Как Gojek развивает малый и средний бизнес в Индонезии

Каждую неделю команда Heads and Hands — лидеров в разработке экосистем, делает обзор популярных супер-аппов и экосистем. Сегодня разберем, как Gojek помогает индонезийским предпринимателям выходить в онлайн.

Gojek — индонезийская компания и одноименный супер-апп, который объединяет сервисы: по требованию, развлекательные, финансовые. В нем можно заказать доставку блюд, продуктов, товаров первой необходимости, лекарств, поездку на байке или такси, оплатить счета и даже сделать экспресс-заказ массажа.

​Все сервисы в супер-аппе Gojek

Компания начинала в 2010 году с колл-центра, который связывал людей со службами курьеров и перевозок на байках. В то время мототаксисты простаивали, ожидая клиентов, последние же прочесывали улицы в поисках свободного транспорта. Gojek решил эту проблему. Кстати, название компании складывается из английского Gо и индонезийского термина для мототакси Ojek.

В 2015 году Gojek запустили приложение сразу с тремя сервисами: перевозкой пассажиров на байках GoRide, срочной доставкой документов и посылок GoSend и доставкой еды, товаров первой необходимости GoMart.

На начало 2020 года супер-апп объединяет 18 сервисов для платежей; перевозок и доставки; заказа еды, готовых блюд, лекарств, товаров первой необходимости; развлечений: покупки билетов в кино, просмотра фильмов и сериалов, площадку с мини-играми; решения повседневных задач: уборки и массажа. Последние выделены в отдельное лайфстайл-приложение GoLife (приложение Gojek перекидывает на него при выборе уборки или массажа). Для бизнеса компания разработала супер-апп GoBiz, который позволяет вести дела через сервисы Gojek.

​Все сервисы компании Gojek
​Все сервисы компании Gojek

На данный момент Gojek работает в Индонезии, Вьетнаме, Сингапуре, Таиланде и на Филиппинах. В первой половине 2019 года супер-апп Gojek и другие приложения внутри экосистемы были скачаны 155 млн пользователей из Юго-Восточной Азии (общее население региона на 2020 год — 666,5 млн, то есть каждый 4 использует Gojek). В Gojek зарегистрированы более 2 млн водителей, более 400 тыс. продавцов и более 60 тыс. поставщиков услуг.

Несколько фактов об экономике Индонезии

Индонезия расположена на более чем 17,5 тысячах островов. Каждый со своим языком, культурой и экономикой. В 2019 году страна была четвёртой в мире по численности населения и шестой по уровню экономического развития*.

В стране более 150 миллионов интернет-пользователей (чуть больше половины населения), доступ в сеть есть почти на 90% территории. В основном развит мобильный интернет, так проще охватить огромное количество островов.

Только 40% населения в 2019 году имели собственные мобильные устройства. Тем не менее именно на покупки со смартфонов приходится 52% всех электронных транзакций. Приложения являются основным каналом мобильных продаж, занимающим 74,8% рынка мобильной коммерции.

Банковские услуги развиты в Индонезии слабо, более половины населения попросту не пользуется ими. Например, в 2019 году на одного человека приходилось 0,59 дебетовых и 0,07 кредитных карт. Для сравнения, в России уже к середине 2017 года каждый житель имел около 2 дебетовых карт.

Интернет-покупки большинство оплачивает картами (34%), на втором месте банковские переводы (26%). К 2021 году прогнозируется, что доля банковских переводов снизится из-за развития цифровых кошельков, как GoPay от Gojek, через которые на 2019 год оплачивали 20% покупок.

Как экосистема Gojek позволяет расти малому бизнесу

В 2019 году Gojek вошёл в двадцатку компаний, меняющих мир, по версии Fortune. Туда попадают те, кто оказывает широкое и позитивное влияние на социо-экономическую обстановку страны или региона.

Экономика страны сильно зависит от микро-, малых и средних предприятий. Именно они обеспечивают около 50% ВВП Индонезии. Поэтому решение их проблем может стать драйвером роста для всей экономики.

Основные трудности, с которыми встречаются такие компании: сложности при выходе на рынок, ограниченные ресурсы для роста и развития, невозможность конкуренции с более крупными игроками.

На своих ресурсах Gojek заявляют о социальной ответственности и подчеркивают вклад в экономику страны. Рассмотрим подробнее, какие инструменты экосистемы помогают бизнесу справляться с основными вызовами.

  • Простое управление бизнесом

GoBiz — супер-апп для бизнеса от Gojek. Позволяет управлять заказами из GoFood, принимать платежи через GoPay, контролировать ежедневные транзакции, получать отчеты по продажам, генерировать QR-коды для безналичных платежей, создавать персонализированные рекламные кампании.

Программа обучения Gojek WIRAUSAHA дает предпринимателям базовое понимание движения денежных потоков, капитальных и операционных расходов, работы с цифровыми платформами.

  • Финансовая доступность

Цифровой кошелек GoPay помогает бизнесу перейти на безналичные расчеты. Индивидуальный QR-код позволяет просто принимать оплату даже уличным торговцам. В 2019 году через GoPay проходило 30% от всех электронных транзакций в Индонезии.

GoPay включает предпринимателей в официальную экономику: позволяет быстро открыть счет, брать займы, оформлять страхование. Сервис GoBills внутри GoPay позволяет оплачивать в приложении счета: за электричество, воду и газ, кабельное телевидение и интернет, и многие другие.

Включение своих партнеров в официальную финансовую систему и предоставление инструментов для управления финансами в Gojek считают важными социальными функциями GoPay.

  • Простой выход на рынок

Благодаря Gojek 70% представителей малого и среднего бизнеса начали вести свои дела в онлайне. Став партнером приложения, компания сразу получает доступ к более чем 100 миллионам пользователей.

Gojek снижает порог для выхода на рынок предприятиям любого масштаба. Например, бизнес-модель сервиса GoFood позволяет продавать блюда, приготовленные на личной кухне, и при этом сразу охватить аудиторию в радиусе 25 км.

  • Доступные маркетинговые инструменты

Традиционный маркетинг и продвижение для выхода на широкую аудиторию требуют больших вложений.

Маркетинговые стратегии Gojek позволяют предприятиям находить новых клиентов и переводить их в категорию постоянных. Например, в супер-аппе для бизнеса GoBiz компании сами могут запускать промоакции на базу, сформированную благодаря присутствию в приложении.

84% представителей малого и среднего бизнеса отмечают, что присоединились к Gojek именно для продвижения своих товаров и услуг.

  • Снижение издержек

Использование сервисов Gojek вместо использования собственных решений снижает эксплуатационные затраты для малых и средних предприятий в среднем на 30%. Например, можно воспользоваться сервисами доставки GoRide и GoSend внутри экосистемы для выполнения своих задач.

Все это снижает барьер для выхода средних и малых предприятий на рынок, позволяет расти и конкурировать с крупными игроками.

Как Gojek влияет на социо-экономическую обстановку в Индонезии

В среднем Gojek приносит экономике Индонезии 720,72 млн $ ежегодно в качестве доходов партнеров-водителей, малого и среднего бизнеса, по данным доклада GO-JEK Impact towards Indonesian Economy. Общий объем ВВП Индонезии на 2018 год составил 1022 млрд $.

85% компаний-партнеров Gojek отмечают увеличение объема своих транзакций более чем на 5%.

Gojek частично решает вопрос безработицы. 83% водителей-партнеров Gojek имеют только школьное образование. Эта группа является одной из доминирующих среди безработных в Индонезии.

Каждый двадцатый партнер лайфстайл-сервисов имеет инвалидность. Приложение помогает этим людям находить клиентов и зарабатывать на жизнь.

Gojek — первая декакорн-компания (стартап, оценивающийся более, чем в 10 млрд $) в стране. В 2018 году в нее инвестировали такие гиганты, как Google и китайская Tencent (владельцы WeChat).

На примере Gojek мы видим, как цифровая экосистема может стать одним из драйверов роста экономики для целой страны. Особенно, если компания развивает сервисы в отстающих секторах. В случае с Индонезией – это слабая вовлеченность жителей в банковские услуги, неразвитый рынок электронных платежей и отсутствие онлайн-инструментов для малого и среднего бизнеса.

Мы рассмотрели Gojek со стороны бизнеса и влияния на экономику страны. В следующем материале подробнее расскажем про то, как работают сервисы в супер-аппе.

2222
10 комментариев

Узнайте больше о создании, развитии и поиске точек роста маркетплейсов, экосистем, e-commerce проектов на конференции MCOM Marketplace and Ecosystems 2020.

1
Ответить

 шестой по уровню экономического развитияЧто такое "уровень экономического развития"?

Ответить

Столько ерунды про экономику написали. Лучше бы скриншотов приложения добавили побольше.

1
Ответить

Здравствуйте! Да, вы правы, взяли инфу из статьи со встречи председателя Комитета по государственной политике Министерства государственных предприятий Индонезии в Университете Правительства Москвы (ссылка в статье и здесь оставим). Они действительно не указывают там источник своих данных. Здесь корректнее говорить о том, что Индонезия находится не на 6, а на 7 месте и не по росту экономики, а по величине ВВП по ППС по данным МВФ за 2019 год.  

Ответить

И чтобы быть объективными, не забывайте про их конкурентов сервис Grab

Ответить

Конечно, мы помним про Grab. Вот писали про них: https://vc.ru/services/102327-chto-vnutri-superprilozheniya-grab-sravnivaem-s-rossiyskimi-analogami

1
Ответить

 Индонезия расположена на более чем 17,5 тысячах островов. Каждый со своим языком, культурой и экономикойНа каждом из 17,5 тыс свой язык? Можно пруф?

Ответить