«ЦИПР-2024»: день первый. Заметки с полей, или тренды в импортозамещении для ключевых сфер промышленности

Привет! На связи Кирилл Левин, CEO NLABTEAM. Прямо сейчас я на «ЦИПР-2024»: одном из грандиознейших мероприятий, посвящённых цифровой экономике страны. Хочу поделиться с вами впечатлениями. Заметки с полей, так сказать.

«ЦИПР-2024»: день первый. Заметки с полей, или тренды в импортозамещении для ключевых сфер промышленности

«Блестящий асфальт»

Начну с приезда: разговорчивый таксист поведал мне, что в Нижнем Новгороде все дороги в плачевном состоянии, но вот аккурат в ночь перед приездом Михаила Владимировича Мишустина всё быстренько залатали.

Гудрон ещё блестит ;)

Так что нижегородцам за «ЦИПР» нужно держаться двумя руками — только благодаря ему обновляется асфальт. Такой формат обновления дорожного покрытия у нас с начала времён — например, сейчас по такому же принципу латают дороги в Питере к будущему ПМЭФ.

Ну да что я всё о традициях, давайте к современным технологиям — ведь это главная тема мероприятия.

Стратсессия о прогрессе в импортозамещении

Утром в зону выставки пустили добрую половину представителей правительства, для остальных делегатов её откроют только ближе к 16 часам. Зато есть удобные трансляции и очень милые зоны для кофе-брейков прямо на улице, благо погода великолепная.

С интересом послушал стратсессию «Технологическая независимость промышленности России». Сама логика сессии была такой: представители крупных отраслей промышленности отчитывались о том, куда продвинулись за год в импортозамещении, и что в плане.

Но делали это аккуратно: ведь каждая названная дата бралась под запись Михаилом Владимировичем, и он по-доброму спрашивал: «А точно справитесь

Сергей Когогин: второй электромобиль «АТОМ» будет спроектирован на отечественной PLM-системе САРУС

С достаточно прямым выступлением вышел Сергей Анатольевич Когогин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ».

Суть:

  • Импортозамещение возможно в полной мере только для новых продуктов, старые переводить на отечественные ERP/CAD/PLM/MES нерентабельно. Текущая локализация автоиндустрии — 38 %.
  • Крупняк тянет всю разработку собственными силами, а не использует решения сторонних производителей, поскольку нужна отраслевая экспертиза, а у внешних исполнителей её нет.

Спикер пообещал (под запись Мишустина), что второй «АТОМ», электрокар, будет спроектирован на отечественной PLM САРУС от «Росатома».

С. А. Когогин
С. А. Когогин

Олег Белозёров: ERP-система, которой пользуется РЖД, будет замещена на решение от 1C

Генеральный директор, председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Валентинович Белозёров планирует к концу 2024 года заместить систему управления отправлением грузов и систему взаимодействия с пассажирами.

Основа для этого — 1С ERP.

Кстати, спикер предложил отказаться от зарубежной аббревиатуры и ERP (enterprise resource planning) перейти к СУР (система управления ресурсами).

Андрей Пучков: в планах судостроения — переход с AVEVA на систему трёхмерного проектирования Model Studio от CSoft

Генеральный директор ОСК (АО «Объединённая судостроительная корпорация») Андрей Сергеевич Пучков сказал, что им нужна САПР тяжёлого класса. Сейчас всё делается на британской системе AVEVA, включающей комплекс интегрированных между собой решений для проектирования и сооружения судов.

Уровень замещения — пока самый низкий, пожалуй, процентов 20. Планируется переход на Model Studio от CSoft.

А. С. Пучков
А. С. Пучков

Кстати, тут порадовал Ханин Игорь Данилович, руководитель CSoft. Его вызвали со стенда вопросом Мишустина:

«Успеете к 2025 году, как планировали?»

Ханин прямо ответил, что нет — 2027 год, не раньше. Опять же, новый срок попал «на карандашик» к Председателю Правительства РФ.

И. Д. Ханин
И. Д. Ханин

Юрий Слюсарь: начало цифрового проектирования на отечественном софте намечено на 2025 год

От сферы авиастроения выступал Слюсарь Юрий Борисович, генеральный директор ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация».

Знаете, каков жизненный цикл модели самолёта?

Почти 100 лет: 10 лет разработки, и ещё 50–60 лет он летает. Динозавры от высоких технологий, так сказать. Результат цифровизации соответствующий. Начало цифрового проектирования на отечественном софте намечено примерно на 2025 год.

Кто будет технологическим партнёром?

Та-дам! CSoft. Это тот самый, который сказал, что раньше 2027 года САПР тяжёлого класса вряд ли появится.

Вишенкой на торте прозвучала просьба к Михаилу Владимировичу: «Софинансировать 20% проектов цифровизации для нас дорого, давайте государство заплатит 98%, а мы — 2%».

И мгновенный ответ Мишустина: «Хорошо».

Я немного удивился. Но после следующего выступления, от металлургии, стало понятно, откуда возьмут средства.

Алексей Мордашов: 1С против SAP пока не совсем хорош

От металлургии выступил Алексей Александрович Мордашов, ПАО «Северсталь».

Уровень импортозамещения в металлургии сейчас повыше, где-то 35 %, государство эту отрасль дотирует минимально, на 10 % от общей суммы.

На лёгкое замечание Мордашова о том, что 10 % маловато, ему ответили: «Вкладывайте больше».

А проект-то у них амбициозный: сделать аналог SAP!

Алексей честно сказал, что 1С против SAP пока не совсем хорош, особенно для сложных бизнес-процессов. Собираются делать консорциум с Сибуром и другими большими игроками — на эту историю нужно найти инвестиций в районе 1 млрд долларов.

Владимир Потанин: планируется открыть цифровые инструменты для вендоров в разработке

Далее выступил Владимир Олегович Потанин, президент, председатель правления ПАО «ГМК Норильский никель».

Очень яркое выступление: умеет человек сформулировать, что он хочет.

И сказал правильные вещи: всё, что сейчас создаётся из средств проектирования, делается внутри больших компаний. Небольшие разработчики никак не могут подключиться к этому процессу.

Собирается открывать для вендоров цифровые инструменты «Северстали», чтобы сделать своего рода маркетплейс для производителей цифровых решений.

Второе предложение — открытая витрина данных для ГИС, опять же для обеспечения высокого темпа развития. Даже под это предложил организовать межиндустриальный центр компетенций. Ну и тоже попросил помощи в ресурсах на реализацию задуманного, куда ж без этого.

Алексей Евгеньевич Лихачёв: развиваем САРУС и ЛОГОС

Спикер от «Росатома» — Алексей Евгеньевич Лихачёв

Компания как раз является автором «тяжёлой» PLM-системы САРУС и системы инженерных расчётов ЛОГОС.

Михаил Владимирович Мишустин тут же столкнул его немного «лбом» с теми, кто начинает пользоваться САРУСОМ: «К инструменту есть вопросы». И это правда.

А по поводу ЛОГОС отметил: «Жалуются, что платформа закрытая». Но как-то мирно всё прошло, не для массовой аудитории же ругаться, да и все спикеры для этого слишком интеллигентны.

Кто-то ещё выступал, но я отвлекался в начале, пропустил.

В своём заключительном слове Михаил Владимирович оценил импортозамещённость на 50 % (не был я на прошлом «ЦИПР»-е, хорошо бы сравнить — может, вы помните?).

Химия, энергетика — в передовиках, судо-, авто- строение и тяжёлое машиностроение с фармацевтикой — в аутсайдерах.

Мои выводы из этой сессии

В отличие от моих поездок на конференции до 2022 года, сейчас видно, что импортозамещение реально идёт. Идёт классическим советским способом, через мощную государственную регуляторику. Все разработки ведутся огромными корпорациями, которые выбрали несколько опорных производителей: CSoft, 1C, «Росатом».

И вроде планов громадьё, и ресурсов человеческих не хватает, но включиться в этот процесс компании с несколькими десятками разработчиков крайне сложно — нет заинтересованных в том, чтобы вовлекать малых предпринимателей. Вот разве что Владимир Потанин это обозначил как проблему.

P. S. Радует, что Максут Шадаев постоянно за левым плечом Мишустина и активно ему помогает, дополняя его видение своим.

Реально для айтишной отрасли Максут Игоревич делает много полезного: как в части сохранения кадров, так и обеспечения условий для развития отрасли в целом.

Ну и фраза дня от Михаила Мишустина. Он задал неудобный вопрос о сроках одной из компаний-разработчиков софта (не буду раскрывать, кому) — и тот начал пространно вещать про корабли, которые бороздят просторы большого театра.

Комментарий последовал шикарный: «Такое ощущение, что это вы здесь чиновник.»

«ЦИПР-2024»: день первый. Заметки с полей, или тренды в импортозамещении для ключевых сфер промышленности

Расскажите, что вы думаете об импортозамещении? Может, кто-то из читателей уже нашёл решение для своего бизнеса?

Буду очень благодарен, если поделитесь кейсами из вашей практики!

А если вы на стадии выбора такого решения — могу помочь: мы с моей командой NLABTEAM создаём ERP-системы, BI-платформы и почти любое сложное программное обеспечение для крупного бизнеса. Пишите, обсудим.

1212
Начать дискуссию