10 вопросов до старта IT-проекта

Рассказываю, что лучше кастом или коробка, столько стоит разработка и как правильно составить ТЗ.

Дмитрий Шалин
CEO компании БЛИЦ

«БЛИЦ» — студия IT-разработки. Внедряем готовые решения и разрабатываем проекты под заказ, обеспечивая надежность и высокую производительность.

  • 80+ разработчиков
  • Аккредитация Минцифры
  • 10+ опыта в e-commerce
  • 2+ млн пользователей приложений

Для реализации эффективного IT-проекта очень важно все тщательно спланировать еще до старта разработки. А как это сделать, если у заказчика нет технического образования, а есть лишь примерное представление о желаемом конечном продукте?

10 вопросов до старта IT-проекта

1. Что лучше: готовое IT-решение (из коробки) или индивидуальная разработка (кастом)?

Небольшим бизнесам не стоит полностью отказываться от коробочных решений. Такие продукты хороши по-своему — они протестированы, легко настраиваются. У них только один существенный минус — нужно работать с тем, что есть.

Стоит сначала изучить готовые решения, анализировать, устраивают ли их возможности конкретный бизнес. При этом необходимо смотреть не только на текущую ситуацию, но и на планы, перспективы. Если хочется масштабироваться, расти до большой сети, осваивать инвестиции, то можно рассмотреть или готовое решение, или его альтернативу — платформу.

О том, как рестораторы решают проблемы в бизнесе при помощи IT-технологий, я написал в этой статье.

К примеру, наша платформа вполне может подойти тем, кого не устраивают коробочные решения. Например, клиенту нужна лента рекомендаций, возможность доработки, взаимодействия со сторонними CRM-системами. В этом случае лучше рассмотреть индивидуальный IT-проект.

2. У кого заказать индивидуальную разработку (кастом)?

Довольно часто клиенты при выборе между готовым и индивидуальным решениями отталкиваются от собственного опыта. Например, заказчик уже пробовал реализовать проект из коробки.

Но из-за некорректно выбранного продукта, недостаточно хорошей технической поддержки он столкнулся с тем, что ему постоянно приходилось запрашивать доработку системы.

За каждую из них выставляли кругленькую сумму. В этом случае компания начинает задумываться об альтернативах. Например, может нанять свой штат программистов, сделать собственный продукт, и дорабатывать его.

10 вопросов до старта IT-проекта

Набрать свою IT-команду

Что происходит в случае, если заказчик решает набрать собственную команду? Он начинает изучать информацию о зарплатах, а они в сфере IT, как правило, немаленькие. Найти достойного специалиста небольшой компании очень сложно — за них постоянно идет борьба, их сманивают корпорации.

В сфере HoReCa, для которой мы сделали ряд крупных проектов, у многих фирм обычно нет возможности нанять большую команду – от 6-7 человек — на проект. С учетом этих факторов компания может позволить себе слабую команду из начинающих программистов — джунов, которые не смогли пробиться в крупные организации.

И они не всегда способны качественно работать: возникают многочисленные ошибки, установленные нанимателем показатели не достигаются, техподдержка работает в усиленном режиме. И у заказчика возникает закономерный вопрос: что делать дальше? Ведь деньги потрачены, IT-продукт создан, и бросать его на полпути уже не хочется.

Найти фрилансеров

Среди фрилансеров есть толковые специалисты. Но в случае работы с ними заказчик довольно сильно рискует. Ведь гарантий никаких нет. Фрилансеры часто работают вообще без каких-либо ТЗ, они не любят формализацию. Заказчики ее тоже не любят, поэтому нередко соглашаются на такие условия, ведь им хочется, чтобы человек взял проект, выполнил его под ключ так, как понравится клиенту.

А работа на таких условиях имеет и обратную сторону — несовпадение результата и ожиданий, резкий разрыв отношений.

Судиться с фрилансером сложно, затратно, для аргументированного технологического спора в суде нужно дополнительно нанимать эксперта. Да и контролировать работу фрилансера довольно сложно.

Возвращаясь к теме необходимости доработки: когда в проект уже было вложено немало сил, времени и денег, очень немногие заказчики пожелают снова рисковать. Хочется гарантий. А их может дать IT-компания.

10 вопросов до старта IT-проекта

Работа с IT-компанией

IT-компания может дать гарантии, но и сотрудничество с ней имеет нюансы. Ведь ей не будешь платить зарплату, она работает с маржой. И в ряде случаев сотрудничество с IT-компанией обходится дороже, чем содержание собственного штата программистов.

Но здесь заказчик может ожидать, что он получит то, что было прописано в договоре.

Например, мы в БЛИЦ отвечаем за конечный результат, поэтому никогда не привлекаем к работе фрилансеров.

Наши штатные сотрудники — менеджеры и аналитики — постоянно на связи с заказчиком, выясняют все его потребности и доносят их до разработчиков.

В этом случае клиент вообще может не беспокоиться о том, что с проекта увольняется кто-то из программистов. Мы на задачу поставим другого профессионала, и процесс разработки не будет приостановлен.

3. Сколько стоит индивидуальная разработка IT-продукта?

Индивидуальная работа над проектом на то и индивидуальная, что какую-то даже ориентировочную сумму назвать невозможно. Все зависит от поставленной задачи и особенностей разработки.

Например, мы делали IT-проект для крупного клиента: ресторанная франшиза — 8000 сотрудников и более 70 заведений в трех больших городах. Необходимо было создать новое мобильное приложение, чтобы увеличить среднюю частоту заказов и посещений на одного клиента, поднять процент списания баллов в программе лояльности, получить возможность коммуникации по дешевым PUSH каналам.

О том, каких результатов мы достигли, я написал в этой статье.

БЛИЦ может предложить готовое IT-решение, которое подойдет для любого бизнеса. Если заказчика устраивает наш продукт в исходном виде, он просто платит установочный (фиксированный платеж) и абонентскую плату, мы разворачиваем продукт, и он начинает работать.

Если потребуются доработки, это придется решать индивидуально.

Мы лояльно подходим к мелким дополнениям и улучшениям, и можем сделать их бесплатно.

Если нужно что-то уникальное и технически сложное, конечно, мы готовим клиенту коммерческое предложение на реализацию новой функции, и при его согласовании реализуем.

Мы можем работать и очень быстро. Например, всего за 30 дней мы разработали приложение для ресторана SONO ASIA. Этапы работы над проектом, задачи и стоимость я описал в кейсе.

Тому, кто раньше не имел дела с разработкой, может быть сложно сориентироваться, что лучше выбрать — индивидуальную разработку или же решение из коробки. В этом случае компания может обратиться к нам за консалтингом. Мы сделаем проект и покажем, какие есть плюсы и минусы у обоих вариантов для конкретного бизнеса, не склоняя к какому-то из них.

4. Как правильно составить ТЗ и кто в этом может помочь?

Самый простой способ — приходите на встречу с нами! Мы проведем аудит и распишем все пункты ТЗ.

Я не рекомендую составлять ТЗ самостоятельно.

Оптимально пригласить для этого аналитика (персонально или через компанию), который задаст заказчику нужные вопросы, чтобы учесть все нюансы.

Клиент может сформулировать функциональные требования, и аналитик ему в этом поможет. Буквально нужно написать то, что заказчик хочет видеть в конечном итоге: сортировку предложений компании по популярности, отображение количества лайков, возможность для пользователя отслеживать снижение цены и пр. Есть даже формулы, которые позволяют наиболее точно составить UserStory.

Затем нужно передать функциональные требования в IT-компанию или подрядчику на оценку. Задача специалистов проанализировать эти «хочу» и сформулировать на их основе уже технический документ — ТЗ.

Его пишут программисты для программистов, поэтому корректно сформулировать его сам заказчик обычно не может.

Составление ТЗ помогает определиться, какой продукт заказывать и у кого. С этим документом можно обратиться в несколько компаний и выяснить, сколько у них будет стоить такая разработка. И так узнать хотя бы примерно, как обстоят дела на рынке. Кроме того, обсуждение ТЗ с разными подрядчиками помогает составить о них первое впечатление — отследить, насколько быстро отвечают, релевантные ли задают вопросы, знакомятся ли с компанией потенциального клиента.

5. Как правильно выбрать IT-технологии для проекта?

Если планируется работа с нашей платформой, то никакого выбора технологий для заказчика нет — мы используем те, которые у нее уже есть.

Если речь о заказе индивидуальной разработки, то стек технологий можно обсуждать с приглашенными IT-консультантами со стороны заказчика. При их выборе нам важны и требования к самому проекту (где, в каких условиях, с каким количеством пользователей он должен работать), отказоустойчивость, простота в исполнении и техподдержке.

6. Возможно ли поэтапное внедрение IT-проекта?

Мы работаем в подходе Agile, а он подразумевает, в том числе, поэтапное внедрение. IT-проект разбивают на мелкие итерации, на минимально возможные функциональные элементы, которые внедряются постепенно. Платежи при этом тоже делятся на части.

7. Зачем тестовые версии продукта?

Тестовая версия необходима клиенту для выяснения, как продукт будет работать в жизни. Практика показывает, что заказчики никогда не внедряют продукт сразу, им надо привыкнуть, обучить сотрудников. У IT-компаний уже давно нет такого в практике, чтобы не давать тестовую версию клиенту. Конечно, перед тем, как предложить заказчику продукт на тест, его проверяют и в IT-компании.

10 вопросов до старта IT-проекта

8. Как понять, какой будет выгода от IT-проекта?

Чаще всего выгода очевидна! Мы практикуем именно такой подход. Например, на встрече мы рассказываем клиенту: разработка (условно) стоит 1 млн рублей, срок 3 месяца. Это означает, что вы будете экономить после запуска IT-проекта 4% в масштабах вашего бизнеса или 2,5 млн в месяц. Очевидно выгодно.

Расчеты производит или сам клиент с учетом своих потребностей, или сторонние специалисты. Например, наша компания на этапе консалтинга проводит анализ, который показывает, для чего клиенту нужны те или иные траты.

К слову, некоторые клиенты на этом шаге могут передумать заказывать IT-продукт. В этом особенность работы с экспертом: он помогает понять, в каком случае клиенту нужно что-то разрабатывать с нуля. Бывает, что заказчики приходят с чем-то, что у них уже работает, может, не идеально, но работает. И стоимость перехода с одного продукта на другой для них не оправдана.

9. Как контролировать этапы работы над IT-проектом?

Об этом заказчик с исполнителем договариваются индивидуально. К примеру, у нас раз в неделю продакт-менеджеры сообщают клиенту о ходе работ.

10. Сможет ли IT-компания разобраться в бизнесе заказчика?

В нашей компании есть аналитики, поэтому мы можем довольно глубоко погрузиться во все бизнес-процессы, чтобы досконально разобраться в потребностях клиента.

БЛИЦ помогает осуществить любые идеи по автоматизации бизнеса быстро и качественно. Мы синхронизируемся с целями заказчика, легко адаптируемся к изменениям и работаем, чтобы вы зарабатывали.

Я уверен, независимо от вашей задачи мы найдем решение, которое позволит вывести бизнес на новый уровень доходности.

Буду рад слышать всех тех, кто нашел свою проблему и выбрал новый путь. Если вас интересует тема автоматизации, расскажите нам о своих задачах, а мы найдем оптимальное IT-решение.

Мой телеграм: @dvshalinㅤㅤНаш сайт: БЛИЦ /Студия IT-разработки

10 вопросов до старта IT-проекта
88
13 комментариев

Работаем чтоб вы зарабатывали - прям мед для ушей 😎

2
Ответить

Суть любой разработки.. Клиент покупает у нас ай-ти решение, чтобы потом зарабатывать или экономить с его помощью.

Ответить

Хоть и не разу не IT , но продолжал отчаянно интересоваться этой темой!

1
Ответить

А к вам на работу можно попасть? Уж слишком хорошо пишите! Клиентоориентированность в наше время для большинства - пустой звук. Так-то

1
Ответить

На работу) при таких условиях там штат забит наверное...

Ответить

Напишите пожалуйста в телеграм, контакт есть в статье. Опыт, должность и желаемую зарплату.

Ответить

Думаю, выбор между готовым решением и индивидуальной разработкой, действительно важен для успешного старта IT-проекта

1
Ответить