаемся внедрением единой системы отчётов и дашбордов в ресторанах на основе программы R-Keeper.

Я уже писал, почему сегодня для ресторанного бизнеса критически важно быть на острие технологий, чтобы не просто выжить, но и процветать.

Автоматизация ресторана под ключ. Как сделать из ресторана инвестицию для прибыли

Разбираю, почему сегодня для ресторанного бизнеса критически важно быть на острие технологий, чтобы не просто выжить, но и процветать, предлагая высококлассное обслуживание и оптимизируя свои процессы как никогда раньше.

Еще несколько видео от наших клиентов

Проблема №3. Снижение качества доставки

К убыткам приводит снижение качества не только обслуживания в ресторане, но и ухудшение доставки. Потребителю важно, чтобы заказ привезли к нему вовремя, в целости и сохранности, при этом необходимо, чтобы блюда оставались горячими.

По данным исследования рынков РБК, 75% потребителей обращают внимание на скорость и своевременность доставки, 55,5% — на внешний вид доставленной еды, а 53,2% — на то, осталась ли еда горячей, как будто ее только что приготовили.

Следить за качеством доставки помогает мобильное приложение для курьера. Кроме непосредственно курьерской работы на качестве может сказаться плохая автоматизация. Часто бывает так, что программы дают сбой в работе по пятницам, субботам и воскресеньям, когда у ресторанов идет основная выручка. Буквально: конец недели — и программа встала.

Как правило, причиной сбоев становится высокая нагрузка и плохая доступность техподдержки. Я сталкивался с такой ситуацией: вечером в пятницу все айтишники уходят домой, а рестораторам в этот момент остро нужна техническая помощь.

Поддержка в Fast Soft работает 24/7 вне зависимости от дня недели.

Не менее важна и отказоустойчивая архитектура. Наша архитектура построена на основе систем Kafka, Kubernetes и PostgreSQL Cluster и позволяет сделать всю структуру отказоустойчивой, чтобы она могла работать бесперебойно.

Кроме того, необходимо постоянно мониторить время заказа и оптимизировать маршруты и зоны доставки. Клиент делает заказ, он попадает в dark kitchen, откуда готовые блюда привозятся по адресу доставки.

Если в это время возникает пробка на дорогах или авария, то наша система взаимодействует с Яндексом и показывает, что курьер находится в пробке, поэтому время заказа увеличивается.

На карте, курьера увидеть нельзя, но мы создали систему статусов: она позволяет сообщить клиенту в чате мобильного приложения, что заказ задерживается и будет доставлен в другое время.

Проблема №4. Резкое повышение цен

Рост цен в кафе и ресторанах связан с повышением себестоимости продуктов. В то же время цены нельзя повышать шоково — это всегда постепенный процесс. У каждого гостя есть блюдо-маркер, по которому он определяет ценовую политику заведения. Если блюдо сильно поднялось в цене, то гость начнёт искать альтернативные варианты ресторанов, что приведёт к падению наполняемости.

Контролировать цены на продукты с помощью IT-инструментов возможно при использовании EDI или таких продуктов, как DocsInBox, реально отслеживать наценки на блюда А-сегмента — самые маржинальные позиции.

Они формируют прибыльный костяк, на котором зарабатывает ресторан. В ресторанных программах за это отвечает модуль складского учета.

Важно отслеживать не только свои цены, но и цены конкурентов.

Для этого мы внедряем систему сбора данных и аналитики по конкурентам собственной разработки.

Проблема №5. Незнание своей целевой аудитории и неумение с ней работать

Чтобы ресторанам найти своих гостей, можно использовать разные каналы коммуникации. Вы можете донести информацию при помощи ATL-каналов, например, разместить наружную рекламу в местах, где бывает ваша целевая аудитория. Или активнее задействовать Digital-каналы, среди которых распространение информации о ресторане в поисковых системах и социальных медиа, мобильный маркетинг с использованием приложений, а также интерактивный маркетинг — разного рода геймификации.

По большому счету, это все задачи маркетинга, которой могут помочь IT-решения. Например, если у ресторана формируется клиентская база ее лучше хранить и с ней в дальнейшем взаимодействовать в удобной CRM-системе.

Fast Soft готов внедрять любые CRM-решения, которые присутствуют на российском рынке. Если у клиента уже есть CRM-система, но он чувствует, что ее не хватает и нужно переходить на более мощную, то у нас есть большой опыт таких переходов.

Мы внедряли клиентский проект для сети ресторанов, у которого была собрана база больше миллиона человек.

Специфика работы заключалась в том, что нам пришлось очень аккуратно переливать базы и делать это день в день.

Ночью мы заснули с одной базой, утром проснулись с другой. И ее нельзя перелить частями, потому что завтра днем могло произойти движение бонусов, скидок, и клиенты не должны были их терять. Мы справились с этой задачей.

Проблема №6. Неправильное планирование на ближайшую перспективу

Операционное планирование — залог роста качества сервиса и менеджмента. Его необходимо проводить как минимум раз в неделю: следить за отчётами, организовывать встречи с персоналом, проводить оценку эффективности сотрудников. Для принятия качественных решений нужны качественные метрики и аналитика.

У Fast Soft есть партнер, компания Alpha Data, которая занимается искусственным интеллектом для крупных клиентов, в том числе для торговых сетей. У нас самих есть партнерские отношения с аналитиками big data, которые могут разово проанализировать базу под ключ и дать рекомендации по всем процессам.

С помощью аналитики от Alpha Data можно получить аудиторскую оценку по поводу бизнес-процессов, курьеров, официантов, стоп-листов на кассах и их причин, проанализировать закупки и использование рабочего времени.

Это позволяет ответить на вопросы: когда и сколько вызывать на смену людей, в чем причина аномально низкой выручки за день — резко выпал снег, например, и до ресторана никто не доехал.

Для маркетинга мы предлагаем услугу внедрения сквозной аналитики, которая собирает данные для рекламы в интернете в Яндексе, Вконтакте, Дзене — интернет-площадках до посещения, до попадания этого гостя в CRM-систему.

Собранную информацию легко изучить и точно установить стоимость привлечения клиента из каждого канала. И благодаря внедрению ресторанной сквозной аналитики маркетологи могут не тратить деньги на неэффективные каналы.

Проблема №7. Неверно выстроен тайм-менеджмент

От правильного распределения рабочего времени сотрудников ресторана зависит скорость обслуживания посетителей. Руководству важно отслеживать, в какие часы идет наибольший гостевой поток, и выводить больше работников на смену.

Алгоритм прост: улучшаем быстродействие — повышаем выручку ресторана и лояльность гостей.

У Fast Sоft существует своя биометрическая система учета, которая позволяет фиксировать время ухода и прихода персонала, анализировать работу hr-менеджмента ресторана, также система позволяет автоматически выгрузить табели в 1С, чтобы исключить ручной труд на точках, это сокращает время на расчет дохода сотрудника и исключает злоупотребления.

IT-решения по автоматизации и цифровизации

Решения по автоматизации и цифровизации в ресторанном бизнесе являются его важной частью. Если управление бизнес-процессом можно сравнить с водой, обеспечивающей отопление в доме, то цифровизацию и автоматизацию — с деятельностью управляющей компании.

Первое — это то, какие процессы уже есть в системе и какие нужно добавить.

Второе — то, как это все правильно расположить и между собой соединить. Если взять наши решения для ресторанного бизнеса, они будут работать примерно по такой логике.

Fast Soft помогает осуществить любые идеи по автоматизации бизнеса быстро и качественно. Мы синхронизируемся с целями заказчика, легко адаптируемся к изменениям и работаем, чтобы вы зарабатывали.

Буду рад слышать всех тех, кто нашел свою проблему и выбрал новый путь.

Если тема автоматизации для вас все еще «больная», расскажите нам о своих задачах.

Мы найдем решение, которое учтет все нюансы вашего заведения и закроет все дыры в вашем бюджете.

Мой телеграм: @dvshalinㅤㅤНаш сайт: fssoft.ru

0
16 комментариев
Написать комментарий...
whatloyd

А если CRM-система подключена, но выручка все равно падает, это уже к кому обращаться? К экзорцисту?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шалин
Автор

Много чего можно посмотреть, качество кухни, обслуживания, работу с самой CRM системой, качество рекламы

Ответить
Развернуть ветку
Ночной дожор

Хоть я и не особо силён в IT-технологиях, но автоматизация и интеграция систем кажутся важными шагами для повышения эффективности и прибыльности бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шалин
Автор

Абсолютно верно! В целом есть общий тренд цифровизации всех процессов. В разных сферах.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Бирюк

вариант с планшетами мне нравится , можно сразу заказать необходимое ,без ожидания официанта ,экономит время и вполне удобно в обслуживании

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шалин
Автор

Экономия времени и клиента, и официанта - да! Но не только. Планшеты дают удобство для гостей ресторана.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Коц

Падение выручки и снижение качества сервиса — это действительно серьезные проблемы для ресторанного бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шалин
Автор

Все верно, Роман! Ресторанный бизнес - это сложный операционный бизнес. Где контролировать сервис ежедневно - крайне важно.

Ответить
Развернуть ветку
Элина Ф.

Все эти IT-решения звучат круто, но что делать малым заведениям, у которых нет бюджета на "цифровую революцию"? Не все же могут позволить себе инвестиции в автоматизацию.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия

все логично - искать их)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шалин
Автор

Вариант-1 становиться частью больших сетей, в которых эффективность не только за счет общих закупок и опыта, но и в том числе ай-ти, софта.. Те инструменты, которые используют сети по 100+ точек, одному малому заведению просто не вытянуть. И это увы, данность. Вариант-2 уходить в узкие направления, ниши и концепции, которые будут работать там, куда гигантам не интересно идти.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Зорькин

ппПольза: использование мобильных приложений для снижения комиссии за эквайринг. годно!

Ответить
Развернуть ветку
Эрик Давидофф

Сначала автоматизируем все подряд, а потом удивляемся, почему люди перестают ходить в рестораны. Может, потому что им нравится общение с живыми официантами, а не с машинами?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шалин
Автор

Люди наверняка ходили в рестораны, ходят и будут это делать.. Другой вопрос, что у клиента есть выбор сделать заказ через машину или пообщаться с живым официантом. Для клиента, иметь выбор - это хорошо!

Ответить
Развернуть ветку
Юлия

а многие и не догадываются что за кулисами кафешки может крутиться целая огромная система)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шалин
Автор

гости кафешки или ресторана и не должны догадываться о сотнях процессов внутри кухни, менеджмента, ай-ти структуры .. Гостю все должно быть быстро, вкусно, удобно!)

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда