Семь шагов, чтобы сделать работников более инициативными

Каждый руководитель стремится найти или вырастить инициативного и креативного сотрудника. Однако далеко не все готовы к тому, что развитие мотивации – это не просто ряд ярких презентаций или мотивирующая речь руководителя, а обширная системная задача, требующая долгосрочного и пошагового подхода.

О том, как сделать сотрудников более перспективными, рассказал Михаил Плешанов – основатель и CEO IT-компании IN.TOP

Михаил Плешанов
Основатель компании IN.TOP

Ценность обратной связи от линейного персонала

Самым ценным ресурсом, связанным с пониманием бизнес-процессов и основных функциональных особенностей производства, на сегодняшний день является обратная связь от линейных сотрудников. К сожалению, далеко не все руководители используют его для повышения эффективности бизнес-процессов и улучшения финансовых результатов.

Причина проста. Обычно ключевые решения принимаются наверху, но руководители не всегда уделяют должное внимание тому, чтобы понять всю картину, которая формируется на нижнем уровне организационной структуры. К тому же часто нет ясных и прозрачных средств коммуникации для передачи идей линейного персонала на уровень руководства.

Таким образом, одним из главных инструментов для внедрения улучшений в бизнесе становится обратная связь, активность обычных сотрудников, которые находятся на передовой и хорошо знают текущую ситуацию. Они осведомлены о проблемах и “неэффективностях”. Осталось сделать так, чтобы они могли свободно и вовремя донести информацию до высшего руководства.

Как бизнес может это сделать? Прежде всего, необходимо внедрять культуру открытой коммуникации о проблемах в компании. Для развития такой культуры нужны, по крайней мере, три элемента: поставленная задача сделать открытую культуру взаимодействия внутри организации, инструменты для обеспечения этой коммуникации и особый подход для мониторинга и контроля результатов работы.

Начинать следует с топ-менеджмента. Команда руководителей высшего звена должна стремиться понять, какие аспекты коммуникации в бизнесе считаются наиболее сложными. Затем нужно определить, какие инструменты помогут собирать информацию.

Это могут быть различные способы – от специальных боксов для сбора предложений до индивидуально настроенного чат-бота в мессенджере.

Зачастую проблемы возникают тогда, когда коммуникация блокируется сверху. Поэтому необходимы более прямые методы взаимодействия линейного персонала и топ-менеджмента.

Не менее важен блок мониторинга. Как обрабатывать все предложения, полученные от обычных сотрудников? Как наилучшим образом использовать эти знания, чтобы достичь максимального результата и справедливо оценить их эффективность и окончательные результаты? Об этом мы и поговорим ниже.

Необходимо разработать доступные и удобные каналы коммуникации, которые обеспечат легкий доступ к информации и содействуют обмену идеями между сотрудниками, такие как телеграм-боты, регулярные собрания и другие средства.
Необходимо разработать доступные и удобные каналы коммуникации, которые обеспечат легкий доступ к информации и содействуют обмену идеями между сотрудниками, такие как телеграм-боты, регулярные собрания и другие средства.

Как сделать сотрудников более инициативными?

Шаг 1. Создать систему корпоративной коммуникации. Она включает в себя формирование эффективных механизмов обмена информацией внутри компании. Например, использование внутренних платформ для продвижения идей, а также поддержка открытого диалога между руководством и сотрудниками. Такая система помогает делиться знаниями и культивировать инициативность линейного персонала.

Шаг 2. Создать набор инструментов для коммуникации. Компания должна создать доступные и удобные каналы связи, которые обеспечивают легкий доступ к информации и стимулируют обмен идеями среди сотрудников – например, телеграм-боты, регулярные встречи и другие инструменты.

Шаг 3. Наладить обратную связь. Обратная связь от сотрудников позволяет лучше понять, какие аспекты работы нуждаются в дополнительных усовершенствованиях. Она выявляет проблемы или потенциальные улучшения, которые могут остаться незамеченными при внедрении новых инструментов. Также обратная связь поддерживает открытость и взаимодействие между руководством и сотрудниками.

Это способствует построению положительной рабочей атмосферы, где каждый чувствует, что его мнение важно.

Шаг 4. Продумать систему мотивации за инициативы. Должна быть отстроена система мотивации за поданную или рационализаторскую идею, которая для сотрудника будет мотивирующей (существенной) с четкими критериями оценки для того, чтобы ее получать.

Шаг 5. Создать топ авторов идей и экспертов, в который войдут наиболее активные и преданные сотрудники как лидеры инициативности. Сделайте коммуникационное сообщение о том, что эти люди – лучшие, и призывайте остальных сотрудников им соответствовать.

Это способствует улучшению обстановки и делает работу более качественной, удобной и эффективной для всех.

Шаг 6. Вовлекайте сотрудников в обучение. Важно использовать инструменты обмена информацией и объяснять сотрудникам, почему быть инициативными – выгодно, и почему компания ценит эффективность. Это необходимо иллюстрировать понятными примерами: как инициативы помогли поменять бизнес и каких результатов за предыдущий период они помогли достичь.

Одним словом, такое обучение должно стимулировать сотрудников быть более активными.

Шаг 7. Отмечайте достижения. Высокие результаты инициатив и предложений должны индивидуально подчеркиваться. О них нужно рассказывать не только внутри компании, но даже за ее пределами.

Важно поддерживать достижения работника, сумевшего инициировать изменение, которое привело к глобальным позитивным изменениям и получению дополнительной прибыли.

Благодаря цифровым платформам бизнес может оперативно принимать идеи и инициативы от сотрудников, сокращая временные рамки.
Благодаря цифровым платформам бизнес может оперативно принимать идеи и инициативы от сотрудников, сокращая временные рамки.

Как цифровые платформы стимулируют инициативность сотрудников?

Современные инструменты позволяют максимально эффективно выстраивать коммуникацию. Цифровые платформы подстраиваются под бизнес и позволяют серьезно сократить сроки рассмотрения идей и инициатив со стороны линейных сотрудников. Это улучшает процесс оценки предложений, делает его более эффективным и справедливым. Также IT-инструменты помогают уйти от многих бюрократических формальностей.

Цифровые решения позволяют вселить в головы сотрудников мысль: несмотря на сложность бизнес-процессов в компании, подача инициативы – процесс простой. Он ясен, понятен, у него определены сроки и назначены конкретные ответственные за маршрутизацию рассмотрения предложений.

Современные инструменты позволяют использовать мессенджеры, например, Telegram, чтобы уменьшить время обучения и упростить внедрение новшеств.

Краткое видеоруководство способно быстро объяснить основы использования каналов связи. Особенно важно, что внедряемые IT-инструменты быстро окупаются, поскольку идеи, предлагаемые сотрудниками, могут обходиться организации гораздо дешевле привлечения внешних специалистов и существенно повышать эффективность бизнеса.

Таким образом, формирование открытой культуры сбора предложений и улучшений, создание внутренней инфраструктуры для подобной коммуникации и прозрачная система мотивации от полученного результата может дать существенный прирост чистой прибыли и кратно увеличить лояльность сотрудников.

Семь шагов, чтобы сделать работников более инициативными

— IT-решения для внедрения систем бережливого производства

📞 8 (800) 700–55–95 • TelegramWhatsApp / info@in.top

11
Начать дискуссию