«Сегодня создать экосистему может любой поставщик продукции или услуг»

Узнали у представителей Tele2 и Банка «Восточный» о том, как развиваются и конкурируют экосистемы в российском телекоме и банкинге.

«Сегодня создать экосистему может любой поставщик продукции или услуг»

Компании в сфере банкинга и телекоммуникаций обладают большими клиентскими базами, что позволяет им трансформироваться до digital-экосистем. Команда Heads and Hands – лидеров в разработке мобильных экосистем, узнала у представителей Теле2 и Банка «Восточный» о том, как они выстраивают свои экосистемы и какие видят перспективы их развития на российском рынке.

С чем связан рост интереса к экосистемам?

Тренд на создание «всеобъемлющих» систем не нов — быстрый и доступный интернет подарил пользователю не только бесконечный доступ к информации, общению и развлечениям, но и постепенно приучил к тому, что за удовольствия надо платить.

А если пользователь платит за несколько цифровых продуктов, то идея объединить это в одном «кармане» лежит на поверхности.

Николай Петелин, Куратор направления МСБ Банка «Восточный»

Сегодня создать экосистему может любой поставщик продукции или услуг. Однако возможность эффективно развивать ее существует лишь у компаний с клиентской базой, измеряемой тысячами и миллионами пользователей.

На развитие цифровых экосистем повлияло распространение больших данных, так как они позволяют создавать персональные предложения на основе анализа перемещений, потребностей и интересов пользователей.

Большие данные также повлияли на создание экосистем, ориентированных на бизнес. Сегодня к B2B-составляющим экосистемы можно отнести M2M-коммуникации (способ взаимодействия, при котором машины обмениваются информацией друг с другом) и решения для «умного» города.

Антон Жуковский, Руководитель департамента продаж макрорегиона «Москва» Tele2

Что экосистемы дают пользователям?

Тенденция на развитие цифровых экосистем имеет ряд преимуществ для пользователей: им открывается доступ к продуктам и услугам в любое время в любом месте, также они получают уникальные предложения, что экономит их время, увеличивает лояльность и повышает качество сервисов.

Антон Жуковский, Руководитель департамента продаж макрорегиона «Москва» Tele2

Пользователю экосистема может быть выгодна только в одном случае — если позволяет платить за «пакет» меньше, чем за продукты по отдельности. К сожалению, удобство пользователя в процессе «допродажи» остается за бортом интересов владельцев экосистемы в подавляющем числе случаев.

Пользователь, попадающий внутрь экосистемы, получает не кастомизированные предложения, а все — «от батона до патрона». Убежден, что с сегодняшним уровнем технологий и развитием big data пользователи оставляют огромное количество следов в цифровом окружении, так что индивидуальные предложения — это гигиенический минимум любого проекта, претендующего на статус экосистемы.

Николай Петелин, Куратор направления МСБ Банка «Восточный»

Как появление экосистем влияет на рынок и конкуренцию на нем?

Мне интересно сравнивать российский опыт и международный. Если почти во всем остальном мире «экосистемы» формируются вокруг IT-гигантов: Apple, Facebook, Alibaba, Tencent, Google, которые забирают банки «под капот», то у нас процесс обратный — экосистемы изначально строятся вокруг банков, которые интегрируют в себя все новые и новые продукты.

Даже в ситуации с нашими IT-лидерами — Yandex и Mail — вряд ли банки готовы встать к ним «под капот», скорее компании пытаются выстроить паритетные союзы, что на практике нередко оборачивается конфликтом интересов.

Николай Петелин, Куратор направления МСБ Банка «Восточный»

Хватит ли на российском рынке места всем экосистемам и супер-аппам?

Телеком-рынку есть куда расти в первую очередь за счет M2M-сегмента. Сегодня поставщики услуг уже работают над созданием единой технологической экосистемы «Интернета вещей» (IoT).

Tele2 начала процесс построения цифровой экосистемы, развернув пилотные зоны IoT в жилых домах разных районов Москвы.

В 2019 году мы наблюдали опережающие рынок темпы роста в сегменте банковских MVNO (виртуальных операторов сотовой связи). Количество их клиентов увеличилось в 6,5 раз. Этот сегмент предоставляет банкам возможность объединять финансовые и телеком-сервисы.

В партнерстве с Tele2 сейчас работают все существующие на рынке банковские операторы: «Тинькофф Мобайл», «СберМобайл» и «ВТБ Мобайл». На MVNO банков приходится более половины абонентов виртуальных операторов, работающих на сети Tele2.

Антон Жуковский, Руководитель департамента продаж макрорегиона «Москва» Tele2

Конкуренция на российском рынке современных экосистем очень условна: потребитель прежде всего выбирает банк, а бонусом получает экосистему. Если бы подобные экосистемы были подчинены не только логике продать и активнее работали над бесшовностью внутри, то вполне могли бы обслужить запрос на «экономику лени» — когда потребитель не хочет тратить усилия и время на поиск подходящих решений, а ожидает получить все в одном месте.

Если говорить о месте под солнцем, то я убежден, что рано или поздно у нас победит не банкинг вместе с экосистемами, а правильный хардкорный fintech, под капотом которого будет лежать банкинг и те банки, которые смогут осознать всю выгоду подобного подхода.

Николай Петелин, Куратор направления МСБ Банка «Восточный»

Как развиваются российские экосистемы в телекоме и банкинге

Если говорить о Tele2, то экосистема компании строится вокруг потребностей клиентов. Мы проанализировали интересы наших абонентов и составили портрет пользователя Tele2, после чего начали создавать единый маркетплейс.

Сегодня на наших «полках» абоненты могут найти не только телеком-предложения, но и развлекательный контент, а также услуги от лидеров нетелеком-отраслей.

Речь идет о собственных развлекательных сервисах: «Tele2 Кошелек», «Tele2 Книги», «Tele2 TV», портале Cyberhero — а также о партнерских программах: скидках на такси и билеты в кино, получение кешбэка от сотен партнерских компаний, разнообразные финансовые сервисы и прочее.

Мы стали первой компанией, которая вывела крупнейший мировой онлайн-гипермаркет – AliExpress – в офлайн. Мы сократили срок доставки в несколько раз, открыв в столичных салонах брендированные витрины с товарами AliExpress.

Антон Жуковский, Руководитель департамента продаж макрорегиона «Москва» Tele2

Нередко сервисы, не входящие в экосистемы, вырастают в более интересные истории, чем слитые в одну корзину, дополнительные продукты.

Я лично столкнулся с тем, что сервис для подбора ресторана в одной известной банковской экосистеме показывает далеко не все заведения в локации, да еще и серьезно ошибается в оценке заведений. Я, мягко сказать, был удивлен заведением, в которое попал. Когда я пользуюсь любым «отдельно стоящим» сервисом — такие случаи редки.

Западный опыт мне кажется более релевантным, потому что банк, вставая под «капот» и становясь «невидимкой», приходит туда, где пользователь уже живет, а не пытается его втянуть в непривычное и искусственное пространство. Поэтому проект, Vostok BP, развитием которого я занимаюсь, будет построен по этому шаблону. Кроме этого, пользователю не надо будет что-то искать внутри системы, он получит все предложения, сформированные исключительно под него в удобном геймифицированном интерфейсе с интегрированными внутрь голосовыми помощниками.

Николай Петелин, Куратор направления МСБ Банка «Восточный»
1313
2 комментария

Согласен с Николаем. При всем уважении к тому же Сберу, они свой опыт монстра на банковском рынке пытаются перенести в ИТ - "все будет нашим и этого будет много". На самом же деле, суть экосистемы как раз в минимизации интеграции. В природе, например, это сумма живых существ без центра управления. Так легче обеспечить размеры и мощь.

Впрочем, и у суперприложений с этим тоже завал - регулируют по полной.

Будущее за турбо-приложениями: http://tdlab.org/k2.pdf

1
Ответить

H&H, почему "минус"? Разве аналогия с природой где "экосистема - система связей живых организмов между собой, которые образуют среду обитания" не разумна?
Минимизация регулирования чаще всего полезна и в экономике. Мы же это на постсоветском пространстве хорошо знаем.

Ответить